NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 15:11 ast
13:11 msk

Современное образование в быстроменяющемся мире
Выступление Акима города Астаны И.Н. Тасмагамбетова на Августовском совещании работников образования столицы
22.08.2014 / политика и общество

astana.gov.kz, 21 августа

"Только высокообразованный, талантливый, мудрый и патриотичный учитель может воспитать достойное поколение".
Н.А. Назарбаев

Уважаемые коллеги!
Дорогие учителя!
Наши ежегодные встречи в преддверии учебного года дают прекрасную возможность для обсуждения и раскрытия самых важных тем образования.
Сама идея таких совещаний очень удачно вписывается в логику развития образовательных систем. Это связано с востребованностью откровенного диалога, потребностью в обмене мнениями и суждениями, ведь рассматриваемые в повестке сегодняшнего дня вопросы – одни из самых сложных.
XXI век – это уже не абстрактное "будущее". Он давно вступил в свои права. Поэтому мы закономерно задаемся вопросами: что с нами произошло? Как мы изменились? Что с нами будет происходить в ближайшем будущем? И, конечно же, каковы дальнейшие пути развития нового поколения?
Сегодня эти вопросы, уверен, беспокоят каждого казахстанца, и, в первую очередь, нашего Президента – Нурсултана Абишевича Назарбаева, который, выступая перед учителями Астаны, сказал:
"ХХI век становится веком конкуренции идей и информационных технологий. Поэтому если в обществе достаточно образованных людей, то любые ноу-хау достижимы для всех. Способность генерировать новые идеи – вот что будет определять место той или иной страны в условиях глобализации. Поэтому подрастающее поколение казахстанцев должно иметь конкурентоспособное образование".
Стремительное развитие технологий, шквал информации, ее широкая доступность оказывают беспрецедентное влияние на состояние государств, экономических систем, финансовых рынков и гражданских обществ.
В этой динамике окружающего нас мира единственным условием, гарантирующим успех, были и остаются знания и образование. А центральным звеном образовательного процесса в стремительно меняющемся мире по-прежнему остается Учитель.
Современный учитель, педагог нового времени… Каким он должен быть? Чему должен учиться сам и учить детей? И как он должен действовать в условиях не локальной, а глобальной неопределенности?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно просто посмотреть на окружающий нас мир глазами детей!
Современные школьники, используя технологические новшества, в отличие от нас, взрослых, прекрасно ориентируются в мире коммуникаций. Для них открыты все новые способы поиска информации, которые ранее они получали только через книги и учебники.
Справедливо подмечено, что никто в мире не подвержен влиянию инноваций больше, чем дети. Каждое последующее поколение ставит перед учителем новые задачи, и он остается востребованным лишь в том случае, если уровнем своего интеллекта и образования опережает новую эпоху.
Однако беда в том, что большинство учителей являются продуктом системы образования своего времени. А эта сфера является одной из тех, в которых перемены происходят медленней всего.
Каждой отрасли свойственен период запаздывания, то есть промежуток времени между появлением идеи и ее внедрением в жизнь. В аграрную эпоху период запаздывания исчислялся веками. В индустриальную эру перемены происходили примерно каждые 50 лет. В эпоху информации перемены происходят каждые полгода.
Если рассмотреть периоды запаздывания конкретных индустрий и сфер в наше время, то происходит следующее: в индустрии высоких технологий этот период составляет 18 месяцев, в автомобилестроении – 25 лет, в сфере государственного управления – 35, а в образовании – 50 лет. Образование имеет второй по продолжительности период запаздывания среди всех сфер деятельности, чем и объясняется недовольство всего мирового сообщества.
Тем более сложной является задача, стоящая перед нашими учителями, которые должны воспитывать человека совершенно новой формации – человека прагматичного, глубоко духовного и в то же время способного адаптироваться в быстроменяющемся технологическом мире. То есть, перефразируя слова Конфуция, учитель должен постигать новое, лелея старое. И только тогда он может быть УЧИТЕЛЕМ!
Постоянное самообразование, применение инновационных технологий в образовательных процессах, расширение граней профессионального мастерства – единственный путь, который позволит учителю соответствовать высоким стандартам современности.
И чтобы ввести ребенка в мир познания, учитель должен понимать и владеть языком современных технологий, а значит, и говорить на языке своих учеников. Это придает отношениям принципиально иное качество и, безусловно, повышает авторитет учителя в глазах его учеников.
Это лишь видимые и обобщенные характеристики необходимых навыков, диктуемых новым временем.
В странах, где информационные технологии проникли во все сферы общественной жизни, очень четко сформулированы конкурентные преимущества учителя XXI века.
Итак, вы успешный современный Педагог, если на своих уроках:
– просите своих учеников включить смартфоны перед началом урока, потому что планируете их использовать;
– требуете от них использовать различные интернет-источники для их исследовательских проектов, которые являются достоверными, проверенными и подтвержденными самими преподавателями (существует практика электронных библиотек на сайтах школ, где ученики могут использовать только проверенные источники);
– ваши ученики работают над совместными проектами со сверстниками других стран;
– вы ежедневно сообщаете о происходящих в школе новостях в своем блоге;
– осознавая важность профессионального развития, читаете блоги, присоединяетесь к сетевым сообществам, шлете твиты, участвуете в обсуждении всех современных процессов с людьми со всего мира;
– делитесь учебными планами со своими коллегами различных стран;
– просите своих учеников изучить литературного героя или историческую личность, и они создают от его имени профиль в социальных сетях;
– приглашаете своих учеников на экскурсию в Лувр, … не выходя из классной комнаты, благодаря Интернету и соответствующим сайтам;
– демонстрируете оригинальные и лучшие работы своих учеников всему миру и т.д.
Очевидно, что в данном процессе все зависит от креативного подхода самого учителя и предполагает множество вариантов использования средств информационных коммуникаций.
Эпоха Интернета нарушила монополию на знания, которыми обладали традиционные институты. Специфические области знаний стали доступны любому человеку. Мы стоим на пороге нового технологического витка, когда квантовые компьютеры смогут обрабатывать сразу несколько разных задач одновременно. А уже скоро появятся компьютеры со скоростью в миллион и более раз выше, чем любая доступная сейчас техника.
"Компьютерная эра еще даже не началась. У нас лишь крошечные игрушки, не намного лучше бухгалтерских счетов" – говорит нам Ричард Стэнли Уильямз – американский нанотехнолог и исследователь лаборатории квантовых исследований компании "Хьюлетт Па(Э)кард".
Науке известно, что к 2040 году машины теоретически смогут обрабатывать 100 000 триллионов команд в секунду. А это уже приблизительно способности человеческого мозга. А представьте, если компьютерный разум станет соперничать с разумом своих создателей?
Известные футурологи мира считают, что в XXI веке будет создана машина, способная моделировать поведение человека, при этом превосходя его в любых видах творческой деятельности. Речь идет о создании Искусственного Интеллекта – событии, которое по значимости можно будет сравнить с возникновением первой формы жизни на Земле. Так, мы неотвратимо приближаемся к точке во времени, называемой Сингулярностью, что означает короткий период чрезвычайно быстрого технологического прогресса.
Сингулярность – это одно из самых значительных событий в истории человечества. Это когда эволюция человеческого разума в результате развития нанотехнологий, биотехнологий и искусственного интеллекта ускорится до такой степени, что дальнейшие изменения приведут к возникновению разума с гораздо более высоким уровнем действия и новым качеством мышления.
При достижении Сингулярности способности человечества становятся действительно потрясающими: с полным контролем над структурой материи на атомном уровне, полным знанием биологических процессов от макро до микро и молекулярного уровня, и сверхчеловеческий искусственный интеллект. Произойдет полное изменение общества и нашего образа жизни.
Так что же нас ожидает в самом ближайшем будущем?
1. Будет создан экзафлопсный компьютер, который в сотни раз мощнее самых производительных существующих ныне систем. Это открывает прямую дорогу к искусственному интеллекту.
2. Компьютеры научатся правильно понимать большую часть человеческой речи.
3. Расшифровка генома людей станет массовой. Уже сейчас ее цена упала с 350 тыс. долларов США до 299 долларов, а в ближайшее время вообще практически ничего не будет стоить, что позволит справиться со многими болезнями и существенно продлить жизнь.
4. Криосохранение, то есть глубокое замораживание клеток мозга.
5. Киборгизация систем жизнеобеспечения.
6. Киборгизация мозга с помощью нанороботов с целью решения проблемы переноса сознания.
Так что фантастическое будущее гораздо ближе, чем кажется многим.
И уже совершенно ясно, что современный мир неотделим от высоких технологий и неизбежно требует компетентного уровня владения ими людьми XXI века и, в первую очередь, педагогами.
Компетентность учителя в использовании Информационно-коммуникационных технологий – это способность целенаправленно, самостоятельно и ответственно использовать их в своей профессиональной деятельности, что включает в себя следующие умения:
– собирать и извлекать информацию;
– интерпретировать и представлять ее, что предполагает обобщение, сравнение и противопоставление данных;
– выносить суждения о качестве, важности, полезности и эффективности информации.
– генерировать ее, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая, разрабатывая и т.д.
И все это требует соответствующих навыков, которые включают в себя владение:
– интерфейсом операционной системы;
– навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области;
– техникой подготовки графических иллюстраций;
– базовыми интернет-сервисами и технологиями построения Веб-сайтов;
– а также навыков использования средств мультимедиа и электронных образовательных ресурсов.
Очевидно, что без использования информационных технологий, уровень подготовки выпускников школ, вступающих в активную жизнь, будет недостаточно соответствовать требованиям стремительно развивающейся науки, техники, экономики.
Поэтому и подвергается традиционное преподавание в школе справедливой критике за формализм, ориентацию на простое запоминание учебного материла и формирование однотипных умений и навыков. А также за отсутствие гибкости, недостаточности внимания к развитию у учащихся интеллектуальных способностей и за закономерную, в связи с вышеперечисленным, общую тенденцию снижения качества обучения. Все это имеет место быть!
Поэтому хочу еще раз подчеркнуть, что использование современных технологий в рабочем процессе стало необходимостью для многих профессий, но, в первую очередь, для педагогов.
Что же происходит на самом деле?
Не секрет, что сейчас информационно-техническая грамотность учителя в школах находится на самом низком уровне.
Уверен, что даже такие термины как веб-сайт, гипертекст, гиперссылки, видеоконференции, облако тэгов, браузеры вызывают панический страх и отторжение из-за незнания этих понятий.
Поэтому даже на пользовательском уровне учителя сопротивляются своей же технологической неграмотности.
И этому есть объяснение:
– боязнь предстать перед руководством школы технически неграмотным;
– незнание английского языка;
– боязнь выглядеть некомпетентным перед учениками;
– испортить незнакомое, да и еще служебное оборудование;
– наконец, элементарное нежелание менять старые, удобные, устоявшиеся методы работы.
В итоге информационно-техническая неграмотность наставников приводит к куда более глубоким отрицательным последствиям. Об этом говорят конкретные цифры из нашей практики. Так, из 5 873 столичных учителей:
– лишь 12 процентов умеют свободно пользоваться Интернетом и, в том числе электронными цифровыми пособиями по предметам;
– 16 процентов умеют полноценно использовать компьютер в учебном процессе;
– а 45 процентов учителей имеют только самый элементарный уровень компьютерной грамотности.
Для столицы с ее высокими требованиями к преподавательскому потенциалу это категорически неприемлемо.
Поэтому в течение нового учебного года во всех школах мы организуем курсы по повышению уровня компьютерной грамотности для всех учителей города, а в конце учебного года проведем аттестацию преподавателей на проверку навыков работы с компьютером и Интернетом.
Эти курсы должны научить учителей:
– владеть основными офисными программами и периферийным оборудованием;
– создавать и редактировать презентации;
– иметь представление и пользоваться всеми поисковыми системами интернет-ресурсов и др.
Поручаю управлению образования организовать курсы, подготовить и утвердить правила проведения аттестаций.
Это очень важно, так как в этом году для всех школ города будут закуплены компьютеры нового поколения и соответствующее к ним современное программное обеспечение. На это уже предусмотрены необходимые финансовые средства.
Уважаемые учителя!
Все, о чем мы говорили выше, подтверждает тезис о том, что жизнь человека в современном обществе – это жизнь в мире высоких технологий, нескончаемого потока информации, их стремительного развития и перемен.
И чтобы соответствовать всем требованиям современной действительности, человек должен быть внутренне стойким, интеллектуально развитым, способным преодолевать трудности и имеющим несгибаемый внутренний стержень, что возможно благодаря глубоким знаниям в различных сферах науки и жизни.
Он должен разбираться в людях, находить с ними общий язык, выстраивать отношения, уметь преодолевать проблемы и стресс и, в первую очередь, управлять своим поведением и эмоциями.
Это делает весьма актуальной следующую проблему современного образования – проблему изучения психологии, как обязательной составляющей общего школьного курса.
Если совершить исторический экскурс в прошлое, то с некоторыми перерывами "Психология" как предмет, существует в Европе с 1811 года. Так, в XIX веке в Австрии и Германии психологии уделялось 2 часа в неделю в 8 классе гимназии, в Италии – 6 часов, начиная с 6-го класса, а во Франции – 8 часов в неделю в выпускном классе.
Интересно, что все учебники имели практически одну и ту же структуру и изучали примерно такие категории как интерес и рассеянность, творческое воображение и концентрация сознания, ассоциации и иллюзии. Помимо этих понятий они включали такие более глубокие психологические состояния как связь между душевными и телесными явлениями, речь, суждение и психология воли.
А теперь приведу пример тематического содержания одной из программ западных школ нашего времени.
Ее содержание характеризуется следующими темами:
1. "Потеря" лица и как успешно справляться с унижением и чувством собственной уязвимости.
2. Как справляться с эмоциональным шантажом.
3. Как преодолевать фрустрацию без агрессии, апатичного ухода в себя или депрессии.
4. Как принимать (переживать) чувство вины, критику или похвалу.
5. Как преодолеть страх, возникающий при отторжении сверстниками.
6. Как справляться с чувством неадекватности или беспомощности в определенных ситуациях, например: на экзаменах, устных ответах на вопросы, вечеринках и т. д.
7. Как справляться с заниженной самооценкой, которая возникает при сравнении с другими.
Очевидно, что если программа психологии XIX века ставила перед учеником задачи самопознания и саморазвития, то современный курс направлен на коммуникацию с людьми и психологическую защиту от агрессивного воздействия окружающего мира.
В нашей стране этот предмет сначала вводили, не разъяснив цели и задачи, а потом исключили в угоду оптимизации урочных часов, не объяснив нецелесообразность.
До 2009 года предмет "Этика и психология семейной жизни" изучали учащиеся 10-11 классов 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год. Неудивительно, что исключение этого предмета прошло совершенно незаметно, как будто в вопросах психо-эмоционального состояния учеников в наших школах все замечательно. Удивляет и то обстоятельство, как подростки могут изучать психологию семейных отношений, не пройдя элементарный базовый курс по этому предмету?
Безусловно, вопросы взаимоотношений в семье очень актуальны в подростковом возрасте, когда в поисках ответа на многие, достаточно сложные жизненные темы, ребенок находится в заблуждении и попадает в тупиковые ситуации. Тогда он вынужден искать ответы на вопросы в Интернете, где информация подчас не является научным фактом и зачастую направляет ребенка по ложному пути.
Очевидно, что в эти моменты реальной духовной опорой для него должна стать школа в лице подготовленных педагогов и психологов.
Но сейчас это не представляется возможным ввиду отсутствия высококвалифицированных специалистов. И потому мы, к сожалению, вынуждены констатировать наличие сложных социальных проблем в школьной и внешкольной жизни наших детей, это – и формируемое в подростковой среде криминальное мышление, и рост наркомании, и проблемы сложных подростков с девиантным поведением.
Поэтому и неудивительно, что в Астане неуклонно растет количество преступлений среди несовершеннолетних. Если в 2013 году было зафиксировано 25 случаев, то только за 7 месяцев текущего года детьми и подростками совершено 53 преступления.
Но самым трагичным явлением, безусловно, является детский суицид. На примере нашей столицы могу сказать, что эта проблема обретает опасные масштабы.
Только за последние 3 года среди несовершеннолетних детей столицы зарегистрировано 89 попыток суицида, из них 14 случаев с летальным исходом.
Не последнюю роль в этой страшной статистике играет Интернет как мощное средство коммуникации, молниеносно распространяющее информацию о суицидах, что порождает, по теории "эффекта Вертера", новые самоубийства.
"Эффект Вертера" иллюстрирует один из главных принципов психологии влияния – принцип социального доказательства: "Люди решают, как им следует поступать в сложных обстоятельствах на основании того, как действовали некоторые другие люди, испытывавшие схожие трудности".
Тем более что подростки вообще склонны к подражанию и созданию кумиров. Сеть – идеальное место для разного рода влияний, агрессии или просто безответственного поведения.
Анализ сетевых ресурсов показывает, что суицид стал среди значительной части юных пользователей "модной темой". Можно найти готовые инструкции про то, как и каким способом лучше это сделать, прочитать истории о тех, кто уже пробовал, и даже найти компаньонов.
При вводе слова "суицид" в поисковике "Google" первые 20 результатов оказались таковы:
– примерно 60 процентов – это сайты с нейтральной общей информацией, где указаны сведения о возможных причинах суицида, приведена статистика по странам, полу и возрасту;
– 20 процентов – это сайты, предлагающие помощь в разрешении суицидальной ситуации;
– и 10 процентов – это сайты или форумы для обсуждения, где ведется скрытая пропаганда суицида и описываются его способы.
Что касается нашей практики, то результаты социологического опроса, проведенного среди школьников, показывают, что еще одним негативным фактором суицида выступает "непонимание со стороны взрослых", в том числе давление со стороны преподавателей. Этого мнения придерживаются почти 35 процентов опрошенных школьников.
Такое положение дел поднимает серьезный вопрос о рассмотрении включения предмета психологии в школьную программу. Она должна помочь родителям и всему нашему обществу защитить детей от деморализации и воспитать социально и интеллектуально защищенных детей. При этом особый акцент должен ставиться на такие жизненно важные для ребенка темы как:
– развитие коммуникативных навыков общения с родителями, учителями и сверстниками;
– изучение природы агрессии, грубости и жестокости;
– пути повышения самооценки, так как все проблемы – от депрессии до суицида связаны с самооценкой каждого ученика;
– безопасное общение с Интернетом.
В свое время этот предмет, как я уже говорил, был исключен из школьной программы. А попытки заменить его штатными школьными психологами, как показывает практика, оказались малоэффективными.
Так, по результатам исследований выяснилось, что учащиеся, даже в случае необходимости, не станут обращаться к школьному психологу. Здесь имеет место быть не изживший себя общественный стереотип, согласно которому посещение психолога предполагает наличие психических проблем, относящихся к принципиально другой области физиологии человека. А элементарная неспособность специалиста оказать профессиональную квалифицированную помощь – это уже вопрос компетентности школьных психологов.
Определенно это вопрос не одного дня. Предлагаю обратиться к Министерству образования с предложением рассмотреть возможность введения на экспериментальной основе в некоторых школах Астаны предмета "Психология". И в ближайшее время:
– разработать с участием компетентных психологов-практиков единое методическое пособие базового курса психологии: с учетом исторического опыта, анализа актуальных для современного времени тем, методик и форм преподавания;
– организовать внеурочные психологические тренинги с учениками старших классов по сложным мировоззренческим вопросам;
– обеспечить добровольное и активное вовлечение родителей в обсуждение непростых психологических тем воспитания детей;
– в течение учебного года провести семинары-тренинги для директоров школ, отдельно – для заместителей директоров школ по воспитательной работе, а также для классных руководителей старших классов с участием известных педагогов-психологов.
Поручаю начальнику управлению образования Суханбердиевой Э.А. и заместителю акима Балаевой А.Г. разработать и утвердить план мероприятий по этой теме.
Уважаемые коллеги!
Следующий вопрос, который хотел бы обсудить сегодня с вами, также непосредственно связан с вопросами психологии.
В условиях современного информационного общества мы зачастую забываем о той платформе, на которой базируется сознание и психологическое состояние наших детей. Это – вопрос, связанный с воспитанием их моральных устоев.
Менялись исторические эпохи, поколения, общественные формации, а воспитательная функция школы в области морали осталась неизменной. И только в современных условиях с появлением новых, более сильных и даже агрессивных носителей информации границы морали оказались вообще размытыми.
Приведу пример, демонстрирующий реалии сегодняшнего времени, в котором растут и воспитываются наши дети.
Недавно в Интернете разгорелись споры вокруг фотографий одного из пользователей, на которых парковка одного из элитных ресторанов устлана дорогими шерстяными коврами.
Почти 90 процентов читателей в своих комментариях отмечают не маркетинговую фишку, которую изначально пытались создать хозяева ресторана, а элементарную деградацию морали.
То есть люди, сами того не осознавая, преследуя личные коммерческие цели ради создания или получения комфортных услуг легко переходят тонкую моральную грань.
А что вообще означает понятие морали? Она представляет собой саморегуляцию личности в обществе с помощью требований, имеющих всеобщее значение.Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестьем, справедливостью и несправедливостью.
А в условиях нынешнего целенаправленного воздействия информационных технологий они способны как формировать, так и разрушать моральные ценности особенно подрастающего поколения.
Простыми словами это называется техникой "промывания мозгов", когда даже ложные и неприемлемые в обществе пороки в процессе психологического воздействия становятся в ряд обыденных ситуаций. Одна из таких технологий получила название "Окно Овертона".
Американский социолог Джозеф Овертон в 1990 году разработал и описал технологию изменения отношения общества к некогда абсолютно запретным вопросам.
Овертон доказал, что в течение некоторого времени, используя определенные технологии манипулирования общественным мнением с помощью СМИ, можно незаметно для любого общества совершенно неприемлемое явление довести до общепринятой нормы, вплоть до закрепления в законах.
Этот феномен раскрывает механизм превращения в жизненную практику общественных пороков и человеконенавистнических идей. Вот как она работает. На начальном этапе ранее неприемлемое явление выносится как тема для обсуждения. Это маскируется аргументацией свободы слова и свободы мысли или интересами нации. Через время, после своеобразной "обкатки", сознание людей принимает это как что-то обыденное и уместное. И завершается процесс закреплением данного явления в качестве нормы общественного сознания и законов. В конечном итоге общество смиряется и принимает нововведения/новые законы, закрепляющие и защищающие некогда абсолютно немыслимое. Достаточно вспомнить зарождение фашизма, приведшее к войне и концлагерям.
Ярким примером работы этой технологии в планетарном масштабе служит запретная на протяжении столетий в религиозном мире тема нетрадиционных сексуальных отношений. Она не просто стала политической нормой в ряде высокоразвитых стран, а пережила такую трансформацию, что в США, в Штате Калифорния, сенатом одобрен обязательный Курс Изучения Истории Достижений Представителей Нетрадиционной Сексуальной Ориентации. Полагаю вы и сами, наблюдаете, как эта тема "раскручивается" в международных средствах массовой информации. Резонен вопрос: а что дальше?
Так в чем же логика описанного Овертоном "Окна возможностей"? В том, что эта технология легче всего движется в том обществе, у которого нет моральных ориентиров, там, где они подменены фальшивыми призывами определенных заинтересованных сил и где моральные устои размыты.
Почему тему морального воспитания детей я считаю предельно важной для наших школ?
Дело в том, что она практически отсутствует в современном образовательном процессе нашей страны.
Известно, что каждый классный руководитель в начале учебного года составляет календарный план внеурочных занятий. Однако так называемые "классные часы", где должна проводиться тонкая психо-эмоциональная работа с детьми, где необходимо устанавливать доверительные отношения между учителем и детьми, которые практически у всех довольно сложные, превращаются в формальное времяпрепровождение учениками.
Уверен, что никто не обращает внимания на суть и содержание этих уроков, не говоря уже о системном подходе и контроле.
При анализе планов воспитательной работы ряда школ сложилось впечатление, что большинство тем из них калькой перенесены из советского прошлого (например: круглые столы по обсуждению протокола XX сессии Ассамблеи народа Казахстана или же Конвенции ООН о правах ребенка). Все это, безусловно, важно, но, согласитесь, в такой интерпретации не совсем приемлемо в детской аудитории.
На уровне разработки плана педагогами не проводится никакое обсуждение тем внеклассных уроков. Они просто формально утверждаются директорами школ.
Поэтому считаю, что всем городским школам необходимо обратить серьезное внимание на проведение внеурочных тематических воспитательных занятий с обсуждением актуальных тем, которые непосредственно волнуют наших детей.
А центральной задачей для всех гуманитарных предметов должно стать раскрытие в том числе их сути сквозь призму моральных ценностей. Это должно проходить "красной нитью", создавая у учеников целостное представление об общей системе моральных принципов человечества.
Уважаемые коллеги!
"Казахстану необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить и реализовать потенциал нашей нации" – эти слова Нурсултана Абишевича Назарбаева легли в основу реформ в сфере образования, проводимых за все годы Независимости.
Их главным итогом стало то, что мы сумели выстроить свою национальную систему образования.
Но образование – процесс не статичный, поэтому и реформы должны идти постоянно и соразмерно реалиям времени.
Вместе с тем есть моменты, которые, по мнению экспертов, не достаточно эффективно сказываются на образовательном процессе. Вот один из них.
По их оценкам, отдельные попытки модернизации образования не продвинулись далее внесения изменений в различные версии ГОСО (Государственного общеобязательного стандарта образования).
Так, сегодня в Казахстане насчитывается 17 обязательных для изучения школьных программ, тогда как в развитых странах их количество не превышает 8-10 программ. Как следствие, нагрузка на старшеклассников в неделю возросла до 169 часов (при норме 42 часа для работников предприятий). При этом абсолютно не были учтены психологические и возрастные особенности учащихся.
Таким образом, сумма просчетов и ошибок, привела к естественному результату: по оценкам исследования, проведенного в текущем году Научно-внедренческим центром "Образовательный технопарк", исполнение ГОСО в школах страны составляет не более 15-20%. Возможно это и не так, но суть в другом: учебные планы в обычных общеобразовательных школах не обладают необходимой гибкостью для внесения актуальных своему времени знаний.
В то же время практика, которая использует гибкий подход, дает видимые результаты. Типичный пример – система казахско-турецких лицеев, которые выпускают более подготовленных выпускников.
Понятно, что они изначально экзаменуют и набирают лучших учеников. Но есть и другая, более познавательная сторона. Речь идет об особенностях методики в целом. Так,
– 7-11 классы занимаются по дополнительным учебным программам по математике, информатике, физике, биологии, химии;
– с 7-го класса предметы естественно-научного цикла углубленно изучаются на английском языке;
– используется в учебном процессе технология проектирования (PBL – Project – Based Learning – изучение конкретных тем на основе проектов);
– проведение регулярного независимого мониторинга, в том числе проведение тестирований 4 раза в год по всем предметам и олимпиад 2 раза в год.
В Казахско-турецких лицеях успешно внедрена эффективная система аттестации учителей, которая проводится в виде тестирования 2 раза в год. В отличие от этого, в обычных школах учителя проходят аттестацию один раз в пять лет и то формально.
Думаю, что подобная практика будет полезна для нас, поскольку вопрос аттестации учителей напрямую влияет на систему и качество повышения квалификации учительского корпуса.
Таким образом, на данном этапе перед городской системой образования и столичным учительством стоят следующие задачи:
– в целях реального повышения уровня квалификации учителей-предметников необходима разработка объективных механизмов аттестации и переподготовки учителей с привлечением независимой структуры по регулярному тестированию;
– управлению образования с привлечением ведущих педагогов-практиков необходимо проанализировать опыт системы Казахско-турецких лицеев и подготовить предложения по наиболее приемлемым методикам обучения для дальнейшего дифференцированного внедрения их в городские школы.
В связи с вышесказанным поручаю управлению образования проработать эти вопросы и представить предложения к 1 октября.
Уважаемые участники совещания!
Теперь хотел бы перейти к вопросу материально-технической базы столичного образования.
Астана очень динамично развивается. Строятся уникальные объекты, в числе которых школы, представленные в фильме вначале конференции. Создаются комфортные условия для проживания горожан и обучения их детей. Естественно, все это делает столицу привлекательным местом для наших граждан из других регионов. Так, ежегодно в Астану прибывают от 40 до 60 тысяч человек.
Безусловно, это большая нагрузка для социальной сферы города и, в первую очередь, для системы образования. Как следствие, в последние два года у нас появилась проблема трехсменного обучения.
На последнем совещании по дальнейшему развитию столицы, она поднималась Главой государства – Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, и перед руководством города была поставлена конкретная задача: изменить эту ситуацию в самое ближайшее время.
Таким образом, на сегодняшний день у нас 5 школ работают в трехсменном режиме. Со сдачей в текущем году 11-ти новых школ этот вопрос снимется в трех школах, а в 2015 году с вводом 9 школ – в оставшихся двух. Решение вопроса по снятию переуплотненности в учреждениях образования будет продолжено и дальше.
Кроме того, Нурсултаном Абишевичем уделяется серьезное внимание и средне-специальному образованию в нашей стране. В настоящее время в Астане существует 12 государственных средне-специальных учебных заведений различного профиля. Ровно половина из них ориентирована на подготовку технических специалистов для производств. В этой сфере наблюдается постепенный переход к техническому профилю, что вызвано актуальными потребностями экономики и спецификой городского рынка труда.
Поэтому до 2017 года в эксплуатацию будут введены еще 4 новых колледжа: два – строительных каждый на 800 мест, один – энергетический на 800 мест и один – технического профиля на 1200 мест.
Существует еще один очень актуальный вопрос, необходимый для обсуждения. Это вопрос дошкольного образования и воспитания.
Сегодня в детских садах города воспитывается свыше 33 тысяч детей. А на очереди в детские сады стоят еще более 40 тысяч, родившихся до 2012 года.
Чтобы до 2020 года решить вопрос обеспечения семей детскими садами, мы планируем ввести в эксплуатацию еще 100 объектов и тем самым реализовать задачу, поставленную Главой государства.
При этом, на мой взгляд, остается открытым вопрос качества дошкольного воспитания ребенка, а это очень важный и большой блок образовательного процесса. Поэтому предлагаю в следующем году в рамках Августовской конференции учителей посвятить этой теме отдельное совещание.
Дорогие учителя!
На предыдущих августовских совещаниях мы затрагивали темы "экономики знаний", профессиональной ориентации учеников, технологических прорывов, обращались к различным школьным методикам, апеллируя к преимуществам как современных, так и прошлых систем образования и многого-многого другого.
Все это в итоге и формирует целостное представление об образовании в XXI веке, где главным является не количество информации в формате знаний и навыков, а:
• грамотная организация образовательного процесса;
• креативная трансляция инновационных достижений науки;
• эффективное освоение новых технологий;
• овладение современными методиками и формами подачи учебных материалов;
• высокая мотивация для самопознания и саморазвития;
• и, как итог, возможность применения полученных в образовательном процессе школы знаний в последующей жизни.
Безусловно, у столичного образования очень много достижений, которые стали возможными благодаря высокому профессиональному мастерству столичного учительского корпуса. И сейчас хочу назвать имена некоторых наших коллег, которые добились высоких результатов в одной из самых сложных, важных и прекрасных профессий. Думаю, они присутствуют в этом зале.
Это:
1. Ташенова Майра Жалеловна – учитель химии школы-лицея №60. Ее воспитанник Кирибаев Тамерлан стал призером трех республиканских предметных олимпиад, а также 2014 году – Международной Менделеевской олимпиады в городе Москва.
2. Тургамбекова Алма Базарбаевна – учитель географии школы-лицея №62. Ее ученик Какен Тамерлан также стал призером двух республиканских предметных олимпиад и обладателем сертификата Международной олимпиады по географии в Японии.
3. Анисифорова Татьяна Григорьевна – учитель математики школы-гимназии №6. Ее подопечный Полищук Руслан в 2014 году стал победителем Республиканской Президентской олимпиады, а также призером двух республиканских олимпиад по математике.
4. Дуйсенова Гулшара Кадирбеккызы – учитель физики школы-лицея №38, воспитала Гайникызы Айдану, которая дважды завоевала первые места на международном и республиканском научных конкурсах.
5. Касенова Гульнар Жумабайкызы – учитель математики школы-лицея №54. Ее ученица Диханбай Жания также стала победителем международного и республиканского конкурсов научных проектов.
6. Елмурзаева Айжан Есеналиевна – учитель биологии школы-лицея №66, воспитанница которой Ускенбаева Динара завоевала первые места на Международной олимпиаде научных проектов и республиканском конкурсе.
Позвольте, дорогие коллеги, в вашем лице поздравить весь педагогический коллектив нашего города с началом нового учебного года и пожелать успехов в вашей ответственной работе.
Біздің халқымыз "Ұстаздық ету – талабы қашанда таусылмайтын, заманы ешқашан ескірмейтін кәсіп" деп, мұғалім мамандығына ерекше ықылас танытады.
Ендеше, сөз соңында баршаңызды алда келе жатқан Білім Күнімен шын жүректен құттықтап, игілікті істеріңізге табыс тілегім келеді.
Сіздерге зор денсаулық, бақыт пен береке, отбасыларыңызға амандық тілеймін!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.08.2014
Правительство Республики Казахстан одобрило Прогноз социально-экономического развития страны на 2015-2019 годы 29.08.2014
Вклад в глобальный мир 29.08.2014
"АТОМ – миру". Часть 2 29.08.2014
Председатель Нацбанка РК встретился с главой Федрезерва США Джанет Йеллен 29.08.2014
Новый тренд в мировой политике 29.08.2014
Язык – это ключ к ценностям цивилизации 29.08.2014
Казахстан и Сингапур будут и дальше углублять двустороннее сотрудничество 29.08.2014
Роль исполнительной власти в стабилизации религиозной ситуации 29.08.2014
В Армении состоялась Конференция: "Ядерное разоружение. Совместные усилия Армении и Казахстана на международной арене" 29.08.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz