Астана, 22 сентября, Дом Мажилиса
Об ограничении участия государства в предпринимательской деятельности говорили сегодня в Мажилисе. Главой государства 14 февраля текущего года на расширенном заседании Правительства поручено разработать законопроект, закрепляющий принципы "Yellow Pages Rule", предусмотрев при этом четкий перечень условий, процедур возможного участия государства в капитале частных компаний. Во исполнение данного поручения Министерством национальной экономики, с участием Национальной палаты предпринимателе", Национальных управляющих холдингов, АО "Самрук Казына", разработан соответствующий законопроект. Казахстанский бизнес находится в неблагоприятных условиях, так как госкомпании оказывают конкурентное давление во многих нишах экономики. Это ведет к ухудшению делового климата, к ограничению потенциала и перспектив сфер развития бизнеса, в особенности малого и среднего, и как следствие к оттоку капитала из страны. Кардинальные изменения требуются и в самом квазигосударственном секторе, для которого уже давно характерны раздутость и неэффективность управления. В настоящее время квазигосударстненный сектор составляют 6963 организации: это госпредприятия на праве оперативного, хозяйственного управления, АО, ТОО с участием государства в уставном капитале, а также национальные холдинги и национальные компании. В республиканской собственности находятся 398 государственных предприятий, АО (ТОО) с участием государства. В коммунальной собственности – 6 023 организаций с госучастием. В структуре активов национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний находятся 542 организации. Отраслевой анализ государственных активов показал следующее 1. В республиканской собственности более 55% составляют организации социальной сферы, в том числе организации образования – 28% (научные организации, ВУЗы, колледжи), здравоохранения – 15% (сан.эпид. и мед. экспертиза, специализированные научно-медицинские центры, реабилитационные центры), культуры – 7% (театры, .музеи, оркестры), оказывающие различные услуги государственным органам – 18% (методические, исследовательские организации, ХОЗУ), сельского хозяйства – 6% (рыбные, лесные питомники, метеорология), 2. В структуре коммунальной собственности более 82% составляют организации социальной сферы, в том числе организации образования 53% (детсады, внешкольные организации, колледжи), здравоохранения 14% {больницы, поликлиники, диспансеры), культуры 10% (дома культуры, музеи, театры), в жилищно-коммунальной сфере – 10% (тепло-энерго-водоснабжение, благоустройство), СМИ – 2%, в сельском хозяйстве – 3% (ветеринарные службы). Таким образом, значительная доля opганизаций в республиканской и коммунальной собственности представлены в социальном секторе. В ходе изучения международной практики проанализированы принципы невмешательства, равенства, ограничения создания дочерних структур госкомпаниями, усиления роли госоргана, политической транспарентности и гласности, справедливого выбора, регулирующего воздействия и принцип контроля. Основополагающими определены следующие принципы: – ограничения создания дочерних структур госкомпаниями; – невмешательства государства в те сферы экономики, где представлен бизнес; – усиления роли антимонопольного органа. Законодательное закрепление данных принципов реализуется в законах "О конкуренции", "О государственном имуществе", "О Фонде национального благосостояния" посредством: – введения жесткого ограничения в создании новых госпредприятий и дочерних компаний; – приватизации тех госкомпаний, которые созданы вопреки определяющим принципам; – усиления антимонопольного органа. Законопроектом предусматривается создание госкомпаний и дочерних структур в следующих случаях: 1) отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или зашиты интересов общества; 2) использования и содержания стратегических объектов, находящихся в государственной собственности; 3) осуществления деятельности организациями в сферах, отнесенных к государственной монополии, а также создаваемых для анализа эффективности и выработки предложений по совершенствованию государственной политики; 4) отсутствия на соответствующем товарном рынке субъекта(-ов) частного предпринимательства, осуществляющего(их) производство и (или) реализацию аналогичного либо взаимозаменяемого товара, 5) когда такое создание прямо предусмотрено законами Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан или решениями Правительства. Кроме того, государству запрещается создание и участие в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом "О частном предпринимательстве". В случае отсутствия конкуренции на том или ином рынке, государством может быть принято решения о создании юридического лица с его участием. Такое юридическое лицо должно создаваться на принципах ГЧП с последующим выходом государства из данного юридического лица с учетом периода окупаемости проекта. Также, в целях обеспечения участия субъектов бизнеса в закупках Фонда "Самрук Казына", законопроектом предусмотрена обязанность Фонда проводить закупки на конкурсной основе с участием субъектов предпринимательства, не входящих в группу Фонда, и только при их отсутствии закупать товары у своих аффилированных организаций. Оранизации с госучастием, которые созданы вопреки данным принципам, должны быть приватизированы, а доли участия отчуждены. В этой связи, законопроектом вводится норма, закрепляющая проведение ежегодного анализа товарных рынков Антимонопольным органом на предмет выявления видов деятельности и госкомпаний для передачи в конкурентную среду. Законопроектом вводится норма, предусматривающая обязательную ликвидацию предприятий и юридических лиц со сто процентным государственным участием, а также отчуждение доли участия государства, в случае их не приватизации в течение 2-х лег с момента припиши такого решения. По результатам вышеназванного анализа антимонопольным органом будет формироваться и направляться в Правительство перечень госкомпаний, подлежащих отчуждению, а также видов деятельности, передаваемых в конкурентную среду. Вводится норма, предусматривающая, что каждый новый вид деятельности, который госкомпаниями планируется осуществлять, в обязательном порядке должен быть согласован с антимонопольным органом. Кроме того, в целях обеспечения прозрачности и гласности проводимого антимонопольным органом анализа товарных рынков, законопроектом предусматривается обязательная публикация результатов проведенного анализа на официальном сайте в свободном доступе. *** Презентация предложенного депутатам проекта законодательных поправок проведена в Комитете Палаты по экономической реформе и региональному развитию под председательством Сейтсултана Аимбетова. А представил и ответил на вопросы парламентариев вице-министр национальной экономики РК Тимур Жаксылыков. Рассмотрение законопроекта продолжится в рабочей группе под руководством депутата Мажилиса Айгуль Соловьевой. |