Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 27 февраля
Законодательная регламентация гражданской службы. Эта тема стала основой разговора на Совете по региональной политике и работе с маслихатами при фракции партии "Нур Отан". Председательствовала на заседании Гульнар Сейтмаганбетова. О новых подходах Министерства труда и социальной защиты населения по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих рассказала и ответила на депутатские вопросы ответственный секретарь ведомства Аида Курмангалиева (тезисы): Глава государства в своем Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года "Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее" поручил Правительству разработать и внедрить с 1 июля 2015 года новую модель системы оплаты труда гражданских служащих, что должно обеспечить повышение уровня заработной платы основного персонала в здравоохранении до 28%, в образовании – до 29%, прочих сферах – до 40%. Министерством изучен международный опыт по данному вопросу. Так, в мировой практике имеются различные подходы к формированию систем оплаты труда, но при всем различии их суть заключается в установлении зависимости оплаты труда от образования, квалификации, сложности выполняемых работ и степени ответственности. Именно эти принципы и подходы будут взяты за основу в новой модели оплаты труда гражданских служащих в РК. К примеру, в новой модели руководители республиканских, областных, районных и сельских организаций будут отнесены к различным уровням оплаты, так как различается масштаб принимаемых ими решений и уровень их управленческой ответственности. Или, обратимся к учителям. Уровень их подготовленности и квалификации отражается в квалификационных категориях, в зависимости от которых и будет определяться их должностной оклад. Таким образом, повышение заработной платы работников бюджетной сферы, связанное с переходом на новую модель оплаты труда, будет дифференцировано в зависимости от сложности и ответственности выполняемой ими работы, уровня образования и квалификации работника. Внедрение указанной модели обеспечит зависимость заработной платы от конечных результатов деятельности и будет стимулировать карьерный и профессиональный рост работников. Новые подходы в оплате труда гражданских служащих позволят уменьшить разрыв в уровнях оплаты труда работников частного и государственного секторов, повысить престиж труда учителей, врачей, работников социального обеспечения и др., что, в конечном итоге, улучшит качество предоставляемых государственных услуг населению. Министерство предлагает следующие подходы по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих. Первое. Разделить должности гражданских служащих на функциональные блоки в зависимости от специфики деятельности работников, уровня профессионализма, степени ответственности и сложности выполняемых работ: – блок управленческого персонала, отвечающего за стратегию развития организации и принимающего управленческие решения (блок А). В этот блок будут входить руководители и заместители руководителей организаций, руководители и заместители структурных подразделений в зависимости от уровня подчинения организаций (республиканский, областной, районный); – блок основного персонала, обеспечивающего реализацию основных функций организации (блок В). Этот блок включает в себя врачей, учителей, научных сотрудников, социальных работников, преподавателей ВУЗов и других работников, выполняющих основные функции организации. Для таких работников предлагается ввести дифференцированный расчет должностных окладов по трем сферам деятельности: "Здравоохранение", "Образование" и "Прочие отрасли"; – блок административного персонала, выполняющего административно-правовые и хозяйственные функции (блок С). Этот блок должностей будет включать в себя юристов, бухгалтеров, экономистов, переводчиков, заведующих хозяйственными службами и др.; – блок вспомогательного персонала, реализующего вспомогательные и технические функции (блок D). К этому блоку должностей будут относиться делопроизводители, архивариусы, кассиры, коменданты, секретари и др. Второе. Установить новые размеры коэффициентов, используемых для расчета должностных окладов работников. Таблица коэффициентов будет формироваться отдельно для каждого функционального блока. В целях совершенствования механизма исчисления размеров должностных окладов и учета отраслевых особенностей труда работников для блока основного персонала предлагается введение отраслевых таблиц коэффициентов отдельно для сфер деятельности: "Образование", "Здравоохранение" и "Прочие отрасли". Построение системы коэффициентов будет осуществлено с учетом специфики деятельности в различных функциональных блоках, сложности выполняемых работ, требуемых квалификации и стажа работы. Третье. Упорядочить доплаты и надбавки к должностным окладам. Это позволит усилить зависимость размера заработной платы от выполняемой работы и предъявляемых к работнику квалификационных требований. * * * С содокладом выступил депутат Мажилиса, член этого Совета Серикбай Нургисаев. По итогам обсуждения приняты соответствующие рекомендации. |