Арсен Садвакасов
В начале декабря состоялась презентация всестороннего исследования "Проблемы и риски реализации Стратегии "Казахстан-2050". Исследование отражает буквально все аспекты и направления этого исторического документа, определяющего развитие нашей страны на ближайшие десятилетия. Кроме того, Стратегия изучена и представлена совершенно беспристрастно, без сглаживания острых углов. Прежде всего, в исследовании указаны не подлежащие сомнению факторы, позволившие создать прочный фундамент Стратегии "Казахстан-2050". На постсоветском пространстве Казахстан стал первым государством, который использовал систему долгосрочного планирования для определения вектора развития страны на несколько десятилетий вперед (еще в 1997 году была принята "Стратегия-2030"), говорится в документе. Эффективность такого подхода в государственном управлении налицо: на сегодняшний день в рейтинге конкурентоспособности стран, составляемом Всемирным экономическим форумом, Казахстан занимает 51 место среди 144 стран мира. В рейтинге стран по уровню жизни Казахстан за последние пять лет заметно улучшил свои позиции. Так, если в 2006 году страна занимала 79-е место, то в 2012 году она уже вошла в топ-50 государств по уровню жизни (46-я позиция в рейтинге), заметно опередив тем самым Россию и Украину (66 и 71 место соответственно). Как известно, указывают авторы исследования, в конце 2012 года Казахстан принял новую Стратегию развития с перспективой до 2050 года. В этом документе сформулирована следующая амбициозная цель – войти в число тридцати наиболее развитых стран мира. Анализируя документ, отмеченный огромным вниманием, как в стране, так и за рубежом, исследователи не пытаются игнорировать факторы, которые могут негативно повлиять на реализацию поставленных задач. "Реализация долгосрочной стратегии всегда сопряжена с множеством рисков, связанных как с глобальными процессами и тенденциями, так и с неэффективностью деятельности многих государственных и общественных институтов, включая ошибки прогнозирования развития процессов, так или иначе влияющих на глобальные тенденции в стране, сказано в исследовании. Помимо прочего, авторы полагают, что "в нынешних условиях ощущается острый дефицит исследований, в которых классифицируются и оцениваются риски долгосрочного развития страны". Чтобы избежать недостатков информированности и объективных мнений, составители доклада привлекли 26 экспертов, являющихся компетентными специалистами в области политологии, экономики, социологии и журналистики. Большинство опрошенных не предъявили никаких претензий к содержанию Стратегии непосредственно, однако некоторые выразили сомнения в возможности ее полной реализации в существующих социально-экономических условиях. Так, по оценкам зарубежных экспертов, говорится в докладе, Стратегия-2050 является образцовым примером эффективного долгосрочного планирования. Согласно результатам международного исследования Фонда "Посткризисный мир", Казахстан входит в число пяти стран, претендующих в среднесрочной перспективе на роль "новых тигров" – экономических лидеров в ближневосточном и азиатском регионе. Факторами успеха Казахстана экспертами наряду с высоким образовательным уровнем населения, динамичным развития промышленности, выгодным евразийским местоположением и богатыми природными ресурсами называлось наличие эффективной системы государственного стратегического планирования. В докладе приведено мнение директора аналитического Фонда "Посткризисный мир" Екатерины Шиповой. "Если говорить о своем мнении, что меня этот документ поразил – по уровню глубины и затрагиваемых пластов. Мы ознакомились с рядом программных стратегий из разных стран и провели сравнительный анализ. Фактически Стратегия "Казахстан-2050" является новой национальной идеей для Казахстана. Здесь даются цели, образ жизни и критерии, по которым необходимо строить работу. Это, на мой взгляд, образец долгосрочной стратегии. Это создает определенную культуру, показывает генеральный путь. Создается образ жизни и мира будущего. Если это создается, значит, вы на верном пути", – считает эксперт. Также в исследовании подчеркивается тот факт, что большинство зарубежных аналитиков и более 90% отечественных экспертов широко информированы о наличии и содержании Стратегии. Это говорит о том, пишут составители доклада, что "принятие Стратегии-2050 стало знаменательным событием в общественно-политической жизни страны. В результате активной информационной кампании, а также благодаря традиционно высокому интересу населения к выступлениям Главы государства данный документ быстро приобрел широкую популярность в обществе". Особенность Стратегии-2050 в том, что она ориентирована на достижение практических результатов в разных сферах общественной жизни, подчеркивают эксперты. В ней сформулированы задачи на несколько лет вперед по каждому из направлений развития страны. Кроме того, разработан Общенациональный план мероприятий по реализации Стратегии, где указаны конкретные сроки исполнения каждой задачи и органы, ответственные за их исполнение. "Несмотря на это, в экспертном сообществе Казахстана Стратегия-2050 в большей степени воспринимается как идеологический документ с низкой практической отдачей. Такой вариант ответа выбрали 67% участников исследования. На уровне каждого пятого эксперта распространено мнение, согласно которому представленные в Стратегии цели и задачи чрезмерно идеализированы, поэтому их реализация практически не возможна. Лишь 13% опрошенных экспертов называют Стратегию инструментом эффективного стратегического планирования развития страны на долгосрочную перспективу", – сказано в докладе. Характерно, что среди негативных факторов отмечаются пункты, которые при существующей базе вполне реально преодолеть. Результаты следующего вопроса показывают, что причина экспертного скептицизма кроется не в содержании документа, к такому выводу пришли составители доклада. Большинство участников исследования (73%) отмечают, что в Стратегии выбраны правильные приоритеты. Лишь 7% экспертов считают, что приоритеты долгосрочного развития определены в этом документе не совсем верно. "Таким образом, критикуя Стратегию-2050, эксперты высказывают сомнения не по поводу реалистичности выставленных в ней приоритетов. Как раз, наоборот, целеполагание Стратегии очень им импонирует. Скорее всего, недоверие вызывает возможность нынешнего государственного аппарата воплотить ее в реальность. Такое предположение можно сделать исходя из широко распространенного в обществе критического отношения к деятельности исполнительной власти в стране, что подтверждается не только результатами социологических исследований, но и простым обзором общественно-политических новостей страны", сказано в отчете. Так, согласно полученным в ходе опросов данным, позитивную роль в реализации Стратегии будут играть три основные характеристики страны: наличие природно-сырьевых ресурсов; геополитическое положение страны; участие в интеграционных проектах. В некоторой степени, отмечено в докладе, полезным может оказаться наличие государственных резервов в виде Национального фонда. В свою очередь, основными недостатками Казахстана, которые будут тормозить реализацию Стратегии, выступают некоторые "критически важные факторы", куда можно отнести качество управленческого и бюрократического аппарата и качество национальной политической элиты. Вторая категория включает факторы средней важности – это особенности партийно-политической системы, состояние основных фондов, уровень развития МСБ и социальная структура населения. Один из основных выводов доклада гласит: "выявленное противоречие создает риск формирования устойчивого негативного отношения общественности не только к самой Стратегии, но и ходу ее реализации. Скептическое отношение, в свою очередь, снижает общественное участие в процессе достижения основных приоритетов Стратегии, рождая тем самым скрытое сопротивление популяризации ее основных идей". Кроме того, согласно мнениям опрошенных экспертов, кардинальным фактором (более 50%) успешной реализации "Казахстан-2050" станет повышение эффективности работы государственно-управленческого аппарата и системная борьба с коррупцией. В разное время экспертное сообщество высказывалось об этом крайне неординарном документе. Например, по мнению директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте республики Казахстан Булата Султанова, одним из основных посылов стратегии "Казахстан-2050" является минимизация участия государства в деловой деятельности жителей страны. "Государство готово предоставить возможность для того, чтобы люди могли сами зарабатывать на хлеб. При этом государство должно не вмешиваться в деятельность каждого индивидуума, а обеспечить ему условия для того, чтобы он работал. Президент очень четко и ясно сказал, что государство будет помогать всем, кто лишен возможности работать в полную силу: инвалиды, многодетные матери, престарелые, дети", – отметил Б.Султанов. В свою очередь, оценивая представленную нашей страной программу, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, заявил, что президент Назарбаев "совершенно четко видит для себя конкретные шаги и пути". В Стратегии показан четкий образ будущего, чего, по словам аналитика, "не хватает, к сожалению, не только политикам постсоветского пространства, но и вообще в целом. К сожалению, сейчас средняя и долгосрочная аналитика, видение того, как будут развиваться мировые процессы на хоть сколько-нибудь значимую перспективу, является дефицитом во всем мире. То, что происходит в Европе, в арабском мире, – наглядное свидетельство того, что именно глобального видения перспективы как раз не хватает. У Нурсултана Абишевича это видение есть", – подчеркнул А.Грозин. Также известный российский политолог, к.ф.м.н., профессор, директор по международным проектам Института национальной стратегии Российской Федерации Юрий Солобозов заявил, что с одной стороны "Казахстан-2050" представляет собой планомерное продолжение курса системных политических и социальных реформ Стратегии – 2030. Но с другой стороны – это совершенно уникальный документ, насыщенный новыми идеями, концептами и глубинными смыслами, которые следует изучать как политологам и обществоведам, так и юристам и экономистам не только Казахстана, но и всей Евразии. "Так, одним из основных концептов является Общество Всеобщего Труда. Новая концепция Государства Всеобщего Труда параллельно решает триединую задачу: создает новые "механизмы выравнивания социально-экономических условий в регионах; синхронизирует выполнение всех государственных и отраслевых программ с региональными; в общегосударственном масштабе решает проблему безработицы", убежден российский эксперт. Таким образом, палитра мнений различных специалистов в целом подтверждает выводы представленного исследования. |