NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 01:31 ast
23:31 msk

МОН: несмотря на очевидные достижения, образование и наука пока не являются факторами повышения конкурентоспособности страны
Состояние и приоритетные направления системы образования и науки в стране рассмотрены в Мажилисе на Правительственном часе
10.12.2013 / политика и общество

Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 9 декабря

Состояние и приоритетные направления системы образования и науки в стране рассмотрены сегодня в Мажилисе на Правительственном часе под председательством вице-спикера Сергея Дьяченко.
В своем докладе парламентариям министр Аслан Саринжипов сказал (тезисы):
Несмотря на очевидные достижения, образование и наука пока не являются факторами повышения конкурентоспособности страны. Только за первое полугодие 2013 года количество детей, ожидающих места в детские сады также выросло на 51,9 тыс. или на 12,7%. Данная проблема в большей степени характерна для крупных городов и южных регионов республики.
Для решения данных вопросов Министерством начата комплексная работа. По поручению Президента страны продлена до 2020 года дальнейшая реализация программы "Балапан". Будет обновлено содержание дошкольного образования. В 2014 году будет разработано Положение по раннему развитию детей. Через новую систему повышения квалификации для работы с детьми раннего возраста за 3 года обучение пройдут 9 тыс. педагогов.
В отношении очередности в детсады разработан "Пошаговый план ввода и открытия дошкольных организаций на 2014-2020 годы", предусматривающий строительство детсадов на 82 377 новых мест. В результате, по прогнозным данным, к 2020 г. – более 1 млн. детей 3-6 лет будут охвачены дошкольным образованием.
В рамках Меморандума между Министерством и областными акиматами будет рассмотрен вопрос о строительстве детсадов за счет РБ в зависимости от потребности в отдельных регионах.
В сфере школьного образования в настоящее время в 7 698 дневных государственных школах обучается более 2,5 млн. детей. При этом наблюдается дисбаланс в качестве образования между городской и сельской школой, где 93% (191 ед.) аварийных школ, 80% (1580 ед.) школ без спортзалов расположены именно в селе. Доля учителей с высшей категорией в селе составляет 11,5%, что вдвое меньше, чем в городе (24,4%). Из 7,6 тыс. школ 75% (5,7 тыс.) в сельской местности. Из них 4,1 тыс. являются малокомплектными.
Для решения данных вопросов Министерством предприняты следующие меры:
1. Модернизация школьной инфраструктуры. Разработана карта потребности строительства взамен аварийных и трехсменных школ. Уже в 2014 г. запланировано строительство 50 школ за счет республиканского бюджета, призванных в ближайшее время решить инфраструктурные проблемы в наиболее проблемных регионах страны. Всего за три года будет построено 146 школ, к 2016 году доля аварийных школ уменьшится в два раза (с 3% до 1,5%), трехсменных в 13 раз (с 1,3% до 0,1%) от общего числа. Дополнительно необходимо оснащение сельских школ кабинетами новой модификации.
2. Усиление кадрового потенциала школ, в первую очередь, сельских. Планируется к 2016 году охватить системой повышения квалификации педагогов в рамках 3-х месячных курсов по Кембриджской модели 108 тыс. человек и еще 135 тыс. педагогов пройдут краткосрочные курсы.
3. Обновление содержания школьного образования. На 2014 год поставлена задача по окончательному завершению разработки учебных планов, программ и новых учебников для первого класса.
4. Создание попечительских советов и внедрение подушевого финансирования.
5. Подписание меморандумов между Министерством и акиматами с указанием более 40 индикаторов, достижение которых в трехлетний период позволит решить большинство имеющихся вопросов.
По поручению Главы государства внедряется триединство языков в обучении. 27 ноября с.г. министром образования и науки подписан приказ по увеличению преподавания казахского языка в школах с не казахским языком обучения. С сентября этого года с первого класса в школах начато изучение английского языка.
Созданы и действуют 15 Назарбаев интеллектуальных школ. Их число будет увеличено до 20.
Совместно с Кембриджским университетом внедрена новая уровневая система повышения квалификации. Уже по данной системе прошли обучение 22 тыс. педагогов.
В сфере дополнительного образования охват составляет 23%, т.е. почти каждый пятый школьник охвачен дополнительным образованием. 85,3% школьников охвачены подвозом. Среди важных направлений работы будет рассмотрен вопрос заработной платы учителей.
О техническом и профессионального образования (ТиПО)
В настоящее время в Казахстане действует 849 учебных заведений ТиПО с контингентом 562 тыс. человек. Обучение ведется по 181 специальностям и 476 квалификациям. При этом качество ТиПО не соответствует запросам работодателей. Сегодня рынок труда не формирует официальный заказ для ТиПО. Ежегодно около 16 тыс. молодежи остаются без профессий, нигде не учатся и не работают (из них 8 тысяч – выпускников школ и более 8 тысяч – отчисленные из колледжей и вузов). При наличии в 2013 году 474,5 тыс. безработных и 20,3 тыс. вакансий привлечено 25,4 тыс. иностранных рабочих. За последние 3 года ТиПО покинуло более 7,5 тыс. преподавателей. Основная часть из них имеет высокую квалификацию и востребована на рынке труда. Ежегодно на 1 сентября потребность колледжей составляет до 1000 преподавателей.
Для решения вопросов соответствия качества образования требованиям предприятий внедряется система независимой оценки квалификации выпускников с участием работодателей. Созданы независимые центры подтверждения квалификации на базе 3 объединений работодателей нефтегазовой, горнодобывающей, туристкой отраслей.В 176 колледжах внедрены элементы дуальной системы обучения. В соответствии с международными требованиями разработаны модульные программы по 39 профессиям, профстандарты по 147 специальностям.
Для обеспечения доступа к получению первой технической профессии планируется к 2016 году расширить госзаказ для охвата дополнительно 53 тыс. обучающихся ТиПО. Для решения проблемы обеспечения ТиПО преподавательским составом ежегодно будет привлекаться 1,6 тыс. специалистов высшей квалификации с производства. Планируется повышение квалификации 13. тыс. инженерно-педагогических работников.
В качестве системного оператора внедрения ведущего мирового опыта работает "Холдинг "Кәсіпқор", который также создает сеть из 2 новых колледжей мирового уровня, 4 межрегиональных профцентров и 10 партнерских колледжей.
Тем временем в системе высшего образования работа МОН РК будет сконцентрирована на решении системных вопросов, среди которых повышение качества образования, корректировка диспропорции в подготовке кадров с высшим образованием и приведении к соответствию потребностям рынка труда (низкая востребованность выпускников гуманитарных вузов на фоне нехватки квалифицированных инженерных кадров, в результате выпускники вузов не могут трудоустроиться и часто работают не по специальности. При этом стоимость обучения по гуманитарным и техническим специальностям практически одинакова и не отражает реальных затрат), устранение фактов коррупции.
Системным решением данных вопросов является предоставление большей самостоятельности и автономии вузам с внедрением практики коллегиальных решений, путем создания Попечительских и Наблюдательных советов вузов. В данные советы будут включены все заинтересованные стороны, включая представителей местного бизнеса, общественности и т.д.
Важным моментом является расширение полномочий Наблюдательных советов за счет участия его членов в решении вопросов назначения ректоров, утверждения стратегии развития вузов, контроля целевого использования финансовых средств.
Реализацию этих мер планируется начать с 2014 г. Данные меры позволят усилить конкуренцию среди вузов за ресурсы, профессорско-преподавательский состав и студентов.
Кроме того, с 2011 года функционирует государственная финансовая поддержка академической мобильности как внутри страны, так и за рубежом. Работа в данном направлении будет продолжена.
В области науки в Казахстане функционируют 345 организаций, в которых работают 20,4 тысячи сотрудников. При этом, несмотря на то, что в Глобальном Индексе Конкурентоспособности Казахстан в текущем году занял 50 место среди 144 стран, по категории "Качество научно-исследовательских организаций" – страна занимает 108 место; "Доступность ученых и инженеров" – 104 место; "Сотрудничество вузов и бизнеса в НИОКР" – 90 место; "Качество математики и естествознания" – 81 место. В этой связи, по мнению А.Саринжипова необходимо развернуть науку к актуальным нуждам экономики.
Министерство сконцентрируется на решении вопросов синхронизации науки с инновационным развитием экономики, повышении конкурентоспособности кадрового потенциала науки. Так, будут приняты меры по оптимизации структуры финансирования научно-исследовательские НИОКР. Планируется увеличение доли частного капитала в расходах на научные исследования на 25%. Доля научно-технических разработок в объеме научных исследований составит 40% (26% в 2011 г.).
Как отметил министр, среди других мер в сфере науки предусматривается трансляция элементов опыта Назарбаев Университета, где успешно смоделирован синтез трех важнейших составляющих – образования, науки и инноваций. Сегодня в научных центрах Назарбаев Университета реализуются 144 научных проекта, некоторые из них в партнерстве с ведущими представленными в Казахстане мировыми компаниями, а 45 современных лабораторий создают необходимую базу.
Между тем, Высшей научно-технической комиссией (ВНТК) утверждены приоритеты развития науки на 2014-2016 годы, в частности, рациональное использование природных ресурсов, переработка сырья и продукции; энергетика и машиностроение; информационные и телекоммуникационные технологии; науки о жизни; интеллектуальный потенциал страны. Будет осуществлена подготовка научных кадров, соответствующих приоритетам развития ГПФИИР, совершенствование и развитие системы PhD-докторантуры. Количество докторантов (PhD), за счет научных грантов финансирования науки составит 1000 человек.
В сфере молодежной политики для решения вопросов трудоустройства и социализации молодежи принята Государственная концепция "Казахстан – 2020; Путь в будущее", которая ориентирована на новые принципы социальной политики. Открыто более 120 ресурсных центров, начал свою работу Фонд молодежных инициатив, расширяется перечень социально значимых проектов.
Для создания условий и гарантий успешной самореализации молодежи планируется работа по 3-м направлениям:
1) развитие межведомственного взаимодействия путем внедрения индикаторов по вопросам развития молодежной политики в стратегические планы центральных и местных государственных органов и работы с неправительственными организациями;
2) усиление патриотического воспитания через увеличение числа активно действующих молодежных организаций с 83 до 100 и расширение сети молодежных ресурсных центров в течение следующих 3 лет;
3) увеличение доли молодежи, охваченной ежегодными республиканскими и местными мероприятиями в сфере молодежной политики и расширение сети молодежных ресурсных центров.
Для успешной реализации всех поставленных задач планируется качественно перестроить работу самого Министерства. Так, будет разработан 3-х летний план работы Министерства, нацеленный на улучшение показателей, среди которых внедрение принципов открытости и прозрачности, стратегического менеджмента и ориентации на результат (путем введения ключевых контрольных индикаторов результатов) и ведомственной реструктуризации для создания оптимальных пропорций при децентрализации и эффективному управлению всех подразделений.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.12.2013
Указ Президента Республики Казахстан №718 31.12.2013
Премьер-Министр РК принял призеров XXVI Всемирной зимней Универсиады, прошедшей в Трентино 31.12.2013
Бюро Сената распределило законопроекты 31.12.2013
Комитет индустрии туризма: вниманию туроператоров и турагентов 31.12.2013
В "Ак жоле" прокомментировали заявление об отставке Жулановой 31.12.2013
Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2013 года №1403 30.12.2013
Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2013 года №1405 30.12.2013
Рейтинг управленческой элиты РК за четвертый квартал 2013 года 30.12.2013
Замыкая круг 30.12.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz