NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2019)








Поиск  
Среда 19.06.2019 23:10 ast
20:10 msk

О социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями (Правительственный час в Мажилисе)
Т.Дуйсенова: В настоящее время в стране проживают более 600 тыс. инвалидов или более 3,5% от общей численности населения. Для обеспечения прав и улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями в Казахстане принят и реализуется ряд важных законов
22.04.2014 / политика и общество

Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 21 апреля

Под председательством Дариги Назарбаевой сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час.
Парламентарии обсуждали вопросы социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями. Об этом им доложила министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова (тезисы):
В настоящее время в стране проживают более 600 тыс. инвалидов или более 3,5% от общей численности населения.
Для обеспечения прав и улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями в Казахстане принят и реализуется ряд важных законов, которые направлены:
– на предупреждение риска потери трудоспособности населения;
– на социальное обеспечение и поддержку в случае наступления инвалидности, включая реабилитацию;
– на оказание специальных социальных услуг для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Наряду с этим, Казахстан принял на себя обязательства по имплементации международных стандартов в отношении лиц с ограниченными возможностями, подписав Конвенцию и Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов.
Для реализации этих обязательств был принят План по улучшению качества жизни инвалидов на 2012-2018 годы. В его рамках проведен анализ соответствия действующего законодательства Положениям Конвенции.
По итогам проведенной работы установлено, что существующие в стране гарантии социальных и экономических прав инвалидов в целом соответствуют положениям Конвенции.
С целью актуализации действующей законодательной базы подготовлен проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам социальной защиты инвалидов". В соответствии с ним предполагается внесение изменений и дополнений в более 30 нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Реализация законодательно закрепленной модели работы с инвалидами включает в себя комплекс мер.
Основу этих мер составляет предупреждение риска наступления инвалидности. Круг вопросов и проблем, связанных с этим, включает в себя:
– укрепление национального здоровья и уменьшение распространения инвалидизирующих патологий;
– профилактику профессиональных заболеваний и предупреждение травматизма;
– мониторинг, прогнозирование и определение путей снижения инвалидности.
В части укрепления здоровья и снижения инвалидизирующих патологий:
Во-первых, усилена работа по своевременному выявлению патологии у детей в раннем возрасте. Это связано с тем, что у трети детей с ограниченными возможностями инвалидность связана с врожденными патологиями.
В настоящее время в медицинских организациях республики, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, открыты и функционируют кабинеты здорового ребенка, в которых проводится психофизический скрининг детей раннего возраста.
Поэтапно внедряется аудиологический скрининг для новорожденных детей во всех регионах Казахстана, охват новорожденных аудиологическим скринингом в 2013 году составил порядка 85%. Это позволило выявить более 1,9 тыс. детей с различными нарушениями слуха и предпринять в отношении их меры раннего медицинского реагирования.
Восстанавливается сеть медицинских пунктов во всех образовательных организациях.
Во-вторых, принимаются меры по повышению качества лечения, в т.ч. социально значимых заболеваний. Положительное влияние на уменьшение инвалидности (в т.ч. и первичной) оказывают мероприятия, проведенные в рамках программы развития кардиологической и кардиохирургической помощи в РК; реализация Программы лечения туберкулеза; улучшение лекарственного обеспечения инсулинопотребных больных; совершенствование онкологической помощи со смещением акцента на раннюю выявляемость злокачественных новообразований, повлияли не только на уровень первичной инвалидности, но и в целом на структуру инвалидности по видам заболевания.
Так, среди инвалидизирующих патологий первое место продолжают занимать сердечно-сосудистые заболевания. При этом, в последние три года, удалось стабилизировать долю инвалидов с таким заболеванием на уровне 15,7% от их общего числа.
В-третьих, принимаются меры по предупреждению профессиональных заболеваний и снижению производственного травматизма.
В 1 квартале т.г. среди инвалидов трудоспособного возраста доля лиц, у которых инвалидность вызвана производственным травматизмом, составила 1,4%. Это во многом связано с занятостью во вредных и особо вредных условиях труда. В таких условиях до сих пор работают более трехсот тыс. чел., в том числе 74 тыс. женщин.
Для улучшения данной ситуации:
– приняты меры по адаптации и внедрению стандартов безопасности и охране труда. Так, на начало текущего года международные и национальные стандарты труда внедрены на более одной тысячи четырехсот крупных и средних предприятиях;
– актуализирован и утвержден новый Перечень видов производств и профессий работников, занятых в особо опасных и вредных условиях труда;
– с начало текущего года осуществлен переход к обязательному профессиональному страхованию работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.
– для оценки условий труда на рабочих местах расширена практика проведения аттестации производственных объектов. В прошлом году аттестацию прошли боле двух тысяч предприятий ведущих отраслей промышленности.
