Сегодня Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан провела круглый стол в ОЮЛ "Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий". Главной темой стало обсуждение проекта Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов на 2014-2015 гг. (Нац. план) и его влияние на развитие экономики Казахстана, в частности горно-металлургического, нефтегазового и электроэнергетического секторов. Участие в заседании приняли представители Национальной палаты предпринимателей (НПП), Министерства окружающей среды и водных ресурсов РК, Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, Казахстанской электроэнергетической ассоциации, Ассоциации "Kazenergy", АО "Самрук-Энерго", ТОО "Казцинк", ТОО "ENRC-Kazakhstan", ТОО "Корпорация Казахмыс". Проект Нац. плана разработанный Министерством окружающей среды и водных ресурсов РК предполагает квотирование выбросов двуокиси углерода, базовая линия которых превышает 20 000 тонн и устанавливает базовую линию на уровне выбросов двуокиси углерода, верифицированных за 2012 год. Обязательства по сокращению выбросов двуокиси углерода до 2020 года установлены в размере 7% от базовой линии. На 2014 год – 0% от базовой линии. На 2015 год – 1,5% от базовой линии. По мнению отечественных предприятий и ассоциаций горно-металлургической, энергетической и нефтегазовой отраслей, предлагаемый Министерством окружающей среды и водных ресурсов РК проект Нац. плана является затратным и труднореализуемым. В своем выступлении заместитель исполнительного директора АГМП Бахыт Манасбаева отметила: "Мы провели анализ ситуации и предприятия горнодобывающей и горнометаллургической отраслей готовы сокращать выбросы, но к этому надо идти поэтапно. Государство должно устанавливать не карательные меры, а вводить систему поощрений. Мы полагаем, что Нац. план, который сейчас еще в проекте, должен быть скоординирован с ГП ФИИР-2, где предусматривается наращивание энергетических мощностей. Введение штрафных санкций негативно скажется на темпах роста и конкурентоспособности отечественной экономики и приведет к сокращению инвестиций". Согласно общему мнению ассоциаций, индустриализация и введение жестких санкций за превышение выбросов СО2 на данном этапе несовместимы, т.к. увеличение роста производства приведет к увеличению выбросов СО2 с превышением установленных квот практически на всех промышленных предприятиях, что соответственно повлечет дополнительные штрафные санкции. В настоящее время 86% выбросов парниковых газов приходится на электрические и тепловые станции, работающие на угле. При этом более 80% электрической и тепловой энергии производится на станциях, использующих в качестве топлива уголь и мазут, а новые проекты в основном ориентированы на уголь. Более 70% энергогенерирующих мощностей изношено. В такой ситуации Казахстан рискует не выполнить международные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Заместитель председателя Национальной палаты предпринимателей РК Мейрамгуль Дузбаева заверила собравшихся в том, что НПП усилит работу по защите интересов бизнеса: "Нац. план еще не утвержден и мы должны конструктивно работать и найти компромисс. У нас есть вопросы и по тому, насколько для Казахстана актуален второй период Киотского протокола. Нац. палата предпринимателей была создана как площадка для общения бизнеса с государственными органами, поэтому любой законопроект, который касается бизнеса, поступает к нам на экспертизу. Мы должны выработать совместно с гос. органами позицию и помочь нашему правительству принять конструктивное решение". По итогам заседания принято решение подготовить обращение на имя премьер-министра РК от бизнес-сообщества и внести в него рекомендации Правительству РК провести анализ влияния на экономику страны принятия количественных обязательств Казахстана по сокращению выбросов парниковых газов согласно Национальному плану распределения квот на выбросы парниковых газов на 2014-2015 гг. в рамках Киотского протокола и рассмотреть возможность приостановки участия Республики Казахстан в Киотском протоколе на время индустриализации. . СПРАВОЧНО: В 2009 г. Казахстан ратифицировал Киотский протокол Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Его действие распространялось до 2012 гг. включительно. В декабре 2012 года принята Дохийская поправка к Киотскому протоколу. Тогда был определен второй период действия международных обязательств на 2013-2020 гг. (В РК не ратифицирована) |