NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 11:14 ast
09:14 msk

Нурсултан Назарбаев – главный архитектор евразийской интеграции
Двадцать лет прошло с того исторического дня, когда Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года в МГУ им. М. Ломоносова на высокой и авторитетной трибуне перед подлинной элитой российского научного сообщества впервые предложил вниманию общественности "Проект о формировании Евразийского союза государств (ЕАС)"
13.03.2014 / политика и общество

Таир МАНСУРОВ, генеральный секретарь ЕврАзЭС, "Казахстанская правда", 12 марта

Двадцать лет прошло с того исторического дня, когда Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года в МГУ им. М. Ломоносова на высокой и авторитетной трибуне перед подлинной элитой российского научного сообщества впервые предложил вниманию общественности "Проект о формировании Евразийского союза государств (ЕАС)".
Сегодня мы понимаем, что это стало знаковым событием в условиях, когда после распада СССР на постсоветском пространстве вовсю господствовали центробежные устремления, происходила ломка устоявшихся социально-экономических связей и возникало множество конфликтов, вплоть до военных. Люди столкнулись с обострением межнациональной напряженности, появились беженцы, резко упал уровень жизни.
В то время новые независимые государства сумбурно и весьма противоречиво вели поиск решений многих узловых проблем в отношениях между ними. Им нужно было выстраивать совершенно иную стратегию торгово-экономического сотрудничества и создавать принципиально новые механизмы взаимодействия, которые соответствовали бы изменившимся геополитическим реалиям.
Являясь участником той исторической встречи в МГУ в марте 1994 года, я видел лица известных российских ученых, изумленных смелым и дерзновенным интеграционным проектом. Образно говоря, это был провидческий взгляд Президента Казахстана в будущее. Отмечу, что в мировой истории гениальные предвидения играют огромную роль. Мысль и воля политика может опережать время, изменять окружающий мир, ломать устоявшиеся стереотипы, расширять границы возможного. В этом контексте ценность инициативы Нурсултана Абишевича Назарбаева состоит в том, что он смог увидеть нечто большее, нежели его современники. Его предложение о развитии и углублении евразийской интеграции стало эффективным ответом на вызовы постсоветской действительности и имело четко выраженную стратегическую направленность. В труднейших условиях Лидер Казахстана проявил себя не только как выдающийся государственный деятель, но и как стратег-мыслитель.
В этот же день Нурсултан Абишевич выступил в мэрии Москвы перед представителями деловых кругов, а затем провел заседание "круглого стола" с руководителями ведущих российских СМИ в Центральном доме журналиста. На этих встречах собрались несомненные профессионалы, владеющие полной информацией о ситуации в наших странах. Искушенные аналитики, редакторы ведущих электронных и печатных масс-медиа с полуслова безошибочно уловили суть интеграционной идеи Президента и ее кардинальную новизну. И по тому, как быстро нарастал интерес аудитории к деталям, я отчетливо ощущал, что Нурсултан Абишевич точно нашел единственно верный способ донести свою идею – спровоцировать открытый разговор на тему, которая остро волновала в тот момент все общество: какими будут отношения между новыми независимыми государствами, сполна ощутившими хаотичный обвал традиционных связей.
Все, кто участвовал в этой встрече, понимали, что являются свидетелями и участниками исторического события – начала активного продвижения фундаментально продуманной, четко сформулированной и обоснованной идеи современной евразийской интеграции, сменяющей хаос "идеологии цивилизованного развода" наших стран. Огромный опыт и отточенное чутье руководителей российских СМИ позволили им по достоинству оценить историческую правоту Нурсултана Абишевича.
8 июня 1994 года Проект ЕАС был опубликован в популярной и влиятельной в то время "Независимой газете", главным редактором которой был известный политолог и издатель Виталий Третьяков. Благодаря этой публикации Проект стал доступен для конкретного анализа и обсуждения широкому кругу политиков, ученых, дипломатов, творческой интеллигенции, которые присылали свои отклики в газету.
Проект ЕАС обсуждался 14 июня 1994 года на заседании "круглого стола" на тему "Перспективы евразийской интеграции", организованном парламентскими фракциями Госдумы России и Дипломатической академией МИД России; 18 июня – на конференции "Евразийское сообщество: общее в разнообразии", организованной форумом "К новому согласию"; 5 июля – на слушаниях Госдумы России по теме "О возникновении Содружества Независимых Государств, его нынешнем состоянии и перспективах развития".
Участники этих мероприятий, несмотря на порой полярное видение перспектив политического и экономического обустройства постсоветского пространства, констатировали, что Проект ЕАС – наиболее разработанная и обоснованная из предложенных на тот момент интеграционных идей, и формирование ЕАС является весьма реалистичным, так как отвечает чаяниям большинства населения стран СНГ.
По замыслу Нурсултана Назарбаева, Евразийский союз должен был стать союзом равноправных независимых государств, в котором реализовывались бы национально-государственные интересы каждой страны-участницы и использовался весь совокупный потенциал. При этом, в отличие от Содружества Независимых Государств, основой объединения должны были стать именно экономические взаимосвязи.
ЕАС должен был обеспечить применение странами согласованных подходов к проведению рыночных преобразований, национальную безопасность, совместное включение в мировую экономическую систему. Эту задачу следовало реализовать путем создания государствами региона единого экономического, таможенного, торгового и социально-гуманитарного пространства.
Оформление ЕАС должно было происходить без ущемления суверенитета, при невмешательстве во внутренние дела государств, уважении прав каждого народа, определившего порядок государственного устройства в своей стране. Необходимость прагматичного подхода к интеграции, экономическая целесообразность и добровольность объединения признавались приоритетными принципами формирования ЕАС.
Главными целями интеграции евразийских государств были названы укрепление стабильности и безопасности, социально-экономическая модернизация региона. Также в проекте отмечалось, что в ЕАС будут созданы наднациональные органы по примеру Европейского союза, которые должны взять на себя функции регулирования взаимоотношений стран в различных сферах деятельности.
Отмечу, что основоположники и теоретики евразийства – П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский, Н. С. Трубецкой, Г. В. Вернадский, С. М. Соловьев, Л. Н. Гумилев – считали, что общность евразийского пространства предопределена самой природой, а ключевую основу его исторического развития видели в тесном взаимодействии природно-географического и социально-культурного факторов. По их убеждению, евразийские народы – не конкуренты, а союзники; именно на пространстве Евразии получило развитие невиданное нигде ранее братство народов, их тяга к политическим, экономическим, культурным объединениям.
Исходя из теории Г. В. Вернадского о государствообразующих процессах, на евразийском пространстве неизбежно должно появиться всеевразийское объединение стран, основанное на принципах взаимной выгоды и добровольности.
Евразийцы полагали, что Евразия на протяжении своей истории объединялась четыре раза. Первыми объединителями евразийских народов стали гунны. Затем континент был объединен в рамках Тюркского каганата, владения которого простирались от Желтого до Черного моря. В XIII веке территорию Евразии объединили монголы под предводительством Чингисхана. Следующая попытка – образование Российской империи и СССР как продолжения единой евразийской государственности.
В современных реалиях идея Лидера Казахстана Н. А. Назарбаева о создании ЕАС стала началом нового этапа практического евразийства. При этом особая заслуга Нурсултана Назарбаева заключается в том, что ему удалось усилить евразийскую теорию политической практикой, тем самым сделав евразийскую концепцию более жизнеспособной и эффективной. Так, предложенная Президентом Казахстана евразийская интеграционная стратегия основывалась на мировых примерах региональной интеграции, реализуемых в ХХ веке на разных континентах.
Проект ЕАС основан на классической интеграционной модели, признанной мировым сообществом. Она была предложена автором теории интеграционной эволюции – американским экономистом Б. Балаша в его фундаментальном труде "Теория экономической интеграции" (1961). Ученый выделил пять форм международной экономической интеграции, выступающих в качестве последовательных стадий ее восхождения от низшего к высшему: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и полная экономическая интеграция.
Начало практического воплощения идеи евразийской интеграции было положено заключением 20 января 1995 года Соглашения о Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России, к которому в 1996 году присоединился Кыргызстан и в 1999-м – Таджикистан. В 1996–1998 годах в развитие Соглашения о Таможенном союзе был принят еще ряд межгосударственных соглашений, однако они так и не заработали, так как в тот момент дезинтеграционные тенденции были еще достаточно сильны.
26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, но планы по формированию единой таможенной территории с общими внешними границами и общей системой управления вновь не были реализованы. Поэтому период до 2000 года в контексте развития евразийских интеграционных процессов можно охарактеризовать как время поиска путем проб и ошибок наиболее эффективной интеграционной модели.
Судьбоносным этапом евразийской интеграции стало создание 10 октября 2000 года в Астане главами пяти государств (Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана) Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) – международной организации, имеющей четко прописанную функциональную структуру и эффективные механизмы деятельности, ясные и понятные цели. Статус наблюдателя при ЕврАзЭС получили Армения, Молдова и Украина. В 2006–2008 годах в состав сообщества входил Узбекистан.
Структура была создана с целью формирования в ее рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП), а также координации подходов стран-членов ЕврАзЭС к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Стратегическое направление деятельности стран сообщества – обеспечение их динамичного социально-экономического развития при эффективном использовании совокупного природного, экономического, научного и человеческого потенциала. Это обеспечивает прогрессивное развитие общества и устойчивое воспроизводство человеческих и биологических ресурсов, повышение уровня экономического развития и уровня жизни населения наших стран.
С момента подписания Договора об учреждении ЕврАзЭС прошло более 13 лет. Все это время оно успешно выполняет поставленные перед ним задачи. Уже на начальном этапе своей деятельности Сообщество обеспечило углубление деловых связей между предприятиями и организациями.
Благодаря зоне свободной торговли объем взаимной торговли товарами стран ЕврАзЭС за первые восемь лет работы Сообщества вырос более чем в 4 раза. На фундаменте этих достижений с 1 января 2010 года заработал Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси, а с 1 июля 2011 года он действует в полноформатном режиме по всем международным стандартам. На этом этапе в ТС вступили три страны ЕврАзЭС из пяти в полном соответствии с принятой концепцией разноскоростной и разноуровневой интеграции, согласно которой формы, темпы и степень взаимного сотрудничества выбираются в зависимости от уровня готовности и заинтересованности государств.
Полноформатная работа Таможенного союза привела к расширению кооперационных связей и сокращению затрат времени и средств у предприятий и населения. Объемы взаимной торговли товарами его стран-членов в 2010 году возросли на 29%, в 2011-м – на 34%, в 2012-м – на 7,5%.
Наглядным и убедительным примером того, что же дал гражданам наших стран Таможенный союз с переносом таможенных процедур на внешний контур российской, казахстанской и белорусской границ является то, что сегодня на 7,5 тыс. км границ между Казахстаном и Россией уже не работают тысячи российских и казахстанских таможенников. В результате миллионы людей из сопредельных областей (со стороны России – из 12 регионов с населением 26 млн. человек, со стороны Казахстана – из 7 регионов с населением около 6 млн. человек) свободно пересекают границу без выполнения таможенных процедур. Это одно из главных достижений ТС, не говоря уже о товарах, свободно перемещающихся внутри единой таможенной территории.
Значительный рывок в интеграции был сделан в 2010 году. В рекордно короткие сроки – в течение всего одного года – был разработан на высоком профессиональном уровне пакет из 17 основных соглашений, формирующих Единое экономическое пространство. Это была неимоверно сложная и напряженная работа, когда вице-премьеры сторон, руководители министерств и ведомств еженедельно посредством видеоконференций проводили согласование базовых документов.
При этом по поручению глав государств за каждым из соглашений были закреплены вице-премьеры и министры, несшие персональную ответственность за их разработку, что позволило отойти от обычного порядка многомесячных согласований документов на уровне экспертов. В результате все 17 соглашений были подписаны главами государств в ноябре-декабре 2010 года и ратифицированы в 2011 году. С 1 января 2012 года начался практический этап создания ЕЭП, которое полноформатно заработает в 2015 году.
С 1 января 2012 года начала свою работу Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза и ЕЭП.
При этом для бизнеса и населения основную роль играют не сами по себе ТС и ЕЭП, как организационные структуры, а те изменения законодательства и торгово-промышленных процессов, которые связаны с созданием единого рынка. Так, усиливается деловая активность предприятий, создаются межгосударственные производственные и торговые объединения, совместные предприятия.
Единый рынок трех стран становится более привлекательным для взаимных и иностранных инвестиций и инноваций, предприниматели могут получить дополнительные ресурсы, что обеспечивает ускорение развития экономики и создание новых рабочих мест. Также более эффективно будет использован огромный транзитный потенциал стран – членов ЕЭП. Для граждан существенно облегчаются трансграничные связи, они могут приложить свои силы и трудовые навыки на общем рынке труда, причем трудовые мигранты защищены законодательно, для них и членов их семей доступны обязательные медицинские и образовательные услуги.
В фундаментальной статье "Евразийский союз: от идеи к истории будущего", опубликованной в газете "Известия" 25 октября 2011 года, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что: "Таможенный союз – это первая на пространстве всего СНГ действительно добровольная и равноправная форма интеграции. Она впервые в истории сближает народы наших стран на основе взаимоуважения, сохранения национальной самобытности и осознания неразрывности общего будущего. Последовательная трансформация Таможенного союза в ЕЭП, а со временем, в чем я абсолютно уверен, в Евразийский экономический союз, станет мощным стимулом для процветания наших народов, выведет наши страны на ведущие позиции в глобальном мире".
Ядром евразийской интеграции стали Россия и Казахстан, она состоялась благодаря решительным интеграционным действиям лидеров наших государств. При этом у Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева практически идентичные подходы к интеграционному процессу, базирующиеся на принципах экономического прагматизма, равенства, взаимной выгоды и уважении интересов каждой из стран. Так, Президент России В. В. Путин на встрече с Н. А. Назарбаевым в июле 2013 года в Астане подчеркнул: "Вы, по сути, отец-основатель нашего Таможенного союза, это была Ваша идея, мы ее последовательно развиваем. Должен сказать, это, безусловно, самый большой шаг на постсоветском пространстве в направлении интеграции. И мы сейчас чувствуем, что она дает отдачу".
Уже не столько внешний спрос, сколько спрос внутри Таможенного союза обеспечивает загрузку предприятий трех стран в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг. Увеличивается удельный вес Беларуси и Казахстана в торговле в рамках "тройки". Доля сырьевых ресурсов во взаимной торговле за время функционирования ТС снизилась с 40 до 33%, то есть улучшилась структура товарооборота, произошло замещение сырьевых товаров технологичной продукцией, товарами с высокой добавленной стоимостью.
При этом главный смысл Таможенного союза и ЕЭП – это получение синергетического эффекта от объединения потенциалов трех стран, то есть работая вместе, каждый получает больше, чем он получил бы в отдельности. Согласно расчетам по межотраслевому балансу, совокупный интеграционный эффект за 10 лет может составить от 17 до 20% дополнительного прироста ВВП для каждой из стран – членов Таможенного союза. В сумме это составит около 700 млрд. долларов.
Подчеркну, что в сообществе выработаны эффективные механизмы взаимодействия при решении наиболее острых проблем. Так, результативными инструментами противодействия мировому финансово-экономическому кризису стало принятие государствами-членами в 2009 году Плана реализации совместных мер и его успешное выполнение. Также в этих целях были созданы Антикризисный фонд и Центр высоких технологий ЕврАзЭС.
ЕврАзЭС имеет международный статус и является наблюдателем в ООН. Его главными международными партнерами, совместно с которыми реализуется ряд важных проектов, выступают ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ЮНИДО, ЮНЕСКО, Программа развития ООН, МАГАТЭ, Международная организация по миграции, Специальная программа для экономик стран Центральной Азии, Всемирная таможенная организация, ОБСЕ, Представительство ЕС, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Особое место занимает сотрудничество с региональными структурами – СНГ, ОДКБ, ШОС.
В выполнении задач сообщества по формированию общего правового пространства важное место занимает Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС. В январе 2012 года создан новый суд ЕврАзЭС для разрешения экономических споров в Сообществе и Таможенном союзе.
Странами сообщества разрабатываются и реализуются совместные межгосударственные целевые программы. Активно работают Евразийский банк развития и Евразийский деловой совет. Наряду с успехами в торгово-экономической интеграции плодотворно решаются важнейшие вопросы социально-гуманитарного блока в области социальной, трудовой и миграционной политики, образования, здравоохранения, культуры, спорта и экологии.
Подчеркну, что Проектом о создании ЕАС предусматривалось использование опыта Евросоюза при формировании евразийских интеграционных структур. Так, в ЕС в последнее время обнажились серьезные проблемы, связанные с функционированием наднациональных органов, институциональные и функциональные проблемы, а также проблемы, связанные с расширением Евросоюза и трудовой миграцией внутри него. Все это было учтено в нашей практической работе при создании ЕврАзЭС, Таможенного союза и ЕЭП. При этом опыт ЕС был критически переосмыслен и адаптирован к условиям, сложившимся в наших странах.
18 ноября 2011 года президентами трех стран была подписана Декларация о Евразийской экономической интеграции, согласно которой ближайшая интеграционная задача – полная реализация потенциала Таможенного союза и ЕЭП, а в дальнейшем – создание на этой основе Евразийского экономического союза, в котором будут объединены не только рынки, но и стратегические планы и перспективы развития экономики его стран. Новое объединение призвано открыть дополнительные возможности для эффективной кооперации в технологической, модернизационной, инновационной сферах, в области науки и образования.
В марте 2014 года исполняется 20 лет со "дня рождения" евразийского проекта. Продвижение идеи евразийской интеграции стало, по сути, делом жизни Президента Н. А. Назарбаева. С именем Нурсултана Абишевича также по праву связано магистральное движение Казахстана к достойному месту в современном мире и строительство новой столицы – Астаны. При этом Лидер нации не только явил миру новый облик Казахстана и нашего народа, за прошедшие годы были практически реализованы "три кита" его евразийской идеи – Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
Помимо этого, с первых лет провозглашения независимости Нурсултан Назарбаев разрабатывал долгосрочные стратегии развития Казахстана, нацеленные на эффективное развитие экономики, повышение благосостояния населения и создание условий для всестороннего человеческого развития. Так, принятая в 1997 году, еще на этапе переходных реформ, Стратегия "Казахстан-2030" обозначила четкие ориентиры и горизонты развития.
На ее основе были приняты и реализованы масштабные экономические и социальные программы. Она обеспечила успешное системное развитие нашего государства. В этой стратегии была поставлена общенациональная задача – войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, которая уже выполнена. В "Рейтинге глобальной конкурентоспособности 2013–2014" Всемирного экономического форума Казахстан занимает 50-е место.
В декабре 2012 года Президент Казахстана представил новую Стратегию "Казахстан-2050", в которой планируется совершить очередной глобальный прорыв и к 2050 году войти в число 30 самых развитых государств мира. Данный документ – новая глобальная программа поступательного развития уже состоявшегося государства.
Концепция вхождения Республики Казахстан в тридцатку развитых стран мира была представлена Нурсултаном Назарбаевым в его Послании народу Казахстана 17 января 2014 года. Она включает два этапа: до 2030 года потребуется совершить модернизационный рывок, обеспечить динамичный рост традиционных отраслей экономики и создание сильного обрабатывающего индустриального сектора; в 2030–2050 годах необходимо обеспечить устойчивое развитие страны на принципах наукоемкой экономики: сформировать мощную обрабатывающую промышленность, в традиционных отраслях перейти на выпуск продукции высоких переделов, развивать инжиниринговые услуги.
Президент Казахстана особо подчеркнул, что "при этом важным механизмом вхождения в топ-30 развитых стран мира мы ясно видим углубление интеграции нашей экономики в региональную и глобальную экономические системы. Это прежде всего связано с нашим участием в формировании Евразийского экономического союза, вступлением во Всемирную торговую организацию".
Особое значение Глава государства придает развитию энергии будущего. Через три года в Астане пройдет Международная выставка "ЭКСПО–2017", посвященная данной теме. По словам Нурсултана Назарбаева, "эта выставка придаст мощный импульс к переходу страны на "зеленый" путь развития. В столице будут представлены лучшие мировые достижения науки и техники. Многие казахстанцы своими глазами смогут увидеть "энергию будущего", к которой мы стремимся".
Еще раз подчеркну, что интеграционные процессы планомерно ведут наши государства к созданию геополитического мегапроекта – Евразийского экономического союза, о котором было заявлено Президентом Н. А. Назарбаевым в его евразийском проекте еще 20 лет назад. Главы трех государств планируют подписать договор о создании Евразийского экономического союза уже в нынешнем году. При этом ЕврАзЭС и созданные в его рамках интеграционные структуры открыты для всех стран СНГ и других сопредельных государств. Официальную заявку о вступлении в Таможенный союз в 2011 году подал Кыргызстан. Работа над "дорожной картой" по его присоединению к ТС и ЕЭП близится к завершению. Армения в начале сентября 2013-го также заявила о желании вступить в Таможенный союз и ЕЭП, и ее "дорожная карта" уже утверждена на заседании Высшего Евразийского экономического совета 24 декабря 2013 года. Таджикистан изучает вопросы вхождения в ТС.
Подводя итоги, отмечу, что современная евразийская интеграция за последнее двадцатилетие прошла ускоренный по историческим меркам путь формирования и развития. Превратив евразийскую идею в "общественный проект", адаптировав ее к современным реалиям, Нурсултан Назарбаев придал новый импульс и международно-политическое звучание современной экономической интеграции на постсоветском пространстве. Реализация этой идеи стала возможной благодаря политической воле глав государств – членов ЕврАзЭС, всех участников процесса евразийской интеграции, но, несомненно, Нурсултану Абишевичу Назарбаеву как активнейшему поборнику современного евразийства принадлежит здесь особая роль.
Так, Президент России Владимир Путин подчеркивает: "Н. А. Назарбаев всегда выступал последовательным сторонником интеграционных процессов. Трудно переоценить его роль в создании Таможенного союза и в целом в укреплении взаимодействия на пространстве СНГ и ЕврАзЭС. Огромным личным авторитетом он пользуется в ШОС, ОБСЕ, других международных организациях". По мнению Президента Беларуси Александра Лукашенко, "Нурсултан Абишевич был мотором всех наших отношений в ЕврАзЭС".
На протяжении двух десятков лет евразийский проект Нурсултана Назарбаева теоретически и практически развивался в соответствии с требованиями времени. За годы эволюции эта идея была им расширена и интеллектуально обогащена. Основание Президентом Казахстана в 1996 году в Астане Евразийского национального университета им. Л. Гумилева, перед которым в качестве приоритетной была поставлена задача вести научно-исследовательскую работу в области интеграционных процессов, является важным и масштабным шагом на пути развития интеллектуального евразийства.
Автор современной евразийской идеи наряду с экономической целесообразностью считает важнейшей и гуманитарную составляющую, "человеческое измерение" интеграции. Практическое воплощение всех элементов евразийской стратегии ставит во главу угла систему духовных и нравственных ценностей, уважение к личности, взаимообогащение культур. С именем Нурсултана Назарбаева связано теоретическое и практическое наполнение главного лозунга евразийства – к единству через многообразие.
Последние 20 лет – это два десятилетия трудного, но успешного восхождения по пути современной евразийской интеграции. Мы все преисполнены гордостью и поздравляем Нурсултана Абишевича Назарбаева с тем, что он смог своевременно выдвинуть Проект ЕАС и добиться его воплощения в жизнь. Это величайшее достижение Президента Казахстана, которого он сумел достичь благодаря своей силе воли, четкой позиции, последовательным и целеустремленным усилиям, творческой энергии и энтузиазму при поддержке лидеров России и Беларуси.
Несомненный лидерский фактор и пассионарность личности Нурсултана Назарбаева раскрылись в переломный момент нашей истории. Именно пассионарность Президента Казахстана позволяла все эти годы продвигаться от новаторского переосмысления евразийской идеи к разработке конкретного проекта ЕАС и его последующей реализации. При этом как творческая натура Лидер Казахстана постоянно в поиске перспектив дальнейшего сотрудничества всех постсоветских стран, закладывает стратегические основы евразийской интеграции на десятилетия вперед.
Первый Президент Казахстана – масштабный исторический деятель, признанный во всем мире выдающимся политиком, стратегом и главным архитектором евразийских проектов, которые стали ориентиром для всех, кто хочет благополучно и счастливо жить в новой Евразии.
История дает нам шанс войти в XXI век цивилизованным путем. Одним из способов является, на наш взгляд, реализация интеграционного потенциала инициативы по созданию Евразийского союза, отражающей объективную логику развития постсоветского пространства и волю народов к интеграции.
Н. А. Назарбаев, 29 марта 1994 года
"Для нас как срединного государства Евразии жизненно важным является участие в интеграционных процессах. В нынешнем году исполняется 20 лет со дня выдвижения мною идеи создания Евразийского экономического союза. Символично, что именно в этом году предполагается подписать соглашения между Казахстаном, Россией и Беларусью о Евразийском экономическом союзе. Ряд других государств также высказался за присоединение к этому процессу. Евразийский экономический союз – это общий рынок. Он будет принципиально новым объединением XXI века, работающим на принципах равноправия, взаимной выгоды и учета интересов всех его участников".
Н. А. Назарбаев, 5 февраля 2014 года


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.03.2014
Премьер-Министр РК С. Ахметов провел заседание Правительства 31.03.2014
На встрече в Семее Председатель Сената призвал молодежь к усердию и мобильности 31.03.2014
В Москве состоялось очередное заседание Совета Евразийской экономической комиссии 31.03.2014
В МИНТ обсудили новые подходы развития казсодержания в нефтегазовом машиностроении 31.03.2014
О заседании коллегии Генеральной прокуратуры 31.03.2014
Бюро Мажилиса: повестка палаты 31.03.2014
Прошла встреча министра внутренних дел РК с региональным представителем Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Центральной Азии 31.03.2014
В Афинах презентована книга Президента РК Н.Назарбаева "G-global: мир XXI века" 31.03.2014
Переселения китайцев на север Казахстана не будет 31.03.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz