Марат Шибутов
Для описания ситуации в Казахстане необходимо описать действующую структуру политической системы, которая представляет собой ресурсно-сословном государство. Ресурсно-сословное государство является концептом, разработанным Симоном Кордонским и частично Виталием Найшулем для России, но в принципе, эта концепция также работает и в Казахстане. Основой действующего строя является пункт 3 статьи 6 Конституции "Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом". То есть, природные ресурсы не являются собственностью народа, а является собственностью государства, которое занимается их управлением. Таким образом, государство решает следующие фундаментальные вопросы: Кто получит право на разработку природных ресурсов Какой размер ресурсной ренты будет Как будет распределяться природная рента При этом практически все эти параметры в Казахстане находятся под контролем государства, и решает, какие размеры их будут тоже государство. Таким образом, административная рента в Казахстане представляет собой извлечение прибыли и дополнительных возможностей за счет использования субъектом своего иерархического статуса в государстве и его системе принятия решений. Административная рента подразумевает собой не только прямые денежные выплаты в виде взяток и доли в подконтрольных предприятиях, но и неподсудность законам и возможность содержать многочисленную клиентелу из соратников и протеже. То есть каждый клан или финансово-промышленная группа во власти представляют собой пирамиду, где сверху вниз и в некоторой доле снизу вверх идут деньги и услуги. Если у вашей группы или клана нет возможности внедрить в государственную структуру своих людей на должности, принимающие решения, то вы не можете получить административную ренту, и ваше положение в обществе будет довольно низкое. Более того, с концентрацией власти и денежных ресурсов в республиканских органах власти, важнее иметь человека там, чем в местных органах. И конечно, важнее быть в исполнительной власти, чем в представительной власти, которая мало что решает. В настоящее время власть по сути своей представляет конгломерат различных элитных группировок с центральной фигурой Президента, который служит как верховным арбитром, так и единственный носителем легитимности Надо отметить, что из-за нелегитимности большинства элитных группировок и их опоры в основном на своих людей в государственных органах власть может легко справиться с любой из элитных группировок. Однако крайне редко допускается полностью исчезновение элитной группировки – так как это нарушает баланс между оставшимися. С одной стороны, это помогает избежать ожесточенной борьбы со стороны элитной группировки, с другой стороны все противоречия накапливаются в течение долгих лет и при внешнем вмешательстве или снижении авторитета власти приведут уже к тотальной войне на уничтожение. Хотя власть и может уничтожить или серьезно снизить влияние той или иной элитной группировки, но она не может изменить ее поведение – к примеру, снизить масштабы коррупции или повысить их работу на благо государства. Власть смирилась с тем, что большинство элитных группировок живут за счет коррупционных доходов и это является их основным доходом с одной стороны, а с другой гарантом их лояльности и возможности в любой момент их подвергнуть уголовному преследованию. Это все касалось действующей политической системы. Теперь остановимся на партийной системе. Партийное поле состоит 9 зарегистрированных политических партий – "Нур Отан", КНПК, "Ак Жол", ОСДП, КПК, ППК, "Ауыл", "Азат", "Бирлик". Партии как субъекты политики проявляют себя периодически – в период политических кампаний, и постоянно – во время работы в представительных органах. В Мажилисе представлены 3 партии из 9, а в маслихатах представлена подавляющее большинство занимает одна партия – "Нур Отан". Партии являются объектами политики: со стороны государства, а точнее блока, отвечающего за внутреннюю политику – на республиканском уровне АП, МКИ, КНБ, Генеральная прокуратура, на региональном уровне областные акиматы и их управления; со стороны финансово-промышленных групп, которые осуществляют их финансирование и предоставляют медийные и организационные ресурсы. Таким образом, можно отметить, что активную деятельность ведут только "Нур Отан", КНПК, "Ак Жол", ОСДП. Остальные 5 партий по сути недействующие. Теперь перейдем к проблемам партйино-политической системы. Необходимо отметить, что проблемы функций и компонентов партийно-политической системы далеко не все являются критическими – некоторые из них даже находятся в стадии решения и в течение нескольких лет будут решены.
Проблемы функций политической системы
№ | Функция | Проблемы | 1 | Управленческая | В настоящее время количество групп, чьи интересы в настоящее время ущемлены, расширяется – владельцы праворульных машин, дольщики, самозанятые, женщины предпенсионного возраста, декретницы и т.д. и т.п. | 2 | Конверсии | Работает плохо – часть требований просто не озвучивается из-за отсутствия у данных социальных групп политических представителей | 3 | Адаптации | Адаптация происходит формальная – без изменения функционирующих механизмов. Пример – многопартийный парламент. | 4 | Мобилизации | Мобилизация крайне слабая, осложнена коррупцией и все более ухудшающейся процедурой государственных закупок , которая делает государственный социальный заказ невыполнимым | 5 | Охранительная | Проблема тут только в несогласованной и непоследовательной политике, а в целом функция осуществляется хорошо. | 6 | Консолидирующая | Часть групп не имеет своего представительства из-за неработающих политических партий, отсутствия депутатов-одномандатников и профсоюзов. | 7 | Внешнеполитическая | Часто пиар заменяет реальную работу. Внешняя политика замкнута лично на Президента, что ограничивает возможности | 8 | Властная | Проблем нет | 9 | Интеграционная | Раскол казахского общества на шала- и нагыз-казахов, усиление религиозного экстремизма, борьба против протестантских церквей и церквей лидерского типа | 10 | Политической социализации | Крайне слабое знание казахстанцами реалий государства где они живут, неумение пользоваться предоставляемыми им правами и возможностями | 11 | Легитимации | Слабая легитимность большинства властных институтов. |
Проблемы компонентов политической системы
№ | Компоненты и составляющие | Проблемы | Организационный компонент | 1 | Государство | Слабая эффективность работы – за счет отсутствия порядка, долговременных приоритетов, излишнего лоббирования корпоративных интересов. Борьба с коррупцией настолько осложнила государственные закупки, что потери стали больше чем от коррупции – очень большая доля проектов выполняется не за 6-9 месяцев, а за 2-3. Дисбаланс между ветвями власти. | 2 | Политические партии (зарегистрированные) | Крайняя слабость большинства – только 4 из 9 реально действуют. Остальные партии являются недействующими и "виртуальными". Численность членов всех партий завышена в несколько раз. | 3 | Политические движения | Отсутствие регистрации, нежелание идти на диалог | 4 | НПО | Слабость, ориентация только на получение прибыли, спонсорство государства | 5 | Трудовые коллективы | Отсутствие профсоюзов, коллективных договоров, неорганизованность, не знание своих прав и обязанностей | 6 | Профсоюзы | Нелегитимность со стороны рабочих, слишком сильное влияние владельцев | 7 | Неформальные лоббистские организации | Коррупция, использования трайбалистских и прочих связей | 8 | Формальные лоббистские организации (бизнес-ассоциации) | Слабость, нежелание государства идти на диалог. Ситуация будет меняться с усилением Национальной палаты предпринимателей. | 9 | Религиозные организации (зарегистрированные) | Нелегитимность, отсутствие популярности у прихожан, неумение бороться с радикалами | 10 | Религиозные организации (незарегистрированные) | Отсутствия диалога с государством, гонения со стороны некоторых государственных структур, что может привести к радикализации | 11 | Средства массовой информации | Слабость, непрофессионализм, неготовность к информационным войнам | Культурный компонент | 1 | Политическая идеология | Часть официальной идеологии противоречит развитию страны и не позволяет противостоять радикальным идеологическим течениям | 2 | Политическая культура | Не допускает дискуссий, компромиссов, дебатов и обсуждений | 3 | Политические идеи | Отсутствие современных идей – отставание в них от мировых тенденций. К примеру, национализм в Казахстане напоминает ранний немецкий национализм 19 века, а терминами оперирует из определений Иосифа Сталина, сформулированных в 1912-1913 годах. | Нормативный компонент | 1 | Правовые нормы | Не все выполняются – есть даже не работающие статьи Уголовного Кодекса, по которым за последние 5 лет не привлекают никого – к примеру, это "препятствование работе адвоката". | 2 | Социально-политические нормы | Слабые связи и взаимопомощь, нежелание вести диалог, любовь к патернализму, социальное иждивенчество | 3 | Традиции и обычаи | Архаизация бытовых традиций, выливающиеся в развитие различного рода празднеств, которые разоряют население | 4 | Моральные нормы | Отсутствие всеобщего морального осуждения коррупции и непотизма | Коммуникативный компонент | 1 | Информационные связи | Информационная картина из-за цензуры и слабых СМИ крайне искажена, что нарушает информационные связи между государством | 2 | Политические отношения | Слабо развиты дискуссии и дебаты между различными политическими силами, также проблема с блоками и союзами. | Функциональный компонент | 1 | Политическая практика | Нежелание власти идти на компромисс, признавать ошибки в одних случаях, дешевый популизм в других случаях | 2 | Методы осуществления власти | Слишком большой сегмент внутренней политики не отрегулирован и является сферой деятельности конкретного исполнителя – преобладание неформальных методов над формальными |
Также отдельными проблемами партийно-политической системы являются: 1. Региональная политика и формирование регионального баланса сил 2. Легитимность власти и отдельных ее ветвей 3. Молодежная политика 4. Военно-гражданские отношения 5. Учет региональной интеграции в партийно-политической системе Казахстана В целом, ситуация с состоянием партийно-политической системы Казахстана пока не настолько плоха, как у некоторых стран региона, но тем не менее модернизация ей нужна. |