NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 21:00 ast
19:00 msk

Мажилис – правчас: создание космической отрасли
Т.Мусабаев: В настоящее время проект "Байтерек" планируется реализовать на базе уже существующей ракеты-носителя "Зенит". Основной целью проекта является постепенная замена ракеты-носителя "Протон", использующей высокотоксичные компоненты топлива – амил и гептил, на экологически безопасные – керосин и кислород
24.06.2014 / политика и общество

Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 23 июня

Под председательством Дариги Назарбаевой сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час, на котором парламентарии обсудили вопросы создания космической отрасли в Казахстане. Об этом им доложил Председатель Национального космического агентства Талгат Мусабаев.
Открывая заседание, вице-спикер Мажилиса Дарига Назарбаева отметила (тезисы):
Глава Государства в Послании народу "Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее" поставил задачу основать отрасль космических технологий на базе развитой науки.
Ведь, как известно, государства, вкладывающие ресурсы в развитие космической деятельности, напрямую инвестируют в свое будущее. И Казахстан не исключение.
Для этого у нас созданы все условия:
– принят отраслевой Закон;
– есть программы развития космической деятельности;
– выделены значительные бюджетные средства (118,5 млрд. тенге за последние четыре года);
– на орбите работает казахстанский спутник связи и вещания "КаzSat-2".
Недавно запущено еще три космических аппарата – один космической системы связи и вещания, два – дистанционного зондирования земли.
Также в арсенале отечественной космической отрасли система высокоточной спутниковой навигации, наземные комплексы управления космическими аппаратами и научные базы.
Более того, есть колоссальный ресурс – Космодром Байконур. Нам только остается эффективно использовать весь этот мощный потенциал.
Нельзя допускать, чтобы наши спутники простаивали, а нужно максимально использовать их ресурсы по назначению – во всех отраслях экономики и для повышения благосостояния населения.
Выступая на тему Правчаса, Глава Национального космического агентства Талгат Мусабаев заявил (тезисы):
"Национальная система спутниковой связи "KazSat" создается для удовлетворения потребностей казахстанских операторов спутниковой связи, а также для обеспечения информационной безопасности страны и прекращения оттока за границу финансовых средств операторов за аренду ресурсов на иностранных спутниках связи.
В настоящее время космический аппарат "KazSat-2" функционирует в штатном режиме, его загрузка составляет около 66% от общего объема транспондерной емкости. Космическим аппаратом оказаны услуги по предоставлению в аренду спутниковой емкости 12 операторам связи Казахстана на сумму более 3,5 млрд. тенге.
28 апреля т.г. с космодрома "Байконур" успешно запущен третий национальный спутник связи "KazSat-3". 28 мая наш спутник успешно вышел на заданную орбиту. В сентябре этого года после завершения летных и зачетных испытаний будет произведена его окончательная приемка в эксплуатацию.
Спутник "KazSat-3" создан в рамках договора, заключенного с российской компанией "Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева". При этом, наши специалисты прошли на базе этой компании обучение по его дальнейшей эксплуатации. Кроме того, специалисты специального конструкторского-технологического бюро космической техники прошли стажировку по проектированию, сборке и испытаниям космических аппаратов связи.
Ожидаемый результат от ввода в эксплуатацию спутника связи "KazSat-3":
1) спутники "KazSat-2" и "KazSat-3" обеспечат взаимное резервирование, что создает благоприятные условия для перехода казахстанских операторов на спутники "KazSat";
2) будет снижен импорт услуг более чем на 4 миллиарда тенге в год.
Наземные комплексы управления космическими аппаратами в городе Акколь и в Илийском районе Алматинской области обеспечивают управление, контроль и поддержание заданных технических характеристик спутников "KazSat".
Таким образом, с запуском "KazSat-3" наша страна получила полноценную систему связи – это группировка из двух спутников: "KazSat-2" и "KazSat-3" на орбите и два взаимозаменяемых наземных комплекса управления ими: наземный комплекс управления "Акколь" и резервный наземный комплекс управления "Коктерек". Это означает приобретение Казахстаном автономности и независимости от внешних источников в таком стратегически важном направлении как космическая связь.
Космическая система дистанционного зондирования Земли Республики Казахстан создается для обеспечения независимости Казахстана в получении оперативной мониторинговой информации и данных КС ДЗЗ для решения задач отраслей экономики (сельское хозяйство, предотвращение чрезвычайных ситуаций, экология, недропользование, геодезия и картография, земельный кадастр, оборона и национальная безопасность Республики Казахстан и др.).
Например, с помощью космической системы ДЗЗ в сельском хозяйстве можно будет проводить мониторинг климатических условий для посевного периода, оценку площадей посевов сельскохозяйственных культур, контроль состояния посевов, определение очагов и площадей распространения болезней и вредителей и многое другое. Большое значение космическая система ДЗЗ имеет и для предупреждения чрезвычайных ситуаций. Так, например, спутник ДЗЗ может обнаружить источник чрезвычайной ситуации на ранней стадии, по факту ситуации поможет определить зоны бедствия, оценить ущерб, нанесенный природными и техногенными катастрофами.
КС ДЗЗ включает в себя два оптико-электронных космических аппарата, один – высокого пространственного разрешения (1м) "KazEOSat-1" и другой – среднего пространственного разрешения (6,5м) "KazEOSat-2", а также наземный комплекс управления спутниками и наземный целевой комплекс для приема и обработки данных.
30 апреля 2014 года со стартовой площадки космодрома "Куру" во Французской Гвиане был выведен на орбиту первый казахстанский спутник ДЗЗ "KazEOSat-1". Запуск второго спутника ДЗЗ "KazEOSat-2" осуществлен 20 июня текущего года с российского космодрома "Ясный" в Оренбургской области.
Спутники ДЗЗ "KazEOSat-1" и "KazEOSat-2" созданы в рамках контракта, заключенного между АО "Национальная компания "Қазақстан Ғарыш Сапары" НКА РК и французской компанией "Airbus Defence and Space". На сегодня уже получены первые снимки высокого разрешения.
В Астане завершается строительство Национального космического центра, где расположен наземный сегмент космической системы ДЗЗ, с помощью которого управляются спутники ДЗЗ и осуществляется прием и обработка информации с этих спутников. Сдача в эксплуатацию наземного комплекса управления космическими аппаратами ДЗЗ в г.Астана запланирована на июль этого года.
В рамках казахстанско-французского контракта на создание космической системы ДЗЗ прошли полный курс практической стажировки во Франции и Великобритании 50 казахстанских инженеров, которые будут проектировать спутники, управлять ими, обеспечивать прием и обработку космических снимков. Наличие собственных спутников и высококвалифицированных специалистов по обработке снимков позволит снизить вдвое цены на готовый продукт по сравнению со стоимостью на мировом рынке. Космическая система ДЗЗ позволит увеличить экспортный потенциал страны на 6,5 млрд. тенге в год.
В дальнейшем наша главная задача будет состоять в эффективном использовании КС ДЗЗ для решения задач экономики страны. На сегодняшний день со стороны госорганов имеется большой интерес в использовании данных ДЗЗ в решении отраслевых задач. Однако они предлагают нам это делать на безвозмездной основе.
Казкосмос может обеспечить безвозмездную передачу снимков ДЗЗ для государственных органов и организаций при условии выделения бюджетных средств на эксплуатационные расходы национального оператора КС ДЗЗ – порядка 2,5 млрд. тенге ежегодно. Это к тому же позволит не допустить дублирование бюджетных программ для решения одних и тех же задач разными министерствами и ведомствами. Администратором единой бюджетной программы на продукты и услуги КС ДЗЗ мог бы выступить Казкосмос.
Совместно с нашим французским партнером – компанией "Airbus Defence and Space" создается еще один стратегически важный объект – сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов.
СбИК будет одним из крупнейших объектов космической инфраструктуры в Казахстане. Говоря "простым языком", это будет большой современный завод, в цехах которого казахстанскими специалистами будет производиться проектирование, сборка и испытания спутников различного назначения. Кроме собственно СбИК КА в состав комплекса войдет еще специальное конструкторско-технологическое бюро космической техники с опытным производством.
Срок ввода в эксплуатацию СбИК КА запланирован на 2015 год.