– в соответствии с внесенными в пенсионное законодательство изменениями работодатели освобождаются от уплаты обязательных профессиональных пенсионных взносов в случае устранения вредных и опасных условий труда, подтвержденных аттестацией производственных объектов.
– внедряется практика добровольного декларирования. В текущем году она будет реализована в четырех регионах (ВКО, Павлодарская, Алматинская, Кызылординская области) и позволит предприятиям, обеспечивающим соответствие условий труда государственным стандартам, получить сертификат и войти в соответствующий реестр предприятий. Такие предприятия не подлежат плановым проверкам в течение 3-х лет, что снимает административные барьеры и снижает издержки работодателей. На первое апреля текущего года сертификаты доверия получили 9 предприятий.
В рамках второго этапа Плана, предусматривается:
– активизация работы по всем вышеперечисленным направлениям;
– разработка и утверждение списка профессиональных заболеваний с учетом новых технологических процессов, профессий и производственных факторов;
– разработка критерия выделения групп повышенного риска профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний;
– совершенствование методики медицинской и профессиональной реабилитации, оздоровительного лечения для лиц группы повышенного риска профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.
Следующее – это совершенствование мер по проведению медико-социальной экспертизы или установлению степени ограничения жизнедеятельности.
В настоящее время медико-социальная экспертиза проводится 126 отделами МСЭ и ежегодно их услугами по установлению инвалидности охватываются порядка двухсот тысяч человек.
За последние годы
– систематизирована нормативно-правовая база МСЭ,
– определены единые критерии установления степени ограничения жизнедеятельности, потери общей и профессиональной трудоспособности,
– создана централизованная база данных инвалидов, позволяющая вести мониторинг количественной и качественной структуры инвалидов и определять эффективность работы службы МСЭ в части правильности установления инвалидности и проведения реабилитационных мероприятий,
– унифицированы документы и виды отчетности, представляемые службой МСЭ.
Особое значение в работе МСЭ занимает разработка индивидуальной программы реабилитации (ИПР). В зависимости от индивидуального неблагополучия в ней определяется "реабилитационный маршрут" – конкретные мероприятия, форма, сроки и порядок их исполнения.
Проводимая работа позволила стабилизировать число повторно освидетельствованных инвалидов, наметилось сокращение числа граждан, впервые признаваемых инвалидами, а также уровень инвалидности в трудоспособном возрасте.
Для устранения этих недостатков проводится работа совместно с Агентством по связи и информатизации по подготовке к внедрению электронной композитной услуги. Она предполагает объединения 9 видов государственных услуг.
Сегодня лицо для установления инвалидности сначала обращается в службу МСЭ; далее, в случае установления инвалидности, обращается в ГЦВП для назначения государственных социальных пособий; затем обращается в местные исполнительные органы за предоставлением технических средств или получением специальных социальных услуг.
Внедряемая композитная услуга обеспечит разовое обращение гражданина в службу МСЭ и если он будет зарегистрирован в ЦБДИ, как инвалид, его документы в автоматизированном режиме поступят в ГЦВП и местные исполнительные органы для назначения соответствующих услуг. Самое главное параллельно будет проводиться оперативный мониторинг за процессом установления инвалидности.
Далее, совместно с Министерством здравоохранения будет рассматриваться вопрос о внедрении Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Она является классификацией всех обстоятельств, которые связаны со здоровьем и используется в таких областях, как страхование, социальная защита, трудоустройство, образование, экономика, социальная политика, законодательство и гигиена.
Следующим важным аспектом в обеспечении прав инвалидов является формирование адекватной системы их социальной поддержки. Речь идет о мерах по улучшению материального обеспечения, совершенствованию системы реабилитации, медицинского и социального обслуживания.
Сегодня, с учетом индивидуального неблагополучия инвалидов принимаются следующие меры.
Первое – в рамках многоуровневой системы социального обеспечения выплачиваются государственные социальные пособия (в том числе введенное с 2010 года социальное пособие лицам, воспитывающим детей инвалидов) и социальные выплаты из ГФСС и страховых компаний.
Второе – предоставляется социальная помощь и поддержка в форме выплаты специальных государственных пособий из государственного бюджета и различных видов поддержки на местном уровне. Инвалиды получают комплексную поддержку и помощь в бытовом обслуживании, оформлении необходимых документов для получения полагающихся льгот и пособий.
Третье – для повышения эффективности реабилитации инвалидов начата реформа системы социального обслуживания в соответствии с Законом "О специальных социальных услугах".
Специальные социальные услуги ежегодно получают в настоящее время более 80 тыс. лиц с особыми потребностями. Гарантированные государством социальные услуги предоставляются гражданам бесплатно, а дополнительные услуги – на условиях частичной и полной оплаты. При этом создана возможность выбора формы социального обслуживания – в условиях стационара (традиционные МСУ), полустационара (дневные отделения), ухода на дому.
