NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 01:29 ast
23:29 msk

Современное состояние и проблемы партийно-политической системы Казахстана
Ресурсно-сословное государство является концептом, разработанным Симоном Кордонским и частично Виталием Найшулем для России, но в принципе, эта концепция также работает и в Казахстане
09.12.2013 / политика и общество

Марат Шибутов

Для описания ситуации в Казахстане необходимо описать действующую структуру политической системы, которая представляет собой ресурсно-сословном государство. Ресурсно-сословное государство является концептом, разработанным Симоном Кордонским и частично Виталием Найшулем для России, но в принципе, эта концепция также работает и в Казахстане.
Основой действующего строя является пункт 3 статьи 6 Конституции "Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом". То есть, природные ресурсы не являются собственностью народа, а является собственностью государства, которое занимается их управлением.
Таким образом, государство решает следующие фундаментальные вопросы:
 Кто получит право на разработку природных ресурсов
 Какой размер ресурсной ренты будет
 Как будет распределяться природная рента
При этом практически все эти параметры в Казахстане находятся под контролем государства, и решает, какие размеры их будут тоже государство. Таким образом, административная рента в Казахстане представляет собой извлечение прибыли и дополнительных возможностей за счет использования субъектом своего иерархического статуса в государстве и его системе принятия решений. Административная рента подразумевает собой не только прямые денежные выплаты в виде взяток и доли в подконтрольных предприятиях, но и неподсудность законам и возможность содержать многочисленную клиентелу из соратников и протеже. То есть каждый клан или финансово-промышленная группа во власти представляют собой пирамиду, где сверху вниз и в некоторой доле снизу вверх идут деньги и услуги.
Если у вашей группы или клана нет возможности внедрить в государственную структуру своих людей на должности, принимающие решения, то вы не можете получить административную ренту, и ваше положение в обществе будет довольно низкое. Более того, с концентрацией власти и денежных ресурсов в республиканских органах власти, важнее иметь человека там, чем в местных органах. И конечно, важнее быть в исполнительной власти, чем в представительной власти, которая мало что решает.
В настоящее время власть по сути своей представляет конгломерат различных элитных группировок с центральной фигурой Президента, который служит как верховным арбитром, так и единственный носителем легитимности
Надо отметить, что из-за нелегитимности большинства элитных группировок и их опоры в основном на своих людей в государственных органах власть может легко справиться с любой из элитных группировок. Однако крайне редко допускается полностью исчезновение элитной группировки – так как это нарушает баланс между оставшимися.
С одной стороны, это помогает избежать ожесточенной борьбы со стороны элитной группировки, с другой стороны все противоречия накапливаются в течение долгих лет и при внешнем вмешательстве или снижении авторитета власти приведут уже к тотальной войне на уничтожение.
Хотя власть и может уничтожить или серьезно снизить влияние той или иной элитной группировки, но она не может изменить ее поведение – к примеру, снизить масштабы коррупции или повысить их работу на благо государства. Власть смирилась с тем, что большинство элитных группировок живут за счет коррупционных доходов и это является их основным доходом с одной стороны, а с другой гарантом их лояльности и возможности в любой момент их подвергнуть уголовному преследованию.
Это все касалось действующей политической системы. Теперь остановимся на партийной системе. Партийное поле состоит 9 зарегистрированных политических партий – "Нур Отан", КНПК, "Ак Жол", ОСДП, КПК, ППК, "Ауыл", "Азат", "Бирлик".
Партии как субъекты политики проявляют себя периодически – в период политических кампаний, и постоянно – во время работы в представительных органах. В Мажилисе представлены 3 партии из 9, а в маслихатах представлена подавляющее большинство занимает одна партия – "Нур Отан".
Партии являются объектами политики:
 со стороны государства, а точнее блока, отвечающего за внутреннюю политику – на республиканском уровне АП, МКИ, КНБ, Генеральная прокуратура, на региональном уровне областные акиматы и их управления;
 со стороны финансово-промышленных групп, которые осуществляют их финансирование и предоставляют медийные и организационные ресурсы.
Таким образом, можно отметить, что активную деятельность ведут только "Нур Отан", КНПК, "Ак Жол", ОСДП. Остальные 5 партий по сути недействующие.
Теперь перейдем к проблемам партйино-политической системы. Необходимо отметить, что проблемы функций и компонентов партийно-политической системы далеко не все являются критическими – некоторые из них даже находятся в стадии решения и в течение нескольких лет будут решены.

Проблемы функций политической системы
ФункцияПроблемы
1УправленческаяВ настоящее время количество групп, чьи интересы в настоящее время ущемлены, расширяется – владельцы праворульных машин, дольщики, самозанятые, женщины предпенсионного возраста, декретницы и т.д. и т.п.
2КонверсииРаботает плохо – часть требований просто не озвучивается из-за отсутствия у данных социальных групп политических представителей
3АдаптацииАдаптация происходит формальная – без изменения функционирующих механизмов. Пример – многопартийный парламент.
4МобилизацииМобилизация крайне слабая, осложнена коррупцией и все более ухудшающейся процедурой государственных закупок , которая делает государственный социальный заказ невыполнимым
5ОхранительнаяПроблема тут только в несогласованной и непоследовательной политике, а в целом функция осуществляется хорошо.
6КонсолидирующаяЧасть групп не имеет своего представительства из-за неработающих политических партий, отсутствия депутатов-одномандатников и профсоюзов.
7ВнешнеполитическаяЧасто пиар заменяет реальную работу. Внешняя политика замкнута лично на Президента, что ограничивает возможности
8ВластнаяПроблем нет
9ИнтеграционнаяРаскол казахского общества на шала- и нагыз-казахов, усиление религиозного экстремизма, борьба против протестантских церквей и церквей лидерского типа
10Политической социализацииКрайне слабое знание казахстанцами реалий государства где они живут, неумение пользоваться предоставляемыми им правами и возможностями
11ЛегитимацииСлабая легитимность большинства властных институтов.


Проблемы компонентов политической системы
Компоненты и составляющиеПроблемы
Организационный компонент
1ГосударствоСлабая эффективность работы – за счет отсутствия порядка, долговременных приоритетов, излишнего лоббирования корпоративных интересов. Борьба с коррупцией настолько осложнила государственные закупки, что потери стали больше чем от коррупции – очень большая доля проектов выполняется не за 6-9 месяцев, а за 2-3. Дисбаланс между ветвями власти.
2Политические партии (зарегистрированные)Крайняя слабость большинства – только 4 из 9 реально действуют. Остальные партии являются недействующими и "виртуальными". Численность членов всех партий завышена в несколько раз.
3Политические движенияОтсутствие регистрации, нежелание идти на диалог
4НПОСлабость, ориентация только на получение прибыли, спонсорство государства
5Трудовые коллективыОтсутствие профсоюзов, коллективных договоров, неорганизованность, не знание своих прав и обязанностей
6ПрофсоюзыНелегитимность со стороны рабочих, слишком сильное влияние владельцев
7Неформальные лоббистские организацииКоррупция, использования трайбалистских и прочих связей
8Формальные лоббистские организации (бизнес-ассоциации)Слабость, нежелание государства идти на диалог. Ситуация будет меняться с усилением Национальной палаты предпринимателей.
9Религиозные организации (зарегистрированные)Нелегитимность, отсутствие популярности у прихожан, неумение бороться с радикалами
10Религиозные организации (незарегистрированные)Отсутствия диалога с государством, гонения со стороны некоторых государственных структур, что может привести к радикализации
11Средства массовой информацииСлабость, непрофессионализм, неготовность к информационным войнам
Культурный компонент
1Политическая идеологияЧасть официальной идеологии противоречит развитию страны и не позволяет противостоять радикальным идеологическим течениям
2Политическая культураНе допускает дискуссий, компромиссов, дебатов и обсуждений
3Политические идеиОтсутствие современных идей – отставание в них от мировых тенденций. К примеру, национализм в Казахстане напоминает ранний немецкий национализм 19 века, а терминами оперирует из определений Иосифа Сталина, сформулированных в 1912-1913 годах.
Нормативный компонент
1Правовые нормыНе все выполняются – есть даже не работающие статьи Уголовного Кодекса, по которым за последние 5 лет не привлекают никого – к примеру, это "препятствование работе адвоката".
2Социально-политические нормыСлабые связи и взаимопомощь, нежелание вести диалог, любовь к патернализму, социальное иждивенчество
3Традиции и обычаиАрхаизация бытовых традиций, выливающиеся в развитие различного рода празднеств, которые разоряют население
4Моральные нормыОтсутствие всеобщего морального осуждения коррупции и непотизма
Коммуникативный компонент
1Информационные связиИнформационная картина из-за цензуры и слабых СМИ крайне искажена, что нарушает информационные связи между государством
2Политические отношенияСлабо развиты дискуссии и дебаты между различными политическими силами, также проблема с блоками и союзами.
Функциональный компонент
1Политическая практикаНежелание власти идти на компромисс, признавать ошибки в одних случаях, дешевый популизм в других случаях
2Методы осуществления властиСлишком большой сегмент внутренней политики не отрегулирован и является сферой деятельности конкретного исполнителя – преобладание неформальных методов над формальными


Также отдельными проблемами партийно-политической системы являются:
1. Региональная политика и формирование регионального баланса сил
2. Легитимность власти и отдельных ее ветвей
3. Молодежная политика
4. Военно-гражданские отношения
5. Учет региональной интеграции в партийно-политической системе Казахстана
В целом, ситуация с состоянием партийно-политической системы Казахстана пока не настолько плоха, как у некоторых стран региона, но тем не менее модернизация ей нужна.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.12.2013
Указ Президента Республики Казахстан №718 31.12.2013
Премьер-Министр РК принял призеров XXVI Всемирной зимней Универсиады, прошедшей в Трентино 31.12.2013
Бюро Сената распределило законопроекты 31.12.2013
Комитет индустрии туризма: вниманию туроператоров и турагентов 31.12.2013
В "Ак жоле" прокомментировали заявление об отставке Жулановой 31.12.2013
Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2013 года №1403 30.12.2013
Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2013 года №1405 30.12.2013
Рейтинг управленческой элиты РК за четвертый квартал 2013 года 30.12.2013
Замыкая круг 30.12.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz