Генеральная прокуратура РК, 18 декабря
В Послании Главы Государства "Стратегия "Казахстан-2050" отмечено о необходимости разработки нового Уголовно-процессуального кодекса. Генеральной прокуратурой разработка Проекта осуществлялась в строгом соответствии с одобренной Концепцией к нему. Проект УПК состоит из 16 разделов, 72 Глав, включающих в себя 677 статей. Главной целью подготовки концептуально новой редакции кодекса являлось упрощение и повышение экономичности уголовного процесса, приведение его в соответствие с международными стандартами и наиболее полная защита конституционных прав граждан. Отмечаем следующее: 1. Кардинально изменена первоначальная стадия уголовного процесса путем исключения из нее стадии доследственной проверки и возбуждения уголовного дела, что положительно отразится на соблюдении конституционных прав граждан и исключит проведение большого объема мероприятий, предшествующих возбуждению уголовного дела. Началом расследования будет являться регистрация заявления и сообщения об уголовном правонарушении либо первое неотложное следственной действие, предшествовавшее регистрации. В настоящее время стадия доследственной проверки несет в себе значительный коррупциогенный потенциал. Уголовное дело официально еще не возбуждено, но уже проводятся осмотры и досмотры, изымаются документы и другие вещественные доказательства, арестовываются счета и имущество, назначаются специальные исследования и судебные экспертизы и т.д. Т.е. практически ведется расследование, но лица, в отношении которых эти так называемые "доследственные мероприятия" проводятся, не имеют никакого процессуального статуса и соответственно никаких процессуальных прав и гарантий у них нет. Они не имеют прав на защитника, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела и т.д. После таких доследственных проверок иногда остается только предъявить обвинение и направить дело в суд. Поэтому материалы доследственных проверок нередко по объему превышают материалы, собранные после возбуждения дела. Еще одной существенной издержкой доследственной проверки является дублирование показаний, т.к. граждане сначала подробно опрашиваются, а затем после возбуждения дела они повторно вызываются в орган уголовного преследования для допроса. 2. Учтены замечания Конституционного Совета, касающиеся понятия "фактическое задержание". Установлено, что оно определяется с момента реального ограничения свободы, включая свободу передвижения, вне зависимости от придания задержанному какого-либо процессуального статуса. Срок доставления будет входить в общий срок фактического задержания, о чем будет указано в протоколе задержания. Если после доставления лицо процессуально не задержано, то ему немедленно будет выдана справка о том, что он доставлялся. По аналогии американских "Правил Миранды" введена норма, обязывающая при задержании устно объявлять лицу его права и обязанности. В целях исключения фактов незаконного задержания введена норма, предусматривающая, что доказательства, добытые в результате следственных действий, проведенных с участием задержанного при нарушении порядка задержания, признаются недопустимыми. 3. По опыту Франции и Литвы в уголовный процесс введена новая процессуальная фигура "свидетель, имеющий право на защиту" (ассистированный свидетель). Таковым будет являться лицо, которое еще не признано подозреваемым, но на которое в заявлении, сообщении об уголовном правонарушении указывается как на лицо, совершившее криминальное деяние. С этого момента лицо будет имеет ряд существенных прав, которые отсутствуют у свидетеля, но есть у подозреваемого, в т.ч. отказа от дачи показаний, право на защитника до начала первого допроса, на ознакомление с материалами дела, заявление ходатайств о производстве экспертизы, очной ставке с тем, кто свидетельствует против него и т.д. 4. В целях упрощения и экономии процесса исключается предъявление органами следствия и дознания подозреваемому обвинения и исключается такой процессуальный акт, как "обвинительное заключение". Это связано с тем, что на практике по сложным многоэпизодным уголовным делам составление документа занимает достаточно много времени и он может быть объемным (состоять из 500 и свыше листов). В обвинительном заключении подробно излагается содержание материалов дела. Между тем, суд при рассмотрении уголовного дела самостоятельно исследует собранные в ходе предварительного следствия доказательства и дает им оценку. В этой связи, по результатам расследования будет составляться краткий обвинительный акт, в котором будут указаны данные о подозреваемом лице, описано совершенное деяние, квалификация, перечислены собранные по делу доказательства и процессуальные издержки. После утверждения прокурором данного акта лицо будет считаться обвиняемым. Постановление о прекращении досудебного расследования по нереабилитирующим основаниям также должно обязательно утверждаться прокурором. 5. В уголовный процесс вводится так называемая "сделка о признании вины", основой задачей которой является достижение соглашения о снижении наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органом расследования. С учетом того, что для "сделки о признании вины" предусмотрено обязательное согласие потерпевшего и согласие подозреваемого, обвиняемого с суммой гражданского иска, усиливаются права потерпевшего. Полагаем, что это определенно положительно повлияет на общественное мнение о защищенности прав граждан в стране со стороны органов правопорядка. Кроме того, этим упростится и ускорится не только досудебное, но и судебное производство (отсутствие необходимости непосредственного исследования материалов дела, отсутствие судебных прений). Процесс по таким делам будет менее затратным для бюджета, поскольку отпадет необходимость в проведении большого объема следственных и судебных действий, экспертиз и приглашении в суд свидетелей, экспертов, переводчиков и т.д. В некоторых странах в таком порядке рассматривается значительное количество уголовных дел. К примеру, в США и Грузии до 90% дел заканчиваются заключением сделки. Такой институт также используется в России и Украине. Второй формой процессуального соглашения является сделка о сотрудничестве, которая сначала утверждается в суде, затем суд повторно рассматривает результаты сделки с целью вынесения окончательного решения о мере наказания. Сделка о сотрудничестве заключается на любой стадии уголовного процесса, в том числе в стадии исполнения наказания, с условием, что она поспособствует раскрытию и расследованию преступлений, совершенных преступной группой, особо тяжких преступлений, совершенных иными лицами, а также экстремистских и террористических преступлений. Имплементация института сделки повысит в целом правоохранительный потенциал государства в борьбе с преступностью, в т.ч. с ее организованными формами, положительно повлияет на снижение индекса "тюремного населения". 6. В уголовный процесс вводится институт ускоренного производства по уголовному делу, предполагающее возможность окончания расследования в течение 15 суток всех категорий уголовных дел, за исключением преступлений особо тяжкой категории, при условии полного признания подозреваемым своей вины, согласия с размером (суммой) причиненного ущерба (вреда). При этом, предусмотрено право лица, осуществляющего ускоренное расследование, произвести только те следственные и иные процессуальные действия, результаты которых фиксируют следы преступления и иные доказательства вины подозреваемого, обвиняемого. 7. Оперативно-розыскные мероприятия по уголовному делу переведены в категорию "негласных следственных действий", которые процессуально регламентированы в новой отдельной главе, что позволит обеспечить соблюдение принципов уголовного судопроизводства и допустимости доказательств. В УПК многих зарубежных стран, в том числе постсоветских, введено понятие "тайные следственные действия", что является абсолютно верным, так как целью проведения оперативных мероприятий по уголовному уделу также является собирание доказательств, направленное на раскрытие преступления и изобличение виновных лиц. Санкционирование прокурором негласных следственных действий позволит защитить граждан от неправомерного вмешательства в их личную жизнь. 8. С целью расширения судебного контроля за досудебным производством в уголовный процесс вводится фигура следственного судьи. В полномочия следственного судьи будет отнесено рассмотрение ходатайств о санкционировании мер пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста и продлении их сроков, принудительном помещении, не содержащегося под стражей лица в медицинское учреждение для производства судебно-психиатрической экспертизы, эксгумации трупа, аресте имущества, международном розыске, помещении несовершеннолетнего лица в спецучреждение. Кроме санкционирования некоторых следственных действий в его обязанности будет также входить рассмотрение жалоб и ходатайств сторон на этапе досудебного производства. Расширение рамок судебного контроля наряду с прокурорским надзором обеспечит эффективный двухступенчатый механизм государственной защиты конституционных прав и свобод граждан в ходе досудебного производства. В целях оперативного реагирования на факты применения органами уголовного преследования незаконных методов, регламентирована процедура реагирования судьи на обращения о пытках. 9. В целях более широкого применения альтернативных мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества и снижения индекса тюремного населения, по аналогии с УПК Украины в Проекте закреплена норма, обязывающая следственного судью при санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей, за исключением дел об особо тяжких преступлениях, определять размер залога, который может быть внесен в любое время, для освобождения лица из под стражи. Также залог не будет применяться к лицам, совершившим деяния, повлекшие смерть потерпевшего; деяния в составе преступной группы; террористические и экстремистские; а также к нарушившим ранее залог. 10. В целях обеспечения состязательности, равноправия участников уголовного процесса, недопущения волокиты расследования предложено исключение института возврата судом уголовного дела для производства дополнительного расследования. Только за последние пять лет судами возвращены дела в отношении около 4,5 тыс. лиц. Часто они направляются на дополнительное расследование после того, как рассматривались в суде по нескольку месяцев, а в некоторых случаях многократно, и каждый раз их судебное рассмотрение начинается вновь, лица, участвующие в деле, вынуждены повторно являться в суд для дачи показаний, что вызывает порой их недовольство. Граждане начинают сомневаться в эффективности деятельности органов уголовного преследования и суда. Отсутствие доследования позволит суду сразу выносить окончательное решение в виде обвинительного либо оправдательного приговора. 11. В целях упрощения и эффективности процесса введены нормы о депонировании следственным судьей показаний свидетеля и потерпевшего. Это обеспечит судебное закрепление фактических данных, используемых в качестве доказательств, в случаях, когда указанных лиц будет невозможно допросить в главном судебном разбирательстве (проживание за границей, планируемый выезд за пределы страны, возможная смерть вследствие тяжелого болезненного состояния и т.п.). Проект также предусматривает процедуру дистанционного допроса с использованием средств видеосвязи. 12. Проектом расширены полномочия защитника по оказанию юридической помощи, в том числе, подсудимым и осужденным. Адвокат будет вправе заявлять ходатайство следственному судье: 1) о депонировании показаний; 2) об истребовании любых сведений, документов, предметов, необходимых для оказания надлежащей юридической помощи и защиты интересов подзащитного в случае отказа должностных лиц в исполнении запроса; 3) о назначении и производстве экспертизы, если органом уголовного преследования в удовлетворении такого ходатайства было необоснованно отказано; 4) о принудительном приводе в орган, ведущий уголовный процесс, ранее опрошенного им свидетеля, обеспечение адвокатом явки которого для дачи показаний в орган, ведущий уголовный процесс, затруднительно. Закреплено право стороны защиты на получение любых сведений из уголовного дела, в том числе путем снятия копий с использованием технических средств (за исключением сведений составляющих государственные секреты), право быть заблаговременно извещенным о времени и месте проведения процессуальных действий с участием подзащитного 13. В целях защиты профессиональных интересов адвоката Проектом запрещено проведение в отношении них негласных следственных действий, за исключением случаев, когда имеются основания полагать, что ими готовится или совершено тяжкое или особо тяжкое преступление. Постановление о квалификации деяний адвоката будет утверждаться только прокурором. 14. По аналогии с УПК Украины в Проекте предусмотрено введение во всех районных и приравненных к ним прокуратурах фигуры "процессуального прокурора" (на базе штатной единицы помощника прокурора). Процессуальный прокурор будет осуществлять надзор за соблюдением законов по уголовному делу с момента начала досудебного расследования до принятия окончательного решения по делу и поддерживать государственное обвинение. Процессуальный прокурор будет несменяем. Помимо повышения ответственности рядовых прокуроров, закрепленных надзирать за конкретными делами, значительно упрощается возможность согласования следователями и дознавателями процессуальных решений по уголовным делам. Так, в полномочия процессуального прокурора наряду с иными обязанностями будет входить утверждение протокола об уголовном проступке, направление дел в суд и др. При этом, исключительно за руководителем органа прокуратуры сохранены следующие поплномочия: 1) заключение процессуального соглашения о сотрудничестве; 2) отмена незаконных постановлений органов уголовного преследования, нижестоящего (подчиненного) прокурора; 3) изъятие уголовного дела у лица либо органа, осуществляющего досудебное расследование, и передача его другому лицу либо органу для производства досудебного расследования; 4) внесение представления для получения согласия на лишение неприкосновенности и привлечение к уголовной ответственности лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования; 5) продление сроков расследования уголовных дел; 6) осуществление иных полномочий, прямо предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом (к примеру, связанных с санкционированием негласных следственных действий и согласованием ходатайств следователя к следственному судье, т.