Рахман АЛШАНОВ, президент Ассоциации вузов РК, профессор, "Литер", 9 декабря
В казахстанских вузах студентов обучают более 100 специальностям. И говорить, что уровень образования выпускников одинаков, неправильно. Это все равно что измерять среднюю температуру по больнице. В стране есть специалисты мирового уровня. К примеру, наши спортсмены показывают отличные результаты на Олимпиадах, очень мощная металлургия, отечественные мукомолы – лучшие в мире, не отстают и горняки. То есть в Казахстане есть целый ряд специальностей, по которым мы занимаем довольно высокие места в мировом рейтинге, если исходить из качества выпускаемой продукции. Надо оценивать выпускников по результатам, а не просто по цвету диплома. Вместе с тем, конечно, есть специальности, которые мы только начинаем осваивать. Раньше мы не производили лекарств, а сейчас функционируют и строятся десятки заводов. Естественно, возникает дефицит специалистов, занимающихся фармакологической продукцией. Если же говорить о нефтегазовой отрасли, химии, то у нас в этом есть очень хороший задел. Вместе с тем в области информационных технологий у нас пока не очень высокие темпы, хотя в производстве используется самое современное оборудование. Мир стремительно развивается, и здесь важно поднять темпы. Если затронуть область машиностроения и производства авто, то к нам только начинают поступать современные технологии. И сейчас параллельно идет адекватное сопровождение и внедрение новшеств. А между тем в стране не хватает специалистов среднего и начального уровня, слесарей, токарей и других. Было время, когда все производства позакрывали, а сейчас нужно время на их восстановление. Поэтому можно говорить о том, что, в принципе, проблема, которая стоит перед отечественной сферой образования, понятна, но для решения этой задачи требуется время. В мире есть специальности, которые умирают, и появляются новые. Проблема казахстанского образования в том, что у нас небольшие предприятия. Допустим, стране нужно 20 химических заводов. Сколько туда потребуется инженеров? Примерно около 200. Но для такого количества специалистов не будем же мы строить новые университеты. Вопрос заключается в небольшом спросе, но по широкому кругу специальностей. Поэтому вузам сложно обеспечить и готовить "микроскопическое" количество специалистов. Поэтому нам нужно стремиться наладить международное сотрудничество, чтобы начать подготовку специалиста здесь, а уже высокому профессионализму обучать в профильных зарубежных вузах. Если, к примеру, мы сотрудничаем с германской компанией, то, конечно, лучше доучить отечественного специалиста там. Кстати, так сейчас предусмотрено программой "Болашак". Стоит отметить, что всегда между работодателем и вузами были проблемы во взаимоотношениях. Вузы смотрят в будущее, а работодатель живет сегодняшним днем. Есть организации, которые активно работают с вузами, заказывают специалистов, участвуют в составлении учебных и типовых программ и так далее. Однако есть и такие организации, руководители которых говорят, что вузы не готовят специалистов. Но о том, какие требования он предъявляют к сотрудникам, не говорят, поэтому для таких организаций трудно подготовить профессионалов. В предыдущие годы была задача подготовить студента, а профессиональные ассоциации присваивали специальности. Сейчас, к примеру, мы провели совещание с ассоциацией бухгалтеров, которые готовы присваивать квалификации. Они знают, какой нужен бухгалтер работодателю, и выставляют соответствующие требования – тогда и вузам будет известно, кого и как нужно готовить. |