NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 14:00 ast
12:00 msk

На парламентских слушаниях в Мажилисе обсуждены вопросы подготовки кадров для отраслей экономики
К.Джакупов: Повышение качества человеческих ресурсов – задача не только системы образования. Здесь необходимы совместные усилия государства, науки, бизнеса, каждого работодателя и каждого казахстанца
19.05.2014 / политика и общество

Астана, 16 мая, Дом Мажилиса

В Мажилисе состоялись парламентские слушания на тему: "О качестве и перспективах подготовки кадров в системе технического и профессионального, высшего образования для отраслей экономики". Организатором публичных дебатов выступил Комитет Палаты по социально-культурному развитию.
В обсуждении актуальных вопросов подготовки кадров для отраслей экономики приняли участие депутаты Парламента, представители Правительства, Национальной палаты предпринимателей, ряда регионов, а также учреждений образования, предприятий, неправительственных организаций, зарубежные гости.
К собравшимся с приветственным словом обратился Председатель Мажилиса Кабибулла Джакупов. Спикер подчеркнул, что Глава государства Нурсултан Назарбаев в Стратегии развития Казахстана до 2050 года определил вопросы образования, подготовки и переподготовки кадров в качестве одного из важнейших приоритетов в процессе вхождения Казахстана в тридцатку наиболее развитых стран мира.
– Повышение качества человеческих ресурсов – задача не только системы образования. Здесь необходимы совместные усилия государства, науки, бизнеса, каждого работодателя и каждого казахстанца, – сказал Кабибулла Джакупов.
Председатель Мажилиса также отметил, что необходимо создавать все условия, в первую очередь, правовые, для того, чтобы казахстанцы получали достойное образование, были профессионалами своего дела, могли конкурировать на равных в любой точке мира и уверенно смотреть в будущее.
Системные проблемы сферы образования озвучила заместитель Председателя Мажилиса Дарига Назарбаева.
Одна из них – массовая коммерциализация образования, которая приводит к тому, что на первом месте оказываются вопросы прибыли, а не качества образования.
– Отсюда и низкая мотивация обучающихся, которые предпочитают заплатить за курсовую, чем тратить время на ее написание. В колледжи и вузы часть молодежи идет не за знаниями, а за дипломами, – сказала Д.Назарбаева.
Кроме того, по словам вице-спикера Мажилиса, не менее важной проблемой выступает то, что содержание обучения не меняется годами, продолжается подготовка по невостребованным профессиям и специальностям.
– Президент нашей страны подчеркнул, что профессиональное техническое и высшее образование должно ориентироваться, в первую очередь, на удовлетворение текущих и перспективных потребностей в экономики специалистов… Но нет реальной картины о состоянии рынка труда, о количестве рабочих по разрядам, нет качественных данных о самозанятых, формирование госзаказа идет по текущим вакансиям, которые уже в ходе учебы становятся неактуальными. С такими вещами мириться невозможно, – отметила Дарига Назарбаева.
В центре внимания участников парламентских слушаний оказались также механизмы преодоления сложившегося на рынке труда дисбаланса, трудоустройство выпускников, недостаточное участие работодателей в подготовке кадров, невысокое качество профтехобразования, низкий имидж технических профессий, отсутствие качественной профориентации и др.
Как было отмечено, все это сказывается на дефиците квалифицированных кадров, особенно на новых производствах.
– Дефицит кадров имеется в машиностроении, горнодобывающей, нефтегазовой, нефтехимической отраслях. Достаточно сложное положение с кадрами в сельском хозяйстве. А это – стратегическая отрасль, имеющая серьезный экспортный потенциал. В сельском хозяйстве занято более 2 млн. человек и только 40% имеют специальное образование, – отметил в своем выступлении депутат Мажилиса, руководитель временной специальной комиссии по подготовке и проведению парламентских слушаний Валихан Бишимбаев.
Кроме того, по мнению мажилисмена, преобразование лицеев в колледжи только усугубило ряд проблем. Соединение начального и среднего профессионального образования привело к сокращению подготовки по рабочим профессиям.
– Результаты социологического опроса показывают, что практически вся молодежь ориентирована на высшее образование. Это связано с недостатком профориентации в школах и отсутствием в обществе пропаганды человека труда с рабочей профессией, – сказал В.Бишимбаев.
Говоря о дисбалансе на рынке труда, Министр образования и науки Аслан Саринжипов отметил, что при значительном избытке трудовых ресурсов в южных областях, наблюдается острый недостаток человеческих ресурсов на севере и востоке. В качестве предложения была высказана необходимость системными мерами обеспечить переток обучающейся молодежи южных областей в трудодефицитные регионы севера и востока по востребованным направлениям развития экономики и производства.
Решение проблемы оторванности подготовки кадров от потребностей рынка труда видится в развитии дуального обучения. В качестве одной из лучшей моделей дуальной системы ТиПО была названа немецкая, которая охватывает 1,5 млн.человек.
В Казахстане же, по данным министра, только 176 колледжей внедряют отдельные элементы дуальной системы по 83 специальностям с охватом 44 тыс.обучающихся.
Зарубежным опытом подготовки кадров, а также обеспечением качества в высшем образовании поделился генеральный директор Германского аккредитационного агентства ASIN Иринг Вассер.
Об отечественном опыте взаимодействия производства и профтеучреждений рассказал аким Мангистауской области Алик Айдарбаев. В регионе для обеспечения полноценного прохождения производственной практики и возможного трудоустройства заключаются договора с предприятиями. В 2012 учебном году было подписано 504 договора, в 2013 году их число достигло 590.
– Партнерство дало свои позитивные результаты: за последние три года число студентов, обучающихся за счет предприятий, возросло с 52-х до 227-и. Однако мы намерены углублять взаимодействие учебных заведений и предприятий региона. Сегодня внедряются элементы дуальной системы обучения в 8-и колледжах по 11-ти специальностям. С нового учебного года планируется внедрение элементов дуальной системы обучения еще в 7-ми колледжах, – сказал А.Айдарбаев.
Для улучшения же взаимодействия глава региона считает необходимым выработать механизмы стимулирования сотрудничества предприятий малого и среднего бизнеса с учебными заведениями. Данную работу целесообразно проводить совместными усилиями Министерства образования и науки и Национальной палаты предпринимателей, которая точно знает потребности бизнеса в квалифицированных кадрах.
О перспективах взаимодействия государства и бизнеса в подготовке квалифицированных кадров рассказал Председатель правления Национальной палаты предпринимателей Аблай Мырзахметов.
Директор Геологоразведочного колледжа г. Семея Марал Альмуханов поделился своими предложениями выхода из кризисного состояния профтехобразования. Среди них – введение принципа независимого оценивания конечных результатов профессионального образования, одним из которых должно быть количество трудоустроенных выпускников.
Своим видением взаимодействия предприятий и учреждений образования поделился начальник отдела кадров Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения Дмитрий Гусак. В частности, Д.Гусак поднял вопросы несоответствия программ подготовки в колледжах уровню развития предприятия, возобновления практики обязательной отработки на предприятии по полученной специальности и др.
Не менее злободневной темой, которая особенно волнует депутатский корпус, стала низкая заработная плата мастеров производственного обучения.
Участники парламентских слушаний в целях повышения качества подготовки профессиональных кадров отметили необходимость внесения соответствующих законодательных поправок.
С учетом обозначенных проблем, высказанных предложений были выработаны конкретные Рекомендации, доработка которых поручена временной специальной комиссии по подготовке и проведению парламентских слушаний.

-----

Выступление Министра образования и науки Республики Казахстан Саринжипова А.Б. на парламентских слушаниях 16 мая 2014 года

Уважаемый Кабибулла Кабенович!
Уважаемые Депутаты!
17 января Глава государства в Послании народу Казахстана обозначил создание качественной образовательной системы приоритетом для вхождения в число 30 конкурентоспособных стран мира.
Сегодня в 130 вузах и в 849 колледжах обучаются свыше миллиона человек (1086,1 тыс.).
Ежегодно 300 тысяч выпускников (2012 – 264 тыс., 2013 – 309 тыс.) выходят на рынок труда (103 тыс. по госзаказу). Большинство из них – 80% после вуза и 67% после колледжа – трудоустраиваются в первый год по профессии.
Только за последние три года бюджетные средства на техническое и профессиональное образование увеличены почти в 2 раза (2010 – 52,9 млрд. тг.; 2013 – 91 млрд. тг.). В 6 раз увеличены средства на оснащение мастерских в колледжах (2010 – 896 млн. тг., 2013 – 5,5 млрд. тг). Внедряется дуальная система. Создаются современные учебные заведения и новые модели управления. В результате трудоустройство выпускников по специальности увеличилось на 10%.
В высшем образовании за два года финансирование увеличилось на 20% (2011 – 89,1 млрд. тг.; 2013 – 106,5 млрд. тг.). В ходе оптимизации сети вузов их количество снизилось на 16 (2011 – 146; 2013 – 130).
В Топ 701+ рейтинга QS в 2013 году вошло 9 вузов (2011 – 5). Более, чем в 7 раз возросло финансирование вузовской науки (2011 – 1 млрд.тг; 2013 – 7,7 млрд.тг). Развивается академическая мобильность. Благодаря государственной программе по привлечению иностранных ученых значительно усиливается трансферт знаний и технологий.
Таким образом, система профессионального образования выполняет свою основную задачу подготовки кадров для экономики.
Однако, имеется ряд вопросов, требующих решения. Например, в ТиПО идентифицированы следующие основные проблемы.
Бюрократичная система разработки программ не позволяет колледжам оперативно реагировать на изменяющиеся запросы работодателей. До сих пор большинство программ не базируется на профстандартах. Существующая методика разработки и внедрения стандартов и типовых учебных программ себя дискредитировала излишней детализацией.
Существующая материально-техническая база колледжей и кадровый потенциал ТиПО не отвечает требованиям работодателей и бизнеса.
Одна из основных причин – недостаточный уровень финансирования ТиПО, особенно на фоне стран с эффективной системой подготовки кадров для производства.
В результате бизнес на сегодня мало заинтересован в инвестировании в развитие системы ТиПО.
Сама система не престижна и не привлекательна для выпускников школ.
Позвольте подробнее остановиться на них.
До сих пор не обеспечен равный доступ населения к получению первой технической профессии. Системой ТиПО на сегодня охвачено лишь 17% (562 тыс. чел.) молодежи типичного возраста (по госзаказу – 244,4 тыс. человек).
Уже сегодня 633,2 тыс. молодых людей от 14 до 24 лет не имеют профессии, что составляет 20% (от 3 млн. 132 тыс. чел.). Из них 94 тыс. чел. нигде не работают.
Рост численности детей и молодежи также увеличивает нагрузку на систему образования.
Проблема усиливается региональным дисбалансом охвата. Имеется дефицит почти 7 тысяч мест (6,7 тыс.) на юге (Мангыстауская, ЮКО, Кызылординская, Жамбылская). При этом в колледжах северных и восточных регионов (Акмолинская, Павлодарская, Костанайская, СКО и ВКО) профицит составляет 4 тыс. мест.
Ежегодно более 22 тыс. выпускников школ, из которых более половины в южных регионах, выходят на рынок труда без квалификации.
Отсутствует корреляция между изменениями на рынке труда и работой системы ТиПО.
Несмотря на ежегодную подготовку порядка 170 тыс. специалистов ТиПО, внутри отдельных отраслей экономики наблюдается снижение количества занятых работников.
Один из острых примеров – сельское хозяйство, где при подготовке 11 тыс. специалистов в прошлом году, снижение занятости составило почти 53 тыс.
Рынок сегодня не формирует заказ на кадры ни по количеству, ни по качеству. В 2013 г. в экономике республики были заняты 8,5 млн. человек. При этом 25% рабочих мест в стране не требовали никакой квалификации, тогда как в странах ЕС – не более 10%. Из созданных в рамках ФИИР рабочих мест 30% также не требовали квалификации.
Из 117 849 предприятий только 0,03% имеют учебные центры. Это очень тревожные цифры и они свидетельствуют о низкой технологичности производства или неправильной аттестации работодателями рабочих мест.
Для решения этой проблемы необходимо детализировать методику определения потребности в кадрах Минтруда и создать базу востребованных профессий с указанием зарплаты и других данных.
Создание такой базы поможет выпускникам 9 и 11 классов определиться в выборе профессии. Для этого потребуется обновление форм госстатистики для предприятий, в т.ч. малого и среднего бизнеса, создания соответствующей инфраструктуры.
Внутри республики сложились системные региональные дисбалансы трудовых ресурсов. При значительном избытке трудовых ресурсов в южных областях, наблюдается острый недостаток человеческих ресурсов на севере и востоке.
В этой связи необходимо системными мерами обеспечить переток обучающейся молодежи южных областей в трудо-дефицитные регионы севера и востока по востребованным направлениям развития экономики и производства.
В ином случае, тенденции роста диспропорций в течение ближайших 5 лет усилят демографическое давление.
По результатам подготовки кадров для ГПФИИР 2010-2014: обучено в 4 раза больше проектной потребности, нанято на работу в 2 раза меньше проектной потребности
Для кадрового обеспечения ГПФИИР на 2010-2014 гг. госзаказ на подготовку кадров ТиПО увеличен с 36 до 43%. Госзаказом охвачены 100% технических колледжей.
В результате подготовки кадров с учетом проектной потребности ГПФИИР – 92 тыс., фактически были приняты на работу лишь 52 тыс. работников.
320 тыс. выпускников остались невостребованными.
Остается низким имидж системы ТиПО среди молодежи.
По результатам соцопроса выявлено, что более 90% школьников не планируют поступать в систему ТиПО. 17% студентов ТиПО не связывают свое будущее с полученной специальностью.
Одна из причин – отсутствие качественной профориентации. Почти 50% из числа опрошенных школьников отметили необходимость в помощи при выборе своей профессии.
В результате отсутствия полноценной профориентации и отрыва подготовки кадров с потребностями рынка труда выпускники вынуждены затрачивать дополнительные средства и время для переучивания.
В результате на подготовку инженера, отвечающего квалификационным требованиям предприятия, уходит дополнительно до 5 лет.
В ином случае выпускники вынуждены искать работу, не требующую квалификации, либо оставаться безработными.
Одним из решений данного вопроса является развитие дуального обучения, широко распространенная в 60 промышленно развитых странах. Ее ключевые особенности:
– хорошо развитая профориентационная работа с молодежью в школах и центрах занятости населения;
– молодой человек самостоятельно выбрав профессию, до начала обучения заключает контракт с предприятием о содействии в обучении, гарантировании ему рабочего места для практики и трудоустройства;
– большая часть обучения (до 70-80%) проводится на производстве и только 30-20% – в учебном заведении.
Одной из лучших является немецкая модель дуальной системы ТиПО, которая охватывает 1,5 млн. чел.
В систему дуального обучения вовлечены более 24% всех компаний, обеспечивающих 77% (23,8 млрд. евро) всего финансирования производственного обучения.
При этом финансирование госбюджета составляет – 23% (7,1 млрд. евро).
Средний уровень успеваемости обучающихся – 90%.
В Казахстане только 176 колледжей внедряют отдельные элементы дуальной системы по 83 специальностям, с охватом 44 тыс. обучающихся.
Для решения вышеперечисленных задач в разработан 3-х летний План по приоритетным направлениям образования и науки, который подтвержден мероприятиями, реальными сроками и ресурсами. Для выполнения трехлетнего Плана заключены 3-х летние меморандумы с акимами областей и гг. Астана и Алматы по достижению целевых индикаторов. Утверждена новая структура Министерства образования и науки.
Примеры целевых индикаторов Меморандума между МОН и Акиматом Алматинской области приведены на слайде. Отдельным блоком в меморандуме закреплены обязательства по развитию ТиПО в трехлетней перспективе.
Одним из ключевых направлений является дальшейшее развитие холдинга "Кәсіпқор". В его рамках ведется создание 2 колледжей мирового уровня в гг.Алматы и Астана, 4 межрегиональных центров, 10 партнерских колледжей.
Данные учебные заведения призваны внедрить, апробировать и перенести на все колледжи республики лучшие мировые практики по организации учебного процесса и передовые учебные практики и методики.
Для решения обозначенных вопросов на 2014-2016 гг. нами запланированы следующие ключевые мероприятия.
Активизация заключения договоров с предприятиями в рамках дуального обучения. Инвентаризация и переоснащение МТБ колледжей.
В этом году будут созданы 6 центров сертификации рабочих при работодателях, начата разработка системы профориентации.
Будет проведена инвентаризация учебных программ на предмет предоставления большей академической свободы колледжам. Начиная с текущего года, ведется разработка интегрированных образовательных программ и учебников на базе профстандартов. Планируется апробационное внедрение подушевого финансирования, повышение квалификации более 10 тыс. педагогов ТиПО, а также вовлечение в ТиПО специалистов с производства.
Будет активизировано строительство и ввод в эксплуатацию, капремонт общежитий ТиПО.
Все вышеназванные меры необходимо поддержать законодательно. В первую очередь будут внесены дополнения в ЗРК "Об образовании" в части дуального обучения, внедрения прикладного бакалавриата и гарантированного получения молодежью ТиПО.
Кроме того планируется дополнения в Налоговый и Трудовой кодексы, а также в закон "О занятости". Часть норм включена в проект закона "О государственной молодежной политике".
В системе высшего образования создана точка роста – Назарбаев Университет, который служит ориентиром для развития остальных вузов (из 130 вузов: национальные – 9, государственные – 31, негражданские – 13, АОО "Назарбаев Университет" – 1, международный – 1, акционированные – 16, частные – 59).
Из 42 тысяч преподавателей вузов половина имеют ученые степени. Из за демографических причин еще несколько лет студенческий контингент будет сокращаться.
Контингент заочников сокращен на 105 тыс. человек (2011 год – 259 тыс., 41%; 2013 год – 144 тыс., 27,5%).
Государственный заказ для вузов ориентирован на технические специальности, образование, здравоохранение, социальную защиту и сельское хозяйство.
На долю этих специальностей приходится 81% всех государственных грантов.
При этом структура общего контингента студентов, включая платников, характеризуется преобладанием обучения по специальностям образования, техническим специальностям, социальным наукам, экономике и праву.
Основной проблемой является качество высшего образования. Система формирования содержания программ забюрократизирована. Управление не прозрачно.
Имеются высокие риски коррупции и долгосрочные риски социальной напряженности.
Выпускники вузов не конкурентоспособны и не востребованы на рынке труда.
Отсутствует системная интеграция образования, науки, инноваций и производства.
Продолжают иметь место массификация подготовки некачественных специалистов и коррупция.
Из 116 гражданских вузов 65% (76 вузов) со средней и высокой степенью рисков (по 22 нормативным параметрам).
В них недостаточно квалифицированных педагогов, учебных помещений, учебного и научного оборудования и лабораторий, литературы, отсутствует научная работа.
При этом все частные вузы имеют высокую и среднюю степень рисков (закон РК "О государственном контроле и надзоре").
В результате мер по повышению качества за последние три года сеть вузов была сокращена на 19 ед.
Мировые тренды свидетельствуют о том, что естественная массификация высшего образования характерна для стран с наукоемкой и инновационной экономикой (за три года контингент увеличился в США – на 10%, Великобритании – 8,3%, Бразилии – 11,3%, Франция – 5%, Германии и Финляндии – 4,2%).
В странах, где такая экономика еще не сформировалась, массификация чревата нарастанием диплоимированной безработицы и социальной напряженности в молодежной среде.
Поэтому первоочередная задача в высшем образовании на ближайшие годы – повышение качества и оптимизация низкосортных вузов.
В 2013 году в отношении 10 вузов административные дела направлены в суды на закрытие.
5 вузов были лишены лицензии и закрыты решением суда. Работа по оптимизации "Фабрик выдачи дипломов" будет продолжена.
В Казахстане период разработки и запуска новых специальностей составляет 1,5 – 2,5 года. В передовых странах аналогичный процесс занимает 1 семестр.
Излишняя регламентация создания новых учебных программ препятствует быстрому реагированию вузов на постоянно обновляющиеся требования рынка труда. В результате вузы выпускают специалистов, оторванных от реальных потребностей работодателей.
Централизованная модель управления вузами не обеспечивает конкурентоспособность и не гармонизирована с международной практикой.
Организационно-правовая форма вузов в виде ГУ и РГП снижает прозрачность и эффективность
Не сформированы механизмы вовлечения работодателей и общественности
Необходима другая организационно-правовая форма и создание советов курирующих работу ректоров (по типу Совета директоров в АО).
Для решения вышеназванных задач в ближайшее время ключевыми мероприятиями в сфере высшего образования являются: формирование целевых программ финансирования вузов, расчет размера госгранта с учетом реальных затрат, расширение сети вузов с наблюдательными советами, разработка модульных программ на основе профстандартов, повышение квалификации ППС вузов и другие.
Одна из основных задач – усиление исследовательского потенциала вузов. В этом году по примеру Назарбаев Университета 3 ведущих вуза Казахстана и более 10 крупнейших научных центра создадут новые научные и обучающие программы. По ним с сентября начнут обучаться 1262 магистрантов и 532 докторантов.
Для решения проблем подготовки кадров в последние годы значительно увеличены бюджетные средства на образование в Казахстане.
В 2014 году выделено 1 497 млрд. тенге.
Однако финансирование в% к ВВП остается не на высоком уровне в течение нескольких лет – 3,8% при рекомендуемых ЮНЕСКО 5-7%.
При этом доля государственных затрат на профессиональное образование остается стабильно низкой в пределах 0,5-0,8% от ВВП.
И еще один аспект подготовки кадров для экономики. Большую лепту вносит программа "Болашак".
В 2014-17 гг. будет подготовлено 3598 выпускников в т.ч.: 1146 человек – самостоятельно поступившие стипендиаты, требующие трудоустройства и 2452 обучающиеся по программно-целевому методу с гарантированным трудоустройством.
Уже в этом году начата подготовка специалистов для второй пятилетки ГПИИР в рамках программы "Болашак" по заявкам МИНТ и национальных компаний.
Уважаемые депутаты! Для реализации всех озвученных сегодня задач МОН начата работа над законодательным обеспечением предлагаемых мер по модернизации системы высшего образования и ТиПО.
В этом году запланировано внесение на Ваше рассмотрение пакета изменений и дополнений в Закон РК "Об образовании", а также в ряд сопутствующих законодательных актов. В результате реализации озвученных планов на 2014-2016 гг. будет сформирована новая законодательная и финансовая база для развития системы высшего образования и ТиПО, что позволит выйти на новый уровень развития, как на национальном, так и глобальном уровне.
Со своей стороны МОН будет благодарно за Ваши замечания и пожелания. Они будут учтены при реализации 3-х летнего плана работы на 2014-2016 гг. Надеемся на поддержку Депутатским корпусом наших инициатив.
Благодарю за внимание!

-----

Создать агентство по подготовке технических кадров предложили в Казахстане
Tengrinews.kz, 16 мая

Создать агентство по подготовке технических кадров предложили в Казахстане, передает корреспондент Tengrinews.kz.
"Может быть подумать о создании агенства, которое будет заниматься подготовкой, распределением, планированием кадров в сфере производства, технологий, строительства – а это миллионы", – сказал глава ОЮЛ "Гражданский Альянс Казахстана" Нурлан Еримбетов на парламентских слушаниях, посвященных вопросам качества подготовки кадров в Казахстане.
Он также предложил рассмотреть вопрос о передаче части пакетов акций профильных вузов базовым предприятиям. "Необходимо кооперировать интересы бизнеса и образования. Вот КТЖ сейчас управляет Академией транспорта и коммуникаций. Я думаю, что было нормально продолжить это и в других сферах", – отметил Еримбетов.
По словам спикера, в казахстанской системе образования не хватает преемственности. "Министры часто меняются, и с уходом очередного уходят его идеи, начинания, инициативы. Зачастую иностранный опыт выхватывается из контекста конкретной страны и внедряется в нашей без учета истории, ментальности, традиций. Колледж, бакалавр, PhD, дуальное обучение, 12-летняя школа, хабы, кластеры, ТиПО, аутсорсинг, бенчмаркинг... На слух это очень круто и ново, а результат? Чем закончилась оптимизация вузов? Уходом министра", – добавил он.

--------

Депутаты обвиняют преподавателей вузов в тотальной коррупции
Евгения Бодрова, ktk.kz, 16 мая

Система казахстанского высшего образования превратилась в большую барахолку! Специальное исследование, которое провели депутаты, принесло скандальные результаты. Народные избранники выяснили, что многие вузы уже давно стали рынками по продаже дипломов. Торгует ими преподавательский состав. При этом руководство университетов и академий не делает ничего, чтобы все это искоренить. На первый взгляд, в фойе Парламента проходит выставка технических достижений. Здесь подвижные роботы и марсоходы, на каждом шагу последнее чудо техники. Но все это лишь антураж к парламентским слушаниям о ситуации в казахстанском образовании. Причем выставка так не смогла пустить пыль в глаза депутатам. Они прямо заявили: если вузы и дальше продолжат работать как прежде, то такие технологии в нашей стране вряд ли станут реальностью
Дарига Назарбаева, вице-спикер Мажилиса Парламента РК:
– Надо признать, что системной проблемой на всех уровнях образования стала коррупция, отсюда и низкая мотивация обучающихся, которые предпочитают заплатить за курсовую, чем тратить время на ее написание. В колледжи и вузы молодежь идет не за знаниями, а за дипломами.
Но и диплом бакалавра – еще не гарантия рабочего места. На сегодняшний день более 600 тысяч выпускников колледжей и вузов не работают по специальности, а еще 100 тысяч человек пополнили ряды безработных. В Министерстве образования обо всем этом знают и как раз поэтому проводят оптимизацию вузов. Есть даже черный список университетов, куда поступать крайне нежелательно.
Аслан Саринжипов, министр образования и науки РК:
– В ближайшее время министерство планирует опубликовать список вузов, находящихся в зоне риска, для того чтобы абитуриенты могли принимать правильные решения, и хотел бы отметить, министерство не гарантирует, что эти вузы не закроют до окончания учебы.
Как известно, проблем хватает и в самом Министерстве образования. Депутаты обнаружили в ведомстве множество ненужных организаций, различных ИП, ТОО и холдингов, которые фактически не работают, а вот зарплату сотрудники этих структур получают регулярно. На содержание таких дочерних структур уходят миллиарды.
Мухтар Тиникеев, депутат Мажилиса Парламента РК:
– Работники данного холдинга лишь установили себе высокие зарплаты по 300 тысяч тенге, что на порядок выше, чем у работников министерства, и в ус не дуют. И таких ТОО-шек при МОН около 30. Зачастую дублируют работу друг друга. Холдинг думает: министерство сделает, министерство думает: холдинг сделает, и в итоге работа стоит.
Как раз сейчас под следствием находятся сразу несколько высокопоставленных сотрудников Министерства образования, в том числе бывший заместитель министра Шаяхметов. Всех их обвиняют в различных коррупционных преступлениях – получении взяток, превышении полномочий и растрате бюджетных средств. Суды по всем этим уголовным делам начнутся уже в ближайшее время.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.05.2014
Договор о Евразийском экономическом союзе 30.05.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2014 года №429 30.05.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2014 года №476 30.05.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 мая 2014 года №508 30.05.2014
Спикер Сената и глава МИД Аргентины обсудили межпарламентские связи 30.05.2014
Подписан Меморандум о реализации межправительственного соглашения о воздушном сообщении между Монголией и Казахстаном 30.05.2014
Обеспечивая взаимодействие и безопасность 30.05.2014
Главы МИД Казахстана и Монако обсудили двустороннее сотрудничество 30.05.2014
Кадровый сдвиг по фазе 30.05.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
93. КАРИМОВ Мурат
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz