Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 9 декабря
Состояние и приоритетные направления системы образования и науки в стране рассмотрены сегодня в Мажилисе на Правительственном часе под председательством вице-спикера Сергея Дьяченко. В своем докладе парламентариям министр Аслан Саринжипов сказал (тезисы): Несмотря на очевидные достижения, образование и наука пока не являются факторами повышения конкурентоспособности страны. Только за первое полугодие 2013 года количество детей, ожидающих места в детские сады также выросло на 51,9 тыс. или на 12,7%. Данная проблема в большей степени характерна для крупных городов и южных регионов республики. Для решения данных вопросов Министерством начата комплексная работа. По поручению Президента страны продлена до 2020 года дальнейшая реализация программы "Балапан". Будет обновлено содержание дошкольного образования. В 2014 году будет разработано Положение по раннему развитию детей. Через новую систему повышения квалификации для работы с детьми раннего возраста за 3 года обучение пройдут 9 тыс. педагогов. В отношении очередности в детсады разработан "Пошаговый план ввода и открытия дошкольных организаций на 2014-2020 годы", предусматривающий строительство детсадов на 82 377 новых мест. В результате, по прогнозным данным, к 2020 г. – более 1 млн. детей 3-6 лет будут охвачены дошкольным образованием. В рамках Меморандума между Министерством и областными акиматами будет рассмотрен вопрос о строительстве детсадов за счет РБ в зависимости от потребности в отдельных регионах. В сфере школьного образования в настоящее время в 7 698 дневных государственных школах обучается более 2,5 млн. детей. При этом наблюдается дисбаланс в качестве образования между городской и сельской школой, где 93% (191 ед.) аварийных школ, 80% (1580 ед.) школ без спортзалов расположены именно в селе. Доля учителей с высшей категорией в селе составляет 11,5%, что вдвое меньше, чем в городе (24,4%). Из 7,6 тыс. школ 75% (5,7 тыс.) в сельской местности. Из них 4,1 тыс. являются малокомплектными. Для решения данных вопросов Министерством предприняты следующие меры: 1. Модернизация школьной инфраструктуры. Разработана карта потребности строительства взамен аварийных и трехсменных школ. Уже в 2014 г. запланировано строительство 50 школ за счет республиканского бюджета, призванных в ближайшее время решить инфраструктурные проблемы в наиболее проблемных регионах страны. Всего за три года будет построено 146 школ, к 2016 году доля аварийных школ уменьшится в два раза (с 3% до 1,5%), трехсменных в 13 раз (с 1,3% до 0,1%) от общего числа. Дополнительно необходимо оснащение сельских школ кабинетами новой модификации. 2. Усиление кадрового потенциала школ, в первую очередь, сельских. Планируется к 2016 году охватить системой повышения квалификации педагогов в рамках 3-х месячных курсов по Кембриджской модели 108 тыс. человек и еще 135 тыс. педагогов пройдут краткосрочные курсы. 3. Обновление содержания школьного образования. На 2014 год поставлена задача по окончательному завершению разработки учебных планов, программ и новых учебников для первого класса. 4. Создание попечительских советов и внедрение подушевого финансирования. 5. Подписание меморандумов между Министерством и акиматами с указанием более 40 индикаторов, достижение которых в трехлетний период позволит решить большинство имеющихся вопросов. По поручению Главы государства внедряется триединство языков в обучении. 27 ноября с.г. министром образования и науки подписан приказ по увеличению преподавания казахского языка в школах с не казахским языком обучения. С сентября этого года с первого класса в школах начато изучение английского языка. Созданы и действуют 15 Назарбаев интеллектуальных школ. Их число будет увеличено до 20. Совместно с Кембриджским университетом внедрена новая уровневая система повышения квалификации. Уже по данной системе прошли обучение 22 тыс. педагогов. В сфере дополнительного образования охват составляет 23%, т.е. почти каждый пятый школьник охвачен дополнительным образованием. 85,3% школьников охвачены подвозом. Среди важных направлений работы будет рассмотрен вопрос заработной платы учителей. О техническом и профессионального образования (ТиПО) В настоящее время в Казахстане действует 849 учебных заведений ТиПО с контингентом 562 тыс. человек. Обучение ведется по 181 специальностям и 476 квалификациям. При этом качество ТиПО не соответствует запросам работодателей. Сегодня рынок труда не формирует официальный заказ для ТиПО. Ежегодно около 16 тыс. молодежи остаются без профессий, нигде не учатся и не работают (из них 8 тысяч – выпускников школ и более 8 тысяч – отчисленные из колледжей и вузов). При наличии в 2013 году 474,5 тыс. безработных и 20,3 тыс. вакансий привлечено 25,4 тыс. иностранных рабочих. За последние 3 года ТиПО покинуло более 7,5 тыс. преподавателей. Основная часть из них имеет высокую квалификацию и востребована на рынке труда. Ежегодно на 1 сентября потребность колледжей составляет до 1000 преподавателей. Для решения вопросов соответствия качества образования требованиям предприятий внедряется система независимой оценки квалификации выпускников с участием работодателей. Созданы независимые центры подтверждения квалификации на базе 3 объединений работодателей нефтегазовой, горнодобывающей, туристкой отраслей.В 176 колледжах внедрены элементы дуальной системы обучения. В соответствии с международными требованиями разработаны модульные программы по 39 профессиям, профстандарты по 147 специальностям. Для обеспечения доступа к получению первой технической профессии планируется к 2016 году расширить госзаказ для охвата дополнительно 53 тыс. обучающихся ТиПО. Для решения проблемы обеспечения ТиПО преподавательским составом ежегодно будет привлекаться 1,6 тыс. специалистов высшей квалификации с производства. Планируется повышение квалификации 13. тыс. инженерно-педагогических работников. В качестве системного оператора внедрения ведущего мирового опыта работает "Холдинг "Кәсіпқор", который также создает сеть из 2 новых колледжей мирового уровня, 4 межрегиональных профцентров и 10 партнерских колледжей. Тем временем в системе высшего образования работа МОН РК будет сконцентрирована на решении системных вопросов, среди которых повышение качества образования, корректировка диспропорции в подготовке кадров с высшим образованием и приведении к соответствию потребностям рынка труда (низкая востребованность выпускников гуманитарных вузов на фоне нехватки квалифицированных инженерных кадров, в результате выпускники вузов не могут трудоустроиться и часто работают не по специальности. При этом стоимость обучения по гуманитарным и техническим специальностям практически одинакова и не отражает реальных затрат), устранение фактов коррупции. Системным решением данных вопросов является предоставление большей самостоятельности и автономии вузам с внедрением практики коллегиальных решений, путем создания Попечительских и Наблюдательных советов вузов. В данные советы будут включены все заинтересованные стороны, включая представителей местного бизнеса, общественности и т.д. Важным моментом является расширение полномочий Наблюдательных советов за счет участия его членов в решении вопросов назначения ректоров, утверждения стратегии развития вузов, контроля целевого использования финансовых средств. Реализацию этих мер планируется начать с 2014 г. Данные меры позволят усилить конкуренцию среди вузов за ресурсы, профессорско-преподавательский состав и студентов. Кроме того, с 2011 года функционирует государственная финансовая поддержка академической мобильности как внутри страны, так и за рубежом. Работа в данном направлении будет продолжена. В области науки в Казахстане функционируют 345 организаций, в которых работают 20,4 тысячи сотрудников. При этом, несмотря на то, что в Глобальном Индексе Конкурентоспособности Казахстан в текущем году занял 50 место среди 144 стран, по категории "Качество научно-исследовательских организаций" – страна занимает 108 место; "Доступность ученых и инженеров" – 104 место; "Сотрудничество вузов и бизнеса в НИОКР" – 90 место; "Качество математики и естествознания" – 81 место. В этой связи, по мнению А.Саринжипова необходимо развернуть науку к актуальным нуждам экономики. Министерство сконцентрируется на решении вопросов синхронизации науки с инновационным развитием экономики, повышении конкурентоспособности кадрового потенциала науки. Так, будут приняты меры по оптимизации структуры финансирования научно-исследовательские НИОКР. Планируется увеличение доли частного капитала в расходах на научные исследования на 25%. Доля научно-технических разработок в объеме научных исследований составит 40% (26% в 2011 г.). Как отметил министр, среди других мер в сфере науки предусматривается трансляция элементов опыта Назарбаев Университета, где успешно смоделирован синтез трех важнейших составляющих – образования, науки и инноваций. Сегодня в научных центрах Назарбаев Университета реализуются 144 научных проекта, некоторые из них в партнерстве с ведущими представленными в Казахстане мировыми компаниями, а 45 современных лабораторий создают необходимую базу. Между тем, Высшей научно-технической комиссией (ВНТК) утверждены приоритеты развития науки на 2014-2016 годы, в частности, рациональное использование природных ресурсов, переработка сырья и продукции; энергетика и машиностроение; информационные и телекоммуникационные технологии; науки о жизни; интеллектуальный потенциал страны. Будет осуществлена подготовка научных кадров, соответствующих приоритетам развития ГПФИИР, совершенствование и развитие системы PhD-докторантуры. Количество докторантов (PhD), за счет научных грантов финансирования науки составит 1000 человек. В сфере молодежной политики для решения вопросов трудоустройства и социализации молодежи принята Государственная концепция "Казахстан – 2020; Путь в будущее", которая ориентирована на новые принципы социальной политики. Открыто более 120 ресурсных центров, начал свою работу Фонд молодежных инициатив, расширяется перечень социально значимых проектов. Для создания условий и гарантий успешной самореализации молодежи планируется работа по 3-м направлениям: 1) развитие межведомственного взаимодействия путем внедрения индикаторов по вопросам развития молодежной политики в стратегические планы центральных и местных государственных органов и работы с неправительственными организациями; 2) усиление патриотического воспитания через увеличение числа активно действующих молодежных организаций с 83 до 100 и расширение сети молодежных ресурсных центров в течение следующих 3 лет; 3) увеличение доли молодежи, охваченной ежегодными республиканскими и местными мероприятиями в сфере молодежной политики и расширение сети молодежных ресурсных центров. Для успешной реализации всех поставленных задач планируется качественно перестроить работу самого Министерства. Так, будет разработан 3-х летний план работы Министерства, нацеленный на улучшение показателей, среди которых внедрение принципов открытости и прозрачности, стратегического менеджмента и ориентации на результат (путем введения ключевых контрольных индикаторов результатов) и ведомственной реструктуризации для создания оптимальных пропорций при децентрализации и эффективному управлению всех подразделений. |