Бек АРГЫНОВ
Безупречная и эффективная национальная судебная система – важнейший критерий развитости наций в ХХI веке. Независимый и справедливый суд – стержень деятельности любого государства, подчеркнул президент страны в своей программной речи на VI съезде судей РК. Повышение конкурентоспособности нашей правовой системы является одной из главных задач Стратегии "Казахстан – 2050". Отечественное правосудие со времени распада Союза с его карательным уклоном, бесспорно, заметно шагнуло вперед в защите прав человека. Возрос уровень независимости судей. По наиболее тяжким преступлениям уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей. Введен и уже работает институт судебного санкционирования ареста. Сегодня в стране действует 378 судов различных юрисдикций, в которых работают 2214 судей, прошедших квалификационный отбор и назначенных лично главой государства.
Правосудие – основание всех добродетелей Пожалуй, объективным показателем состояния нашей судебной системы является ее место в глобальном рейтинге конкурентоспособности "Независимость судов" – 88-ая позиция. Если сравнивать с 50-ым местом Казахстана по конкурентноспосбности, то судебная система еще явно уступает темпам развития экономики. С другой стороны, за четыре года, прошедших с момента проведения предыдущего съезда судей рейтинг вырос на 23 позиций. Как отметил Лидер нации, чтобы судебной системе надо подняться еще на 60 позиций чтобы также войти в число 30 лучших в мире. По мнению главы государства, центральной задачей Шестого съезда судей является определение приоритетных направлений и механизмов повышения авторитета, независимости и эффективности судебной ветви власти. О качественном изменении отношения казахстанцев к судам – именно как к последней инстанции, где можно добиться справедливости, говорит количество рассматриваемых дел – с 2000 года это более 1 миллиона ежегодно. Открывая VI Съезд судей, председатель Верховного суда РК Кайрат Мами, справедливо отметил, что содержание рассматриваемых судами дел является индикатором социального самочувствия нашего общества. По его мнению, рост числа рассмотренных дел показывает, что суды утвердились в качестве действенного способа разрешения правовых конфликтов в обществе. Эти данные также подтверждаются социологическими исследованиями, проведенными под эгидой ООН. Следует отметить, что для повышения независимости судей полномочия по рассмотрению их дисциплинарной ответственности закреплены исключительно за Судебным Жюри. За последние 4 года число наказанных судей снизилось почти в 4 раза. С 2009 года ежегодные показатели отмененных и измененных судебных решений стабилизировались в среднем на уровне, 0,5 и 0,9 процента соответственно. Это также говорит о возросшем уровне справедливости и квалификации правосудия. Продолжается работа по специализации судов. Важное место занимает прозрачность правосудия. Сейчас можно свободно ознакомиться с решениями судов в электронном режиме – на сайте Верховного Суда и местных судебных инстанций. По поручению президента страны в 2010 году суды были освобождены от несвойственных им функций. В Казахстане учрежден важный институт медиации – процесса примирения сторон при помощи внесудебного посредника. Это создает предпосылки для последовательного снижения нагрузки на суды. Государство уделяет особое внимание материально-техническому состоянию судебной системы. Так, расходы республиканского бюджета на обеспечение деятельности судов с 2006 года увеличились в 2,6 раза – с 11,2 миллиарда тенге до 30 миллиардов тенге в текущем году. А зарплаты судей всех уровней являются самыми высокими в нашем регионе и за четыре года они выросли на 60%. По оценке главы государства, в целом, казахстанская Фемида стала самодостаточной, ответственной и динамичной ветвью единой государственной власти. При этом Союз судей РК принят в Международную ассоциацию судей. Обновление судебно-правовой сферы должно стать неотъемлемой частью поступательного развития страны, ход которой определяется Стратегией 2050. С течением времени произошли значительные изменения в экономике и других сферах жизни, и они должны быть адекватно отражены в теории и практике правооприменения. По мнению Лидера нации, судопроизводство в Казахстане пока еще необоснованно затянуто и формализовано. Недостаточно и использование в судопроизводстве информационных технологий. В развитии судебных специализаций мы находимся только в начале пути. Важно решать проблему растущей нагрузки на судей – в судах первой инстанции она выросла за последние 4 года в среднем с 38-ми до 56-ти дел в месяц на одного судью. Поэтому дано поручение предусмотреть в республиканском бюджете на 2014 год средства на увеличение состава судейского корпуса и аппарата судов на 960 человек. Казахстанская система правосудия все еще сталкивается с фактами судебных ошибок, нарушений законности и судейской этики. Ежегодно в Казахстане за коррупционные преступления осуждаются двое-трое судей.
Дух закона должен отражать дух времени Природа законов такова, что они всегда идут вслед за жизнью, поскольку отражают сложившиеся существенные общественные отношения. Но есть и мировая практика, которая позволяет быстрей пройти этот путь. Казахстанская фемида должна быть максимально готова к тем огромным переменам, которые произойдут в экономике в предстоящий период в рамках Стратегии 2050, программы ФИИР и др.. Оно должно быть на высоте любых вызовов времени. Для этого ей ставится задача быть открытой и восприимчивой к судебно-правовым инновациям. Как известно, важнейшие направления развития национального судопроизводства определены в Концепции правовой политики до 2020 года. Но сегодня, по мнению Лидера нации важно заглянуть дальше в будущее. Он изложил главные приоритеты казахстанского правосудия. Первое – последовательно совершенствовать законодательные и процессуальные нормы деятельности судов. Уже подготовлены проекты новых кодексов – уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и об административных правонарушениях. В них предусмотрена новая компетенция судов, в том числе новый упрощенный порядок судопроизводства. Расширяются рамки судебного контроля и полномочия судей в ходе судебных разбирательств. Идет дальнейшая гуманизация, но не ущерб охране правопорядка. Правительству совместно с Верховным Судом поручено приступить к разработке проекта нового Гражданского процессуального кодекса (ГПК). Основные критерии изменений ГПК – порядок рассмотрения гражданских дел должен быть удобным и быстрым для сторон процесса, ориентированным на их примирение и широкое использование современных технологий. Все суды должны быть готовы к работе в условиях нового законодательства, обеспечить оперативное, законное и справедливое рассмотрение дел. Второе – дальнейшее совершенствование судоустройство. Здесь ставится вопрос создания эффективной системе административной юстиции, которая должна быть частью административной реформы всего государственного аппарата. При этом внедрять систему необходимо постепенно с учетом опыта других стран. Надо законодательно закрепить ограничения подсудности дел, подлежащих рассмотрению в порядке надзора Верховным Судом. Третье – огромный потенциал развития правовой системы Казахстана содержится во внедрении альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, особенно в социальной сфере. Как гласит народная мудрость, лучше плохое мировое соглашение, чем хороший судебный процесс. Пока же в текущем году с использованием инструментов медиации рассмотрен только один процент дел. Необходимо привести отечественное законодательство о медиации в соответствие с международными стандартами, что будет способствовать снижению нагрузки на суды. И в то же время это окажет воздействие на повышение деловой активности, создание благоприятного инвестиционного климата в стране. Нурсултан Назарбаев обратил внимание на то, что в рассматриваемых кодексах за экономические преступления предусматривается использование финансовых санкций. Поэтому механизмы медиации имеют здесь особое значение. Четвертое – обеспечить доступность правосудия широким слоям граждан. Поставлена задача повсеместно внедрить электронную фиксацию судебных процессов как механизма, обеспечивающего полноту и качество протокола судебного разбирательства. Все суды первой инстанции должны иметь системы видеоконференцсвязи, чтобы вести процессы в дистанционном режиме. Важно также расширять альтернативность подсудности дел по выбору сторон, исключать любые формальные требования к подаваемым в суд заявлениям. "Судьи – это слуги народа, как и все государственные служащие. Их непосредственная обязанность заключается в том, чтобы принимать все возможные меры по защите прав и интересов граждан", подчеркнул президент. Пятое – повысить профессионализм судейского корпуса Казахстана. Безусловно, любой человек не может быть застрахован от ошибок. Но цена возможных ошибок в работе судей слишком высока. Решение этой задачи требует, прежде всего, модернизации системы судейского образования. Здесь надо отметить предложение председателя ВС РК Кайрата Мами, высказанное в иноверью накануне съезда – "На мой взгляд, в ближайшей перспективе при первичном назначении на должность судьи нам стоит отдавать предпочтение выпускникам Института правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан". Также следует продолжить работу по повышению социальных и материальных условий деятельности судей, но с одновременным ужесточением требований к качеству их работы и ответственности. Президент страны отметил, что в то же время усилиями СМИ следует формировать в обществе позитивное и уважительное отношение к судебной системе. Однако и самим судьям надо помнить создании положительного имиджа во время ведения процессов, когда любые их слова и действия рассматриваются буквально под микроскопом. Между тем, председатель ВС РК рассказал, что в Германии вопросами медиации занимается штатный судья, который разъясняет сторонам процесса перспективы судебного разбирательства и тем самым способствует применению медиации. Такая практика, не требующая каких-либо дополнительного финансирования, могла бы успешно применяться и в Казахстане. А в Англии определены категории дел, которые вначале непременно рассматриваются в формате медиации, и только в случае отсутствия консенсуса сторонам разрешено обращаться в суд. Председатель Верховного суда также предложил национальной палате предпринимателей республики (НПП), членство в которой с этого года обязательно для всех форм бизнеса, рекомендовать своим членам разрешать экономические споры в третейском суде. Резюмируя основные направления предстоящих реформ, Лидер нации сказал, что национальная судебная система должна стать надежной гарантией стабильности в обществе, верховенства права, неуклонного соблюдения интересов общества и государства, защиты прав и свобод казахстанцев. "В этом заключен высочайший смысл служения народу судейского сообщества Казахстана. В этом состоит главный долг казахстанских судей в сложной работе по реализации Стратегии – 2050", подчеркнул Нурсултан Назарбаев. С недавних пор в Казахстане во время судебного процесса к судьям обращаются исключительно уважительно – "Ваша честь". Тем самым, подчеркивается особый статус человека, выносящего решения от имени Республики Казахстан. И судьи всегда должны помнить о своем высоком предназначении и свято хранить честь судейской мантии. |