е. процессуальных действий, затрагивающих конституционные права и свободы). 15. Предполагается создание специального фонда возмещения вреда потерпевшему, который будет формироваться за счет обязательного платежа, взысканного с виновных лиц, совершивших преступление, а также от реализации конфискованного имущества, нажитого преступным путем. 16. В целях обеспечения соблюдения прав потерпевших введена мера процессуального принуждения, предусматривающая запрет на приближение, применяемая к подозреваемому при совершении уголовных правонарушений, связанных с применением насилия или с угрозой его применения и уголовных правонарушений против несовершеннолетних. 17. Вводится понятие "разумный срок расследования". Это не предполагает исключение из уголовного процесса контроля и надзора за сроками следствия и содержания граждан под стражей, которые сохранены в прежних интервалах. Указанная новелла даст возможность гражданам обжаловать необоснованное затягивание расследования в суд и потребовать завершение его в конкретные минимальные сроки. 18. Переработан Раздел 12 Проекта "Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства" (Раздел расширен с 2-х до 5 глав и состоит из 55 статей вместо 22-х в действующей редакции. В нем: 1) более четко конкретизирован порядок взаимодействия с компетентными учреждениями и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам; 2) детализирован порядок направления и рассмотрения соответствующих запросов об оказании правовой помощи на основе принципа взаимности; 3) определен компетентный орган по передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, совершившими общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, а также порядок рассмотрения запросов и ходатайств о передаче таких лиц, что не было урегулировано действующим УПК; 4) предусмотрено создание международных следственно-оперативных групп для расследования транснациональных преступлений; В Проект также имплементированы отдельные положения действующих международных договоров. 19. Доработана норма, касающаяся начала досудебного расследования в отношении лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования, предусматривающая продолжение досудебного расследования после регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении только с согласия Генерального Прокурора. 20. По опыту Украины в Проект введена норма, предусматривающая, что по завершению производства по делу стороны обязаны предоставить возможность ознакомления с материалами, предметами и документами, которые они намерены использовать в суде в качестве доказательств, в противном случае, суд не вправе будет допустить их в качестве доказательств. Указанная норма позволит сократить время для подготовки позиций сторон в процессе и сам судебный процесс. 21. Досудебное расследование по делам об уголовных проступках будет проводиться по аналогии с КоАП по протокольной форме с упрощением их производства. При этом, направление их в суд будет осуществляться процессуальным прокурором. 22. Установлено ограничение на обжалование судебных актов в кассационном порядке без предварительного их рассмотрения в апелляционной инстанции и соответственно судебный акт не может быть обжалован в надзорную инстанцию без предварительного его рассмотрения в кассационной инстанции. 23. Наряду с увеличением примирительных и медиативных процедур, предусмотренных проектом нового Уголовного кодекса, в проекте нового УПК расширены основания для примирения путем увеличения категорий преступлений частного и частно-публичного обвинения: – с 10 до 14 преступлений увеличено количество преступлений, обвинение по которым осуществляется в частном порядке – почти в два раза или с 20 до 39, увеличено количество правонарушений частно-публичного обвинения * * * В целом ожидаемым эффектом от введения законопроекта является повышение уровня доверия граждан, расширение полномочий суда, процессуальная экономия и снижения индекса тюремного населения. |