parlam.kz, 5 июня
5 июня под председательством Касым-Жомарта Токаева состоялось заседание Сената Парламента Республики Казахстан. В первом чтении сенаторами рассмотрен и одобрен проект Кодекса РК об административных правонарушениях. Документ нацелен на существенное реформирование законодательства об административных правонарушениях, исключение норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, более четкому определению административно-правовых деликтов и дифференцированного порядка привлечения к административной ответственности. Проектом кодекса устанавливается новый порядок сокращенного производства по делам об административных правонарушениях, согласно которому вводится право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток. Также вводится институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и определений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них по вновь открывшимся обстоятельствам. Документом предусматривается абсолютно определенный размер штрафа, что позволит исключить коррупциогенный фактор при вынесении административного взыскания. Сенаторами одобрен в первом чтении проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам законодательства об административных правонарушениях". В целях избежания коллизий, противоречий и пробелов документом вносятся поправки в кодексы – Гражданский процессуальный, О таможенном деле, О браке (супружестве) и семье, а также ряд законов. Палата приняла проект Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан. Документ направлен на дальнейшее совершенствование уголовно-исполнительного законодательства в целях существенного повышения уровня защищенности прав и законных интересов осужденных и повышение эффективности исполнения уголовных наказаний. Для стимулирования правопослушного поведения осужденного предлагается в период исполнения наказания определять его степень поведения, которая позволит более дифференцированно подойти к условиям отбывания наказания. Принятие кодекса создаст условия для более широкого применения наказаний, не связанных с лишением свободы, снижения уровня пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива, социальной адаптации осужденных, а также сформирует механизм участия общественности в воспитательном процессе, проводимого с осужденными. Рассмотрев во втором чтении проект Уголовного кодекса Республики Казахстан, сенаторы в соответствии с регламентом направили законопроект в Мажилис. Проект Кодекса дополняется статьями 229 и 230, излагаемыми в соответствии с принятым Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В соответствии с гуманизацией уголовного законодательства из статьи 403 исключаются некоторые части с последующим закреплением в проекте Кодекса об административных правонарушениях как вид административных правонарушений. В целях гуманизации уголовного законодательства из санкций сорока пяти статей исключается конфискация имущества как вид дополнительного наказания. В Мажилис направлен также проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного законодательства". Документ дополнен поправками в девять законов, такими как Закон РК "О Национальном Банке РК", "Об органах национальной безопасности РК", "О жилищных отношениях", "О государственных закупках" и другие. Вносится изменение в редакцию статьи 26 Трудового кодекса РК с целью установления запрета на работу с детьми для лиц, осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности, а также для лиц, в отношении которых уголовное преследование за совершение преступлений против несовершеннолетних было прекращено по нереабилитирующим основаниям. В ходе заседания заслушаны депутатские запросы Куаныша Айтаханова и Анатолия Башмакова.
---
Пресс-служба Министерства юстиции РК, 5 июня
Сегодня Министр юстиции Берик Имашев представил депутатам Сената проект Кодекса об административных правонарушениях (новая редакция). Проект Кодекса содержит 920 статей (действ. КоАП – 970). В нем сохранены проверенные временем основные положения действующего Кодекса об административных правонарушениях и структура с дeлeниeм на Общую, Особенную и Процедурную части. Проект Административного кодекса сочетает в себе интересы практически всех уполномоченных государственных органов, являющихся основными правоприменителями в соответствующей сфере государственного регулирования, – отметил Министр юстиции. Подавляющее большинство составов административных правонарушений не являются подведомственными (в рамках административного производства) по отношению к Министерству юстиции, а относятся к компетенции министерств внутренних дел, финансов, здравоохранения и др. Всего 64 государственных органов, уполномоченных составлять протокол или рассматривать его по существу. Проект Кодекса нацелен на реформирование административного законодательства путем реализации следующих направлений. 1. Гуманизация, заключающаяся в уменьшении размеров штрафов для субъектов малого предпринимательства в среднем на 50%, сокращении максимального срока административного ареста до 30 суток, в исключительных случаях – в условиях режима чрезвычайной ситуации – до 45 суток, исключении крайне репрессивной нормы как "Применение принудительных мер медицинского характера к больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, совершившим административные правонарушения". 2. Введение сокращенного производства по делу об административном правонарушении в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции, которую физическое лицо получает вместе с протоколом об административном правонарушении. Этот порядок возможен, если физическое лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину, готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий. 3. В целях исключения коррупциогенного фактора, а также для обеспечения сокращенного производства в проекте Кодекса установлен абсолютно определенный размер штрафов. Штраф, выраженный в процентах применяется только в определенных случаях за нарушение в сфере экологического, налогового, экономического законодательств, а также законодательства в сфере электроэнергетики. 4. Пересмотрена компетенция органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В частности, из подведомственности суда к уполномоченным государственным органам переведены большинство статей, в санкциях которых предусматривается административное взыскание в виде штрафа. 5. Пересмотрен круг лиц, которые несут ответственность как должностные лица. В действующем Кодексе индивидуальный предприниматель, работники индивидуального предпринимателя юридического лица, выполняющие организационно – распорядительные или административно – хозяйственные функции, а также руководители юридического лица несли административную ответственность как должностные лица. Теперь в рамках проекта Кодекса к административной ответственности будет привлекаться непосредственно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью исключения условий для проявления коррупции при определении субъекта административной ответственности и устранения проблемы одновременного привлечения должностных и юридических лиц к ответственности за одно и тоже правонарушение. 6. Значительной новацией является введение нормы, позволяющей судье, уполномоченному органу при установлении смягчающих обстоятельств сократить сумму штрафа до 30% в отношении физических лиц. Данное новшество введено в связи с тем, что в действующем Кодексе и в проекте предусматривается норма, которая позволяет смягчить административную ответственность в случае наличия таких обстоятельств. 7. Глава государства неоднократно обращал внимание на необходимость защиты трудовых прав граждан. Для этого в проекте КоАП введены новые составы административных правонарушений. 8. Также усовершенствован институт мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В частности, приведены в соответствие с их содержанием такие меры обеспечения как осмотр и личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств. 9. Усовершенствован институт уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях по аналогии с главой 11 ГПК "Судебные извещения и вызовы". |