NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 20:05 ast
18:05 msk

"Казахстан-2050" без купюр и лакировки
В начале декабря состоялась презентация всестороннего исследования "Проблемы и риски реализации Стратегии "Казахстан-2050"
09.12.2013 / политика и общество

Арсен Садвакасов

В начале декабря состоялась презентация всестороннего исследования "Проблемы и риски реализации Стратегии "Казахстан-2050". Исследование отражает буквально все аспекты и направления этого исторического документа, определяющего развитие нашей страны на ближайшие десятилетия. Кроме того, Стратегия изучена и представлена совершенно беспристрастно, без сглаживания острых углов.
Прежде всего, в исследовании указаны не подлежащие сомнению факторы, позволившие создать прочный фундамент Стратегии "Казахстан-2050". На постсоветском пространстве Казахстан стал первым государством, который использовал систему долгосрочного планирования для определения вектора развития страны на несколько десятилетий вперед (еще в 1997 году была принята "Стратегия-2030"), говорится в документе. Эффективность такого подхода в государственном управлении налицо: на сегодняшний день в рейтинге конкурентоспособности стран, составляемом Всемирным экономическим форумом, Казахстан занимает 51 место среди 144 стран мира. В рейтинге стран по уровню жизни Казахстан за последние пять лет заметно улучшил свои позиции. Так, если в 2006 году страна занимала 79-е место, то в 2012 году она уже вошла в топ-50 государств по уровню жизни (46-я позиция в рейтинге), заметно опередив тем самым Россию и Украину (66 и 71 место соответственно). Как известно, указывают авторы исследования, в конце 2012 года Казахстан принял новую Стратегию развития с перспективой до 2050 года. В этом документе сформулирована следующая амбициозная цель – войти в число тридцати наиболее развитых стран мира.
Анализируя документ, отмеченный огромным вниманием, как в стране, так и за рубежом, исследователи не пытаются игнорировать факторы, которые могут негативно повлиять на реализацию поставленных задач. "Реализация долгосрочной стратегии всегда сопряжена с множеством рисков, связанных как с глобальными процессами и тенденциями, так и с неэффективностью деятельности многих государственных и общественных институтов, включая ошибки прогнозирования развития процессов, так или иначе влияющих на глобальные тенденции в стране, сказано в исследовании. Помимо прочего, авторы полагают, что "в нынешних условиях ощущается острый дефицит исследований, в которых классифицируются и оцениваются риски долгосрочного развития страны". Чтобы избежать недостатков информированности и объективных мнений, составители доклада привлекли 26 экспертов, являющихся компетентными специалистами в области политологии, экономики, социологии и журналистики. Большинство опрошенных не предъявили никаких претензий к содержанию Стратегии непосредственно, однако некоторые выразили сомнения в возможности ее полной реализации в существующих социально-экономических условиях.
Так, по оценкам зарубежных экспертов, говорится в докладе, Стратегия-2050 является образцовым примером эффективного долгосрочного планирования. Согласно результатам международного исследования Фонда "Посткризисный мир", Казахстан входит в число пяти стран, претендующих в среднесрочной перспективе на роль "новых тигров" – экономических лидеров в ближневосточном и азиатском регионе. Факторами успеха Казахстана экспертами наряду с высоким образовательным уровнем населения, динамичным развития промышленности, выгодным евразийским местоположением и богатыми природными ресурсами называлось наличие эффективной системы государственного стратегического планирования. В докладе приведено мнение директора аналитического Фонда "Посткризисный мир" Екатерины Шиповой. "Если говорить о своем мнении, что меня этот документ поразил – по уровню глубины и затрагиваемых пластов. Мы ознакомились с рядом программных стратегий из разных стран и провели сравнительный анализ. Фактически Стратегия "Казахстан-2050" является новой национальной идеей для Казахстана. Здесь даются цели, образ жизни и критерии, по которым необходимо строить работу. Это, на мой взгляд, образец долгосрочной стратегии. Это создает определенную культуру, показывает генеральный путь. Создается образ жизни и мира будущего. Если это создается, значит, вы на верном пути", – считает эксперт.
Также в исследовании подчеркивается тот факт, что большинство зарубежных аналитиков и более 90% отечественных экспертов широко информированы о наличии и содержании Стратегии. Это говорит о том, пишут составители доклада, что "принятие Стратегии-2050 стало знаменательным событием в общественно-политической жизни страны. В результате активной информационной кампании, а также благодаря традиционно высокому интересу населения к выступлениям Главы государства данный документ быстро приобрел широкую популярность в обществе". Особенность Стратегии-2050 в том, что она ориентирована на достижение практических результатов в разных сферах общественной жизни, подчеркивают эксперты. В ней сформулированы задачи на несколько лет вперед по каждому из направлений развития страны. Кроме того, разработан Общенациональный план мероприятий по реализации Стратегии, где указаны конкретные сроки исполнения каждой задачи и органы, ответственные за их исполнение.
"Несмотря на это, в экспертном сообществе Казахстана Стратегия-2050 в большей степени воспринимается как идеологический документ с низкой практической отдачей. Такой вариант ответа выбрали 67% участников исследования. На уровне каждого пятого эксперта распространено мнение, согласно которому представленные в Стратегии цели и задачи чрезмерно идеализированы, поэтому их реализация практически не возможна. Лишь 13% опрошенных экспертов называют Стратегию инструментом эффективного стратегического планирования развития страны на долгосрочную перспективу", – сказано в докладе. Характерно, что среди негативных факторов отмечаются пункты, которые при существующей базе вполне реально преодолеть.
Результаты следующего вопроса показывают, что причина экспертного скептицизма кроется не в содержании документа, к такому выводу пришли составители доклада. Большинство участников исследования (73%) отмечают, что в Стратегии выбраны правильные приоритеты. Лишь 7% экспертов считают, что приоритеты долгосрочного развития определены в этом документе не совсем верно. "Таким образом, критикуя Стратегию-2050, эксперты высказывают сомнения не по поводу реалистичности выставленных в ней приоритетов. Как раз, наоборот, целеполагание Стратегии очень им импонирует. Скорее всего, недоверие вызывает возможность нынешнего государственного аппарата воплотить ее в реальность. Такое предположение можно сделать исходя из широко распространенного в обществе критического отношения к деятельности исполнительной власти в стране, что подтверждается не только результатами социологических исследований, но и простым обзором общественно-политических новостей страны", сказано в отчете.
Так, согласно полученным в ходе опросов данным, позитивную роль в реализации Стратегии будут играть три основные характеристики страны: наличие природно-сырьевых ресурсов; геополитическое положение страны; участие в интеграционных проектах. В некоторой степени, отмечено в докладе, полезным может оказаться наличие государственных резервов в виде Национального фонда. В свою очередь, основными недостатками Казахстана, которые будут тормозить реализацию Стратегии, выступают некоторые "критически важные факторы", куда можно отнести качество управленческого и бюрократического аппарата и качество национальной политической элиты. Вторая категория включает факторы средней важности – это особенности партийно-политической системы, состояние основных фондов, уровень развития МСБ и социальная структура населения. Один из основных выводов доклада гласит: "выявленное противоречие создает риск формирования устойчивого негативного отношения общественности не только к самой Стратегии, но и ходу ее реализации. Скептическое отношение, в свою очередь, снижает общественное участие в процессе достижения основных приоритетов Стратегии, рождая тем самым скрытое сопротивление популяризации ее основных идей". Кроме того, согласно мнениям опрошенных экспертов, кардинальным фактором (более 50%) успешной реализации "Казахстан-2050" станет повышение эффективности работы государственно-управленческого аппарата и системная борьба с коррупцией.
В разное время экспертное сообщество высказывалось об этом крайне неординарном документе. Например, по мнению директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте республики Казахстан Булата Султанова, одним из основных посылов стратегии "Казахстан-2050" является минимизация участия государства в деловой деятельности жителей страны. "Государство готово предоставить возможность для того, чтобы люди могли сами зарабатывать на хлеб. При этом государство должно не вмешиваться в деятельность каждого индивидуума, а обеспечить ему условия для того, чтобы он работал. Президент очень четко и ясно сказал, что государство будет помогать всем, кто лишен возможности работать в полную силу: инвалиды, многодетные матери, престарелые, дети", – отметил Б.Султанов. В свою очередь, оценивая представленную нашей страной программу, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, заявил, что президент Назарбаев "совершенно четко видит для себя конкретные шаги и пути". В Стратегии показан четкий образ будущего, чего, по словам аналитика, "не хватает, к сожалению, не только политикам постсоветского пространства, но и вообще в целом. К сожалению, сейчас средняя и долгосрочная аналитика, видение того, как будут развиваться мировые процессы на хоть сколько-нибудь значимую перспективу, является дефицитом во всем мире. То, что происходит в Европе, в арабском мире, – наглядное свидетельство того, что именно глобального видения перспективы как раз не хватает. У Нурсултана Абишевича это видение есть", – подчеркнул А.Грозин. Также известный российский политолог, к.ф.м.н., профессор, директор по международным проектам Института национальной стратегии Российской Федерации Юрий Солобозов заявил, что с одной стороны "Казахстан-2050" представляет собой планомерное продолжение курса системных политических и социальных реформ Стратегии – 2030. Но с другой стороны – это совершенно уникальный документ, насыщенный новыми идеями, концептами и глубинными смыслами, которые следует изучать как политологам и обществоведам, так и юристам и экономистам не только Казахстана, но и всей Евразии. "Так, одним из основных концептов является Общество Всеобщего Труда. Новая концепция Государства Всеобщего Труда параллельно решает триединую задачу: создает новые "механизмы выравнивания социально-экономических условий в регионах; синхронизирует выполнение всех государственных и отраслевых программ с региональными; в общегосударственном масштабе решает проблему безработицы", убежден российский эксперт. Таким образом, палитра мнений различных специалистов в целом подтверждает выводы представленного исследования.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.12.2013
Указ Президента Республики Казахстан №718 31.12.2013
Премьер-Министр РК принял призеров XXVI Всемирной зимней Универсиады, прошедшей в Трентино 31.12.2013
Бюро Сената распределило законопроекты 31.12.2013
Комитет индустрии туризма: вниманию туроператоров и турагентов 31.12.2013
В "Ак жоле" прокомментировали заявление об отставке Жулановой 31.12.2013
Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2013 года №1403 30.12.2013
Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2013 года №1405 30.12.2013
Рейтинг управленческой элиты РК за четвертый квартал 2013 года 30.12.2013
Замыкая круг 30.12.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz