Пресс-служба аппарата Уполномоченного по правам человека в РК, 12 августа
7 августа 2014 года на страницах ряда Интернет-сайтов, в том числе Радио "Азаттык" был опубликован материал Тогузбаева К. "Позицию аппарата омбудсмена по Атабеку назвали протюремной" касательно ответа Национального центра по правам человека за подписью руководителя В. Калюжного на обращение руководителя организации "Ар Рух Хак" Торегожиной Б. в интересах осужденного Едигеева А. В этой связи считаем необходимым сообщить следующее. В первой половине июля членами Общественной наблюдательной комиссии по Павлодарской области (далее – ОНК), формируемой из числа представителей гражданского общества было посещено учреждение АП-162/1 Департамента уголовно-исполнительной системы по Павлодарской области Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан. В ходе посещения члены ОНК ознакомились с условиями содержания и проверке физического состояния осужденного Едигеева А. и провели с ним беседу с соблюдением принципа конфиденциальности, что было подробно отражено в отчете, составленном по итогам мониторинга. Членами ОНК отмечено хорошее физическое состояние названного осужденного, несмотря на возраст и длительное пребывание его в местах лишения свободы. Каких-либо видимых телесных повреждений в виде кровоподтеков, ссадин, ран, которые могли бы свидетельствовать о пытках или применении других видов жестокого, унижающего и бесчеловечного обращения и наказания, не обнаружено. Сам осужденный также не выразил жалоб на подобные нарушения его прав. Осужденным Едигеевым было в частности высказано два пожелания: получать газеты и попасть в сангородок для обследования. По итогам мониторинга члены ОНК рекомендовали уполномоченному органу улучшить условия содержания в камере Едигеева А., предоставить ему доступ к периодическим изданиям, а также направить его на медицинское, в том числе специализированное, обследование. Несмотря на то, что данная информация была изложена в ответе на обращение Торегожиной Б., эти факты были проигнорированы в распространенном в сети материале Тогузбаева К., что ставит под сомнение его всесторонность и объективность и может указывать на намеренное искажение информации в целях достижения необоснованного общественного резонанса. Касательно Национального превентивного механизма (НПМ) против пыток, созданного в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции ООН против пыток, следует разъяснить, что в число участников НПМ вошли такие известные в стране и за рубежом правозащитники, как Ж. Турмагамбетова, Р. Акылбекова, А. Ибраева, Ю. Гусаков и другие, чьи авторитет, опыт и достижения в данной сфере позволили им стать членами Координационного совета при Уполномоченном по правам человека, а также осуществлять плодотворную деятельности в составе региональных групп НПМ. Одной из ключевых функций данного правового института является проведение мониторинговых посещений учреждений закрытого типа. С момента запуска с апреля 2014 года НПМ проведено 135 таких посещений (в том числе 4 специальных), из них 86 учреждений ограничения и лишения свободы. Мандат НПМ предполагает возможность проведения специальных посещений, проводимых по прямому указанию Уполномоченного по правам человека. Кроме того, с 2008 года при казахстанском Омбудсмене создана и функционирует Рабочая группа по рассмотрению фактов пыток, которая в свою очередь за этот период посетила 99 учреждений во всех регионах Казахстана. Таким образом, высказанное в распространенном 7 августа материале предположение о якобы однобокости ("протюремности") информации учреждения Уполномоченного по правам человека, основанной на отчете ОНК, сообщениях Генеральной Прокуратуры и Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК, является, по меньшей мере, беспочвенным. Как известно, общепризнанной функцией института омбудсмена является медиаторская роль, призванная способствовать эффективному взаимодействию между гражданским и государственным секторами, и такой конструктивный диалог впервые налажен в рамках мандата НПМ. Вместе с тем, недостоверная и неполная информация, в том числе касательно цели и функций НПМ, деятельности Национального центра по правам человека, не способствует данному процессу, что, безусловно, негативно отражается на результативности правозащитной деятельности. |