По строительству здания СбИК КА завершены работы по устройству фундамента, наружных инженерных сетей и строительству подвала. Ведутся работы по монтажу металлического каркаса здания. По зданию специального конструкторско-технологического бюро космической техники с опытным производством на сегодня возведен каркас здания, выполнена кладка наружных стен. Завершается монтаж наружных витражей.
Наличие этого стратегического объекта придаст огромный импульс развитию космической деятельности и позволит Казахстану выйти на международный рынок предоставления услуг по проектированию и производству КА.
С этого года нами начата реализация проекта создания космической системы научно-технологического назначения. Подписан контракт с ведущей британской космической компанией SSTL. Согласно условиям контракта работы по проектированию, изготовлению комплектующих, сборке и испытаниям космической системы научно-технологического назначения выполняются совместной командой специалистов казахстанско-французского совместного предприятия "Ғалам" и компании SSTL.
Согласие компании SSTL на создание совместной команды по разработке космической системы научно-технологического назначения на паритетных условиях является очень большим достижением Казахстана, так как только в ходе совместных проектно-конструкторских работ может быть осуществлен полноценный трансферт новейших космических технологий в Казахстан. Реализация проекта создания космической системы научно-технологического назначения позволит нашим ученым получить ценный опыт, а также летную историю комплектующих создаваемой космической системы научно-технологического назначения, что значительно снизит стоимость создания будущих КА казахстанского производства.
Также на завершающей стадии один из перспективных проектов – создание наземной инфраструктуры системы высокоточной спутниковой навигации Республики Казахстан.
Система высокоточной спутниковой навигации позволит конечным пользователям получать услуги высокоточного определения координат и времени для решения задач геодезии, картографии, землепользования, сельского хозяйства, строительства крупных сооружений, обороны и национальной безопасности нашей страны.
В рамках опытно-конструкторских работ разработан отечественный образец дифференциальных станций. На базе данных разработок впервые в Республике Казахстан изготовлены 50 дифференциальных станций, которые установлены по всей территории Казахстана.
На сегодня в эксплуатацию введены Центр дифференциальной коррекции и мониторинга в г. Астана, а также мобильная дифференциальная станция и морская локальная дифференциальная станция.
Следующий проект – создание космического ракетного комплекса "Байтерек".
В настоящее время проект "Байтерек" планируется реализовать на базе уже существующей ракеты-носителя "Зенит". Основной целью проекта является постепенная замена ракеты-носителя "Протон", использующей высокотоксичные компоненты топлива – амил и гептил, на экологически безопасные – керосин и кислород. Данный проект одобрен Главами государств Казахстана и России в конце 2012 года.
Проект имеет стратегическое значение для национальных интересов Казахстана, так как на сегодняшний день является единственной реальной возможностью сохранения перспектив космодрома "Байконур" и его постепенного перехода Казахстану, решения экологических проблем космодрома "Байконур", вхождения страны в мировой рынок коммерческих пусков.
На сегодняшний день утвержден Перечень объектов космического ракетного комплекса "Зенит-М", планируемых к исключению из аренды Российской Федерации, и Перечень нормативных технических и организационно-распорядительных документов Российской Федерации, необходимых для эксплуатации комплекса "Байтерек" казахстанской организацией. Вывод из состава аренды Российской Федерации и передача казахстанской стороне объектов стартового комплекса "Зенит-СМ" запланированы на январь 2015 года.
В декабре текущего года планируется завершить практическое обучение сорока девяти сотрудников казахстанской организации по составу и особенностям эксплуатации систем и агрегатов комплекса "Зенит", что необходимо для обеспечения их надлежащего приема и эксплуатации при выводе из аренды.
Решен вопрос об участии Казахстана в коммерческом использовании ракеты-носителя "Днепр". В 2010 году Национальная компания "Қазақстан Ғарыш Сапары" вошла в состав акционеров "Международной космической компании "Космотрас", которая является оператором коммерческих пусков ракеты-носителя "Днепр", и приобрела 10% акций. По итогам двух лет Национальная компания получила дивиденды, превышающие затраты на покупку акций. Запланировано приобретение еще 23,3% акций для паритетного участия в этом проекте наравне с Россией и Украиной. Особенность данного проекта в том, что в перспективе для вывода полезных грузов на низкие орбиты необходимость таких легких ракет-носителей будет возрастать.
Как известно, наукоемкая космическая отрасль не может быть конкурентоспособной и развитой, не имея серьезного научно-исследовательского потенциала.
В этой связи был специально создан Национальный центр космических исследований и технологий, в состав которого входят Институт ионосферы, Астрофизический институт им. В. Г. Фесенкова, Институт космических исследований имени У.М.Султангазина, Институт космической техники и технологий.
В этих институтах работают высококвалифицированные ученые, которые ведут фундаментальные и прикладные научные исследования на мировом уровне. В 2010-2014 годах АО "НЦКИТ" реализовано 37 научно-исследовательских проектов, получено 5 патентов на изобретения. Выполнены опытно конструкторские работы по созданию дифференциальных станций для системы высокоточной спутниковой навигации и выпущена первая опытная партия дифференциальных станций в количестве 50 штук.
За этот период АО "НЦКИТ" разработаны опытные и экспериментальные образцы приборов и комплектующих КА, а также более десяти наименований аппаратно-программных средств конечных пользователей космических продуктов и услуг в отраслях экономики страны.
Разработаны четыре целевые технологические программы. Две программы: "Технологии 3D-принтинга" и "Технологии получения композиционных и керамических материалов для замещения металлических изделий" включены МИНТ РК в перечень планируемых к реализации, и еще две программы: "Технология гибкого проектирования и производства космической техники" и "Технология проектирования специализированных сверхбольших интегральных схем "система-на-кристалле" – находятся на рассмотрении в Национальном агентстве по технологическому развитию.
В прошлом году именно подведомственным Казкосмосу предприятием "Ғарыш-Экология", проведены основные работы по детоксикации и устранению последствий аварийного пуска 2 июля 2013 года ракеты-носителя "Протон". К сожалению, мало кто об этом знает.
Достижения космической науки могли бы быть гораздо весомее, если был бы решен назревший давно вопрос об обновлении и расширении лабораторной и опытно-экспериментальной базы космических исследований, которая требует модернизации ввиду значительной степени ее морального и физического износа. Назрела ситуация серьезного научно-технического прорыва Республики Казахстан в области создания отечественных образцов космической техники и технологий, аппаратно-программных средств конечных пользователей космических продуктов и услуг.
Создание полноценной космической отрасли Казахстана и реализация проектов в сфере космической деятельности невозможны без должного развития кадрового потенциала.
В рамках обеспечения космической отрасли высококвалифицированными специалистами сформирована система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для космической отрасли, которая включает обучение студентов в ВУЗах Казахстана и по международной программе "Болашак" в ВУЗах зарубежья, повышение квалификации работников космической сферы, практическую стажировку казахстанских специалистов в рамках реализации космических проектов, а также научные стажировки за границей. В общей сложности по всем направлениям обучение и стажировку прошли более 1000 человек из 1300 высококвалифицированных специалистов, работающих в космической отрасли.
Также, с учетом всей сложности и многогранности космической деятельности, огромную роль в развитии космической отрасли играет международное сотрудничество с государствами, являющимися мировыми лидерами в области создания космической техники и технологий.
Так, Казкосмосом установлено сотрудничество с 15 странами: Российская Федерация, Украина, Республика Израиль, Французская Республика, Китайская Народная Республика, Республика Индия, Япония, Германия, Республика Корея, Объединенные Арабские Эмираты, Королевство Саудовская Аравия, Королевство Таиланд, Великобритания, Швеция, Королевство Нидерланды. Ведется непрерывная работа по укреплению сотрудничества с этими странами и по расширению географии международного сотрудничества.
Совершенно очевидно, что успех казахстанского космоса и его интеграция в мировой космический рынок во многом зависят от эффективности и разносторонности международных контактов. Поэтому, мы планируем и дальше развивать международное сотрудничество с ведущими космическими агентствами и компаниями.
Безусловно, развитие космической деятельности – не дело одного дня. Однако учитывая то, что впервые в истории Казахстана наша страна один за другим запустила сразу три космических аппарата, можно с уверенностью сказать, что мы уже практически создали основу отечественной космической отрасли. Эти достижения являются результатом упорного труда на протяжении последних 7 лет. Но Казкосмос не намерен останавливаться на достигнутом. Ставя перед собой амбициозные задачи и реализуя их, мы намерены войти в число мировых лидеров по предоставлению космических продуктов и услуг. Сделано немало, но еще больше предстоит сделать в дальнейшем для достижения целей, поставленных перед нами Главой государства".
***
С содокладом на тему Правительственного часа выступил председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов (см.www.parlam.kz).
***
По итогам обсуждения приняты соответствующие рекомендации Правительству с учетом депутатских замечаний.
***
Открытию Правительственного часа в Мажилисе предшествовала развернутая Агентством выставка.

------

ПРАВЧАС: СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА (КАЗАХСТАН: СОЗДАНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ)

Сегодня в Мажилисе на тему Правчаса выступил с содокладом председатель Комитета Палаты по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов (тезисы):
На современном этапе космическая деятельность является постоянно развивающимся источником инновационных технологий и ярко демонстрирует уровень развития государства.
Поэтому, в Стратегии "Казахстан-2050" поставлена задача: "расширить свою нишу на мировом рынке космических услуг и довести до логического завершения ряд начатых проектов".
К тому же, для реализации столь амбициозной цели у нас имеются достаточные технические, человеческие, финансовые ресурсы и космическая инфраструктура.
Во-первых, мы обладаем самым эффективным и функциональным космодромом в мире;
во-вторых, прогрессивная законодательная база;
в-третьих, современная и передовая наземная инфраструктура;
в-четвертых, орбитальная группировка национальных спутников связи и вещания и космическая система дистанционного зондирования Земли;
в-пятых, высококвалифицированный кадровый потенциал;
в-шестых, достаточное бюджетное финансирование;
в-седьмых, самостоятельный уполномоченный орган (только в 30 государствах имеются подобные органы), возглавляемый профессионалом-космонавтом;
в-восьмых, долгосрочный и стратегический партнер (Россия);
в-девятых, и это самое главное – поддержка Главой государства с первых дней независимости космических инициатив.
Сегодня Талгат Амангельдиевич представил информацию о ходе развития отечественной космической отрасли.
Вместе с тем, несмотря на положительные показатели, хотелось бы остановиться на следующих вопросах.
Во-первых, Казахстан относится к числу государств, инвестирующих космическую отрасль и вкладывающих ресурсы в ее развитие. И одним из стратегических направлений является создание ракетного комплекса "Байтерек", начало которому было положено в 2004 году – как экологически безопасному и прогрессивному казахстанскому космическому комплексу.
Депутатский корпус еще в декабре 2012 года на Правительственном часе отметил о необходимости тщательной проработки проекта "Байтерек" и поиска альтернативы ракете-носителю "Ангара", так как допущенные недочеты на этапе эскизного проектирования, отсутствие опыта создания подобных космических ракетных комплексов, а также ряд ошибок негативно отразились на ходе его реализации. В частности, затягивание сроков реализации проекта на 4 года и увеличение его стоимости более чем в 7 раз.
Конечно же, данный проект является реальной возможностью вхождения Казахстана в мировой рынок коммерческих запусков и обеспечения дальнейшей перспективы функционирования космодрома "Байконур".
Вместе с тем, гарантии по срокам ввода в эксплуатацию в Межправительственном соглашении о создании комплекса "Байтерек" отсутствуют.
Поэтому Правительству и Казкосмосу нужно отстаивать национальные интересы. Ведь, как известно, более 80 стран в мире имеют различные космические аппараты, но только 11 стран имеют технологические возможности их вывода на орбиту. Наша же страна, располагая мощнейшим ресурсом космической отрасли – космодромом, еще не реализовала себя как космическая держава и не имеет коммерческих доходов от своего космодрома.
Во-вторых, общеизвестно, что одним из казахстанских приоритетов является экономический рост на основе индустриализации и инноваций.
Глава государства, уделяя особое внимание развитию отраслей будущего, поставил цель – создать в стране современную космическую отрасль на базе развитой науки.
В этой связи, начиная с 2010 года, Казахстан вступил в активную фазу строительства отечественной космической отрасли.
С июля 2011 года на орбите успешно функционирует спутник связи и вещания "KazSat-2". Недавно был произведен запуск "KazSat-3".
Государство выделило свыше 43 млрд. тенге на реализацию проектов по данным спутникам. И это немалые средства.
Именно данные спутники позволят:
– снизить оборот импорта услуг более чем на 4 млрд. тенге в год;
– увеличить поступление налоговых платежей;
– решить вопросы информационной безопасности;
– а также полностью удовлетворить потребности казахстанских операторов связи в спутниковых ресурсах.
Однако, не все телекоммуникационные компании Казахстана пользуются услугами спутникового ресурса. На сегодняшний день загрузка космического спутника составляет 69%.
В этой связи уполномоченным органам необходимо следить за исполнением графика перехода казахстанских операторов на свой спутник, а также недопущением простоя космической системы и утечки финансовых средств за границу.
А Правительству – обеспечить реализацию национальных интересов и на законодательном уровне обязать переход отечественных телекоммуникационных компаний на спутники "KazSat".
К сожалению, аналогичные недочеты и упущения имеют место и при создании спутников космической системы дистанционного зондирования Земли.
Ведь данная система спутников направлена на решение задач развития экономики Казахстана. Таких как:
– мониторинг состояния посевов и прогноз урожайности сельскохозяйственных культур;
– актуализация земельного и градостроительного кадастра;
– мониторинг водных и лесных ресурсов, строительства и состояния дорог;
– обнаружение и контроль чрезвычайных ситуаций;
– обеспечение обороны и безопасности.
При этом, надо учитывать, что на эти спутники из бюджета было выделено 63 млрд. тенге.
Более того, система дистанционного зондирования Земли должна быть нацелена и на предоставление услуг зарубежным партнерам и увеличение экспортного потенциала страны.
В-третьих, объемы производства космических аппаратов в мире за последние 5 лет оцениваются в 65,5 млрд. долларов и продолжают расти, не говоря о выпуске комплектующих, сборке и испытаниях космических аппаратов различного назначения.
Поэтому выбранное стратегическое направление по созданию сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов позволяет создать высокотехнологичный сектор экономики Казахстана, относящийся к прорывным инновационным проектам. Более того, обеспечит гарантированную загрузку космодрома "Байконур" и рынок космических услуг не только в Казахстане, но и в центрально-азиатском регионе.
Вместе с тем, необходимо усилить контроль по расходованию бюджетных средств, выделяемых в рамках данного проекта, да и других тоже.
Так как, к сожалению, мы становимся свидетелями нецелевого и неэффективного использования бюджетных денег, а зачастую, и прямого хищения. Как показывает уголовное дело в отношении бывших руководителей Национальной компании "Қазақстан Ғарыш Сапары".
Поэтому учитывая, что космическая сфера является одной из дорогостоящих отраслей экономики, в которую направляются огромные бюджетные средства, к ней необходим системный подход и тщательный контроль со стороны Агентства и ответственных государственных органов.
В-четвертых, охрана здоровья людей и окружающей среды является важным принципом нашей государственной политики.
Это значимо для нашей страны, где длительное время эксплуатируется космодром "Байконур". Из года в год увеличивается частота пусков ракетоносителя тяжелого класса "Протон", работающего на жидком токсичном топливе. Тогда как большинство запускаемых с зарубежных полигонов ракет используют топливо, не содержащее высокотоксичных веществ.
И мы не хотим, чтобы космическая деятельность оказывала неблагоприятное воздействие на окружающую среду и обернулась проблемой нарушения здоровья нашего населения.
Поэтому, необходимо введение ограничений на использование космической техники и технологий, создающих угрозу жизни и здоровью людей, а также оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
Прошлогодняя авария ракетоносителя "Протон" показала, что действие Экологического кодекса Республики Казахстан не распространяется на арендуемые российской стороной территории. В этой связи необходимо законодательное урегулирование данного вопроса.
В-пятых, космическая индустрия превратилась в крупнейшую, коммерчески привлекательную составляющую мировой экономики. По данным международных экспертов в 2012 году общий мировой космический бюджет составил как минимум 73 млрд. долларов. А доходы, полученные от разнообразных космических продуктов и услуг, – около 300 млрд. долларов. Несомненно, данные показатели невозможно достичь без современной производственной базы, оснащенной по последнему слову техники, и подкрепления научными разработками, а также высококвалифицированными научными кадрами и профессионально подготовленными специалистами.
Не секрет, что казахстанские разработки занимают не последнее место в мире научных космических разработок. Этому способствовала поддержка со стороны государства.
Но, к сожалению, нас беспокоит следующий момент.
За последние годы многие молодые казахстанцы получили образование и соответствующую подготовку в ведущих технических вузах передовых космических держав. Однако не все они применяют свои знания и полученный опыт в проектах, реализуемых в космической деятельности. Или же, работая в данной сфере, выполняют функции другой специализации. И это в ближайшее время может обернуться "утечкой умов" зарубеж.
Поэтому Правительство должно обеспечить целевое применение таких специалистов и создать им необходимые условия для эффективной работы. А Агентство должно быть в первых рядах и решать вопросы обеспечения отрасли профессиональными кадрами, в том числе научными, предоставляя им социальную поддержку.
В-шестых, модель освоения космоса принципиально меняет свой облик. В первые десятилетия космическая деятельность осуществлялась только крупными государствами и она была напрямую связана с интересами национальной безопасности и обороны. Однако уже в конце прошлого века начался процесс коммерциализации космической деятельности. Увидев выгоды от использования космической техники и технологий, в освоение космоса активно включился частный бизнес. Да и государственный сектор стал уделять больше внимания коммерческим аспектам использования космического пространства в мирных целях. Так, например, ракеты частной американской компании SpaceX (СпэйсЭкс) предназначены для доставки грузов на любую высоту земной орбиты. Вместе с тем, стоимость запусков частных компаний в разы дешевле и экологически более безопасны.
Кроме того, международные эксперты отмечают, что каждый вложенный в космическую отрасль доллар дает прибыль в 5-6 долларов.
В связи с этим Казахстан, имея на территории страны уникальные инфраструктурные объекты космической отрасли, экономические и технические возможности должен поставить приоритет по привлечению частных инвесторов в развитие космонавтики, в том числе, содействуя развитию государственно-частного партнерства.
Поэтому, Правительству необходимо сконцентрироваться на выполнении стратегических задач для более интенсивного освоения космического пространства.
А Агентству – активизировать работу по привлечению частных инвестиций и трансферта высоких технологий, расширяя и углубляя кооперацию с ведущими мировыми производителями космической техники для форсированного вхождения в клуб космических держав.
Кроме этих озвученных направлений, также необходимо:
– обеспечить должный уровень межведомственной координации в деятельности государственных органов, задействованных в космических проектах и пользующихся их услугами;
– принять комплекс мер по модернизации и развитию лабораторной и опытно-экспериментальной базы космических исследований, путем сочетания инструментов государственного регулирования и рыночных механизмов, в целях обеспечения научно-технического прорыва;
– предусмотреть социальную направленность услуг системы высокоточной спутниковой навигации в сферах предупреждения и спасания при катастрофах, обеспечения безопасности перевозок (особенно на автотранспорте) и угрозах жизнедеятельности.
Уважаемые депутаты!
В завершение, разрешите поблагодарить Талгата Амангельдиевича и пожелать успехов Национальному космическому агентству в своевременном достижении поставленных перед ними задач.".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.06.2014
Распоряжение Президента Республики Казахстан №300 от 26 июня 2014 года 30.06.2014
Масимов обсудил с Медведевым двухсторонние отношения и осмотрел олимпийские объекты Сочи 30.06.2014
Госсекретарь РК поздравил журналистов страны с профессиональным праздником 30.06.2014
Слово крепит согласие 30.06.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2014 года №686 30.06.2014
Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 17 июня 2014 года №85-р 30.06.2014
Своих не бросаем 30.06.2014
В Астане состоялось 2-ое заседание Республиканской ономастической комиссии при Правительстве РК 30.06.2014
Марат Тажин вручил верительные грамоты президенту России 30.06.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz