NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 12:38 ast
10:38 msk

Четвертая сессия парламента: первое пленарное заседание Мажилиса
С учетом задач, обозначенных Главой государства при ее открытии, мажилисмены приняли в работу блок новых законопроектов. Среди них – объявленные Президентом Казахстана срочными поправки в Конституционный закон "О Правительстве Республики Казахстан" и законодательные новшества относительно разграничения полномочий между уровнями государственного управления
04.09.2014 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Ольга Абрамова, Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 3 августа

Под председательством Спикера Палаты Кабибуллы Джакупова состоялось первое в четвертой парламентской сессии пленарное заседание.
С учетом задач, обозначенных Главой государства при ее открытии, мажилисмены приняли в работу блок новых законопроектов. Среди них – объявленные Президентом Казахстана срочными поправки в Конституционный закон "О Правительстве Республики Казахстан" и законодательные новшества относительно разграничения полномочий между уровнями государственного управления.
Приоритетному рассмотрению депутатов подлежат и нововведения касательно регулирования деятельности автономных организаций образования. Законопроект направлен на совершенствование системы академического управления и обеспечения качества работы автономных организаций образования, организацию деятельности инновационного кластера Университета, развитие академической свободы и автономности организаций образования, необходимой для реализации инновационных образовательных программ и научных проектов. Положения законопроекта направлены также на дальнейшее совершенствование системы среднего и высшего образования.
Профильным комитетам определены также сроки подготовки заключений по проектам законов об официальной помощи развитию с сопутствующими правками. Задачей основного законопроекта является правовое регулирование официальной помощи развитию. Предлагается также регламентировать понятие официальной помощи развитию, определить цели и задачи, закрепить секторальные приоритеты, определить организацию официальной помощи развитию.
Отдельный пакет образуют ратификационные проекты законов о договоренностях Казахстана и России по вопросам добрососедства и союзничества, а также о порядке пребывания граждан Казахстана и России на территории сторон.
Повестка пленарного заседания Палаты включила также принятые в работу проекты законодательных нововведений относительно вопросов водоснабжения и водоотведения, энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Напомнив об основных направлениях законотворческой работы, обозначенных Президентом Казахстана на открытии сессии, Председатель Мажилиса Кабибулла Джакупов, призвал коллег к конструктивной и динамичной работе.
Как отметил Спикер Палаты, это определяет и темп законотворческого процесса на предстоящую сессию.
– Очевидно, что законопроекты, объявленные Президентом страны срочными и приоритетными, должны быть рассмотрены нами в максимально короткие сроки. И особенно это касается тех проектов законов, от которых непосредственно зависит улучшение социального положения наших граждан, развитие предпринимательства, агропромышленного комплекса, образования, решение вопросов недропользования, миграции. Работа предстоит напряженная и динамичная, и мы должны ее выполнить на высоком профессиональном уровне, – сказал К.Джакупов.

-----

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: В ЗАЩИТУ КАЗАХСТАНСКОЙ ТРУБЫ

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратилась депутат Парламента Айгуль Соловьева:
"Во время встреч с избирателями в г. Алматы представителями бизнес-сообщества был поднят вопрос о защите интересов отечественных производителей трубной продукции и организации собственного производства полиэтилена. В частности, они отметили, что с пониманием относятся к действиям российской стороны в защиту своих производителей как сырьевой, так и готовой продукции. Однако, казахстанские предприниматели не могут смириться с позицией Правительства Республики Казахстан, которое в качестве аргумента для ответа им приводит и ссылается на доводы российского бизнеса, задействованного в этой сфере.
Суть вопроса сводится к тому, что в рамках Таможенного союза с 1 января 2014 года была введена импортная пошлина 9,1% и отмена лицензии на импорт. Воспользовавшись этим, российские предприятия сразу подняли цены на выпускаемое ими сырье. Стоимость приобретения, которое для наших производителей с этого момента увеличилась практически до 40% в. Так, например, 1 МТ российского сырья с учетом 9.1% пошлины превышает стоимость импортного полиэтилена, что привело к определенному дефициту и его недостатку на рынке Таможенного союза.
Сложившаяся ситуация не поддается рыночному регулированию и побуждает казахстанских производителей пластиковых труб к приобретению импортного сырья. В итоге, наблюдается тенденция к снижению конкурентоспособности казахстанской трубной продукции из-за сформировавшихся цен на рынке и сокращению отечественного производства, в том числе и при проведении тендеров. С учетом того, она усиливается ослаблением, а в некоторых случаях и отсутствием контроля за качеством всей линейки технологического процесса, то отрицательный эффект неизбежен. В первую очередь, увеличением бюджета со стороны государства при реализации государственных программ по водоснабжению и газификации.
Ознакомление с перепиской предпринимателей, занятых в этой отрасли, с отдельными министерствами, ответственными за развитие этого сегмента по ухудшению ситуации с введением пошлины продемонстрировало явно формальный подход к решению этого вопроса. Отечественным бизнес-сообществом в письменной форме были представлены все доводы касательно причин самого их обращения и предложено введение отдельного кода ТН ВЭД (подсубпозиции) на полиэтилен европейских производителей. В дополнение, предприниматели в целях своей защиты вышли с просьбой пересмотреть отмену Лицензии на импорт их сырья до 2016.
Министерства, в свою очередь, провели видеоконференции с представителями комиссии Таможенного союза. Естественно, что Российская сторона, оберегая своих производителей сырьевой продукции (полиэтилена) не поддержала эту идею, обосновывая это тем, что они имеют производственную мощность для покрытия необходимого объема полиэтилена казахстанских производителей трубной продукции. В заключительном официальном ответе Евразийской комиссии содержатся рамочные договоры, подписанные ОАО Казаньоргсинтез (КОС) и рядом казахстанских производителей трубной продукции.
Результатом проведенной встречи на рабочей площадке КОС предусмотрено прямое ведение поставок. Однако, эти договоренности не содержат конкретных обязательств. Так, например, в них отсутствуют такие важные и значимые условия для бизнеса, как фиксированная стоимость, согласованный объем с обозначением периода и прочие моменты. Поставщик при каждом запросе Заказчика может объявить новую и как можно догадаться, завышенную стоимость и определять объем на свое усмотрение, без учета периода выгодного Заказчику.
Соответственно подобная неопределенность вынуждает казахстанскую сторону отказаться от поставок, поскольку высокая цена и маленькие объемы делают их продукцию не конкурентоспособной. Дополнительным фактором для ее снижения является и то, что российские заводы трубной продукции имеют свои производственные мощности на территории Республики Казахстан (Степногорск, Арыстан) и по понятным причинам, Россия отпускают им сырье отличающихся от цен и объемов, подписавших и оговоренных в Соглашении.
Помимо всего вышеизложенного, в этом, на первый взгляд, позитивном шаге, существует и фактор уязвимости для казахстанских предпринимателей, поскольку полагаясь на договоры, КОС может и имеет право рассматривать их, в качестве не надежных партнеров исходя из добровольного отказа от поставок сырья с России.
Необходимо признать, что частичное решение Евразийской Экономической комиссией, было принято, но оно свелось к снижению ввозных пошлин до 6,5% путем внесения изменений в Единый таможенный тариф. Однако, даже без учета того, что оно вступило с 1 сентября этого года и практически к завершению производственного сезона следует отметить, что такой подход кардинально не меняет ситуацию и сохраняет ранее описанную тенденцию на рынке. Кроме того, это решение не отражает многих нюансов, присущих этому виду производства, а именно потребление по республике натурального и черного полиэтилена, соотношение которого в реальности составляет 50 на 50%.
Очевидно, что в случае не принятия активных мер Правительством, процесс дискриминации казахстанских производителей будет продолжаться и приведет к полному захвату рынка трубной продукции на территории Республики Казахстан и СНГ. В лучшем случае можно ожидать сокращение его доли в нем, но подобное отношение просто не поддается элементарной логике, поскольку проводимая политика индустриально -инновационного развития и выделенные финансовые ресурсы на ее осуществление по различным программам уже освоены и приносят свои плоды в виде результатов.
На сегодня производство полиэтиленовых труб является одной из самых динамично развивающихся отраслей в сфере машиностроения в нашей стране. На казахстанских предприятиях используются передовые европейские технологии и оборудование, продукция востребована в самых важных для нашей страны секторах социально-экономического характера – транспортировка газа населению, добыча урана, строительство водопроводов, дренаж и орошение и прочее.
Это одна из немногих отраслей, отвечающая современным требованиям мировых стандартов качества, реальные инновации, работающие в казахстанской индустрии.
В связи с чем, прошу Вас, уважаемый Карим Кажимканович, обратить особое внимание на обозначенные вопросы, исходящие от бизнеса, занятого в этой сфере и поручить ответственным за нее министерствам провести встречу с представителями этой отрасли.
Уверена, что детальное обсуждение отмены импортной пошлины, либо продление срока действия лицензий на ввозимое импортное сырье на период ввода 0% пошлины на территории ТС позволят выработать конкретные меры для их решения.
Совместная и консолидировано принятая позиция придаст возможность выхода на Евразийскую комиссию для отстаивания интересов казахстанских производителей и их защиты до строительства завода по производству полиэтилена в Казахстане.
С надеждой на получение ответа в установленные законом сроки".
Под этим запросом подписался также депутат Мажилиса Т.Бердонгаров.

-----

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС МИНИСТЕРСТВУ НАЦЭКОНОМИКИ: О ПРОБЛЕМАХ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к министру национальной экономики Досаеву Е.А. обратился депутат Парламента Турсунбек Омурзаков:
"Накануне отопительного сезона особую актуальность приобретают проблемы теплоснабжения в стране. Данная сфера является одним из ключевых параметров благополучия граждан РК и имеет проблемы.
В настоящее время тепловые сети характеризуются высокой степенью износа: средний износ теплосетей по стране – 63%, в том числе 40% или 4,6 тыс. км имеют 100% износ, т.е. эксплуатируются со сверхнормативным сроком службы.
Из-за высокого уровня износа тепловых сетей увеличиваются потери тепловой энергии, которые, по данным Концепции по переходу к "зеленой экономике", достигают 25-40%, в то время как международный опыт свидетельствует о возможности доведения данного показателя до 10%.
При этом из-за отсутствия должного учета невозможно определить уровень фактического расхода и потребления тепловой энергии. Несмотря на то, что установка приборов учета тепла законодательно установлена еще в 2009 году, значительных продвижений в этом вопросе пока не наблюдается. Жилой фонд республики обеспечен приборами учета всего на 21%.
Кроме того, проводимые Госэнергонадзором РК проверки показывают, что зачастую тепловые сети эксплуатируются с нарушением теплоизоляции, что приводит к тому, что некоторая часть тепловой энергии попросту не доходит до потребителей.
По данным Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства РК на 2011-2020 годы (далее – Программа), около 30% тепловой энергии вырабатывается малыми котельными, которые характеризуются низкой эффективностью и высоким удельным расходом топлива. На котельных в основном используются устаревшие котлы с коэффициентом полезного действия около 40%.
Необходимо также отметить, что в настоящее время отсутствуют единые данные по состоянию сетей теплоснабжения и котельных.
На основании вышеизложенного, просим предоставить ответы на нижеперечисленные вопросы:
1. По данным Управления жилищной инспекции Астаны, 97% домов столицы готовы к зиме. Очень контрастно на этом фоне выглядят данные по Павлодару, где к отопительному сезону готовы всего 30% домов. А рядом с Астаной в селе Акмол отопительный сезон вообще находится под угрозой срыва. В старой котельной срочно необходим ремонт трех котлов, а строительство новой идет с отставанием от графика.
Соблюдаются ли сроки завершения ремонтных кампаний и каков процент накопленного топлива на энергоисточниках относительно утвержденных норм эксплуатационного запаса по регионам страны?
2. Для введения повсеместной практики использования общедомовых приборов учета тепла, необходимо экономически заинтересовать потребителей, однако дифференцированные тарифы (с приборами учета и без) использовались не везде. Какие сроки предусмотрены для повсеместного введения дифференцированных тарифов и использования приборов учета тепла жилых домов?
3. В программе установлен целевой показатель по доле сетей теплоснабжения, нуждающихся в ремонте, который в 2014 году должен составлять 55% и предусмотрено проведение оценки технического состояния инженерных сетей, в том числе систем теплоснабжения, каковы ее результаты на сегодняшний день?
4. В Программе предусмотрено выделение средств на проекты по модернизации и реконструкции систем теплоснабжения. Каков план мероприятий по данному направлению и какие проекты на сегодняшний день реализованы?
5. В апреле текущего года АРЕМ РК (на тот момент) выступало с инициативой о разработке и реализации плана по модернизации тепловых сетей на 2014-2020 годы, будет ли данная инициатива реализована?".
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса, Ж.Ахметбеков, Г.Баймаханова, Т.Кенжин, В.Косарев, А.Конуров и Б.Сорокин.

----

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС МОН: КАДРЫ ДЛЯ АПК – БЕСПОКОЙСТВО АГРАРИЕВ

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к министру образования и науки РК Саринжипову А.Б. обратился депутат Парламента Рауан Шаекин:
"Поводом для депутатского запроса послужили проблемные вопросы подготовки квалифицированных кадров для экономики нашей республики. В этой связи у аграриев особую обеспокоенность вызывает подготовка кадров для АПК.
Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики страны. Однако, развитие этой отрасли напрямую зависит от кадрового потенциала. Молодые специалисты – аграрии, обладающие современными знаниями, необходимы сельскому хозяйству, но стоит признать, что на сегодняшний день проблема дефицита кадров в сельском хозяйстве стоит достаточно остро. По данным мониторинга МСХ в целом по республике требуется в хозяйствах разных форм собственности порядка 9500 аграрных специалистов.
Идею материально поддерживать молодых специалистов, чтобы они после окончания вузов, возвращались в родные села, выдвинул еще 6 лет назад Президент Казахстана Н. Назарбаев на республиканском совещании по вопросам агропромышленного комплекса. Тогда же, Глава государства поручил Правительству разработать соответствующую программу поддержки молодых сельских кадров и совместно с местными сельскими акиматами активно претворять в жизнь. Однако, ситуация не улучшилось.
Государственная кадровая политика в АПК должна быть направлена на создание условий для подготовки кадров и их последующего непрерывного профессионального развития, а также на стимулирования работодателей, принимающих на работу молодых специалистов. Необходимо пересмотреть учебные стандарты в сторону увеличения времени прохождения производственной практики. Постоянно обмениваться опытом, это работает во всем мире, так это должно работать и у нас.
На августовском совещании работников образования заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан Гульшара Абдыкалыкова сообщила, что "Совершенствуется система подготовки кадров для индустриализации. Определены 20 наиболее востребованных специальностей. Правительством определено 10 вузов и 10 колледжей по подготовке кадров. Они будут работать по индивидуальным программам развития".
Между тем, неизвестно какие учебные заведения будут заниматься подготовкой кадров, по каким именно специальностям и в каких секторах, сроки и программы подготовки требующихся кадров. При этом непонятно, по каким предприятиям определена потребность специалистов только действующим или она включает и те проекты, которые будут реализованы в краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных периодах.
В связи с вышеизложенным прошу предоставить следующую информацию:
1. Перечень учебных заведений Казахстана, где будет производиться подготовка кадров для индустриализации. Принципы и критерии отбора ВУЗ-ов и колледжей.
2. Потребность по видам специальностей раздельно по действующим и вводимых в перспективе в эксплуатацию предприятиям, в разрезе областей и городов Астаны и Алматы.
3. Механизмы формирования заказа на подготовку кадров, а также трудоустройство выпускников. Участие в этом работодателей.
О результатах рассмотрения прошу проинформировать меня в письменном виде в установленном законом порядке".

-----

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: КАЖДЫЙ НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД НАЧИНАЕТСЯ С ДЕФИЦИТА УЧЕБНИКОВ

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратилась депутат Парламента Майра Айсина:
"В соответствии с положениями статьи 27 Конституционного закона "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" обращаемся к Вам с депутатским запросом.
В результате целенаправленной политики государства в области развития системы образования достигнуты определенные успехи в обеспечении доступности образовательных услуг для детей, значительно улучшилось материальное оснащение учебных заведений.
Вместе с тем, каждый новый учебный год начинается с дефицита учебников и учебно-методических комплексов (УМК) в школах страны.
Ежегодно из бюджета выделяются огромные суммы на приобретение учебной литературы. Так, на обеспечение учащихся школ учебниками и УМК в наступившем учебном году выделено 8 млрд. 604 млн. 598 тенге, на которые заказано 11 млн. 470 тыс. 064 экземпляров учебников и УМК.
Однако на встречах депутатов с населением в регионах, в публикациях СМИ постоянно поднимается вопрос о неполной и несвоевременной обеспеченности детей учебной литературой не только на бесплатной, но и платной основе. На рынках, вследствие этого, появились ксерокопии учебников по цене ниже, чем у оригиналов, но с низким качеством. Родители школьников пишут, что в их школы поступает всего 5-6 комплектов учебников.
Также остается непонятен и непрозрачен процесс фондирования. Сначала бесплатными учебниками в школьных библиотеках обеспечивается льготная категория детей, все же остальные школьники обеспечиваются по мере возможностей. Родители покупают часть книг в книжных магазинах, которых не достаточно в библиотеках. При этом они также испытывают проблемы с покупкой необходимых учебников.
Закономерно возникают вопросы по адекватности и обоснованности принципов планирования объемов закупок учебников, механизмов фондирования, перераспределения имеющихся книг, графиков поставки учебников в библиотеки и книжные магазины. Также отмечается слабый учет прогнозов миграционных процессов при планировании.
В связи с вышеизложенным просим Вас представить в динамике за последние 3 года в разрезе областей подробную информацию:
– об объемах выделяемых средств на издание и закуп учебников и УМК в разрезе регионов;
– о количестве класс-комплектов с 1 по 11 классы, фактической обеспеченности школьников учебной литературой в разрезе регионов, в том числе переходящими учебниками из фондов школы для использования в текущем учебном году и переизданных согласно циклу фондирования, а также вновь изданных.
– о механизме транспортировки учебной литературы в регионы, доставки их до школ.
Ответ просим предоставить в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов".
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Д.Назарбаева, Г. Иксанова, И. Аронова, М. Ахмадиев, Ж. Ахметбеков, Ж. Алиев, М. Бегентаев, А. Бимендина, У. Бишимбаев, К. Бурханов, Г.Исимбаева, К. Каракен, А. Нуркина, Н. Петухова, Г.Сейтмаганбетова, Б. Смагул, А. Смайыл, С. Ферхо.

-----

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: НАЛОГ НА ГРАНТ

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратилась депутат Парламента Айгуль Соловьева:
"Во время встреч с избирателями в г. Алматы в общественной приемной партии "Нур Отан" представителями бизнес сообщества был поднят вопрос о подходах в налогообложении при предоставлении грантов государством для целей по поддержке субъектов бизнеса. В частности, ими было отмечено, что денежные средства, полученные в виде гранта, признаются доходом предприятия и подлежат обложению.
Исходя из определения, данного в Налоговом кодексе, грантом признается имущество, предоставляемое на безвозмездной основе для достижения определенных целей и задач, дает основания для закономерных вопросов.
Почему выделяемые средства в рамках программ развития с прекрасными намерениями в них к таковым не относятся? Каким образом бизнес, начавший свое дело и еще не получивший свой доход сразу, может оплатить КПН и роялти в размере 35%, помимо других обязательных платежей? С чем связано то, что при подготовке проекта в рамках "Дорожной карты бизнеса 2020" консультантами "Даму" эти расчеты изначально не заложены? Почему предприниматели узнают о том, что сумма гранта составляет 65% от оговоренной в договоре и не является его непременным условием, путем закрепления в конкретных пунктах? Для каких целей начинающий бизнес широко информируется посредством СМИ с определенными государственными финансовыми затратами без разъяснения и публикаций о выплатах? Зачем проводится обучение предпринимателей в проекте "бизнес советник", специально организованного для них и подобные затраты элементарно, не предусмотрены в раздаточных материалах?
Ответы государственных органов, поддерживающих и согласных друг с другом, создают впечатление, что они подготовлены под копирку одним ведомством и нацелены не на развитие бизнеса, а получение дохода от еще не рожденного предприятия.
В связи с чем, прошу Вас, уважаемый Карим Кажимканович, обратить особое внимание на обозначенные выше вопросы и рассмотреть подходы в налогообложении при выделении грантов.
С надеждой на получение ответа в установленные законом сроки".
Под этим запросом подписался также депутат Мажилиса Т.Бердонгаров.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2014
На конференции в Сенате обсуждены вопросы профессионально-технического образования 30.09.2014
Дружба народов в "плавильном котле" 30.09.2014
В Астане состоялись казахстанско-российские межмидовские консультации 30.09.2014
Правильный путь один – свой 30.09.2014
Мудрое решение Президента 30.09.2014
Председатель Президиума НПП РК Тимур Кулибаев провел в Атырау рабочее совещание 30.09.2014
Молодежная безработица – под контролем 30.09.2014
Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 30.09.2014
Рабочий график Главы государства 29.09.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz