Депутатский запрос
Уважаемый Карим Кажимханович! Доступное жилье должно стать нормой для каждого казахстанца, что отражено и в Послании Президента РК Нурсултана Назарбаева "Стратегия "Казахстан-2050". В этих целях государством реализуется Программа "Доступное жилье 2020". На сегодняшний день количество очередников по данным Министерства Регионального Развития, составляет около 268 тысяч семей. В 2012 году количество стоящих в очереди равнялось 147 тысячам наших граждан. Другими словами, за полтора года количество очередников увеличилось на 80%! Актуальность вопроса приводит к различным манипуляциям в данной сфере, не случайно к депутатам поступает очень много нареканий по поводу того, что очередь продвигается очень медленно, или не двигается вообще. Причем список очередников продолжает расти, и это только те граждане, которые имеют право на получение жилья от государства. На самом деле, число нуждающихся в улучшении жилищных условий гораздо больше. По самым оптимистичным расчетам, при нынешних темпах даже нынешние очередники не смогут получить жилье и к 2020 году. По программе "Доступное жилье – 2020" предполагается ввести 62 млн. квадратных метров жилья, это примерно 1 млн. квартир. Но лишь 17% этого жилья планируется построить по линии государства, и только на него могут рассчитывать все очередники. Однако в реальности государство ничего не строит, а лишь выкупает квартиры у частных компаний либо заказывает им же строительство социального жилья через такие организации, как Жилстройсбербанк и АО Казахстанская ипотечная компания (КИК). При этом вместо возрастания, происходит сокращение средств, выделяемых на эти цели. Например: – На 2013 год было заложено на увеличение уставного капитала АО "КИК" 25 млрд. тенге, а внесено всего лишь 15 млрд тенге. – На 2014 год планировалось увеличение на 26 млрд. тенге, исполнено на 14 млрд тенге. Очевидно, что идет недофинансирование и сокращение объемов ввода жилья по линии государства. О проблемах в системе АО "Жилстройсбербанк" депутаты партии "Ак жол" поднимали вопросы последние полтора-два года, а в прошлом году эта ситуация получила справедливую критику Главы государства, и сейчас идет "работа над ошибками". Как бы то ни было, недостаток жилья, предоставляемого государством, толкал людей на ипотеку. Во всем мире, ипотека – это возможность по приобретению жилья для состоятельных людей, которые имеют высокие даже по европейским меркам доходы. Однако в нашей стране на нее были вынуждены идти граждане с небольшими доходами, в результате чего условия ипотеки ведут их к разорению, потере имущества и к социальной напряженности. Между тем, даже в богатых в европейских странах 60 и более% людей живут в арендованных квартирах, построенных и предоставленных государством. Поэтому единственно правильной альтернативой ипотеке было бы решение проблемы жилья за счет государственного строительства. Однако первоначально созданная в этих целях Казахстанская Жилищно-строительная корпорация вскоре сменила приоритеты и вместо прямого участия в строительстве стала дублировать деятельность уже имеющихся государственных структур по закупу жилья у коммерческих застройщиков. Но условия и цены, закладываемые в такие проекты, явно малопривлекательны для частных строительных компаний, так как устанавливаются на грани рентабельности. Целью государственного финансирования жилищного строительства является не продажа и получение коммерческой прибыли, а решение острого социального вопроса. В сложившейся ситуации полагаем, что государственные предприятия отрасли должны не перепродавать жилье частных компаний, а взять на себя строительство жилья по ценам ниже рыночных. Помимо прочего, это подвинет и частные строительные компании к снижению цен на жилье. А сегодня вместо решения жилищного вопроса, госорганы породили еще одного посредника за государственный счет, реальная польза от которого крайне сомнительна, как и вся деятельность структур с государственным участием в этой отрасли. На основании выше изложенного просим Вас: 1.Пересмотреть количество вводимого государственного жилья в год в сторону увеличения в адекватном объеме. 2. Пересмотреть роль и функции Жилищно-строительной корпорации в сторону непосредственного участия в строительстве, в том числе через механизмы ГЧП. 3. Проверить соответствие поставленным задачам и финансово-хозяйственную деятельность всех перечисленных компаний с государственным участием в сфере жилищного строительства (за исключением Жилстройсбербанка, проверки по которому уже проводились по поручению Президента). 4. Увеличить финансирование государственного строительства в рамках увеличившегося количество очередников по программе "Доступное жилье 2020".
С уважением, депутаты фракций ДПК "Ак жол" Т. Ергалиев А. Перуашев Е. Никитинская Н. Жазылбеков М. Казбекова А. Абильдаев С. Кадралиева А. Туртаев |