NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 17:52 ast
15:52 msk

Техника без молодежи
Многолетнее реформирование профтехобразования так и не дало ощутимых результатов
25.06.2014 / политика и общество

Азамат Ибраев

Парламентские слушания в мажилисе, посвященные вопросам подготовки профессиональных и технических кадров для отраслей экономики, которые состоялись в мае этого года, фактически свелись к обсуждению очередных "системных проблем". А если быть более точным, проблем, не возникших взамен благополучно решенных, а уже привычных, традиционных и плавно перетекающих из года в год.
Собравшиеся говорили о низкой мотивации учащихся, недостаточном участии работодателей в подготовке кадров, невысоком качестве профтехобразования, низком имидже технических профессий, отсутствии качественной профориентации и о прочих негативных аспектах, с завидным постоянством тормозящих становление профессионально- технического образования в стране.
Периодически вспоминали слова президента о том, что профессиональное техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на удовлетворение текущих и перспективных потребностей в экономики специалистов. Затем примеряли их к реалиям повседневности, и приходили к неутешительному выводу о том, что реальной картины о состоянии рынка труда, о количестве рабочих по разрядам и других важных сведений, на основании которых можно было бы формировать госзаказ, как не было, так и нет. И в свою очередь, это самым негативным образом сказывается на дефиците квалифицированных кадров, особенно на новых производствах.
– Дефицит кадров имеется в машиностроении, горнодобывающей, нефтегазовой, нефтехимической отраслях. Достаточно сложное положение с кадрами в сельском хозяйстве. А это – стратегическая отрасль, имеющая серьезный экспортный потенциал. В сельском хозяйстве занято более двух миллионов человек и только 40% имеют специальное образование, – отметил в своем выступлении депутат Мажилиса, руководитель временной специальной комиссии по подготовке и проведению парламентских слушаний Валихан Бишимбаев.
Кроме того, по мнению мажилисмена, преобразование лицеев в колледжи только усугубило ряд проблем. Соединение начального и среднего профессионального образования привело к сокращению подготовки по рабочим профессиям.
Выступление министра образования и науки Аслана Саринжипова так же было весьма самокритичным и фактически сводилось к тому, сколько еще нерешенных задач стоит перед его ведомством и с каким непониманием сталкиваются реформаторы:
– Бюрократичная система разработки программ не позволяет колледжам оперативно реагировать на изменяющиеся запросы работодателей. До сих пор большинство программ не базируется на профстандартах. Существующая методика разработки и внедрения стандартов и типовых учебных программ себя дискредитировала излишней детализацией. Существующая материально-техническая база колледжей и кадровый потенциал не отвечает требованиям работодателей и бизнеса. Одна из основных причин – недостаточный уровень финансирования, особенно на фоне стран с эффективной системой подготовки кадров для производства. В результате бизнес на сегодня мало заинтересован в инвестировании в развитие системы профтехобразования, а сама система не престижна и не привлекательна для выпускников школ...
Приводилась и неутешительная статистика о том, что, несмотря на потребность в 92 тысячи работников для участи в реализации программы ФИИР, фактически было принято на работу лишь 52 тысячи человек. Сложились и системные региональные дисбалансы трудовых ресурсов. При значительном избытке трудовых ресурсов в южных областях наблюдается острый недостаток человеческих ресурсов на севере и востоке, то есть там, где больше востребованы технические и рабочие специальности.
С министром охотно соглашались парламентарии, которые подчеркивали, что соединение начального и среднего профессионального образования привело к сокращению подготовки по рабочим профессиям, а в обществе в целом "отсутствует пропаганда человека труда с рабочей профессией".
Были и конкретные предложения (не то что бы принципиально новые), но хотя бы указывающие дальнейшие направления работы. Так, аким Мангистауской области Алик Айдарбаев говорил о необходимости выработать механизмы стимулирования сотрудничества предприятий малого и среднего бизнеса с учебными заведениями, а также с Национальной палатой предпринимателей, которая точно знает потребности бизнеса в квалифицированных кадрах.
А руководитель ОЮЛ "Гражданский Альянс Казахстана" Нурлан Еримбетов предложил создать специальное агентство по подготовке технических кадров, которое будет заниматься подготовкой, распределением, планированием кадров в сфере производства, технологий и строительства. А заодно рассмотреть вопрос о передаче части пакетов акций профильных вузов базовым предприятиям.
Что же касается самой системы образования то, по мнению Еримбетова, там элементарно не хватает преемственности:
– Министры часто меняются, и с уходом очередного уходят его идеи, начинания, инициативы, – считает лидер "Гражданского Альянса. – Зачастую иностранный опыт выхватывается из контекста конкретной страны и внедряется в нашей, без учета истории, ментальности, традиций. Колледж, бакалавр, PhD, дуальное обучение, 12-летняя школа, хабы, кластеры, ТиПО, аутсорсинг, бенчмаркинг... На слух это очень круто и ново, а результат? Чем закончилась оптимизация вузов? Уходом министра и практическим отсутствием результатов...
Ну, а итогом слушаний стало единодушное признание всеми собравшимися необходимости изменить действующий Закон "Об образовании" и сделать его более приближенным к профессионально-технической среде. В свою очередь, министр Саринжипов взял на себя обязательство учесть все высказанные замечания и предложения в новом трехлетнем плане работы МОН на 2014–2016 годы и посетовал на то, что вопрос с финансовой базой для подготовки профильных специалистов зависит не только от него. С тем, собственно, и разошлись.
До начала нового учебного года (или до августовских педсоветов на всех уровнях) к этому вопросу, пожалуй, больше возвращаться не будут. Поэтому практически с полной уверенностью можно будут предположить, что следующие парламентские слушания будут мало отличаться по своему содержанию от нынешних. Ведь практически вся история профтехобразования нашей страны – это бесконечное повторение непройденного, а также разбор тех ошибок, которые все же удалось совершить.
Даже краткая хронология "административного реформирования" (а по сути, развала) отечественного профессионально-технического образования, безусловно, впечатляет:
– В 90-е годы все учебные заведения профессионально-технического образования были переданы в ведение областного управления образования, а источники финансирования оставлены прежние, – вспоминает генеральный директор ТОО "Трансмостгрупп", учредитель строительно-монтажного и нефтегазового колледжей Актобе Тулеген Танатаров, сам, кстати, в свое время заканчивавший техникум. – С этих времен, училищам не раз поменяют названия: из СПТУ они превратились в ГПТУ, ССПТУ, СГПТУ. Дальше – больше: ТУ, ВПУ, ПТУ, ПУ, ПТЛ, ПЛ и так далее. Техникумы, находившиеся на балансе ряда ведомств и финансируемые ими, тоже были переданы в ведение Министерства образования. Причем в 1997 году их включили в состав вузов. Но это продлилось недолго: в мае следующего года они были выведены из их состава в качестве колледжей и вернулись в подчинение областного управления образования. Дошло до того, что в переименованиях запутались даже те, кто работал в этой системе постоянно. Затем, произошло еще одно преобразование: все профессиональные лицеи из государственных учреждений в одночасье стали колледжами – государственными казенными коммунальными предприятиями. На мой взгляд, это имело единственную цель – перевести систему, требующую больших затрат, чем общее среднее образование, с бюджетного финансирования на самофинансирование и самообеспечение, то есть – на выживание. Все это не могло не сказаться самым негативным образом как на качестве обучения и популярности таких учебных заведений у молодежи, так и на последующее насыщение рынка труда рабочими и техническими кадрами…
Строго говоря, проблема нехватки квалифицированных кадров технических специальностей существует во всем мире, в том числе и в тех странах, которые принято относить к категории развитых. Особенно актуально это в США, где по прогнозам дефицит квалифицированной рабочей силы и представителей технической интеллигенции в скором времени составит без малого два миллиона человек. Да и в континентальной Европе уже много лет кряду ощущается дефицит тех, кого принято называть ИТРовцами.
Что же до профильного образования, то не знаю насколько это будет утешением, но ситуация с ним далеко не безоблачна практически во всех странах СНГ, за исключением разве что Белоруссии, где в полной мере была сохранена система профтехобразования. И хоть основная материально-техническая база этой системы была создана еще в советское время и на сегодняшний день изрядно устарела, но все же, по сравнению с Казахстаном и Россией, у третьего партнера по ТС (а с недавних пор и ЕАЭС) положение с профтехобразованием, а самое главное – с последующим трудоустройством выпускников, дело обстоит куда как лучше.
В соседней же России, как это частенько там бывает, было сделано ровно 50 процентов от задуманного. То есть, систему технического образования вроде бы восстановили, а вот куда пристроить выпускаемые кадры, так и не придумали. В итоге, в настоящее время в России функционирует более 2,5 тысячи учреждений профессионально-технического начального образования и столько же учреждений среднего профессионального образования, в которых учатся более двух миллионов человек. Но вот из выпускников этих учебных заведений, лишь 15% работают по специальности. Причина – либо отсутствие подходящих производств в тех или иных регионах, либо низкая социальная мотивация. В результате, происходит и вовсе странная ситуация, когда с одной стороны специалисты вроде как имеются, а с другой, реально работать на производстве по-прежнему некому.
Что же касается нашей страны, то в Казахстане ситуация сложилась и вовсе загадочная. Так, по данным Министерства образования и науки ежегодно по техническим специальностям выпускаются около 90 тысяч человек, из которых порядка 75 процентов благополучно трудоустраивается. Между тем, стране по-прежнему крайне остро не хватает квалифицированных инженеров, слесарей, токарей и других технических специалистов. И согласно уже другой статистике, от министерства труда и социальной защиты населения, в настоящее время порядка 70 процентов квалифицированных рабочих уже достигли пенсионного или предпенсионного возраста, и предприятия сетуют, что смены уходящим на заслуженный отдых мастеровым и ИТРовцам практически не поступает. Есть и список остродефицитных специальностей, по которым практически не готовят специалистов. Среди них, например, электрокарщики, сварщики по пластмассовым трубам, лифтеры, бульдозеристы и грейдерщики, в которых остро нуждаются дорожные службы. Как жалуются тамошние кадровики, несмотря на заработную плату в размере от 150 тысяч тенге, они месяцами не могут найти нужных специалистов, зачастую ставя под угрозу выполнение тех или иных проектов и подрядных работ.
Непростая ситуация сложилась и в легкой промышленности. Как рассказывала со страниц республиканской прессы глава Ассоциации предприятий легкой промышленности Любовь Худовая, в республике ощущается высокий дефицит в технических кадрах этой отрасли, существует большая востребованность в таких профессиях, как швея, портная, модельер-конструктор. Но здесь проблема несколько иного плана: "Даже если молодежь заканчивает лицеи и училища, то все равно не идет работать на производство, так как там ее не удовлетворяет оклад. Это большая проблема, то есть кадры готовятся, но они уходят в торговлю и другие быстродоходные сектора".
Короче говоря, потеря связи учреждений образования с рынком, и отсутствие взаимодействия училищ и профлицеев с работодателями, о которых так много говорилось в предыдущие годы, по-прежнему остаются одним из главных нерешенных вопросов. И хотя, после принятия в 2011 году госпрограммы развития образования РК на 2011–2020 годы, вопрос о "необходимости модернизации системы профтехобразования в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики" был поставлен довольно решительно, особых сдвигов, похоже, так и не произошло. Даже созданный в том же году холдинг "Кәсіпқор", который был призван "апробировать внедрение корпоративного управления, консолидировать ресурсы государственного и частного секторов, использовать инновационные технологии, формы и методики обучения для повышения качества подготовки специалистов" (а говоря проще – объединил в себе четыре колледжа по семи специальностям и заключил меморандум о сотрудничестве с еще семью), хотя и несколько снизил кадровый голод по ряду профессий, но охватить весь спектр необходимых специальностей и полностью урегулировать рынок труда, пожалуй, так и не смог.
Между тем, вопросы стратегического планирования в области образования в целом и профессионально-технического в частности начали прорабатываться еще в начале 2000-х годов, в бытность министром образования Жаксыбека Кулекеева, который, придя в министерство, создал департамент стратегического планирования (чего до той поры не было), и начал системно заниматься выработкой стратегии развития образования. Кстати, по мнению многих специалистов работающих в системе республиканского образования, многие наработки этого департамента используются до сих пор и именно в те времена, начались предприниматься попытки реанимировать отечественное профессионально-техническое образование. Пришло понимание и того факта, что практически вся действующая на тот момент система ПТО сводилась к подготовке поваров, парикмахеров и автослесарей, что, в свою очередь, потребовало расширение номенклатуры специальностей (до 147 наименований) и привлечение опытных преподавательских кадров.
Затем, после того как на министерский пост заступила Бырганым Айтимова, многие процессы стали плавно тормозится. Причины на это назвались самые объективные – не проработана до конца нормативная база, не обеспечена материально-техническая база, не готовы учебники, штаты профессионально-технических учебных заведений не до конца укомплектованы квалифицированными кадрами и так далее… В итоге, наступил очередной период стагнации, когда часть намеченных было реанимационных процедур и мероприятий оставалась лишь на бумаге, плавно перетекая из одного плана намеченных работ в другой…
В следующий раз, довольно активно взялся за модернизацию профтехобразования назначенный в сентябре 2010 года министром образования Бахытжан Жумагулов. В первую очередь, он обратил внимание на крайне скудное финансирование профессионально технического образования в сравнении с общими расходами на образовательную сферу. Так, в 2011 году расходы на образование из государственного бюджета составляли почти 900 миллиардов тенге (или 4,2% от ВВП республики). Однако, в систему технического и профессионального образования до 2015 года были предусмотрены ассигнования всего в 94,5 миллиардов тенге, куда, кстати, входили и 5 миллиардов тенге выделяемые в рамках реализации проекта Международного банка реконструкции и развития "Модернизация ТиПО". Таким образом, в пересчете выходило, что расходы республики на профтехобразование за четыре года составляли менее 0,5% к ВВП.
Руководство МОН предложило новую модель подготовки кадров, основанную на взаимодействии с рынком труда и удовлетворение спроса на различные профессии, активное привлечение работодателей к управлению системой ПТО и адаптации мирового опыта. Была создана и межотраслевая система управления вопросами кадрового обеспечения экономики. На республиканском уровне начал работу Национальный совет по подготовке профессионально-технических кадров и параллельно появились отраслевые советы и региональные по вопросам подготовки кадров.
Со своей стороны, достаточно активную работу в области развития профессионально-технического образования начала проводить и Национальная экономическая палата Казахстана "Союз "Атамекен" (в настоящее время преобразованная в Национальную палату предпринимателей).
Председатель президиума "Атамекена" Тимур Кулибаев поручил создать координационный совет по развитию профтехобразования в Казахстане.
– С профтехобразованием в стране большие проблемы. Сейчас готовятся специалисты невостребованные отраслями. У нас профтехобразование готовит экономистов, финансистов, кого угодно, но не техников. Половина выпускников получают гуманитарные, нерабочие специальности, что тоже является перекосом. Главой государства объявлена большая программа по индустриализации страны. Как выполнять поставленные задачи? Кто будет работать на этих предприятиях? – задался вопросом лидер "Атамекена"
Казалось, что проблема сдвинулась с мертвой точки по всем направлениям – от частного партнерства до уровня профильного министерства и правительства. Соответствующие государственные и отраслевые программы были благополучно приняты и утверждены, так что, по идее, оставалось лишь методично воплощать их в жизнь. Однако, судя по всему, некоторые исполнители на местах думали несколько по-иному. И самым настоящим "холодным душем", стал прошлогодний отчет Счетного комитета, посвященный текущему положению дел в реформируемой отрасли.
Как сообщила пресс-служба Счетного комитета: "Общая сумма нарушений требований бюджетного и иного законодательства составила 1,2 миллиарда тенге, неэффективно использованы средства в сумме 881,9 миллиона тенге".
При этом, обеспеченность учебным оборудованием сферы технического и профессионального образования в Казахстане составляет в среднем 30%.
"Должное качество образовательных услуг не обеспечено, передовые методы обучения практически не применяются. В 2010-2012 годах разработка и издание учебников и учебно-методических пособий нового поколения не осуществлялись", – подчеркивалось в распространенном сообщении.
Кроме того, по данным проверяющих, в стране наблюдается острая нехватка квалифицированного педагогического персонала. Так, несмотря на увеличение за последние 10 лет количества преподавателей более чем в 2 раза, доля преподавателей высшей категории сократилась в 4,3 раза, первой категории – в 5 раз.
"Ни одно из 847 учебных заведений, охваченных контролем, установленным квалификационным требованиям, предъявляемым при лицензировании образовательной деятельности, не соответствует", – говорилось в выводах Счетного комитета.
Не лучше обстояло дело и с материально-технической базой и социальным обеспечением учащихся. Как указывалось в отчете, обучение в двадцати профессионально-технических колледжах РК обучение ведется в аварийных зданиях. В 335 колледжах обучающиеся по государственному заказу местами в общежитиях не обеспечены. В 96 организациях технического и профессионального образования, государственные общеобязательные стандарты и учебные планы отсутствуют.
"Размещение государственного образовательного заказа по подготовке специалистов министерством образования и науки осуществляется без учета потребности по специальностям в регионах республики. Существующий механизм трудоустройства выпускников неэффективен. Данные о текущей и перспективной потребностях в кадрах в разрезе специальностей отсутствуют".
В свою очередь, реализация проекта "Коммерциализация технологий" носит затяжной характер, сроки его исполнения продлены до 2015 года. Создание национального лабораторного комплекса для закупки высококлассного оборудования и международного центра материаловедения, запланированное на 2012 год, до настоящего времени не осуществлено, констатировали в СК.
По итогам заседания, министерству образования и науки было поручено принять меры по устранению выявленных нарушений, а отдельные материалы контроля направлены в правоохранительные органы…
В итоге складывается впечатление, что все плавно вернулось на круги своя, о чем наглядно свидетельствовали уже упомянутые парламентские слушания. И вопрос существует ли в нашей стране целенаправленная политика подготовки рабочих кадров, от которых, еще раз повторюсь, напрямую зависит реализация многих заявленных индустриально-инновационных инициатив, увы, так и остается открытым.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.06.2014
Распоряжение Президента Республики Казахстан №300 от 26 июня 2014 года 30.06.2014
Масимов обсудил с Медведевым двухсторонние отношения и осмотрел олимпийские объекты Сочи 30.06.2014
Госсекретарь РК поздравил журналистов страны с профессиональным праздником 30.06.2014
Слово крепит согласие 30.06.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2014 года №686 30.06.2014
Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 17 июня 2014 года №85-р 30.06.2014
Своих не бросаем 30.06.2014
В Астане состоялось 2-ое заседание Республиканской ономастической комиссии при Правительстве РК 30.06.2014
Марат Тажин вручил верительные грамоты президенту России 30.06.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz