NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 14:06 ast
12:06 msk

Объявлен мораторий на изменение тарифов на регулируемые услуги до 1 мая
Мажилис на Правительственном часе рассмотрел итоги работы АРЕМ за 2013 годы и планы на 2014
18.03.2014 / политика и общество

Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 17 марта

Агентство по регулированию естественных монополий. Каковы итоги за 2013 год и задачи на 2014 год?
Эти вопросы рассмотрены сегодня в Мажилисе на Правительственном часе под председательством вице-спикера Сергея Дьяченко. Председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов сделал содоклад на тему Правительственного часа (www.parlam.kz). Затем глава ведомства ответил на депутатские вопросы.
В своем докладе парламентариям Председатель Агентства Мурат Оспанов сказал (тезисы):
Все изменения тарифов на регулируемые коммунальные услуги осуществляются с учетом запланированного коридора инфляции, рекомендованного Правительством. В 2013 году обеспечен вклад в инфляцию на уровне 1,15%, при плане 1,2%.
Агентство, как инфраструктурный регулятор осуществляет функции регулирования 1186 субъектов естественной монополии и функции ценообразования в отношении 182 доминантов.
Результаты работы по рассмотрению тарифов за 2013 год:
– рассмотрено 1073 заявки субъектов естественных монополий, по 406 заявкам оказано, из них снижено 29 тарифов;
– субъектами – доминантами подано 129 уведомлений на повышение тарифов, по 55 уведомлениям вынесен запрет на повышение, в том числе 22 тарифа снижено.
Утверждение тарифов осуществляется строго в соответствии с требованиями законодательства.
В текущем году данная работа будет продолжена. В настоящее время объявлен мораторий на изменение тарифов на регулируемые услуги до 1 мая.
Формирование и реализация инвестиционных программ находится на постоянном контроле Агентства. По итогам 2012 года сумма инвестиций составляет около 209 млрд.тенге, за 2013 год –порядка 230 млрд. тенге. Увеличение объема инвестиций достигается за счет установления обязанности каждого монополиста разрабатывать и реализовывать инвестпрограммы. Наличие инвестпрограммы – обязательное условие для утверждения тарифов.
Кроме того, Агентством устанавливаются индикаторы инвестпрограмм, такие как снижение износа, нормативных потерь, удельного расхода топлива и энергоемкости оборудования.
Инвестпрограммы будут приниматься и считаться исполненными только в том случае, если достигаются установленные индикаторы.
За прошлый год меры по энергоэффективности позволили потребителям сэкономить свыше 11,6 млрд. тенге.
В результате реализации инвестпрограмм снижены нормативные потери. С 2006 года их уровень снижен практически наполовину.
В результате ремонтов и обновления оборудования, организационных мер более чем в 2 раза, снижен расход топлива на производство тепловой энергии за последние 10 лет.
Данные вопросы находятся на постоянном контроле.
В части проведения системной разъяснительной работы:
– ежемесячно проводятся брифинги по причинам изменения тарифов;
– на сайте Агентства внедрен "калькулятор потребителя" и размещена информация об инвестпрограммах всех монополистов и отчеты об их исполнении.
В целях освещения в СМИ работы Агентства проведено 92 пресс-тура по объектам монополистов, вышло более 1000материалов в СМИ.
Также проведено 655 отчетов монополистов перед потребителями. В настоящее время организуются во всех регионах отчеты руководителей монополистов. График их проведения размещен на веб-сайте Агентства, объявления заблаговременно публикуются монополистами в СМИ.
Одновременно для эффективной реализации поставленных задач Агентством усилен контроль: за прошлый год в целях недопущения нарушений прав потребителей внесено около 1200 предписаний, общая сумма по штрафам и предписаниям составляет 3,3 млрд. тенге.
В результате перерасчета в связи с изменением температуры наружного воздуха возврат населению средств составил около 500 млн. тенге.
Полностью исключены посредники на рынке электроэнергии, на энергоснабжающие организации наложено 2,2 млрд. тенге штрафов.
Взаимодействие с потребителями и общественными организациями является основным приоритетом в работе Агентства.
Заключены меморандумы с Национальной палатой предпринимателей, Национальной Лигой потребителей, Ассоциацией по поддержке субъектов рынка "Көмекші".
Участие общественности при утверждении тарифов обеспечивается через Экспертные Советы.Действует 16 региональных и 3 республиканских экспертных совета, включающих 442 квалифицированных эксперта.
Впрошлом году проведены 183 "круглых стола" с участием НПО, депутатов маслихатов, ветеранов труда, обществ защиты потребителей.
Налажена обратная связь с потребителями, дано 7088 ответов на обращения, 804 ответа на вопросы, поступившие на сайт Агентства, 360- на мой блог.По всем вопросам обеспечиватся решение с выездом на место.
Но необходимо усиление роли общественности.
Поэтому совершенствуются действующие формы взаимодействия:
– упрощается процедура аккредитации;
– расширяются составы экспертных советов;
– проводится обучение журналистов, освещающих тарифную политику.
Для обеспечения развития общественного контроля при Агентстве создан Общественный совет. В него вошли депутаты всех фракцийи видные общественные деятели.
Совершенствование тарифной политики.
Проведено снижение барьеров для МСБ: ряд небольших монополистов переведены на уведомительный характер изменения тарифов.
В рамках совершенствования законодательства Агентством проведен анализ 80 НПА, в результате 17 НПА оптимизированы в 3, а 13 НПА и 16 методик из 40 поставлены на утрату.
Поэтапно внедряется стимулирующее регулирование по опыту передовых стран: в сфере электроэнергетики с 2013 года для РЭКов установлены тарифы по методу бенчмаркинга.
В сфере водоснабжения уже введены новые механизмы, реализуется Комплексный план по внедрению нового механизма тарифообразования на воду на 2013-2015 годы.
Инвестиции в 2013 году составили свыше 12 млрд. тенге, в 2014 году планируется порядка 32 млрд. тенге.
Также Агентство выступает с инициативой о разработке Комплексного плана по модернизации тепловых сетей.
Агентством разработан законопроект по повышению прозрачности тарифообразования, качества регулируемых услуг и усилению контроля за целевым использованием средств.
Его основные направления:
Первое – жесткие требования при проведении публичных слушаний и обязательных ежегодных отчетов монополистов по аналогии с отчетами акимов, а также введение публичных слушаний при изменении цен на электроснабжение.
Второе -повышение прозрачности в закупках путем разработки систематизированного перечня по ценам на товары, работы, услуги, закупаемые монополистами.
Третье – установление запрета на взимание предоплаты для субъектов регулируемого рынка и субъектов естественной монополии;
Четвертое- исключение у монополистов возможностей создавать препятствия при подключении. Для этого предлагается ввести дополнительные обязанности монополистов ежеквартально размещать на веб-сайте информацию о загруженности сетей и оборудования, наличии мощностей и пропускной способности сетей.
На текущий год перед Агентством стоят следующие задачи:
усиление роли общественности в тарифном процессе,
установление справедливых тарифов в рамках вклада в инфляцию;
усиление контроля и расширение применения методов стимулирующего регулирования.
***
После выступлений парламентариев кратким заключительным словом Правчас завершил вице-спикер Сергей Дьяченко. По итогам приняты соответствующие рекомендации Правительству с учетом депутатских замечаний.

------

ПРАВЧАС: АРЕМ – СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА

Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час. Тема: "Итоги деятельности Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий за 2013 год и задачи на 2014 год".
– Нам небезынтересно – куда, как, и в каком объеме тратятся средства от повышенных предельных тарифов. Об этом после доклада главы Агентства заявил в своем содокладе председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов (тезисы):
…Несмотря на положительные результаты, хотелось остановиться на некоторых вопросах, затрагивающих интересы населения, как основного плательщика тарифов.
Во-первых, системный государственный подход позволил обеспечить приток больших инвестиций в сферы естественных монополий.
Как вам известно, рост экономики, ежегодные увеличения объемов потребления электроэнергии как производственными предприятиями, так и населением, на фоне нарастания износа промышленного оборудования обусловили необходимость развития сферы электроэнергетики.
В этой связи, начиная с 2009 года, были закреплены инвестиционные тарифы, позволившие энергетикам получить большие средства на техническое перевооружение, реконструкцию и обновление своих производственных фондов. Целью данных инвестиционных программ по принципу "тариф – в обмен на инвестиции" является развитие конкуренции в сфере электроэнергетики и переход в 2016 году к рынку электрической мощности.
Осознавая необходимость развития стратегической отрасли – электроэнергетики, все наше население, включая пенсионеров, инвалидов и студентов, многодетные и молодые семьи, весь бизнес и все предприятия стали прямыми инвесторами отрасли.
За счет реализации политики "тариф в обмен на инвестиции" предполагается снизить износ основных фондов сферы электроэнергетики к 2016 году. По данным уполномоченных органов за 2009-2012 годы в отрасль уже инвестировано 514,6 млрд. тенге, а к 2016 году – этот показатель составит 1,2 триллиона тенге. И это колоссальная сумма, которая, к примеру, равна республиканскому бюджету нашей страны за 2005 год.
Поэтому, справедливым является запрос о необходимости контроля эффективности расходов указанных средств на развитие отрасли. Агентство же совместно с уполномоченными государственными органами должны были регулярно обнародовать результаты использования народных денег до последнего тиына.
Нам небезынтересно – куда, как, и в каком объеме тратятся средства от повышенных предельных тарифов. Народ, являясь основным инвестором, должен знать – куда уходят средства: сколько отремонтировано и восстановлено, модернизировано и обновлено турбин и оборудования, сколько закуплено сопутствующей техники, отремонтировано и введено в эксплуатацию электрических и тепловых сетей, линий электропередач на народные деньги. То есть, здесь совершенно необходима прозрачность.
В этой связи, мы полагаем, что пора провести аудит готовности объектов электроэнергетики к переходу от инвестиционного "тарифа – в обмен на инвестиции" к рынку электрической мощности в 2016 году.
Вопрос подготовки к 2016 году мы уже поднимали в прошлом году в рамках правительственного часа.
Поэтому, настало время усилить механизмы контроля за деятельностью субъектов естественных монополий и регулируемых рынков, а также ужесточить ответственность по выполнению ими инвестиционных программ, направленных на создание, расширение и модернизацию производств на объектах жизнеобеспечения населения. Кроме того, следует внедрить действенные механизмы возврата потребителям средств, не использованных на эти цели. Со своей стороны, депутатский корпус, при необходимости, внесет соответствующие нормы по изменению законов.
Во-вторых, сегодня рост тарифов на коммунальные услуги сильно отражается на социальном самочувствии казахстанцев. Казалось бы, населению крайне нужны эти услуги, но уж слишком дорогой ценой они достаются.
Так, согласно статистике в 2013 году наблюдался рост цен на следующие услуги:
тарифы на холодную воду – на 46%, канализацию – на 44%, транспорт – на 12%, абонентская плата за телефон – на 20%.
И, как Вам известно, каждый новый год начинается с повышения коммунальных услуг за электрическую энергию.
И когда к этому прибавляется рост тарифов за тепло, воду, газ и транспорт, соответственно повышающих цены на многие потребительские товары, наше население, и особенно люди с низким уровнем доходов, ставятся перед дилеммой: оплачивать ли коммунальные услуги или направлять деньги на насущные потребности по питанию, оздоровлению, уходу за детьми и др?
Начало 2014 года также не явилось исключением. Так с 1 января по всему Казахстану на 7% увеличился тариф на железнодорожные услуги, в 5 городах повышены цены на холодную воду, в 4 – на теплоэнергию, в 14 регионах на электрическую энергию.
При этом, за последние пять лет средний рост тарифов на электроэнергию почти в два раза превысил рост цен на другие коммунальные услуги.
Из чего же складывается наша плата за 1 кВт/ч электричества.
По данным уполномоченных органов в структуру данного тарифа (в среднем по республике) входят следующие показатели:
около 60 процентов – цена энергостанции, которая непосредственно вырабатывает энергию;
до 6 процентов – цена системного оператора (КЕГОКа), который организует передачу электроэнергии от энергостанции по национальной электросети и ее техническое обслуживание;
и самое главное, до 34 процентов – снабженческие надбавки распределительных и энергоснабжающих организаций, которые доставляют энергию до потребителей и осуществляют их обслуживание.
Здесь совершенно очевиден вопрос. Зачем населению платить 34 процентную снабженческую надбавку и содержать эти излишние структуры ЭСО?
Поэтому мы полагаем, что настало время пересмотреть структуру тарифа на электрическую энергию и исключить из состава тарифа посреднические надбавки путем упразднения энергоснабжающих организаций и укрупнения региональных энергетических компаний.
В-третьих, как Вам известно, вопрос поддержки предпринимательства всегда находится в фокусе внимания Президента, Парламента и Правительства.
Так, в рамках ГПФИИР, Дорожной карты бизнеса созданы предпосылки для реализации этого важнейшего направления. И сегодня, задача снижения административных барьеров как никогда является актуальной.
Вместе с тем, наши субъекты малого и среднего предпринимательства сталкиваются с рядом проблем. Вот некоторые из них:
сложные условия подключения к инфраструктуре энергообеспечения, водоотведения, канализации и связи;
большое количество этапов присоединения дополнительных мощностей;
длительность времени прохождения всех этапов по получению разрешений на доступ;
высокие финансовые затраты на получение доступа;
наличие бюрократических процедур.
В этой связи, в целях реализации задачи по увеличению доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны, обозначенной Главой государства в Послании "Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее", предлагаем Правительству и Агентству: принять конкретные меры по упрощению процедур подключения субъектов малого и среднего предпринимательства к услугам электро-, тепло- и водоснабжения при открытии и ведении бизнеса.
В-четвертых, сегодня созданы условия для повсеместной установки приборов учета потребления услуг.
Так как наличие приборов учета является важнейшим фактором для экономии всех видов ресурсов. Кроме того, разумное потребление снижает и финансовые расходы на коммунальные услуги.
Как показали исследования независимых экспертов, установка счетчиков выгодна потребителям. К примеру, если в Алматы тариф за газ при отсутствии приборов учета на 1 человека составляет 217 тенге, то с прибором учета (при среднем потреблении 5 кубометров) реальная стоимость будет составлять 93 тенге.
Также, например, и по тарифам на отопление – при наличии приборов учета экономия для потребителей составляет около 25-30%. Поэтому вопрос отсутствия приборов учета больно бьет по карману населения.
Но, однако, необходимо отметить, что сегодня установка этих приборов учета, в том числе приборов учета тепла, осуществляется за счет потребителей. Мы считаем, что данная работа является обязанностью монополистов, которые должны производить на безвозмездной основе как установку, так и техническое обслуживание приборов учета.
Кроме того, на сегодняшний день нет четких правил по исчислению тарифов без приборов учета и нет четкой регламентации расчета затрат с приборами учета.
К примеру, все население оплачивает энергоснабжающим организациям расходы за общедомовые нужды.
Но сама природа понятия "общедомовые нужды" является противоречивой. Так как, на сегодня:
– население оплачивает свое личное потребление энергии и тепла;
– все жильцы многоквартирных домов за содержание этих домов – отдельно оплачивают услуги КСК;
– помимо указанного, жильцы дополнительно оплачивают еще расходы – опять же на содержание многоквартирного дома, которые именуются ОДН (общедомовые нужды).
Возникает вопрос: чьи расходы компенсирует население, оплачивая двойной тариф?
Кроме того, у жильцов еще масса вопросов: есть ли установленные нормативы потребления на общедомовые нужды? Или это отдано "на откуп" КСК?
Проведем простой примерный расчет: так в городе Астана по состоянию на 1 января 2014 года имеется 213 тысяч 286 квартир. При оплате квитанций по ОДН из среднего расчета по 1100 тенге в месяц сумма по городу составит 234 млн. 615 тысяч тенге, что в год – 2 млрд. 815 млн. тенге. В чей карман поступают эти миллиарды?
В этой связи Агентству уже пора разобраться с поборами за ОДН и утвердить методику расчета тарифа на общедомовые нужды и перечень включаемых в него услуг.
Кроме этих озвученных направлений, также необходимо:
– повысить ответственность субъектов естественных монополий за нарушение прав потребителей при заключении и исполнении договоров на предоставление коммунальных услуг населению;
– разработать комплекс мероприятий по поддержке и внедрению передовых инновационных технологий, направленных на создание экологически чистых видов топлива, в целях постепенного перехода к альтернативным источникам энергии и "зеленой экономике" в рамках подготовки к Всемирной выставке "ЭКСПО-2017";
– активизировать конкуренцию и разработать мероприятия по удешевлению стоимости авиа перелетов внутри страны и недопущению необоснованных повышений тарифов на пассажирские перевозки;
– усилить работу государственных органов по привлечению общественных организаций и Национальной палаты предпринимателей к обсуждению и согласованию предстоящих изменений всех тарифов до принятия решения об их утверждении.
Уважаемые депутаты! В завершение хотелось бы пожелать Агентству успехов в решении поставленных задач. Для этого у него есть все возможности.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.03.2014
Премьер-Министр РК С. Ахметов провел заседание Правительства 31.03.2014
На встрече в Семее Председатель Сената призвал молодежь к усердию и мобильности 31.03.2014
В Москве состоялось очередное заседание Совета Евразийской экономической комиссии 31.03.2014
В МИНТ обсудили новые подходы развития казсодержания в нефтегазовом машиностроении 31.03.2014
О заседании коллегии Генеральной прокуратуры 31.03.2014
Бюро Мажилиса: повестка палаты 31.03.2014
Прошла встреча министра внутренних дел РК с региональным представителем Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Центральной Азии 31.03.2014
В Афинах презентована книга Президента РК Н.Назарбаева "G-global: мир XXI века" 31.03.2014
Переселения китайцев на север Казахстана не будет 31.03.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz