Пресс-служба Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, 11 сентября
Сегодня под председательством Асхата Даулбаева состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры, на котором рассмотрены вопросы о состоянии законности в деятельности Комитета уголовно-исполнительной системы МВД и его территориальных подразделений по оказанию медицинской помощи заключенным за 2012-2013 годы и первое полугодие 2014 года. В работе коллегии приняли участие ответственные работники Администрации Президента, депутаты Парламента, руководители министерств внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты, Комитета уголовно-исполнительной системы, члены Общественного совета при Генеральной прокуратуре, по видеоконференцсвязи – прокуроры областей, а также руководители областных департаментов уголовно-исполнительной системы и управлений здравоохранения. На заседании обсуждены результаты проверки работы медицинской службы Комитета уголовно-исполнительной системы. Как отметил Генеральный Прокурор, государством последовательно принимаются меры по улучшению условий содержания заключенных, обеспечению их необходимым набором медицинских услуг. За последние годы существенно возросло финансирование уголовно-исполнительной системы, увеличились расходы на содержание осужденного, улучшены нормы питания. На медицинские нужды пенитенциарной системы ежегодно выделяется свыше полумиллиарда бюджетных средств. В рамках госпрограммы "Саламатты Қазақстан" укреплена материально-техническая база исправительных учреждений. Однако принимаемые меры качественно не изменили содержания пенитенциарного здравоохранения. Так, в ходе проверок выявлены системные недостатки и упущения в организации медицинской помощи в учреждениях УИС. Основными проблемами остаются несвоевременное диагностирование и отсутствие адекватного лечения заключенных, нехватка квалифицированного медперсонала, простой дорогостоящего оборудования, нецелевое расходование бюджетных средств, волокита при принятии решений о переводе осужденных в лечебные учреждения, нарушения санитарных норм, способствующие распространению инфекционных заболеваний. Как следствие, за последние 10 лет на фоне общего снижения на треть "тюремного населения" смертность заключенных выросла в полтора раза. Большинство тяжело больных заключенных оказывается на больничной койке, когда помочь им уже ничем нельзя. Это происходит, подчеркнул А.Даулбаев, главным образом, из-за полного отсутствия ведомственного контроля и халатности медицинских служб и администрации исправительных учреждений. По фактам бездействия медперсонала и руководства ряда колоний, халатного отношения к своим обязанностям возбуждено 14 уголовных дел, к дисциплинарной ответственности привлечен 221 сотрудник, к административной – 43. Учитывая создавшуюся ситуацию, Генеральный Прокурор поставил перед руководителями уполномоченных органов ряд неотложных задач, направленных на улучшение качества медицинской помощи осужденным, снижение заболеваемости и смертности среди заключенных, повышение персональной ответственности руководителей учреждений УИС и здравоохранения за состояние работы в этой сфере. Министерству внутренних дел поручено тщательно разобраться с фактами необоснованных отказов медицинских комиссий в досрочном освобождении от наказания заключенных, имеющих серьезные заболевания, расширить практику замены им наказания на более мягкие его виды. В целях установления объективной ситуации с заболеваемостью среди заключенных, усиления контроля за качеством и объемом оказываемой медицинской помощи, проведения адекватного лечения и профилактики заболеваний признано необходимым расширить межведомственное взаимодействие министерств внутренних дел и здравоохранения. Прокурорам на местах поручено усилить надзор за применением законодательства об организации медицинской помощи в местах лишения свободы, обеспечить надлежащую защиту конституционных прав заключенных на охрану здоровья и гарантированный объем медицинской помощи, полноту и качество следствия по фактам смерти заключенных. По итогам работы коллегии в адрес Правительства Республики Казахстан внесено представление об устранении выявленных нарушений законности в организации медицинского обеспечения пенитенциарной системы, а также предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере. Поставлен вопрос о персональной ответственности руководства Комитета уголовно-исполнительной системы и его территориальных подразделений.
-----
Выступление Генерального Прокурора Асхата Даулбаева на заседании коллегии Генеральной прокуратуры, посвященной деятельности Комитета уголовно-исполнительной системы МВД по оказанию медицинской помощи заключенным
Конституция Казахстана гарантирует гражданам равный доступ к услугам здравоохранения без какой-либо правовой дискриминации. В этой связи, а также в свете проводимой пенитенциарной реформы, на первый план выходят вопросы обеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья в местах лишения свободы. В силу изоляции от общества, порядка 43 тысяч осужденных и 6 тысяч следственно-арестованных ограничены в выборе услуг здравоохранения и не имеют широкого доступа ко всем имеющимся методам лечения и профилактики заболеваний. Поэтому государством последовательно принимаются меры по улучшению условий содержания заключенных, обеспечения их необходимым набором медицинских услуг. За последние 10 лет финансирование Уголовно-исполнительной системы выросло в 4,5 раза, в 5 раз увеличены расходы на содержание одного осужденного, в 3,5 раза улучшены их нормы питания. Ежегодно на медицину в УИС выделяется свыше полумиллиарда бюджетных средств. Кроме того, по Госпрограмме "СаламаттыҚазақстан" в 2011-2013 годах выделено около 3-х млрд. тенге на приобретение медицинского оборудования и ремонт всех шести противотуберкулезных учреждений исправительных колоний. Вместе с тем, проверка показала, что несмотря на прилагаемые усилия, качество оказываемых медицинских услуг в исправительной системе ухудшилось. За последние 10 лет на фоне общего снижения "тюремного населения" на 35%,смертность заключенных возросла в 1,5 раза, тогда как среднереспубликанский показатель снизился в 1,3 раза. Причины этой тенденции отмечались нами еще в марте2012 года – на заседании коллегии Генеральной прокуратуры по результатам аналогичной проверки. С тех пор ситуация кардинально не изменилась. Как и прежде сохраняются некомплект персонала и квалифицированных специалистов, низкое качество проводимого лечения. Более того, спектр допускаемых нарушений расширился фактами халатного отношения медперсонала к служебным обязанностям, простоя дорогостоящего оборудования, нецелевого расходования бюджетных средств. При проверке обстоятельств смерти заключенных сотрудники МВД ограничиваются лишь констатацией признаков насилия, а вопросы качества и своевременности оказанной медицинской помощи и проведенного лечения не изучаются. Комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности также самоустранился от этой работы. По результатам проверки прокурорами возбуждено 14 уголовных дел по фактам бездействия медперсонала и руководства ряда колоний, халатного отношения к своим обязанностям. Вместе с тем, в ходе нашей проверки установлено отсутствие внешнего контроля за соблюдением в учреждениях санитарных норм и правил, что способствует распространению инфекционных заболеваний. До сих пор не налажено действенное взаимодействие исправительных учреждений с организациями здравоохранения по вопросам профилактики заболеваний. Так, в 2013 году в результате ненадлежащей организации в колонии города Атырау обязательного флюорографического обследования, перераспределение осужденных в другие регионы повлекло распространение и рост заболеваемости туберкулезом в колониях ВКО, ЗКО, Акмолинской и Мангистауской областей. Выявлены системные проблемы с обеспечением заключенных необходимыми медикаментами, в том числе больных сахарным диабетом и туберкулезом. Не решаются проблемы оказания медицинской помощи осужденным иностранцам и лицам без гражданства. Практически не применяется институт досрочного освобождения от наказания или замены его на более мягкое к тяжело больным лицам. Сегодня мы обсудили одну из наиболее актуальных проблем пенитенциарной системы, которая не находит своего разрешения на протяжении длительного времени. Во многом это обусловлено формальным подходом к данной работе. Необходимо детально проработать и ускорить решение вопросов модернизации медицинской службы уголовной-исполнительной системы. Не дожидаясь 2015 года, уже сейчас необходимо определиться с моделью медицинского обслуживания осужденных. К примеру, в странах СНГ, Азии и некоторых странах Европы (Ирландия, Албания), успешно применяется ведомственная модель, когда медперсонал исправительных учреждений находится в штате и под управлением уголовно-исполнительной системы. В Норвегии, Англии, Франции, Австралии, Испании и Шотландии медицинская помощь осужденным оказывается сторонними организациями. В ряде стран, в том числе США, действует смешанная система, когда наряду со штатным персоналом медицинскую помощь заключенным оказывают и коммерческие организации, взявшие обязательства по их медицинскому обеспечению. При этом, независимо от выбранной модели, уже сейчас необходимо принять комплекс мер по повышению качества медицинской помощи осужденным и следственно-арестованным. Во-первых, это усиление контроля за качеством и объемом оказываемой медицинской помощи. Для этого Комитету контроля за медицинской и фармацевтической деятельностью Министерства здравоохранения необходимо наладить системную и планомерную работу по проведению контрольных мероприятий на объектах уголовно-исполнительной системы. Наряду с этим действенным должен стать контроль со стороны общественных организаций, в том числе Национального превентивного механизма. Прокурорам областей поручаю обеспечить действенное взаимодействие с представителями Превентивного механизма и всемерную поддержку их работе. Второе, в целях установления объективной ситуации с заболеваемостью среди заключенных и принятия адекватных мер лечения и профилактики, необходимо разработать и внедрить формы отчетности исправительных учреждений перед органами здравоохранения. Определить периодичность их формирования, а также четкое разграничение полномочий по их анализу между органами уголовно-исполнительной системы и здравоохранения. В-третьих, требуется расширение межведомственного взаимодействия Министерств внутренних дел и здравоохранения в вопросах профилактики и лечения заболеваний, в том числе путем прикрепления специалистов гражданских медицинских учреждений к учреждениям уголовно исполнительной системы. Это позволит повысить качество и охват всех заключенных обязательными профилактическими осмотрами, а также решит отдельные вопросы участия узких специалистов при обследовании и лечении осужденных и следственно-арестованных. Для этого необходима разработка совместных нормативных актов о порядке и формах такого взаимодействия. В-четвертых, необходимо решить проблему заполнения вакансий медицинских служб исправительных учреждений квалифицированными специалистами. В ней необходимо предусмотреть стимулирующие меры, в том числе выделение подъемных средств, жилья и так далее. В-пятых, в целях исключения простоя необходимо более эффективно использовать имеющееся медицинское оборудование, в том числе в учреждениях гражданского сектора. В-шестых, требуется расширить практику замены наказания на более мягкие его виды в связи с болезнью осужденного. Необходимо разработать четкие критерии, при которых вопрос замены наказания должен рассматриваться незамедлительно после установления соответствующего диагноза. При этом, в отличие от полного освобождения от наказания, данный институт будет гарантировать не только контроль за осужденным, но и позволит ему получить необходимо лечение в гражданских организациях здравоохранения. |