Ольга Симакова, Общественный фонд "Центр социальных и политических исследований "Стратегия"
В "Стратегии "Казахстан – 2050" говорится о том, что государство должно следовать принципу "нулевой" терпимости к беспорядку. Глава государства в своем Послании народу подчеркнул: "Мы не должны мириться даже с самыми малыми правонарушениями, хулиганством, бескультурьем, поскольку это нарушает общественный покой, снижает качество жизни. Ощущение беспорядка и вседозволенности создает почву для более серьезных преступлений. Атмосфера нетерпимости к мелким правонарушениям – важный шаг в укреплении общественной безопасности, борьбе с преступностью". Таким образом, одной из задач внутренней политики государства определяется необходимость формирования гармонично развитой, активной социально-правовой личности, воспитания у нее высокой гражданственности, уважения к законам, нетерпимости ко всем, даже самым незначительным, формам правонарушений, и готовности участвовать в обеспечении правопорядка. Итак, зачем в прикладном отношении необходимо формирование культуры нетерпимости к мелким правонарушениям? В данной связи следует обратить внимание на то, что подобного рода нетерпимость является краеугольным камнем формирования и поддержания в государстве общественного порядка. Понятие "общественный порядок" достаточно широко использовалось в советские годы. В настоящее время в Казахстане, по всей видимости, сохраняется инерция восприятия данного определения. В частности, при запросе в интернет, результатом поиска являются ссылки, например, на "Правила об организации работы подразделений органов внутренних дел по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности граждан при проведении мероприятий общественными объединениями на улицах и в других общественных местах" (стилистика и орфография сохранены). Очевидно, что общественный порядок рассматривается как альтернатива беспорядкам при проведении массовых мероприятий, т.е. одномоментно и локально. Думается, что данное определение требует, все-таки, более глубокого научного осмысления, поскольку борьба за укрепление общественного порядка, а также общественной безопасности, составляет важнейшую задачу современного государства. Оно (государство) выполняет эту задачу путем установления социальных правил поведения и обеспечения их исполнения и соблюдения, опираясь при этом в наибольшей степени на работу органов внутренних дел. Последние, используя набор мер убеждения и принуждения, средств правового и морального воздействия, ведут практически всю работу по предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка. Описанный выше подход (опора в обеспечении общественного порядка исключительно на силы органов внутренних дел) широко распространен в мире, он, безусловно, приносит свои положительные результаты. Но уже сейчас очевидно, что потенциал данного подхода исчерпаем. Общества стран в различных частях мира сталкиваются с новыми видами социальных вызовов, например, массовой неконтролируемой миграцией из слаборазвитых стран в наиболее развитые и т.д., отвечать на которые необходимо как-то иначе. В качестве наиболее значимой меры стала ориентация на поддержку в борьбе с правонарушениями, а тем самым, за поддержание общественного порядка, на локальные общности, на самих жителей, которые, как никто другой, заинтересованы в безопасном существовании в местах своего обитания. А что же в Казахстане с общественным порядком? По результатам проведенного нами в конце 2013 года исследования, 56,5% опрошенных считают, что в районе, где они проживают, безопасно ходить по ночам. Более трети респондентов отмечают, что гулять по ночам в их районе опасно, из них 3,6% опрошенных считают, что очень опасно. На данный момент, поскольку подобное исследование проводится впервые, трудно сказать что-либо определенное по поводу соотношения ответов, но, вместе с тем, можно предположить, что показатель 37% опрошенных, считающих опасным свой район в ночное время, достаточно высокий. При анализе полученных данных в разрезе социально-демографических характеристик опрошенных казахстанцев заметно, что на ощущение безопасности респондентов в наибольшей степени влияют гендерные, социально-профессиональные параметры, материальное положение и место жительства респондентов, тогда как этнические, возрастные (за некоторым исключением), образовательные параметры не являются определяющими. Так, 69% опрошенных сельчан спокойны в отношении безопасности в своем населенном пункте, тогда как в городе таких ответов только 47%. Женщины чаще (41%), чем мужчины (30%) испытывают страх перед вероятностью ночной прогулки в своем районе. 50% безработных сообщили о своих опасениях в связи с описанной ситуацией. Также характерно, что в двух диаметрально противоположных по доходам группах – самой бедной и самой обеспеченной – почти по половине опрошенных (по 47%) считают, что в их районе опасно ходить по ночам. Что касается возрастного параметра, то в данном случае обращает на себя внимание, что самое большое число тех, кто обеспокоен ночными прогулками, в возрастной группе 45-54 лет (40%). В данном случае, по всей видимости, речь идет об опасениях родителей за своих детей, хотя при этом в самой возрастной группе 18-24 лет опасения на среднем уровне (35%). С какими именно правонарушениями сталкивается население страны? Обращает на себя внимание, что первое место в рейтинге правонарушений, с которыми сталкивается население, занимают именно мелкие противоправные действия (хулиганство). Второе и третье места почти с равным результатом (каждый десятый) заняли правонарушения на социально-экономической почве – произвол работодателей при выплате заработной платы и увольнениях, а также коррупция в государственных органах. Частота остальных правонарушений значительно ниже (от 7%). По результатам опроса видно, что женщины чаще становятся жертвами преступлений средней тяжести (грабеж, мошенничество), в то время как мужчины несколько чаще встречаются со злоупотреблениями и коррупцией со стороны представителей госорганов. Представители других этнических групп чаще, чем казахи и русские, сталкиваются с незаконными действиями "людей в погонах". В то же время казахи чаще говорили о совершении в отношении них мелких противоправных действий. В возрастном разрезе обращает на себя внимание то, что респонденты в возрасте 18-24 лет встречаются практически со всеми видами незаконных действий гораздо чаще представителей других возрастных когорт. Бытует расхожее мнение, что мигранты, сравнительно недавно переселившиеся из сельской местности в города, с одной стороны, являются в силу своей необустроенности и слабой социальной адаптации причиной ухудшения криминогенной ситуации в месте нового жительства. С другой, они сами становятся жертвами разного рода противоправных действий. Исследование показало наличие определенных зависимостей этих показателей. Так, респонденты, проживающие в населенном пункте длительное время (больше 15 лет) имеют больше шансов встретиться с давлением со стороны руководства организации, где они работают, нежели с прямой незаконной трудовой эксплуатацией. Те респонденты, кто проживают на новом месте менее 1 года, в 2-3 раза чаще сталкиваются с произволом со стороны правоохранительных органов, чем опрошенные сравнительно давно проживающие в этом населенном пункте. Что касается мелких правонарушений, то в группе респондентов, проживающих на новом месте 1-4 лет, с ними сталкивается каждый пятый опрошенный. Подытоживая все вышесказанное, следует отметить, что, как показывает успешный мировой опыт, борьба с мелкими правонарушениями лежит в основе всей политики по поддержанию государством общественного порядка, и шире – системы общественной безопасности. Пока, по оценкам респондентов, состояние общественного порядка в Казахстане находится на среднем уровне. Безусловно, чтобы более точно оценить состояние общественного порядка в стране, необходимо использовать целый комплекс параметров. Также представляется крайне важным целенаправленно проводить в жизнь все намеченные планы по реализации принципа "нулевой" терпимости к мелким правонарушениям, опираясь в этом не только на работу силовых органов, но и на осмысленную поддержку населения страны. |