Олег Сидоров
Наступивший 2014 год в стране ознаменовался началом проведения двух республиканских акций. Так, с июня стартовала акций по приватизации, а с сентября начнется легализация. Но если акция по легализации начинается с 1 сентября по 31 декабря 2015 года, то приватизация пройдет с июня 2014 по 2016 годы. В обеих кампаниях есть планы, графики предоставления отчетов, исполнители и участники. Согласно утвержденному правительством плану приватизации на 2014-2016 годы в частные руки должны перейти 32 организации республиканской собственности и 191 учреждение квазигосударственного сектора. Еще в апреле был сформирован список предприятий коммунальной собственности, их порядка 780. А в июне началась их передача в конкурентную среду. Относительно легализации складывается несколько иная ситуация, так как здесь нет привязки к организациям или компаниям. Так, объекты легализации можно разделить на три группы: Во-первых, это деньги, ценные бумаги, доли участия в уставном капитале юридических лиц. Во-вторых, это строения, соответствующие целевому назначению, принадлежащих на праве собственности субъектам легализации земельных участков, на которых они расположены и строительным нормам и правилам; строения, сооружения, оформленные на ненадлежащее лицо. И, в-третьих, к объектам легализации относится недвижимое имущество, находящееся за пределами Казахстана. Известно, что легализованные финансы и имущество лягут в основу для включения в декларации, которые предусмотрены в рамках всеобщего декларирования с 1 января 2017 года для госслужащих и 1 января 2018 года для всех граждан. Вместе с тем государство намерено получить в госбюджет от реализации данной акции порядка 10-12 млрд. долл. Объединяет два акции – желание государства, во-первых, пополнить свой бюджет. Во-вторых, привлечь казахстанцев в качестве инвесторов отечественных предприятий, способных приносить пользу как бизнесменам в виде дивидендов, так и государству в виде последующих налогов с коммерческой деятельности. Третьим, немаловажным фактором является то, что своими действиями Астана делает процессы более транспарентными, что так немаловажно для международного сообщества и авторитетных рейтинговых агентств, отслеживающих деятельность Казахстана по отношению бизнес структурам. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что государство, выставляя свои активы в конкурентную среду, пытается "оживить" предприятия, потенциал которых далеко не исчерпан и при участии бизнеса может получить "второе дыхание". Ну и, в-пятых, своими действиями Астана демонстрирует свои намерения по привлечению зарубежных инвесторов в отечественную бизнес среду. И это немаловажно, ведь на протяжении последних лет Казахстан работает над созданием благоприятного инвестклимата, позволяющего иностранным компаниям достойно влиться в отечественную экономику, получая гарантированные дивиденды и не беспокоиться о своих инвестициях, вложенных в перспективные проекты на территории республики. Относительно граждан страны нужно отметить, что и для них создаются довольно благоприятные условия, в соответствие с которыми они могут, во-первых, легализовать свой капитал, что является немаловажным фактором в свете борьбы государства с отмыванием средств, нажитых незаконным путем, равно как и в целом ужесточение финансовой дисциплины как в стране, так и за ее пределами. В данном случае примером могут стать многочисленные иски и факты замораживания счетов в иностранных банках некоторых представителей бизнес кругов, как нашей республики, так и других стран. Во-вторых, граждане, пожелавшие вывести свои капиталы "из тени" на легальной основе могут их вложить в отечественные предприятия по своему усмотрению и в дальнейшем получать от них дивиденды. И все что будет проходить в рамках действующего правового поля. В итоге, государство, реализовывая акции по легализации капитала и приватизации, пытается с одной стороны, пойти на встречу гражданам, чей капитал по своему происхождению может иметь вопросы со стороны правоохранительных органов, а с другой стороны – старается оживить экономику, посредством передачи предприятий в частные руки. И в том и в другом случае, государство и граждане могут, воспользовавшись ситуацией, решить существующие вопросы в свою пользу. И здесь последнее слово остается за желающими стать участниками данных процессов. |