Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 3 августа
Сегодня в Мажилисе Министерство национальной экономики презентовало проект нововведений в Конституционный закон "О Правительстве Республики Казахстан" с сопутствующими поправками относительно разграничения полномочий между уровнями государственного управления. Презентация проведена в рамках Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию под председательством Сейтсултана Аимбетова. На заседании с участием вице-спикера Мажилиса Дариги Назарбаевой представил предлагаемые новшества министр Ерболат Досаев. Докладчик ответил на вопросы депутатов Д. Назарбаевой, А.Соловьевой, А. Пепенина, Г. Сейтмаганбетовой, Ж.Дуйсебаева, Е.Бектурагнова и Ш. Утемисова. Дальнейшее обсуждение продолжится в рабочей группе под руководством депутата Мажилиса Серикжана Канаева. *** Проектом Конституционного Закона предусматривается внесение изменений в Конституционный Закон "О Правительстве Республики Казахстан" в части уточнения компетенции Правительства, министерств и их ведомств, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства. В частности, в реализацию Указа Президента Республики Казахстан от 25 августа 2014 года проектом Конституционного Закона уточняется компетенция Правительства, в том числе по разработке основных направлений социально-экономической политики государства, обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка. За министерствами и центральными исполнительными органами, не входящими в состав Правительства, закрепляются полномочия по выполнению стратегических, регулятивных, реализационных и контрольно-надзорных функций, реализации стратегических планов и программ. За ведомствами министерств закрепляются функции по осуществлению регулятивных, реализационных и контрольно-надзорных функций, по утверждению нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию ведомств. Проект Закона по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления направлен на реализацию основных принципов и подходов по разграничению функций между уровнями государственного управления, определенных Указом Президента Республики Казахстан. Первое. От Правительства центральным исполнительным органам предлагается передать 1598 функций из 2442 функций. Так, в социальной сфере на уровень министерств передаются 98 функций Правительства по утверждению различных правил, положений, требований, форм посредством внесения поправок в 3 Кодекса и 18 законодательных актов. Например: утверждение правил аккредитации спортивных федераций; правил охраны и содержания памятников истории и культуры; перечень клинических баз; видов и объемов квалифицированной медицинской помощи и др. В сфере сельского хозяйства – 227 функций (меняются 2 Кодекса и 15 законов). Например: утверждение правил хранения зерна; определение порядка использования системы электронных зерновых расписок; утверждение формы ветеринарного паспорта; порядка аттестации ветеринарных врачей; типовых форм договоров хранения и переработки и т.д. В сфере транспорта, связи и коммуникаций передаются 225 функций в министерство. Например: утверждение правил пользования магистральной железнодорожной сетью; определение порядка перевозок пассажиров, багажа, грузов; утверждение технических регламентов в сфере автомобильного транспорта; правил оказания услуг связи. В сфере энергетики – 83 функции. Например: утверждение типового договора электроснабжения; правил проведения энергетической экспертизы; технических регламентов в области электроэнергетики. Второе. Местным исполнительным органам предлагается передать 261 функцию центральных исполнительных органов. 1. В сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами законопроектом предусматривается передача местным органам власти функций по лицензированию, аттестации и контролю в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, а также по контролю в сфере управления земельными ресурсами. В настоящее время, управлениями акиматов выполняются функции по утверждению кадастровой (оценочной) стоимости конкретных земельных участков, продаваемых в частную собственность государством; по лицензированию производства землеустроительных работ; по подготовке и выдаче застройщикам (заказчикам) архитектурно-планировочных заданий на проектирование объектов местного значения и др. С учетом передаваемых функций в местные исполнительные органы, за соответствующим Комитетом Министерства национальной экономики сохраняется функция по контролю за деятельностью местных исполнительных органов в сфере архитектуры, градостроительства и строительства и управления земельными ресурсами. При этом, территориальные земельные инспекции и департаменты архитектурно-строительного контроля (ГАСК) упраздняются с передачей местным исполнительным органам штатной численности в количестве 515 единиц и передачей в центральный аппарат Комитета 54 единиц. 2. В сфере сельского хозяйства местным исполнительным органам передаются функции по страхованию и контролю в растениеводстве, реализации государственной политики в области развития хлопковой отрасли и семеноводства, производства биотоплива, страхования и контроля в растениеводстве с передачей местным исполнительным органам из территориальных подразделений Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе 110 единиц. При этом, за Комитетом госинспекции в АПК сохраняется контроль за деятельностью местных исполнительных органов в названных сферах, а также централизованный закуп препаратов для защиты растений. Кроме того, от Министерства сельского хозяйства местным исполнительным органам передаются функции по осуществлению контрольно-надзорных функций в сфере ветеринарии и безопасности пищевой продукции с передачей местным исполнительным органам из территориальных подразделений Комитета ветеринарного контроля и надзора 1097 единиц. За Комитетом ветконтроля и надзора сохранятся функции по контролю за деятельностью местных исполнительных органов в сфере ветеринарии и безопасности пищевой продукции, централизованному закупу ветпрепаратов, проведению противоэпизоотических мероприятий (республиканский мобильный отряд). 3. В сфере энергетики местным исполнительным органам передаются функции Комитета атомного и энергетического надзора и контроля в части осуществления контроля за эксплуатацией и техническим состоянием теплоиспользующих установок потребителей; контроля за подготовкой и осуществлению ремонтно-восстановительных работ по тепловым сетям и их функционирования в осенне-зимний период. 4. В сфере регистрации актов гражданского состояния (ЗАГС) местным исполнительным органам передаются функции территориальных Департаментов Министерства юстиции по вопросам регистрации актов гражданского состояния с передачей штатной численности районных ЗАГСов. За Министерством юстиции сохраняются функции по формированию государственной политики и нормативно-правовому и методологическому обеспечению, контролю в области регистрации актов гражданского состояния. Также, проектом Закона предполагается передача отдельных государственных функций в сферах естественных монополий, экологии, лесного хозяйства и животного мира, транспорта, энергетики, туризма, образования, здравоохранения. Следует отметить, что все затратные функции будут обеспечены бюджетом и штатной численностью в соответствии с действующим законодательством. Третье. Между уровнями местной исполнительной власти с областного на районный уровень передаются 14 функций, такие как координация вопросов строительства спортивных сооружений на территории области, утверждение схемы и порядка перевозки в общеобразовательные школы детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах, и др. |