Маргарита НИКИТИНА, пресс-служба ЦК КНПК, 22 сентября
В минувшую пятницу в Астане состоялся круглый стол на тему: "Сколько стоит бесплатное образование?" Его организатором выступил столичный горком Коммунистической Народной партии Казахстана. Проблема, поднятая коммунистами сейчас актуальна, как никогда. Учебный год недавно начался, но родители уже сполна почувствовали на себе "бесплатность" казахстанского образования, выложив кругленькие суммы за обязательную школьную форму, и закупив на собственные деньги дефицитные учебники. И это если не вспоминать более мелкие поборы "на туалетную бумагу", "воду для диспенсера", мелкий ремонт и пр. – Заявления чиновников о готовности к началу учебного года зачастую далеки от реальности, – констатировал в ходе круглого стола модератор, второй секретарь Астанинского горкома КНПК Нурдаулет ОРАЗХАНОВ. Проведенный Астанинским городским комитетом КНПК анализ показал, что многие родители все так же вынуждены покупать учебники за свой счет, а бесплатное горячее питание в большинстве регионов доступно только детям из малообеспеченных семей и сиротам. По данным МОН на покупку учебников в этом году было выделено примерно 8,3 миллиардов тенге. Но, так же, как и в прошлом году, многие родители покупали книги за свой счет. К тому же, наблюдался ажиотаж и дефицит учебников во многих регионах. Обещанное горячее питание в регионах тоже оказалось обещанием – во многих казахстанских школах, вместо обещанного бесплатного питания родители школьников вынуждены платить от 150 тенге и более, за обед в школьной столовой. Для того, чтобы замаскировать незаконные поборы, администрация школ придумала хитрый ход – сбор денег выдается за инициативу родительских комитетов. И является якобы, добровольным. Якобы, потому что всем понятно, что ребенок, чьи родители не внесли положенных взносов, столкнется при обучении с реальными проблемами. – Можно ли считать, взносы, пожертвованные из страха за своего ребенка, добровольными? – недоумевают организаторы круглого стола. Как нетрудно догадаться, в итоге, когда учеба превращается в получение аттестата о среднем образовании за мереную плату, качество этого самого образования неуклонно падает. По мнению старшего преподавателя Академии искусств, Геннадия Филлипова, причины упадка это закономерное следствие социальных реформ, проведенных в стране, пришедшей к капитализму. – Произошла смена концепции образования, – констатирует он. – Если раньше, прежде всего, это была концепция воспитания и обучения, то сейчас – предоставление услуг, рынок. Педагог предоставляет образовательные услуги. И он сейчас просто наемник, наемный рабочий. По мнению Филиппова такая политика ведется целенаправленно, она навязывается и контролируется из-за рубежа. Снижение образовательного уровня имеет глобальный системный организованный характер. Капиталистическому обществу нужны исполнители и потребители, но ни в коем случае не управленцы и не созидатели. По мнению депутата Мажилиса от КНПК, Владислава КОСАРЕВА, наиболее тяжко приходится школьникам из малообеспеченных семей, чьи родители физически не могут материально обеспечить учебу своих детей до 11 класса. – Дети бросают учебу, катают каталки на базаре, кофе продают, – отмечает он. – Доступное образование становится недоступным в силу того, что у родителей нет денег. Косарев предлагает провести анкетирование среди родителей, чтобы узнать, какие конкретно расходы они несут. – Эти поборы нигде в документах школ не учитываются, – констатирует он. – Я не встречал нигде, чтобы школа оприходовала определенную сумму и не показала расходную часть. Все это скрыто, завуалировано. У представителей госорганов на все претензии ответ один – не платите. А о вымогательстве сообщайте в органы образования. Увы, это больше всего напоминает попытку сделать хорошую мину при плохой игре. Так одна из мам присутствующих на мероприятии рассказала, что преподаватель в школе потребовала деньги, за занятия, проведенные с ее отстающим ребенком. Мама пожаловалась в МОН РК. Скандал замяли, женщину заставили забрать жалобу, учитель работает на той же должности. – К вам люди обращаются, но до сих пор все остается на том же месте, как и стояло, – резюмировала мамочка. – Таких ситуаций и таких родителей много, – констатировал Нурдаулет Оразханов. По итогам круглого стола был вынесен ряд рекомендаций. В частности – о необходимости МОН РК заранее провести анализ потребности казахстанских школ в учебниках, ежеквартально ее отслеживать, сделать прозрачной процедуру закупа о затратах – отчитываться в СМИ. Предлагалось законодательно закрепить норму об обеспечении бесплатным горячим питанием учеников начальных классов, и четко регламентировать функции родительских комитетов, прописав их права и обязанности. Субсидировать по мере возможности покупку школьной формы со стороны государства, а не заставлять родителей платить втридорога афилированным фирмам-перекупщикам, приобретающим дешевые комплекты детской одежды за рубежом, и перепродающим в Казахстане по завышенной цене. И главное – разработать и ввести свод правил этики поведения учителей и родителей, регламентирующий из взаимоотношения и предлагающего методы разрешения конфликтов. |