Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 19 декабря
В реализацию Концепции разработан проект закона "О разрешениях и уведомлениях". Об этом заявил сегодня на заседании Совета по экономической политике при парламентской фракции партии "Нур Отан" заместитель министра регионального развития Серик Жумангарин (тезисы): Согласно поручениям Главы государства по улучшению бизнес-климата, в стране ведется системная работа по реформированию разрешительной системы, совершенствованию контрольно-надзорной деятельности государственных органов, консолидации субъектов предпринимательства и улучшению позиции Казахстана в рейтинге Всемирного банка "Doing Business". В соответствии с Концепцией дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2012-2015 годы, постановлением Правительства утвержден состав Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования разрешительной системы (МВК) и утверждена методика проведения инвентаризации разрешительной системы. В реализацию Концепции разработан проект закона "О разрешениях и уведомлениях". В целом законопроект направлен на решение целого ряда системных проблем разрешительной системы Казахстана, в частности: Для внедрения систем управления рисками в разрешительную систему осуществлена категоризация разрешений. Законопроект предусматривает необходимый инструментарий, позволяющий выбирать степень жесткости конкретного разрешения в зависимости от уровня опасности объекта регулирования. К первой категории относятся лицензии, ко второй все иные разрешения, к третьей – уведомления. В зависимости от объектов регулирования разрешения разделены на шесть классов. Законопроектом предусмотрен порядок введения и отмены разрешительного или уведомительного порядков. Теперь новое разрешение для бизнеса сможет появиться только посредством включения соответствующего разрешения в перечень разрешений, утвержденный Законом, и только после того как государственный орган – инициатор введения разрешения проведет анализ регуляторного воздействия вводимого разрешения. В законопроекте "О разрешениях и уведомлениях", воплощены самые прогрессивные подходы регулирования разрешительных процедур такие как: придание перечню всех разрешительных документов исчерпывающего характера; закрепление единых стандартизированных подходов в осуществлении всех разрешительных процедур; более широкого внедрения принципов "одного окна" и "молчание знак согласия". Для исключения коррупционных рисков и упрощения разрешительных процедур до 2015 года будут полностью автоматизированы процедуры выдачи всех разрешений. На сегодня уже переведена в электронный формат выдача всех лицензий, автоматизировано более 80 наиболее востребованных бизнесом разрешительных процедур. До конца 2013 года запланировано автоматизировать еще 214 разрешений. Оставшиеся разрешения будут автоматизированы в 2014 году. Реформирование разрешительной системы тесно связано с совершенствованием государственного контроля. Правительство осуществляет последовательные реформы в этой сфере уже не первый год. Законодательно введен запрет на проведение плановых проверок субъектов малого бизнеса в течение трех лет с момента создания. Совместно с Генеральной прокуратурой осуществляется работа по анализу контрольной деятельности государственных органов, по итогам которой будут выработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию систем управления рисками и оценке эффективности контрольной деятельности государственных органов. В текущем году будет внедрена новая категория предпринимательства – микробизнес. Это позволит выделить наиболее уязвимую группу предпринимательства с высоким потенциалом роста для оказания точечной государственной поддержки, ведения статистического учета и проведения сравнительного странового анализа. Разработан проект Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, основным принципом которой станет обеспечение баланса интересов государства, бизнеса и потребителей. Регулирование должно быть эффективным и максимально дешевым для бизнеса и государства. То есть, теперь государственные органы, прежде чем ввести новое требование для бизнеса, должны будут обосновать его и подкрепить расчетами затрат бизнеса и государства. Таким образом, будет обеспечен барьер на пути введения необоснованных регуляторных инструментов. В целях консолидации субъектов предпринимательства, 4 июля т.г. принят Закон Республики Казахстан "О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан". Эффективность всей вышеуказанной работы ежегодно подтверждается позицией Казахстана в рейтинге "Doing Business" (легкость ведения бизнеса). Так, в 2013 году Казахстан согласно отчету Всемирного Банка занял 50 место среди 189 стран. Так, в настоящее время срок регистрации субъектов частного предпринимательства сокращен до 1 рабочего дня (ранее срок составлял от 3 до 7 рабочих дней). Исключена также возможность отказа в государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, реализована возможность электронной регистрации субъектов среднего и крупного предпринимательства. Количество разрешительных процедур сокращено с 6 до 5, а сроки их проведения с 22 до 15 дней. В 2014 году планируется сократить 1 процедуру и сроки прохождения разрешительно-лицензионных процедур. Для этого предусматривается исключение требования нотариального заверения учредительных документов юридического лица при открытии банковского счета, а также сокращение сроков прохождения разрешительных инстанций (санитарно-эпидемиологической, промышленной безопасности, обязательного страхования). О роли Национальной палаты предпринимателей в данной сфере рассказала заместитель Председателя правления Нацпалаты Гульнар Курбанбаева (тезисы): Вот и правовое регулирование предпринимательской деятельности в условиях активной интеграции Казахстана в мировую экономику требует сегодня решения пока еще многочисленных вопросов, возникающих в практике реализации действующих норм законодательства. К таким вопросам сегодня можно отнести: – неоднозначно определенные законодательством взаимоотношения субъектов бизнеса с предприятиями-монополистами, приводящие к несистемному и порой необоснованному повышению тарифов на услуги, что в свою очередь отрицательно отражается на экономике предприятий в целом. Приведу пример. Согласно Закона РК "О естественных монополиях и регулируемых рынках" статьей 6 предусмотрены права СЕМ, а именно: 1) устанавливать в соответствии с законодательством технические требования, обязательные для соблюдения потребителями; 1-2) проводить техническое обслуживание и организовывать поверки приборов учета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и др. При этом ни данный закон, ни иные НПА не раскрывают и не определяют механизм установления технических требований и проведения проверок приборов учета, что в итоге приводит к многочисленным конфликтам и просто к правовому "беспределу" со стороны предприятий-монополистов. – наличие в НПА значительного количества излишних требований при получении предпринимателями отдельных разрешений либо для осуществления государственными органами своих контрольно-надзорных функций в отношении бизнеса Сегодня вся эта работа по реформированию разрешительной системы завершается принятием нового закона "О разрешениях и уведомлениях". Мы идем на существенное снижение непроизводственных затрат бизнеса. Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание депутатов Парламента РК на тот факт, что пока в стенах отдельных кабинетов правительства и парламента идет работа по оптимизации требований с целью выдачи разрешений и проведения проверок, в других кабинетах того же правительства обсуждаются вопросы введения новых разрешений и требований. А это нивелирует всю выше названную работу по оптимизации проверок и разрешений. Это касается законопроектной работы по налоговому законодательству, обороту отдельных видов продукции, по законопроекту о гражданской безопасности, недропользованию и многим другим. – отсутствие прозрачности и открытости в процедурах проведения государственных закупок и закупок, осуществляемых в соответствии с законодательством РК национальными компаниями. Эта тема как "притча во языцах" поднимается и бизнесом, и депутатами, и бизнес-ассоциациями с завидным постоянством в течение многих лет. Ни введение электронных закупок, ни наличие 8 тендерных комиссиях наблюдателей от общественности не смогли дать положительный результат: коррупционные схемы продолжают существовать, а по электронным закупкам приобретаются товары и услуги низкого качества, что вызывает нарекания у потребителей. – активная вовлеченность в процесс проверок правоохранительных государственных органов, по закону не обладающих контрольными функциями, но с завидным упорством осуществляющих проверочные действия, прикрываясь законодательством об оперативно-розыскной деятельности или УПК РК Практически в каждом регионе Казахстана предприниматели, участвующие в государственных программах поддержки (ДКБ202О, Производительность 2020, ГПФИИР и др.), после получения финансовой поддержке по той или иной программе, еще даже не начав работать по этим программам, подвергаются комплексной проверке со стороны сотрудников финпола, прокуратуры с привлечением органов финансового контроля, Из-за таких проверок многие предприниматели отказываются от участия в программах, поскольку сильное моральное давление со стороны выше перечисленных госорганов, отвлечение времени и сил на ненужные пояснения и объяснения, как и куда будут расходоваться средства, не дают возможности бизнесменам вести нормальную работу. Сегодня требуется серьезный пересмотр закона об ОРД, УПК в части жесткого ограничения действий правоохранительных и надзорных органов, пытающихся осуществлять не свойственные им проверочные функции, принятие в рамках таможенного союза нормативных правовых документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, не стимулирующих и даже тормозящих развитие казахстанского бизнеса и некоторые другие. Ни для кого не секрет, что в Таможенном союзе трех государств доминирующее положение занимает Россия, "протаскивая" через данную международную площадку принятие таких НПА, которые выгодны только России. Это касается принятия повышенных тарифов на ввоз в ТС иностранных автомашин, что способствовало развитию российского автопрома. Это касается ужесточения требований в рамках принятия целого ряда технических регламентов, которые позволяют россиянам сохранять свою систему жесткого администрирования, но создают барьеры для бизнеса всех трех стран ТС, а также противоречат введенным нашим законодательства принципам оптимальной достаточности госрегулирования предпринимательства. И эта только малая часть тех вопросов, которые связаны с несовершенством или с наличием пробелов и противоречий в действующем законодательстве РК, регулирующем предпринимательскую деятельность. В этой связи считаем самым оптимальным решением с точки зрения улучшения правовой основы предпринимательской деятельности создать постоянно действующую рабочую группу (на 2014 год) на базе Совета по экономическим реформам из числа депутатов, представителей НПП, отраслевых ассоциаций, ученых-юристов с целью: – ревизии НПА на предмет отсутствия (наличия адмбарьеров для бизнеса) – анализа поступающих в Парламент РН законопроектов с целью выявления адмбарьеров и недопущения появления новых требований, разрешений, противоречащих закону "О разрешениях и уведомлениях" – разработки единых подходов к обеспечению гласности, прозрачности и общественного участия при разработке, обсуждении и принятии законов и иных НПА. * * * В обсуждении темы Совета "Правовая поддержка предпринимательства. Новые системные подходы: реалии, проблемы, перспективы" приняли участие депутаты Парламента, представители госорганов, Национальной палаты предпринимателей и неправительственных организаций. По итогам обсуждения выработаны соответствующие рекомендации, которые решено доработать с учетом депутатских предложений. Председательствовал на заседании депутат Мажилиса Мейрам Пшембаев. |