Пресс-служба Счетного комитета, 31 июля
31 июля текущего года состоялось очередное заседание Счетного комитета. На заседании подведены итоги оценки эффективности реализации Стратегического плана Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, проведенной за период 2009-2013 годы, контроля эффективности использования средств республиканского бюджета, выделенных Министерству на реализацию отдельных бюджетных программ, а также соблюдения Стандартов государственного финансового контроля. Отмечено низкое качество реализации задач и функций в сфере стратегического планирования, выявлено недостижение ряда целевых индикаторов, показателей и неисполнение мероприятий, предусмотренных стратегическими и операционными планами Министерства. В связи с уточнениями бюджета Стратегические планы госорганов 146 раз корректировались под фактические данные. Это свидетельствует о неэффективном исполнении плана и о формальном подходе к документам стратегического планирования. Контролем охвачено 23,4 млрд. тенге бюджетных средств, при этом общая сумма выявленных нарушений бюджетного и иного законодательства составила 11,8 млрд. тенге или более 50%, неэффективно использовано 8,8 млрд. тенге. Планирование бюджета зачастую осуществлялось некачественно, отдельные расходы прогнозировались без учета заявок администраторов бюджетных программ. В отдельных случаях не соблюдались требования по составлению бюджетных заявок. Не проводился анализ причинно-следственных связей изменения структуры доходов бюджета, что является необходимым условием для реализации сбалансированной налоговой политики. Отсутствовали обоснования для применения в бюджетных расчетах минимального расчетного показателя. Не утверждены нормативы расходов на содержание государственных служащих, а также численности руководящих работников по отношению к общей численности работников центральных государственных органов. Не проводился мониторинг за выделением и освоением бюджетных субсидий в разрезе конечных получателей. Установлен конфликт интересов при осуществлении Министерством в одном лице отбора инвестиционных и концессионных проектов, разработки их технико-экономического обоснования, проведения экономической экспертизы и распределения финансирования. При этом последующий мониторинг и оценка реализации бюджетных инвестиций за отдельные периоды не проводились. Государственными органами не ведется мониторинг численности субъектов квазигосударственного сектора с учетом их дочерних и зависимых организаций, несмотря на значительное выделение средств бюджета. Информационная система государственного планирования, на создание и развитие которой в 2007-2014 годах израсходовано 1,6 млрд. тенге, в эксплуатацию не введена. Бюджетное планирование осуществляется в ручном режиме, интеграция и обмен данными с информационными системами других государственных органов не обеспечены. Не соблюдался порядок программно-целевого финансирования научной деятельности, ряд научно-исследовательских работ осуществлен подведомственными организациями Министерства, не аккредитованными в установленном порядке. Отмечается непрозрачность процесса отбора заявок на проведение исследований, низкий уровень практического применения результатов исследований. Экспертизой установлены факты плагиата в двух научно-исследовательских работах АО "Институт экономических исследований". Европейским Банком Реконструкции и Развития осуществлена разработка законопроекта о внесении изменений в некоторые законодательные акты РК по переходу к "зеленой экономике" на сумму 1 млн. евро. Однако, данная работа является прямой функцией Министерства. При этом Министерством выполнены лишь работы по организации рассмотрения подготовленного зарубежной организацией проекта Закона. Службой внутреннего контроля Министерства при планировании и проведении контрольных мероприятий допускалось несоблюдение стандартов государственного финансового контроля "независимость", "планирование", "наблюдение", "документация" и "управление". По результатам проведенного в рамках контроля опроса среди центральных государственных органов и ЕНУ им. Л.Н. Гумилева деятельность Министерства носит в большей степени закрытый характер. Более 58% опрошенных не удовлетворены деятельностью Министерства, не замечают результатов его работы, либо не информированы о ходе реализации его стратегических планов. Установлены также факты хранения документов по финансовой отчетности, договоров о государственных закупках на многомиллиардные суммы, а также актов оказанных услуг по ним в ненадлежащем виде и в неприспособленных для этого помещениях. Кроме того, был отмечен случай неявки представителей Министерства на прошедшее заседание Счетного комитета. Счетный комитет рекомендовал Правительству Республики Казахстан разграничить полномочия по планированию бюджетных инвестиций, определить в Бюджетном кодексе ответственность Министерства за некачественное планирование, ввести понятие "налоговый потенциал" и разработать методику его определения. Министерствам экономики и бюджетного планирования, финансов и иностранных дел поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, рассмотрению ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства, а также дан ряд других поручений. |