В 2013 году более двадцати тысяч человек получали специальные социальные услуги, проживая в 104 домах-интернатах для престарелых и инвалидов, лиц с психоневрологическими заболеваниями, включая и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Более эффективно и в экономическом, и в социальном плане развитие новых форм социального обслуживания в отделениях дневного пребывания, дневных центрах реабилитации детей-инвалидов, стимулировании и поддержки семейного проживания детей-инвалидов и лиц пожилого возраста. В этой связи следует особо отметить открытие 42 отделений дневного пребывания в 14 регионах страны. В прошлом году ими были оказаны социальные услуги более четырем тысячам человек. Работа данных отделений позволила вернуть из домов-интернатов в семьи 402 ребенка, а более пятисот родителей детей-инвалидов смогли трудоустроиться, передавая заботу о своих детях в течение дня в данные отделения.
Значительна роль социального обслуживания на дому одиноких или одиноко проживающих, инвалидов, престарелых. Социальный работник не только помогает по хозяйству, покупает продукты, лекарств, но и оказывает содействие в получении юридической помощи, в решении вопросов, связанных с получением других услуг, например, медицинских, с оформлением пособий и т.д.
Один из главных принципов социального обслуживания – это обеспечение максимально возможной продолжительности нахождения человека дома, в привычной среде. Помещение в стационарное учреждение должно расцениваться как крайняя мера.
Ключевым объектом по оказанию социальных услуг должен стать не дом-интернат, а трудная жизненная ситуация и, по возможности, вывод из нее человека или семьи.
В этих целях расширяется участие НПО в оказании спецсоцуслуг. На основе государственного заказа, размещенного в 55 НПО, в 2013 году услугами было охвачено более 3 тыс. человек. Цифры не большие, но если учесть, что еще в 2008 году этого не было вообще, то сдвиги станут очевидными. Наибольшее распространение они получили в Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Павлодарской и Акмолинской областях.
Четвертое – в рамках данной реформы предполагается дальнейшее развитие восстановительной медицинской реабилитации.
В этих целях проведена реорганизация предприятий оказывающих протезно-ортопедическую помощь, создано АО "Республиканский протезно-ортопедический центр" со стопроцентным участием государства в уставном капитале путем слияния АО "Алматинский, Петропавловский, Семипалатинский протезно-ортопедические центры".
Вновь созданное объединение станет научно-методическим центром по внедрению в производство современных протезно-ортопедических изделий и современных технологий протезирования. Предполагается, далее, привлечение инвестиций для оснащения его современным технологическим оборудованием и обеспечение производства современных видов протезно-ортопедических изделий.
Предусматривается также, развитие слухопротезной помощи. Начиная с 2007 года, в стране ежегодно проводится восстановительная операция (кохлеарная имплантация) сотням инвалидов.
В целях повышения качества сурдологической и слухопротезной помощи инвалидам РЦКС разработаны методические рекомендации по предоставлению сурдологической помощи, в том числе слухоречевой реабилитации, для различных категорий лиц с нарушением слуха. В данном центре будет проводиться настройка кохлеарного импланта, слухоречевая реабилитация, сервисное обслуживание технического средства реабилитации (импланта), обучение родителей занятиям с ребенком после кохлеарной имплантации.
Еще одним важным условием социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями является профессиональная реабилитация – меры обеспечения доступности общего и профессионального образования, содействия продуктивной занятости как важнейшего источника трудовых доходов. Это тем более важно, что основная часть инвалидов находится в трудоспособном возрасте.
За последние три года по квоте для инвалидов в высшие учебные заведения приняты более 680 человек и еще 1146 инвалидов в организации ТИПО. Ежегодно в ВУЗах и колледжах страны обучаются порядка 2800 инвалидов. Многим из них за счет средств местных бюджетов предоставляется льготное стипендиальное обеспечение.
За период реализации Дорожной карты занятости 2020 (2011-2013 гг.) из 478 инвалидов, направленных профессиональную подготовку и переподготовку более половины нашли постоянную работу. Еще 117 инвалидов прошли обучение основам предпринимательства.
К 2015 году в Казахстане планируется сформировать безбарьерную школьную среду примерно для 20% школ.
Впервые в истории нашей страны в целях улучшения и повышения качества образования в рамках Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы из государственного бюджета выделены средства на оснащение учебных мест для 9000 детей с ограниченными возможностями обучающихся на дому. Это приобретение компьютеров, вспомогательных технических средств и подключение к сети Интернет. Поэтапно все дети-инвалиды, обучающиеся на дому, будут обеспечены в течение 3-х лет.
Большая работа проводится по оснащению специальным оборудованием специальных коррекционных школ. Так, 43% специальных организаций образования, оснащены дорогостоящими мультимедийными образовательными системами (Eduplay, Multikid, Sound beam), стимулирующими познавательное развитие детей с ограниченными возможностями.
Ни у кого не вызывает сомнения особое значение в реабилитации и интеграции инвалидов доступной занятости.
В общей численности инвалидов в РК 65,6% лица трудоспособного возраста, а из них более 47% – те, у кого ограничение возможностей не препятствует продуктивной занятости.
В настоящее время в правовом поле для трудоспособных инвалидов не существует ограничений на трудоустройство. Однако практически количество занятых инвалидов составляет в последние годы не более 82 тысяч человек или 43,5% от числа инвалидов, сохранивших трудоспособность.
В части регулирования труда инвалидов в стране преимущественно используется установление для работодателей квоты трудоустройства инвалидов (3% от общей численности рабочих мест). Но, в наших условиях работодатели нередко отказывают инвалидам в вакантном месте, не желая сталкиваться с определенными трудностями. Среди них – частые больничные работника, невозможность создать особые условия, которые бы отвечали критериям программы реабилитации сотрудника.
Такая ситуация свидетельствует о том, что данный механизм на практике оказался малоэффективным и сегодня не устраивает ни работодателей, ни инвалидов, ни государство.
С одной стороны, мы понимаем, что содействие занятости для инвалидов жизненно важно и с позиции развития и реализации трудового потенциала, и с позиции получения трудовых доходов. Но, с другой стороны, так же очевидно, что работодателю нужны полноценные работники, не требующие дополнительных вложений для оборудования специального рабочего места или работающие по особому режиму рабочего времени.
В этой связи основными механизмами содействия трудоустройства инвалидов остается
– направление на социальные рабочие места, в случае наличия у работодателя специальных рабочих мест и
– поддержка организаций, создаваемых общественными объединениями инвалидов, производящих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги. На сегодняшний день в Казахстане функционируют 33 учебно-производственных предприятия общества слепых и 18 – общества глухих, где постоянно работают порядка четырех тысяч инвалидов.
В текущем году подготовлены региональные карты трудоустройства инвалидов, в соответствии ними ожидается трудоустройство около 6600 инвалидов.
Преференции в области государственных закупок позволяют не снижать объем производства, сохранять рабочие места и обеспечивать трудовые доходы дополнительно к получаемому социальному пособию по инвалидности.
Сложившаяся ситуация требует принятия неотложных мер в сфере занятости инвалидов. С этой целью:
1) разрабатываемом проекте закона предусмотрены механизмы поддержки работодателей как открывающих специальные социальные рабочие места для инвалидов, так и создающих условия работы для инвалидов;
2) в рамках реализации второго этапа Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов предусмотрен пересмотр механизма квотирования рабочих мест для инвалидов;
3) внесены изменения в ЗРК "О государственных закупках" в части расширения возможностей общественных организаций, созданных инвалидами, на рынке труда через предоставления им права на производство тифлотехнических средств, специальных средств передвижения, обязательных гигиенических средств;
4) контингент участников ДКЗ 2020 расширен и включает инвалидов, для которых предусматривается профессиональное обучение с дальнейшим трудоустройством, предоставление микрокредита на открытие или расширение собственного дела в сельской местности, организация добровольного переезда в центры экономического роста в рамках потребностей работодателя.
Для преодоления ограничения жизнедеятельности, обеспечения равенства прав и возможностей во всех сферах социальной жизни: труде, отдыхе, образовании, социально-бытовом обслуживании инвалидам должны быть созданы условия для доступа к объектам социальной инфраструктуры, транспорта, связи и информации.
Работа по созданию доступной среды является одним из приоритетов на первом этапе реализации Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012-2018 годы.
Для ее реализации
1) в регионах созданы советы по делам инвалидов, экспертные группы из представителей общественных организаций инвалидов, специальные рабочие группы для проведения паспортизации;
2) проводится паспортизация социально значимых объектов. По состоянию на 1 января 2014 года проверены 18,8 тысяч объектов. Активно проводится паспортизация в Южно-Казахстанской (4083 объекта), Акмолинской (3375 объектов), Северо-Казахстанской области (2585 объекта), Алматинской (1970 объектов), областях. Недостаточное внимание уделяется ей в Западно-Казахстанской (167 объекта) области и г. Астане (204 объектов).
3) в текущем году в части повышения доступности окружающей среды Министерство совместно с местными исполнительными органами приступило:
а) к реализации региональных Карт адаптации объектов. В ее рамках планируется адаптация 1084 объектов, в том числе 179 за счет средств ДКЗ 2020, 905 объектов за счет средств местного бюджета;
б) к приспособлению к особым потребностям инвалидов дорожной инфраструктуры, которая, к сожалению, во многих регионах остается недоступной для лиц с ограниченными возможностями, особенно для инвалидов- колясочников. В текущем году будет установлены более 10 тыс. специализированных дорожных знаков (указателей) в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание инвалидов, и обустроены пешеходные переходы 136 звуковыми устройствами;
в) к расширению перечня транспортных услуг предоставляемых инвалидам, имеющим затруднения в передвижении.
По инициативе самих общественных объединений инвалидов у нас используются услуги социального такси. В настоящее время в областях функционирует 102 "Инватакси", которые ежегодно оказывают услуги более ста девяносто тысячам инвалидов. В бюджете 2014 года на эти цели предусмотрено 90,9 млн. тенге.
г) к разработке технического задания по созданию Карты доступности объектов. Это будет автоматизированная база данных о состоянии доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры.
На первом этапе реализации Плана она будет использована для мониторинга хода паспортизации доступности объектов и их адаптации. По мере завершения данной работы база данных будет размещена на доступном для граждан сайте.
Также полагаем необходимым:
– включение в образовательную программу будущих строителей и архитекторов блок по проектированию доступной среды;
– в рамках действующих институтов архитектурно-строительного проектирования создать новое научное и проектное направление по дальнейшему изучению доступной среды для маломобильных групп населения и разработке проектов по адаптации существующих зданий;
– осуществления строгого контроля, со стороны соответствующих уполномоченных органов, на стадии разработки, проектирования, экспертизы технического задания, а также строительства, ремонта и сдачи объектов;
– внедрения общественного контроля за соответствием действующих объектов в части обеспечения доступности с участием общественных организаций инвалидов.
– включение элементов универсального дизайна в разработку всех инвестиционных проектов по строительству объектов социальной и транспортной инфраструктуры
Кроме того, в проекте Закона предусматривается:
– введение новых понятий "доступная среда", "общественное место", "доступная форма получения информации";
– ответственность участников сдачи и приемки в эксплуатацию построенных объектов за несоблюдение требований по обеспечению доступности объектов маломобильным группам населения
– создание условий для доступности услуг железнодорожного транспорта, авиаперелетов, водного транспорта для инвалидов;
– расширение прав инвалидов на получение любой информации в доступных для него форматах;
– порядок оборудования жилых помещений (жилища), предоставляемых инвалидам и семьям, имеющих инвалидов, специальными средствами и приспособлениями;
– требования безопасности к сооружениям с учетом их доступности для инвалидов.
Наряду с вышеназванными мерами нами предпринимаются усилия по содействию развития творческих способностей инвалидов, повороту общественного сознания к нуждам лиц с ограниченными возможностями, признанию их равными здоровым людям.
Запоминающимся ярким событием для лиц с особыми возможностями стало проведение в текущем году первого в истории нашей страны фестиваля "Разные-Равные".
В конкурсах по десяти различным номинациям приняли участие около шести тыс.граждан с ограниченными возможностями. В конце октября в Астане проведены отборочные туры финального тура конкурса, определены и награждены памятными подарками победители. Социальные проекты, презентованные участниками конкурса, получили признание и готовятся к внедрению с участием спонсоров – работодателей.
Проводимая Министерством и его территориальными органами работа по социализации лиц с особыми потребностями осуществляется во взаимодействии с представителями гражданского общества и, в первую очередь с общественными объединениями инвалидов.
При Правительстве РК создан и работает Координационный совет в области социальной защиты инвалидов, в котором из 25 членов шестнадцать – представители НПО.
Деятельность Координационного Совета, как консультативно-совещательного органа, обеспечивает участие всех заинтересованных сторон в нормотворческом процессе, обмене опытом и оперативном реагирование на проблемы, требующие решения. Так, например, в состав рабочей группы по разработке проекта Закона РК "О социальной защите инвалидов" привлекались неправительственные общественные объединения "Намыс", "Центр поддержки глухих инвалидов "Умит", Центральное Правление Казахского общества слепых.
В пределах своей компетенции Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и его органы на местах сотрудничают с общественными объединениями инвалидов в решении проблем, связанных с социальной защищенностью инвалидов, а также финансировании соответствующих мероприятий (размещение государственных заказов на оказание протезно-ортопедической помощи, обеспечение инвалидов сурдо-тифлотехникой, специальными техническими средствами реабилитации).
* * *
Как отметила министр, актуальность обсуждаемой сегодня проблемы обеспечения основополагающих прав лиц с ограниченными возможностями очевидна. Глава государства в своем Послании народу Казахстана текущего года отметил: "позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом".
Вместе с тем, имеющие место проблемы организации данной работы, требуют дополнительных совместных усилий для комплексного решения вопросов интеграции инвалидов в общественную жизнь".
После ответов министра на вопросы депутатов, выступлений парламентариев и содоклада профильного комитета Мажилиса вице-спикер Палаты Дарига Назарбаева подытожила Правительственный час.
(Открытию Правительственного часа предшествовала развернутая в Мажилисе Министерством выставка).

-----

ПРАВЧАС: СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА (О СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ)
Астана, 21 апреля, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час (www.parlam.kz), на котором содоклад сделала председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Гульнар Иксанова (тезисы):
Бесспорно, в нашей стране создана и модернизируется законодательная база, реализуется план мероприятий по обеспечению прав и улучшению жизни лиц с ограниченными возможностями.
Задача нынешнего этапа мероприятий – повышение качества их жизни и по сути – это переход от патерналистской модели к модели социализации.
Но достижение этой цели невозможно без анализа и оценки соблюдения прав инвалидов, и как следствие без пересмотра социальных стандартов, норм и нормативов, многие из которых устарели, не обоснованы ни научно, ни практически.
Большинство экспертов, которых привлекал в этом году к своей работе Социальный совет при фракции партии "Нур Отан" – от 60% до 80% считают предусмотренные государством различные меры по социальной защите инвалидов недостаточными.
В материалах Министерства представлена добротная статистика причин заболеваний, приводящих к инвалидности, по мерам снижения инвалидизирующих патологий, намечены подходы к управлению профессиональными рисками. Научно-исследовательский подход важен, также как и важна информация поступающая по реальной ситуации на местах.
Не останавливаясь на тех вопросах, которые подняла министр, позвольте привести несколько фактов и примеров, которые иллюстрируют несовершенство стандартов и отсутствие межведомственного взаимодействия, а также слабую исполнительскую дисциплину на местах.
О медицинской реабилитации. В Советском Союзе эта система была основана на практике реабилитации раненых в годы Великой Отечественной войны и была одной из лучших в мире. Один из центров по работе с инвалидами с нарушением опорно-двигательного аппарата располагался у нас в Караганде. Популярность этого центра была настолько велика, что в конце 80-х годов в Караганде проходили реабилитацию даже инвалиды из европейских стран. (А вообще тогда инвалиды ежегодно проходили стационарное лечение, затем реабилитацию в специальных центрах, а после – санаторно-курортное лечение).
В настоящее время здание этого уникального центра передано другому лечебному учреждению, а все лифты, пандусы и другие приспособления "безбарьерной" среды пришли в негодность.
Сейчас же о недостатках медицинской реабилитации свидетельствуют уже другие примеры из реальной практики. В Центре нейрохирургии в Астане врачи проводят сложнейшие операции, восстанавливают функциональность после тяжелых заболеваний. Но после операции пациенты проходят только краткосрочную реабилитацию в отделении при Центре, затем выписываются. В домашних условиях больные не имеют условий для восстановительных процедур. С течением времени развиваются хронические заболевания, ведущие к ухудшению состояния здоровья. Зачастую без полноценной медицинской реабилитации, великолепно проведенные хирургические операции оказываются проведенными ради самой операции. Причина – нет сквозной цели в деятельности министерств, не синхронизированы стандарты, не работает принцип ведомственной преемственности, а также пресловутая оптимизация.
Аналогичная ситуация с пациентами после кохлеарной имплантации. Государство затрачивает до 15 тыс. долларов на операцию по восстановлению слуха, но при этом полноценная профилактика и реабилитация не проводится, пациенты не могут самостоятельно приобрести дорогостоящие технические средства. И самое страшное для них– риск опять потерять слух после того чуда, которое произошло после имплантации.
Не лучше обстоит дело и в домах-интернатах для инвалидов. Для них утверждены штатные нормативы персонала. Так вот, например в одном из домов инвалидов в Павлодаре, согласно этим нормативам, 1 массажист за 8-часовой рабочий день должен обслужить 51 человека, то есть по 9 минут на человека. 1 инструктор по ЛФК полагается на 20 тяжелобольных.
Период нахождения ребенка в Республиканском центре реабилитации – всего 20 дней, детям же нужен период реабилитации от 3 до 6 месяцев.
Перечислены случаи, когда чрезвычайно необходима межведомственная координация!
Нуждаются в доработке нормативные требования и сроки эксплуатации вспомогательных технических средств. К примеру, комнатная инвалидная коляска выдается на 7 лет, прогулочная – на 4 года один раз. При этом не определена четкая классификация по видам колясок. Это право предоставлено организаторам государственных закупок в регионах. Были случаи, когда выдавались абсолютно одинаковые коляски: одной группе – как прогулочные, другой – как комнатные. А об учете индивидуальных особенностей инвалида, получающего коляску, вообще говорить не приходится.
Ну и как всегда, по процедуре госзакупок решающий фактор – наименьшая цена, а не качество. И чаще всего побеждают поставщики с дешевыми и не всегда качественными колясками китайского производства.
Назрела реальная необходимость создания в Казахстане производства инвалидных колясок разных модификаций, как это делалось по немецкой технологии на протезном заводе в г.Алматы. Многие инвалиды уже по 20 лет пользуются колясками "алматинской" сборки.
За последние 3 года местными бюджетами на приобретение почти 17 тыс. кресел-колясок затрачено 1 млрд. 118 млн. тенге. Есть рынок.
Нужен инвестиционный проект по строительству в Казахстане завода по изготовлению средств реабилитации. Нужны филиалы во всех регионах Казахстана, с обязательствами по подгонке колясок под индивидуального потребителя, обучению пользованию, техническому осмотру и ремонту. При данной системе обеспечения возможно будет организовать выдачу колясок через систему проката.
Второй вопрос. По данным Министерства, более 12 тысячам инвалидам первой группы предоставляются услуги индивидуального помощника. Они оплачиваются из местных бюджетов. Инвалидам 1-й группы по зрению и инвалидам-колясочникам предоставляются услуги "сопровождения". В нормативах не прописано, должен ли помощник помогать инвалиду одеваться, поднимать его, заполнять документы.
На практике это стало "кормушкой" для организаций, выигрывающих конкурс на оказание услуг индивидуального помощника. Об этом свидетельствуют данные проверок прокуратуры. Так, в регионах установлено начисление оплаты за фиктивное оказание услуг индивидуальных помощников, переплата за подобные услуги, незаконное начисление оплаты. Между тем, по информации Минтруда, из местных бюджетов на оплату услуг индивидуальных помощников в 2013 году было затрачено более 2-х с половиной млрд. тенге.
Министерству необходимо усилить контроль за качеством социальных услуг для инвалидов. Комитету по контролю и социальной защите предоставлены такие полномочия. Однако на практике эта работа ведется на уровне документального и количественного контроля. Также Комитету законодательно предоставлены полномочия по наказанию нарушителей законодательства о социальной защите инвалидов. Однако эти полномочия не используются в достаточной степени. Слишком уж много нарушителей.
Самая актуальная проблема – формирование "безбарьерной" среды.
Пока не совсем понятен принцип выборки объектов для паспортизации в региональном разрезе. Представляется, что на местах создается возможность исполнительным органам рапортовать о достижении заведомо заниженных показателей. До тех пор, пока не будет карты доступности объектов, трудно дать оценку этому масштабному проекту.
Продолжается приемка в эксплуатацию зданий, не оборудованных согласно стандартам для перемещения людей с ограниченными физическими возможностями. В новых зданиях нет тактильных дорожек и поручней для инвалидов по зрению. Практически нет специальных пандусов, параметры которых позволяли бы использовать коляску без риска опрокинуться. Нет подъемных устройств для колясочников. Наконец, нет простейших звонков, с помощью которых не ходячий инвалид мог бы вызвать помощников, чтобы попасть в здание. А ведь для того, чтобы сразу, на этапе проекта, заложить все эти стандарты для инвалидов в строительство здания, не нужны особые затраты. Другое дело, когда начинаются переделки в уже готовом здании. Это уже совсем другие деньги.
И о чем вообще можно говорить, если даже в Астане до сих пор не решены вопросы "безбарьерной" среды. Эксперты казахстанской конфедерации инвалидов протестировали пандусы на самых посещаемых объектах Левобережья столицы. Так вот, только пандусы театра "Астана-Опера" оказались доступными для инвалидов-колясочников. Мы готовимся к проведению "ЭКСПО-2017". Международная практика свидетельствует, что от 3-х до 5-ти% посетителей выставки составляют инватуристы.
Самый актуальный вопрос – трудоустройство.
Только сейчас началась активная работа по определению требований к организации специализированного рабочего места, механизмов возмещения затрат работодателя на организацию такого рабочего места, преференций работодателям. Только сейчас пришло понимание, что квоту по трудоустройству необходимо дифференцировать. Тогда как на первом этапе Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов еще в октябре 2013 года должны были быть разработаны государственные стандарты по проектированию и приспособлению рабочих мест для инвалидов.
Имеют место факты формального исполнения требований законодательства по трудоустройству инвалидов. Работодатели принимают инвалидов на работу, выплачивают зарплату, а фактически они на рабочем месте не появляются.
Не созданы условия для инвалидов-предпринимателей. В рамках "Дорожной карты бизнеса" Фондом "Даму" не предусмотрено программ, направленных на микрокредитование бизнеса. Действует только программа нефинансовой поддержки инвалидов "Даму-Комек". Есть система малых грантов, размер которых едва достигает 200 тыс. тенге.
Граждане с инвалидностью также не могут получить потребительский кредит, потому как не проходят по требованиям к заемщику. Более того, инвалидность сама по себе уже является страховым случаем для банка.
Сейчас много говорится об инклюзивном образовании. Учителя-энтузиасты, внедряющие новые подходы, фактически взваливают на себя обязанности по разработке методических материалов, по дополнительным урокам. По данным МОН, с 2011 по 2013 год почти в полутора тысячах школ должны были быть созданы условия для инклюзивного образования. Планы хорошие, но стандарты по инклюзии не отработаны, надбавок для учителей еще нет, технически большая часть школ не готова к приему таких детей. Инклюзия – это гарантии трудоустройства инвалидам и стимулы для работодателей. Это – формирование принципов работы социальных лифтов.
Отдельного внимания заслуживает признания родителей, ухаживающих за тяжело больными детьми, социальными работниками. Это бы решило сразу несколько проблем. Во-первых, кто как ни мама будет лучше ухаживать за своим ребенком, помогая ему социализироваться в обществе. Второе – семья будет иметь дополнительный доход в виде заработной платы за услуги соцработника, а мама – пенсионные отчисления, а значит – и пенсию от государства.
В поддержке нуждается и развитие паралимпийского движения страны. Это наглядно продемонстрировала паралимпиада в Сочи, на которой была представлена команда из 5 спортсменов. Необходимо производить комплексную оценку физических возможностей человека с инвалидностью. Работа тренеров без учета медицинских показаний в спорте высоких достижений невозможна. И такой отбор должен проходить в комплексных реабилитационных центрах. Кроме того, в индивидуальной программе реабилитации отдельной строкой должны быть отражены рекомендуемые или доступные виды спорта.
Из стратегических задач всех ведомств, считаем необходимым, пересмотреть подходы к определению инвалидности. И здесь главным критерием должна быть не группа, а степень утраты жизненно важных функций организма. Потому как один инвалид первой группы может получать образование, работать, иметь семью и детей, а другой ничего этого иметь не может. При этом они получают одинаковые выплаты, и социальные услуги. Отсутствует дифференцированный подход в работе с инвалидами.
И последнее. Государство продолжает увеличивать финансовую поддержку людям с ограниченными возможностями. В 2014 г. сумма выплат составила 153, 4 млрд. тенге. Это ГСП (государственные социальные пособия), СГП (специальные госпособия), бесплатные виды услуг. Рост этих социальных выплат необходим и жизненно важен. Но выплаты повышаются механически. В их основу необходимо закладывать социальные стандарты, основанные на обоснованной и финансово обеспеченной величине прожиточного минимума.
Чтобы эффективно реализовать все эти задачи, нам нужно обеспечить главное: четкие критерии оценки деятельности органов власти во всех вопросах, касающихся инвалидов. Это касается всех аспектов, которые были затронуты в содокладе Комитета.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.04.2014
Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года №199-V ЗРК 30.04.2014
Премьер-Министр РК Карим Масимов провел заседание Правительства 30.04.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года №369 30.04.2014
Правительством РК одобрен План мероприятий по реализации первоочередных мер поддержки бизнеса 30.04.2014
МИНТ: С участием зарубежных инвесторов в РК реализованы 110 проектов на 21 млрд долларов 30.04.2014
В республиканскую собственность перейдут 29 организаций и 3 объекта 30.04.2014
Фактор Гитлера 30.04.2014
В Верховном Суде состоялась презентация проекта Закона РК "Об арбитражных (третейских) судах" 30.04.2014
Нацпалата предпринимателей инициирует партнерство с крупнейшими казахстанскими госхолдингами 30.04.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.06.19 Среда
76. ПИТАЛЕНКО Леонид
70. ОРАЗОВА Сапура
69. УМБЕТОВ Серик
67. ДЖИЕМБАЕВ Кайрат
67. МАМБЕТОВ Рысбек
63. СЫРОЕЖКИН Константин
60. ОВСЯННИКОВ Вадим
59. АБУОВ Айдар
56. САПАРГАЛИЕВ Манарбек
55. БУРАНБАЕВА Айгуль
54. МАМИЕВ Мухит
53. КАМЗАБЕКУЛЫ Дихан
48. ДЖАНГИЛЬДИН Алиби
48. ДЮСЕМБИНОВ Берик
46. БАЙМУКАНОВ Сыздык
...>>>
20.06.19 Четверг
81. ЧЕРНЫШЕВ Владимир
74. АХАЕВ Кенесхан
71. ИМАНДОСОВ Самурат
71. КОНАС Насипкали
68. ШИДЕНОВ Галыхаир
67. АЛИЕВ Жуматай
67. ПИРМАТОВ Эшмурат
63. МУКАШЕВ Рахмет
60. АБДАЛИ Дамеш
60. МАХМЕТОВ Сабыржан
58. БИГАРОВА Сауле
58. ШАЙМЕРДЕН Сайын
57. ЗЕЙНУЛЛИН Талгат
56. ПАРИТОВ Бекет
55. АМИРЖАНОВ Рахимбек
...>>>
21.06.19 Пятница
68. ДАНЕНОВ Нурлан
67. БЕКТУРГАНОВ Ерсултан
65. КУЛМАГАМБЕТОВ Ильяс
61. СВЯТОВ Болат
59. АКАНОВ Булат
54. АСПАНДИЯРОВА Айгуль
53. АБСАТТАРОВ Кайрат
53. АЛИЕВ Арман
52. КАИРЖАНОВ Арман
52. КУНАНБАЕВ Даурен
51. ЕВНИЕВ Арман
48. ЕСКЕНДИРОВ Асан
46. СЫБАНКУЛОВ Ернат
45. УЗБЕКОВ Гани
44. ЖАНАБАЙ Самат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz