"Свобода слова", 17 июля
В конце минувшей недели прошло 100 дней с момента назначения Карима Масимова на пост премьер-министра и Нурлана Нигматулина – на должность руководителя администрации президента Казахстана. первые 100 дней работы руководителей высокого ранга являются важным периодом. Считается, что за это время определяются контуры их последующей деятельности, условия успеха и можно уже говорить о первых результатах. "свобода слова" решила подвести предварительные итоги их работы. Главный редактор Казахстанской биографической энциклопедии "Кто есть кто" Данияр Ашимбаев считает, что 100 дней – это скорее символическая дата, позволяющая увидеть лишь первые штрихи будущей работы. По его мнению, назначенцы пока не приступали к большим маневрам. При этом эксперт отмечает, что обычно смена руководителя сопровождается сменой команды, однако в этот раз аппараты остались фактически без изменения. "Чем это обусловлено? Во-первых, Карим Масимов, оставив пост руководителя президентской администрации, ушел в правительство (причем и та и другая должность, безусловно, считается повышением). Менять команду в администрации после его ухода было бы не совсем корректно, поскольку это может восприниматься как намек на недостаточно эффективную работу прежнего руководителя, – считает Ашимбаев. – С другой стороны, проблема предыдущего правительства заключалась в том, что за полтора года кабмин так и не стал командой. Ведь основной задачей Серика Ахметова была организация взаимодействия экономического блока правительства, но в этом вопросе особых достижений не было. Кадровый состав правительства Ахметова особых нареканий не вызывал. Скажем так: были проблемы с координацией и с принятием решений, но состав министров был достаточно неплохой. Я думаю, что в этих условиях было принято решение поменять премьера, но министров оставить на своих местах. Это было сделано для того, чтобы старый-новый премьер мог присмотреться, оценить, вникнуть в ситуацию – что же было с правительством за полтора года его отсутствия – и определить те конфигурации, по которым правительство будет работать в дальнейшем. Кстати, сейчас ведется речь о реформировании в исполнительной ветви власти, об организационных и кадровых изменениях. Полагаю, что многие вопросы экономической и социальной сферы, которые в последнее время откладывались, будут достаточно оперативно решаться". Действительно, судя по материалам брифингов в Службе центральных коммуникаций, которые проводились по итогам заседаний правительства, можно понять, что в портфеле кабмина много вопросов, требующих быстрого решения. "Сейчас правительство работает в очень оперативном режиме... У нас стоят огромные задачи, которые нужно решить в очень короткие сроки", – сказала на одном из брифингов заместитель премьер-министра РК Гульшара Абдыкаликова. Что касается деятельности Нурлана Нигматулина, то, как считает Ашимбаев, налицо изменения стиля управления, но не кадровые перестановки. В Администрации президента наблюдаются определенные ротации на уровне секретариатов, но сменился пока всего один заведующий отделом. При этом в отдел государственного контроля и организационно-территориальной работы перешли практики из регионов, то есть люди, непосредственно занимающиеся вопросами госуправления на местах и не понаслышке знающие, какие проблемы стоят перед властью в важных блоках социальной поддержки населения и экономического развития страны. "Еще один момент, отлично характеризующий нового руководителя Администрации президента: уже дважды проходила информация о проверке исполнения поручений главы государства, – отмечает собеседник "Свободы Слова". – Тем, кто "завалил" тот или иной участок работы, объявлены выговоры либо к ним применены другие меры взыскания. Зная характер Нурлана Нигматулина, учитывая его стиль и опыт работы на предыдущих должностях, можно быть уверенным, что он сможет выстроить жесткую вертикаль контроля и информирования лидера страны. По сути, Администрация президента становится полноценным "боевым штабом" президентской вертикали власти. Предположу, что на этом процесс смены стиля управления не завершится. Ведь основная задача, стоящая сейчас перед Нигматулиным, – создать нормальную рабочую систему, заставить людей заниматься теми вопросами, которые входят в их компетенцию. Полагаю, что это ему удастся. Напомню: будучи первым заместителем председателя "Нур Отана", он уже проводил аналогичную работу, сумев превратить партию в инструмент контроля и мониторинга исполнения госпрограмм, реализации поручений президента в сфере социальной политики. Так, были созданы советы по борьбе с коррупцией (причем реально действующие), повысился статус общественных приемных, являющихся средством обратной связи между властью и населением, были приняты меры по "чистке" аппарата. То есть Нурлан Нигматулин сумел превратить партию в параллельный институт исполнительной власти, подчиняющийся президенту", – резюмировал эксперт. По мнению генерального директора Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ им. Ломоносова Сергея Рекеды, "100 дней Карима Масимова показали, что премьер осваивается в новом качестве – мало пиара, ближе к народу. Сокращено информационное сопровождение работы кабмина и лично премьера. Зато появилось желание вести разговор по таким сюжетам, как повышение тарифов и модернизация пенсионной системы. Полагаю, что это выполнение прямых поручений президента РК". Как подчеркнул глава государства Нурсултан Назарбаев на 27-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов, в условиях сокращения потоков прямых иностранных инвестиций вследствие нестабильного экономического климата в мире Казахстан для иностранных инвесторов остается стабильным и надежным партнером. "Наша экономика не теряет устойчивой положительной динамики, несмотря на мировые кризисы. Мы всеми силами поддерживаем инвесторов и постоянно совершенствуем меры поддержки", – сказал президент Казахстана. Напомним, что в феврале в ходе расширенного заседания правительства Нурсултан Назарбаев подверг критике членов кабмина за неэффективную работу по привлечению иностранных инвесторов. "Индустриализация может быть тогда, когда придут транснациональные компании, и вместе с ними мы будем открывать крупные производства. У нас нет людей, способных решать эти вопросы, способных разговаривать с иностранцами на их языке. Вот в чем беда. Или вы это сделаете, или это будет делать другое правительство, я предупреждаю", – сказал он. В этой связи Рекеда говорит, что "в целом работу премьера надо оценивать не сейчас, а тогда, когда станет ясно, решил или не решил новый кабмин задачу по привлечению в страну новых инвестиций". Что касается Нурлана Нигматулина, то "это его должность, с точки зрения качеств организатора и администратора-управленца. Глава Администрации президента "рулит" кадрами, и последние назначения в регионах показывают, что позиции Нигматулина серьезно усиливаются", – заметил политолог. В экспертных кругах не раз отмечали, что Нигматулин работает как яркий и требовательный государственник. Он, по мнению исполнительного директора российского политологического центра "Север-Юг" Юлии Якушевой, "трудоголик, как и сам президент Назарбаев, отдающий всего себя общему делу". |