NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 03:39 ast
01:39 msk

"В ходе формирования и исполнения республиканского бюджета допущены определенные недоработки"
Выступление Председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина на презентации в Мажилисе Парламента Республики Казахстан отчета Счетного комитета – заключения к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2013 год
16.05.2014 / политика и общество

esep.kz, 14 мая

Уважаемые депутаты, участники заседания!
Отчет Счетного комитета – заключение к Отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2013 год отчет состоит из пяти разделов и приложений.
В первом разделе представлен анализ сложившихся в 2013 году макроэкономических условий исполнения республиканского бюджета.
По нашей оценке, в целом, Правительством уточненные пороговые параметры поступлений республиканского бюджета, а также взятые обязательства по расходам исполнены.
Вместе с тем, в ходе формирования и исполнения республиканского бюджета допущены определенные недоработки.
В спрогнозированных макроэкономических показателях не в полной мере учтены мировые тенденции развития товарных рынков, а именно сокращающийся спрос и снижение цен на экспортную казахстанскую продукцию.
Как следствие, это привело к значительному расхождению номинального значения валового внутреннего продукта и одобренного прогноза на 2,4 трлн. тенге и отразилось на качестве исполнения доходов бюджета. Доходы республиканского бюджета сложились ниже утвержденного объема на 152,0 млрд. тенге.
Нами выявлено, что при росте экономики в 2011 – 2013 годах ежегодно в среднем в номинальном выражении на 10 и более процентов доля доходов бюджета к валовому внутреннему продукту сократилась почти на 3% и составила 24,6%.
Более того, не прослеживается адекватная зависимость роста объемов валовой добавленной стоимости отраслей экономики и объемов поступлений в бюджет.
Несмотря на неоднократные уточнения и корректировки параметров республиканского бюджета, администраторами бюджетных программ в 2013 году средства республиканского бюджета использовались недостаточно эффективно.
По отчету Правительства сумма неосвоенных средств республиканского бюджета составила 43,2 млрд. тенге.
По нашей оценке, эта сумма фактически сложилась в размере 131,8 млрд. тенге, из которых центральными государственными органами не освоено 43,2 млрд. тенге, местными исполнительными органами возвращены в бюджет неиспользованные и использованные не по назначению целевые трансферты в сумме 26,0 млрд. тенге.
Остатки средств на контрольных счетах наличности субъектов квазигосударственного сектора составили 62,6 млрд. тенге, выделенных на увеличение уставных капиталов и текущее развитие.
Во втором разделе Отчета дана оценка исполнения республиканского бюджета.
Анализ показал, что при корректировке бюджета вносились изменения в постановление Правительства, которые противоречили параметрам утвержденного республиканского бюджета и действовали до внесения изменений в Закон.
Несмотря на то, что на модернизацию информационных систем налоговых органов с 2009 по 2013 годы выделено более 16,0 млрд. тенге, своевременное предотвращение потерь бюджета, связанных с уклонениями от уплаты налогов, обеспечивалось не в полной мере.
Значительные недопоступления налогов возникают в результате сделок с юридическими лицами, признанными судами лжепредприятиями. Потери бюджета от указанных сделок составили 21,5 млрд. тенге.
По нашей оценке, дальнейшего совершенствования, как в области законодательства, так и в деятельности самих уполномоченных органов требует таможенное администрирование.
В частности, слабо прорабатываются вопросы сопоставимости данных статистики взаимной торговли Республики Казахстан с другими странами.
Выявлены проблемы недостаточного таможенного администрирования, влияющие на полноту поступлений в бюджет.
В отчетном году вследствие несоблюдения отдельными государственными органами финансовой дисциплины, слабой претензионно-исковой работы, отсутствия взаимодействия с органами судебного администрирования по исполнению судебных решений дебиторская задолженность увеличилась на 27,1 млрд. тенге и составила 121,9 млрд. тенге.
Согласно отчету Правительства, средства, направленные на увеличение уставных капиталов акционерных обществ, освоены администраторами в полном объеме.
Вместе с тем, в органах казначейства остаток этих средств составил 54,3 млрд. тенге.
В третьем разделе отчета приведена оценка реализации государственных и отраслевых программ, стратегических планов государственных органов, активов государства и бюджетных инвестиционных проектов.
В 2013 году нами осуществлен контроль эффективности реализации 2-х государственных и 13-ти отраслевых программ.
Оценка эффективности реализации государственных и отраслевых программ показала, что государственными органами полноценное их администрирование и должное исполнение планов мероприятий в большинстве своем не обеспечивается.
При реализации программ выявлены нарушения бюджетного и иного законодательства на сумму 229,2 млрд.тенге, неэффективно использовано 26,1 млрд.тенге.
В 2013 году по итогам контроля и экспертно-аналитической деятельности осуществлена оценка реализации стратегических планов 14 государственных органов.
Выявлен ряд проблем, как при их разработке, так и при реализации.
При выделенных объемах бюджетных средств, без дополнительного финансирования по отдельным показателям достигались результаты, в разы превышающих плановые, а в отдельных случаях показатели проставлялись ниже значений, достигнутых в предыдущие годы.
Нами установлено, что законодательство по регулированию распределяемых бюджетных программ несовершенно, отсутствует единый механизм отражения их в стратегических планах государственных органов.
Анализ деятельности субъектов квазигосударственного сектора показал, что в 2013 году акционерными обществами допущены убытки в размере 3,4 млрд. тенге.
Пятая часть республиканских государственных предприятий (26 единиц) завершили отчетный финансовый год с убытками на 1,6 млрд.тенге, а треть (38 единиц)- с нулевым результатом.
Это свидетельствует о том, что управление субъектами квазигосударственного сектора осуществляется недостаточно эффективно, оценка рисков их деятельности проводиться не на должном уровне, не в полной мере изучается их производственный потенциал.
При реализации инвестиционных проектов администраторами бюджетных программ зачастую несвоевременно производилось их финансирование, затягивались сроки проведения конкурсных процедур, некачественно разрабатывались проектно-сметные документации, проведение отраслевых экспертиз осуществлялось не на должном уровне.
Из 208 инвестиционных проектов, которые должны быть предусмотрены и реализованы центральными государственными органами в отчетном периоде, фактически завершены лишь 103 проекта, то есть менее 50%.
Из 328,6 млрд. тенге, выделенных в 2013 году на реализацию инвестиционных проектов, администраторами бюджетных программ не освоено 12,8 млрд. тенге.
Уважаемые депутаты!
Выделение регионам средств из республиканского бюджета призвано обеспечить их равными финансовыми возможностями, а также предусматриваетсокращение разрыва между минимальными и максимальными расходами местных бюджетов, оказание единых усредненных по стоимости государственных услуг.
Однако, представленная в четвертом разделе Отчета оценка свидетельствует о сохраняющейся диспропорции в развитии регионов, а в ряде случаев об увеличении диспропорций.
Важно отметить, что основным источником поступления доходов местных бюджетов, по-прежнему, остаются трансферты, доля которых составляет более 60% в доходах местных бюджетов.
При этом объемы выделяемых трансфертов из средств республиканского бюджета ежегодно растут.
Так, в 2013 году регионам в целом выделено 1,9 трлн.тенге, что больше по сравнению с 2012 годом на 145,4 млрд.тенге, или на 8,2%.
В 2013 году свыше 50% собственных доходов местных бюджетов имеют только 4 региона (Атырауская, Мангистауская, Павлодарская области, город Алматы). В остальных 12-ти регионах этот показатель не превышал 40 процентов.
Это, на наш взгляд, зачастую порождает иждивенческий настрой руководителей регионов, из-за чего собственные доходы местных бюджетовза последние три года претерпели весьма незначительные изменения. Рост составил от 0,5% – 10%.
Наблюдаются значительные межрегиональные диспропорции подушевых налоговых поступлений, валового регионального продукта и собственных доходов местных бюджетов.
По мнению Счетного комитета, это связано с недоработками в методике расчетов трансфертов общего характера. Недостаточно точен для определения объемов субвенций применяемый коэффициент учета бедности.
Выявлен ряд недостатков в методике прогнозирования поступлений доходов местных бюджетов в части определения размеров доходов и выделяемых субвенций регионам.
В ходе наших проверок выявлены объемы выделенных субвенций, обоснование которых нами ставится под сомнение. Так, только за 2013 год они составили 46,3 млрд. тенге.
В отчетном году при формировании и использовании трансфертов центральными государственными органами допущены финансовые нарушения на сумму 96,9 млрд. тенге, местными исполнительными органами – на 76,8 млрд. тенге.
По нашей оценке, основными причинами нарушений являются также некачественное планирование объемов целевых трансфертов и отсутствие должного контроля со стороны администраторов бюджетных программ.
Планирование целевых трансфертов зачастую осуществляется без детальных проверок расчетов и анализа достоверности требуемого обоснования, необходимых заключений и экспертиз уполномоченных органов.
В 2013 году для реализации инвестиционных проектов в регионах из средств республиканского бюджета выделено более 529,0 млрд. тенге.
Из 959 инвестиционных проектов, завершение которых предусматривалось в отчетном периоде, местными исполнительными органами не реализовано 97 проектов в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, развития транспортной инфраструктуры.
В ходе проведенных контрольно-аналитических мероприятий установлено отсутствие должного контроля и мониторинга хода реализации инвестиционных проектов как центральными государственными, так и местными исполнительными органами.
Отмечены факты проведения строительных работ без разрешительных документов на начало строительства и права владения земельными участками.
Из-за срыва проведения конкурсных процедур ряд инвестиционных проектов своевременно не реализован.
Кроме того, оценка реализации инвестиционных проектов в регионах показала, что при выделении средств из республиканского бюджета комплексно не прорабатываются вопросы софинансирования из местных бюджетов.
Тем самым отдельные наиболее важные объекты "замораживаются", своевременно в эксплуатацию не вводятся, экономические обоснования и проектно-сметные документации устаревают, изменения в них вносятся с дополнительным выделением средств из республиканского бюджета.
В 2013 году Счетным комитетом проведено26 контрольных мероприятий, в ходе которых установлена общая сумма нарушений в размере 808,4 млрд. тенге, из них 196,2 млрд. тенге составляют средства республиканского бюджета 2013 года.
По результатам оценки исполнения республиканского бюджета и контрольно-аналитических мероприятий за 2013 год нами подготовлены основные выводы и разработаны рекомендации Правительству, направленные на повышение качества налогового и таможенного администрирования, эффективности реализации программных документов, инвестиционных проектов.
Кроме того, даны предложения по совершенствованию процессов планирования бюджета, методик расчета трансфертов и прогнозов поступлений доходов в местные бюджеты, а также определения объемов бюджетных средств на увеличение, пополнение уставных капиталов акционерных обществ с участием государства.
Со всеми выводами и рекомендациями объекты контроля согласились.
Более подробно с нашими выводами и рекомендациями можно ознакомиться в пятом разделе нашего Отчета.
Отчет имеет секретные приложения, в которых изложены итоги проверок в Министерстве обороны, Пограничной службе Комитета национальной безопасности, а также дана оценка реализации "Программы по технологической модернизации Вооруженных сил, развития производства вооружения и военной техники на 2011-2015 годы".
Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.05.2014
Договор о Евразийском экономическом союзе 30.05.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2014 года №429 30.05.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2014 года №476 30.05.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 мая 2014 года №508 30.05.2014
Спикер Сената и глава МИД Аргентины обсудили межпарламентские связи 30.05.2014
Подписан Меморандум о реализации межправительственного соглашения о воздушном сообщении между Монголией и Казахстаном 30.05.2014
Обеспечивая взаимодействие и безопасность 30.05.2014
Главы МИД Казахстана и Монако обсудили двустороннее сотрудничество 30.05.2014
Кадровый сдвиг по фазе 30.05.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz