ИноПресса.Ру, 13 ноября
Запад анализирует документы мероприятия, определившего курс Китая на ближайшие 10 лет, – и в целом доволен. Формулировки по традиции расплывчаты, но реформистская риторика Си Цзиньпина усилилась, рынку отведена "решающая" роль. Создание комитета безопасности позволит Си координировать внешнюю и оборонную политику относительно автономно. Возможно, уйдет в прошлое прописка, "прикрепляющая" сельских жителей к месту рождения. Китай обещает масштабные реформы, гарантируя продолжение рыночной эпохи, пишут корреспонденты The Financial Times в статье, посвященной 4-дневному пленуму ЦК Коммунистической партии Китая. В заключительном коммюнике усилилась реформистская риторика председателя Си Цзиньпина, что свидетельствует о том, что контролю государства над ценами во второй по величине экономике мира пришел конец, полагают авторы статьи. Выражения в подобных документах КПК обычно нарочито туманны, однако предложение, согласно которому величина процентных ставок и ценообразование на землю, энергоресурсы и воду будут в большей степени обусловлены рынком, может оказать серьезное влияние на экономику Китая, отмечает издание. Также планируется ликвидировать различие в статусе между городской и сельской землей, что позволит городам быстрее разрастаться. "Пленум подготовил почву для либерализации валютного курса и процентной ставки, ослабления ограничений на право сельских жителей переселяться в города и наступления на власть и привилегии могущественных госпредприятий", – сообщают журналисты. При этом КПК подчеркнула, что государство продолжит занимать командные высоты в экономике. "В документе, как представляется, исключена любая серьезная попытка уменьшить влияние госкомпаний в таких сферах, как банковское дело, энергетика, телекоммуникации и транспорт", – заключают корреспонденты. КПК собирается учредить комитет государственной безопасности, который в потенциале может укрепить контроль президента над военными, силовыми ведомствами и внешней политикой, сообщает The Wall Street Journal. Это поможет Си Цзиньпину обрести личное могущество – Китай делает шаг к отказу от коллегиального руководства, считает журналист Джереми Пейдж. Как ожидается, орган будет функционировать во многом наподобие Совета национальной безопасности США. "В коммюнике сказано, что силы рынка будут играть "решающую" роль в экономике, но рука партии останется сильной. Этот неоднозначный сигнал заставляет задаваться вопросами о направленности реформ", – говорится в статье. Многие аналитики полагают: весть о создании комитета безопасности проливает свет на то, как Си Цзиньпин консолидирует свою власть. Этот шаг гармонирует с имиджем нового президента Китая: за первый год в должности он несколько раз посещал военные базы и приказывал военным "вести войны и побеждать". В отличие от двух предшественников, Си быстро "утвердил свою власть над военными и начал интенсивные кампании против коррупции и в поддержку идеологической ортодоксальности в рядах партии", пишет Пейдж. Соседи Пекина обеспокоены его воинственным подходом к конфликтам за территории и акватории в Азии. По прогнозам аналитиков, комитет национальной безопасности позволит Си координировать внешнюю и оборонную политику относительно автономно от других высших руководителей – членов Политбюро. Некоторые эксперты предположили, что комитет будет фокусироваться на внутренней безопасности больше, чем его американский аналог. Си подавляет политическое инакомыслие, особенно среди популярных интернет-обозревателей, несколько из них арестованы и ожидают суда. "Внутри страны партии противостоит все более требовательный и хорошо информированный средний класс, случаются акции протеста – иногда насильственные – на почве недовольства населения", – говорится в статье. В итоговом документе пленума ЦК КПК упомянут ключевой момент для преобразования экономической модели Китая, отмечает El Pais: Китай обещает "обеспечить негородскому населению равноправное участие в модернизации и совершенствование его прав собственности". КПК признает, что прописка – в китайском варианте это система, "прикрепляющая" гражданина к месту его рождения, – является "помехой, препятствующей интеграции и развитию". Автор поясняет: прописка "не позволяет мигрантам обосноваться в городах со своими семьями, так как они лишены прав на образование и медицинское обслуживание, которыми наделены местные жители". Фразу о "совершенствовании прав собственности" газета трактует так: возможно, однажды китайским крестьянам разрешат продавать их землю при переезде из села. В редакционной статье Le Monde, посвященной пленуму ЦК КПК, который проходил с 9 по 12 ноября, говорится: "Китайская экономика столкнулась с серьезными вызовами: замедление роста, ухудшение экологии, увеличение сомнительных задолженностей. Содержание реформ и личность их автора – экономического советника правящей команды Лю Хэ – говорят о том, что китайское руководство прислушивается к либеральным экономическим кругам". Если верить китайской прессе, следует ожидать уменьшения государственного регулирования в экономике, борьбы с засильем госпредприятий и либерализации финансового сектора. Хотя в экономике нынешний председатель КНР Си Цзиньпин установил планку с "правым уклоном", руководит страной он все равно "по-левому", то есть консервативно, говорится в статье. Дав надежду на политическую модернизацию, он быстро освоил методы, популярные в первые десятилетия существования КНР: антикоррупционные чистки, самокритичные выступления членов партии, усиление полномочий полиции и усмирение интеллектуалов. Однако в разгар экономических реформ модернизация политической жизни важна как никогда, указывает издание. Если Си Цзиньпин возьмется реформировать экономику без открытости в политике, он окажется прижатым к стенке.
--------
Реформы по умолчанию Китайские коммунисты не раскрыли решений пленума
Александр Габуев, kommersant.ru, 12 ноября
Четырехдневный пленум Центрального комитета КПК, объединяющего 373 самых влиятельных человека в Китае, завершился по-тихому. Государственное информагентство "Синьхуа" опубликовало итоговое коммюнике пленума после 19:00 по пекинскому времени, когда закрылись биржи в Шанхае и Шэньчжэне, чтобы сообщение не повлияло на рынок. Эта мера может оказаться вполне разумной: инвесторы пока не увидели в опубликованных данных ничего, что могло бы свидетельствовать о запуске столь необходимых КНР реформ. Высокие ожидания от пленума объяснялись традицией: именно на третьем осеннем пленуме новое руководство КНР обычно объявляло о масштабных экономических реформах. Так было в 1978 году при Дэн Сяопине, так было и в 1993 году при Цзян Цзэмине. Многие ожидали, что таким же станет и третий пленум новой команды во главе с генсеком Си Цзиньпином. Ожидания подогревали и сами лидеры КНР, рассказывавшие о "судьбоносном характере" мероприятия как внутри страны, так и всем зарубежным гостям. Итоговый документ пленума, который должен содержать "дорожную карту" реформ, последние семь месяцев готовился в обстановке повышенной секретности под руководством ближайшего экономического советника Си Цзиньпина – главы аппарата центральной руководящей группы ЦК КПК по финансовым и экономическим вопросам Лю Хэ. Однако вчера этот документ с длинным названием "Решение ЦК КПК по важному вопросу о комплексном углублении реформ" опубликован не был. Вместо него "Синьхуа" вывесило коммюнике с отражением итогов пленума. В длинном тексте, изобилующем штампами, кочующими из одного программного документа КПК в другой, крайне мало конкретики. Ориентиры будущей экономической политики Пекина вычитываются весьма смутно. Пока что можно лишь соотносить формулировки коммюнике с развернутыми предложениями, которые правительственные "мозговые центры" публиковали накануне пленума, прежде всего с докладом Центра по изучению вопросов развития при Госсовете, написание которого также курировал товарищ Лю Хэ (так называемая Программа 383). Прежде всего в коммюнике отмечено, что партия намерена двигаться к "укреплению роли рынка в определении цены на ресурсы", а также в "правильном определении ролей рынка и правительства". Эти фразы можно толковать как курс на дерегулирование экономики, снижение административных барьеров, а также прекращение регулирования государством внутренних цен на сырьевые ресурсы (прежде всего – энергоносители). Кроме того, в "Программе 383" есть предложение перестать регулировать ставки по кредитам, чтобы облегчить частному бизнесу доступ к банковскому кредитованию и лишить госкомпании преференций в получении дешевых денег от госбанков. И эта реформа также может быть описана как укрепление роли рынка. Но напрямую об этом в коммюнике не сказано. Во-вторых, в коммюнике говорится о намерении Пекина сделать более рыночным ценообразование на землю и дать крестьянам возможность получать справедливый доход. Эту фразу можно понимать как поддержку одной из ключевых реформ, которую предлагает Лю Хэ. Сейчас собственности на землю у китайских крестьян нет – они пользуются землей на правах долгосрочной аренды и не могут продать ее на рынке. Местные власти нередко пользуются своим правом конфисковать у крестьян землю с минимальной компенсацией, а затем дорого продают ее девелоперам. Эта схема служит источником для пополнения местных бюджетов (за уездами закреплено не так много налоговых источников), а также карманов коррупционеров, которые вступают с застройщиками в сговор. Неудивительно, что из свыше 100 тыс. массовых инцидентов, которые происходят в Китае каждый год, значительная часть – это восстания выгнанных с земли крестьян. Авторы "Программы 383" предлагают сохранить госсобственность на землю, но разрешить крестьянам продавать права аренды на свободном рынке – это выведет из схемы чиновников, а заодно позволит сельским жителям получать справедливую цену за свои наделы. По мысли реформаторов такая мера стимулирует переезд крестьян в города, где на вырученные деньги они смогут купить хоть какое-то жилье. "Программа 383" также предлагает отменить институт прописки, ограничивающий миграцию из деревни в города. В итоге продолжится процесс урбанизации, который стал одним из главных драйверов роста китайской экономики, а ряды китайского среднего класса будут потихоньку пополняться. В будущем это позволит стране жить не за счет экспорта и инвестиций, как сейчас, а за счет внутреннего потребления. Впрочем, будет ли скупая фраза из коммюнике развернута в эту подробную схему, пока неясно. Наконец, опубликованный "Синьхуа" документ содержит примерные временные ориентиры реформ – основная их часть должна завершиться в 2020 году, когда Си Цзиньпин и премьер Ли Кэцян еще будут у власти (они начнут передавать посты преемникам в 2022 году). Для координации реформы в ЦК КПК будет создана отдельная руководящая группа – неформальный комитет ключевых чиновников экономического блока. Еще одна новость касается уже внешней политики, о которой в коммюнике почти не говорится. В Китае будет создан совет национальной безопасности (эта идея обсуждается в Пекине не первый год). Полномочия и состав совета подробно не описаны. Скорее всего, совет будет представлять собой институционализацию руководящей группы ЦК КПК по внешней политике и безопасности (ее возглавляет Си Цзиньпин), полномочия которой в законодательстве четко не прописаны. Пока неясно, будут ли переданы в новый орган полномочия Центрального военного совета ЦК КПК – ключевого центра принятия военных решений. Окончательная оценка итогов пленума будет зависеть от содержания "Решения ЦК КПК по углублению реформ", если его опубликуют (это ожидается в ближайшие дни). Расплывчатые формулировки документа или решение задержать его публикацию будут означать, что в руководстве Китая по-прежнему идет борьба вокруг реформаторского курса. Дело в том, что предложения Лю Хэ, пусть и поддержанные тандемом Си Цзиньпина и Ли Кэцяна, больно ударят по интересам многих элитных групп, прежде всего руководителей 117 госкомпаний, производящих 43% ВВП Китая и имеющих родственные и коррупционные связи в высших эшелонах власти. |