NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 14:06 ast
12:06 msk

Экспертиза законов – инструмент тонкий
Н.Малярчук: Необходимо четко понять нам всем, как гражданскому сектору, так и государственной власти, что сегодня тему коррупции в Казахстане использует больше как политический инструмент давления, что очень мешает проводимой и по многим параметрам эффективной работе противодействия ей
03.04.2014 / политика и общество

Азамат Ибраев

Постоянное реформирование законодательства может дать результат лишь в том случае, если нормативные акты подвергаются тщательной проверке. Несоответствие законов друг другу и международному своду, неувязка множества нюансов, коррупционные "лазейки" и "дыры" – именно такие недостатки выявляются в казахстанских нормативах. На первый план здесь выходит антикоррупционная экспертиза, действующая в нашей стране достаточно давно. Тем не менее, борьбу с "основным недугом общества" следует проводить аккуратно и точечно.
С самого начала антикоррупционная экспертиза рассматривалась как важнейший элемент национальной программы борьбы с коррупцией, поскольку ее задача – исключение норм, создающих предпосылки этой "социальной язвы", из содержания разрабатываемых нормативно-правовых актов. Превентивный характер такой меры трудно переоценить, особенно в условиях непрерывной, проходящей на протяжении 20 с лишним лет реформы законодательных актов. Почва для масштабной экспертизы готовится давно. Еще в ноябре 2008 года президент Назарбаев, выступая на Антикоррупционном форуме, озвучил ряд поручений, касающихся этой области. В последствие группой депутатов Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса был разработан проект Закона "О внесении изменения в Закон Республики Казахстан "О нормативных правовых актах по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы". Глава государства подписал его в октябре 2009 года. Главная цель этого документа состоит в законодательном закреплении института обязательной научной антикоррупционной экспертизы проектов всех нормативных правовых актов, принимаемых Парламентом, центральными и местными органами. При этом на первый план выходят задачи выявления норм и пробелов правового регулирования, способствующих совершению коррупционных правонарушений; оценки последствий принятия проектов нормативных правовых актов в части возможности совершения коррупционных правонарушений; выработки в виде рекомендаций норм проектов нормативных правовых актов, препятствующих совершению коррупционных правонарушений.
Таким образом, созданы крепкие основы для внедрения подобного института, однако на практике антикоррупционная экспертиза в Казахстане протекает не так гладко. Многочисленные заключения юристов-практиков выявили, что в отечественном законодательстве все еще существуют двусмысленности, недоработки, пробелы и противоречия. Сегодня необходимы продуктивные меры, направленные на уничтожение самих предпосылок коррупционных преступлений. Не в последнюю очередь, важным считается строгий государственный контроль за различными мероприятиями, имеющими цель усовершенствовать нормативно-правовые акты. На сегодняшний момент экспертиза проводится лишь по проектам новых НПА, действующее законодательство остается не проверенным, при столкновении старых и новых норм и создаются коррупционные риски.
Также одним из определяющих является вопрос подотчетности и ответственности экспертов, определения механизма проведения антикоррупционных анализов. Необходимо ограничить вмешательство со стороны законоведов-любителей, ввести строгий контроль со стороны государства. Этот фактор обусловлен необходимостью быть уверенными в том, что "частная" экспертиза проводится организацией, имеющей опыт в подобном сложнейшем вопросе.
Стоит отметить, что работа над созданием нужных механизмов продолжается. В прошлом году был разработан законопроект "О противодействии коррупции", предусматривающий введение антикоррупционной экспертизы всех нормативно-правовых актов РК, о чем сообщил первый заместитель председателя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Андрей Лукин. "В законопроекте закладывается основа для системного преодоления коррупции на всех уровнях органов управления путем принятия превентивных мер, антикоррупционных стандартов, введения антикоррупционной экспертизы всех нормативно-правовых актов", – подчеркнул А. Лукин.
К применению столь мощного инструмента, как антикоррупционная экспертиза следует подходить осторожно, с тщательно выверенных позиций, считает председатель Попечительского Совета ОФ "Транспаренси Казахстан" Наталья Малярчук.
"Антикоррупционная экспертиза – это важнейшая часть работы государства в сфере противодействия коррупции. При правильном применении этого инструмента возможно на ранних этапах обеспечить непросто качество законов и нормативно-правовых актов, но и существенно снизить существующий в стране уровень коррупции. Однако, пока не очень понятно целеполагание данной инициативы в Казахстане", – считает Наталья Малярчук. "Сама идея проводить оценку законодательных и регулирующих актов на предмет наличия норм, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений не новая для Казахстана. Однако более менее практические очертания она стала приобретать после рекомендаций Агентства финансовой полиции внедрить такую практику на постоянной основе в рамках исполнения конвенции ООН против коррупции. Были внесены соответствующие поправки в закон о нормативных правовых актах, разработаны правила проведения научной экспертизы НПА и т.д. Потом финпол был отодвинут от этого процесса и сейчас, орган который имеет полный доступ к информации о состоянии коррупции в стране и все возможности ей противодействовать практически не участвует в процессе", – подчеркнула эксперт.
По словам г-жи Малярчук, "на сегодня антикоррупционная экспертиза проводится как государственными органами, так и неправительственными организациями, отдельными экспертами, в том числе иностранными, а также международным организациям. Что, собственно не запрещено законодательством. Основным же организатором антикоррупционной экспертизы является Министерство юстиции Республики Казахстан и результаты всех экспертных заключений должны направляться в Минюст. Антикоррупционная экспертиза не проводится по проектам нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан, нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан. Закон регулирует проведение антикоррупционной экспертизы только по проектам НПА, действующие законодательные акты не подлежат такой экспертизе".
Кроме того, представитель "Транспаренси Казахстан" полагает: "При этом, закон и применяемая практика не предусматривают два очень важных момента: первый – ответственность за те выводы, которые дают эксперты. Этот вопрос также очень связан с уровнем профессионализма экспертов, который не особо регулируется законом об НПА. Можно отметить появившийся в стране тренд, кода различные неправительственные объединения начинают активно проводить антикоррупционные экспертизы всего чего только можно. При этом основной целью их документов, в большинстве случаев, становится политика, а результатом популизм, но никак не "чистота" законов. Прошу не путать это высказывание с острой необходимостью общественного контроля государственной власти. Второй – применимость рекомендаций излагаемых в экспертных заключениях. То есть, как дальше используются и используются ли вообще результаты экспертиз? Кроме того, до сих пор нет единой методологии для проведения антикоррупционной экспертизы".
"Сейчас можно много говорить о деталях, но пока государственная власть не определится со стратегическими целями и задачами, а самое главное с результатами, которых необходимо достичь в этом направлении, любые рассуждения на эту тему – переливание из пустого в порожнее. Необходимо четко понять нам всем, как гражданскому сектору, так и государственной власти, что сегодня тему коррупции в Казахстане использует больше как политический инструмент давления, что очень мешает проводимой и по многим параметрам эффективной работе противодействия ей. Особое внимание стоит уделить тезису про политизацию процесса борьбы с коррупцией, когда под влиянием различных рекомендаций и рейтингов, государственные органы начинают активно пытаться соответствовать рейтингам и мнениям, а не собственно работе и реализации нужных инициатив, на которые просто не остается времени. Внешние страновые оценки это важно, но не важнее собственно работы внутри страны. Поэтому, на мой взгляд, здесь необходимо определить первичность и вторичность приоритетов: соответствие рейтингам или противодействие коррупции. Пока рейтинги низкие, все акцентируют внимание на них, не замечая уже достигнутых результатов, которые незаслуженно теряются в потоке пресс-релизов о рейтингах. Пока первично соответствие рейтингам, что и позволяет использовать данный аргумент как политический. Выход, как видится, в том, чтобы основная деятельность в данной сфере оставалась за государством (поскольку, как показал пример Украины, популизм в вопросах коррупции может привести к плачевным последствиям), которое бы, используя имеющийся у гражданского сектора опыт и развивая системы общественного участия в своей деятельности, имело бы собственную однозначную позицию по этому вопросу", – заключила председатель Попечительского Совета ОФ "Транспаренси Казахстан" Наталья Малярчук.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.04.2014
Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года №199-V ЗРК 30.04.2014
Премьер-Министр РК Карим Масимов провел заседание Правительства 30.04.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года №369 30.04.2014
Правительством РК одобрен План мероприятий по реализации первоочередных мер поддержки бизнеса 30.04.2014
МИНТ: С участием зарубежных инвесторов в РК реализованы 110 проектов на 21 млрд долларов 30.04.2014
В республиканскую собственность перейдут 29 организаций и 3 объекта 30.04.2014
Фактор Гитлера 30.04.2014
В Верховном Суде состоялась презентация проекта Закона РК "Об арбитражных (третейских) судах" 30.04.2014
Нацпалата предпринимателей инициирует партнерство с крупнейшими казахстанскими госхолдингами 30.04.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz