NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 17:18 ast
15:18 msk

Мажилис – правчас: музей и театр
Министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы доложил парламентариям об основных достижениях и проблемах в отрасли музейного и театрального дела
23.09.2014 / политика и общество

Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 22 сентября

Музеям и театрам посвятили сегодня в Мажилисе Правительственный час.
На заседании под председательством вице-спикера Палаты Сергея Дьяченко министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы доложил парламентариям об основных достижениях и проблемах в отрасли музейного и театрального дела (тезисы):
"В сфере культуры одним из наиболее значимых проектов т.г. стала реализация поручения Главы государства о разработке долгосрочной Концепции культурной политики, нацеленной на формирование конкурентоспособной культурной ментальности и развитие современных культурных кластеров.
Стратегической доминантой новой культурной политики является выдвинутая Главой государства национальная идея "Мәңгілік Ел". Как емко отметил Глава государства "Культура – это генетический код нации".
Концепцией также предусмотрено создание при Министерстве культуры и спорта Республики Казахстан художественных советов по театральному и музейному делу.
Нынешняя ситуация такова, что работа музеев и театров не имеет единого целеполагания.
Как вы знаете, все вопросы координации деятельности региональных организаций культуры находятся в ведении местных исполнительных органов. Обучение специалистов – в ведении Министерства образования и науки, трудоустройством занимаются местные исполнительные органы, а наше Министерство в связи с тем, что не взаимодействует напрямую с данным процессом, имеет диспропорции при организации творческой деятельности театров. А это, в свою очередь, может привести к культурному сепаратизму.
Поэтому подготовка специалистов театра должна быть комплексной. То есть, обучение и трудоустройство актера или режиссера должно входить в компетенцию Министерства. Только тогда мы воспитаем такие таланты как "Фарида", "Асанәлі", "Досхан".
Требуется объединить работу театральных организаций по всей стране. Нельзя бояться слова "объединение" и воспринимать его буквально, как какую-то отдельную структуру или организацию. Мы рассматриваем это понятие намного шире.
Не затрагивая юридический статус региональных организаций культуры (которые находятся в ведении МИО), создание художественного совета позволит объединить усилия и интересы центральных и местных исполнительных органов и организаций культуры для обсуждения и реализации согласованных подходов в сфере культурной политики. Это очень важное условие формирования единого культурного пространства страны.
В настоящее время в Казахстане функционируют 52 государственных театра, из них 9 республиканских и 43 региональных театра, а также более 10-ти негосударственных театров разных направлений.
За годы независимости в республике были открыты 18 театров, трем театрам построены новые здания: в Уральске, Караганде и Костанае.
Казахстан это уникальная страна, где функционируют национальные театры – русский, немецкий, корейский, уйгурский, узбекский.
В целом, в последние годы наблюдается рост театральной активности. Только за последние 4 года театры Казахстана показали свыше 48 тыс. спектаклей, в т.ч. 1200 новых постановок. Театры посетили более 8,5 млн. зрителей, в т.ч. 4,2 млн. детей. Это практически половина населения страны.
Положительная динамика во многом результат активной государственной поддержки.
В целях развития театрального искусства на постоянной основе проводятся масштабные имиджевые мероприятия: международные фестивали и республиканские фестивали национальных, драматических театров.
Также на регулярной основе проводится республиканский конкурс "Тәуелсіздік толғауы", в рамках которого самые достойные работы награждаются в номинации – лучшее оперное и драматургическое произведение.
Вместе с тем, анализируя деятельность региональных театров за последние три года, не могу не остановиться на следующих проблемных вопросах.

О репертуарной политике
Существенной проблемой театров является репертуарная политика. Прежде всего, спектакли по произведениям отечественных авторов ставят в основном казахские театры. В репертуаре русских театров спектакли, поставленные по произведениям отечественных авторов, составляют не более 15%. Кроме того, в репертуарах некоторых театров такие спектакли практически отсутствуют. Как можно говорить об отсутствии пьес отечественных драматургов, когда спектакли казахстанских авторов успешно ставятся за рубежом?
К примеру, на фестивале, приуроченном к 70-летию известного казахстанского писателя и драматурга Дулата Исабекова, театры из Турции, Болгарии, Таджикистана и России поставили спектакли юбиляра.
Вместе с тем некоторые областные театры пополняют свой репертуар только произведениями местных авторов. Например, 70% репертуара Акмолинского областного казахского музыкального театра имени Ш. Кусаинова составляют местные авторы с низким уровнем художественного и драматического искусства.
Частично проблемам в репертуарной политике есть объективное объяснение. Хотя театры могут ставить в год до 6-7 новых постановок, из местных бюджетов средства выделяются примерно на 1 или 2 спектакля. При этом, в среднем на 1 спектакль в регионах выделяется от 200 тысяч до 2-х миллионов тенге.
Конечно, для постановки полноценного спектакля такие средства недостаточны, в результате появляются спектакли низкого качества. По нашим расчетам средняя сумма постановки одного стандартного спектакля должна составлять порядка 3-х миллионов тенге.
О творческих кадрах и социальной поддержке работников театров
Во многих региональных театрах остаются вакантными, предусмотренные в штатном расписании должности художественных руководителей и главных режиссеров.
В целом, в настоящее время в 9-ти региональных театрах отсутствуют главные режиссеры (Актобе, Атырау, Караганда, Жезказган, Павлодар, СКО, ЮКО).
Зато есть факты, когда должность главного режиссера занимают лица, не имеющие квалификационного образования. Имеются примеры, когда директор театра возлагает на себя обязанности художественного руководителя. Так, в Жезказгане (казахский театр), Павлодаре (русский театр) и ЮКО (казахский театр, г. Жетысай) один человек является директором театра и худруком.
Есть случаи, когда должность главного режиссера занимают люди без профессионального образования. Достаточно и примеров, когда директор театра сам дополнительно исполняет обязанности художественного руководителя. В Жезказгане (казахский театр), Павлодаре (русский театр) и ЮКО (казахский театр, г.Жетисай) должность директора театра и художественного руководителя занимает один человек.
Например, в России у всех театралов на слуху такие имена как: Марк Захаров, Галина Волчек, Олег Табаков, Юрий Соломин, Лев Додин, Михаил Ширвиндт. Они отвечают за творческий процесс театра, репертуарную политику и являются непререкаемыми авторитетами. При этом, функция директора театра ограничивается административной работой с творческим коллективом. Иными словами директором театра должен быть профессиональный менеджер, хозяйственник.
По международным стандартам – "художественный руководитель" и "директор" разные должности.
Например, художественный руководитель театра имени М.Ауезова – народный артист Асанали Ашимов, художественный руководитель театра имени М.Лермонтова – Рубен Андриасиян, в театре Г.Мусрепова – известный мастер сцены Ерлан Билал работает художественным руководителем.
Региональные театры также испытывают дефицит кадров по другим специальностям: очередные режиссеры – 3 вакансии, художники-оформители – 16 вакансий, актеры – 23 вакансии, другие профессии – 7 вакансий.
В среднем обучение в сфере культуры и искусства продолжается в течение 15 – 20 лет, а становление творческой личности происходит как правило к 30 – 40 годам.
Так, прославленного режиссера Азирбайджана Мамбетова, обладателя ордена Халык Кахарманы, в театральном пространстве признали не сразу. В начале режиссерской работы, его постановки на основе пьес Шахмета Кусаинова "На диком берегу Иртыша", Зеин Шашкина "Так начинается эпоха" не произвели никакого впечатления, но со временем его талант раскрылся и сегодня это признанный мэтр.
Одним из негативных факторов в нехватке кадров является низкая заработная плата. На сегодняшний день средняя зарплата работника регионального театра со всеми надбавками составляет от 48 000 до 70 000 тенге.
Отсутствие жилья также является причиной кадрового дефицита.
Таковы основные вопросы и проблемы театральной деятельности. Многие из них актуальны и для музейной сферы.

Музейное дело
В настоящее время в Казахстане функционируют 237 государственных музеев, в том числе 15 музеев и музеев-заповедников республиканского значения, 214 музеев областного значения и 8 ведомственных музеев.
В фондах и экспозициях музеев насчитывается около 3,6 млн. культурных ценностей. В среднем ежегодно музеями проводится более 7 тыс. выставок, 11 тыс. лекций, свыше 190 тыс. экскурсий.
Посещаемость государственных музеев РК в прошедшем году составила около 5 миллионов человек, что свидетельствует об интересе общества к своему наследию.
Грандиозным событием музейной жизни страны стало открытие в столице Казахстана Национального музея Республики Казахстан, крупнейшего культурного центра в Центральной Азии.
К примеру, если в 2012 году проведено 220 выставок, в 2013 году – 285 выставок, то только за первое полугодие 2014 года проведено 224 выставки, из них 10 международных, планируется провести еще 5 международных. …
Глава государства дал четкое задание обратить внимание на съемку исторических фильмов о периоде Казахского ханства и значимых исторических личностях, направленных на воспитания патриотизма и прививание высоких нравственных ценностей подрастающему поколению.
Мы, имея свой огромный потенциал, не можем его реализовать, показать не только миру, но и самим себе. Один только наш "Золотой человек" как бренд может принести стране огромные выгоды как финансовые, так и имиджевые.
В этой связи Концепция культурной политики делает особый акцент на реформирование музейного дела страны, требующего, в первую очередь, расширение функции музеев до культурно-образовательных и имиджевых центров научно-исследовательской деятельности.
Так, музеи страны должны стать опорными центрами развития науки и исследовательской деятельности (по примеру Смитсоновского института в США).
Также нужно пересмотреть концепцию работы музеев-заповедников. Большинство отечественных музеев, созданных в прежние годы, до сих пор функционируют как краеведческие, экспозиции их устарели, и не соответствуют требованиям сегодняшнего дня.
Во многом это объясняется тем, что у музеев нет стимула развивать инициативу, демонстрировать востребованный и качественный продукт. В этой связи перевод формы хозяйствования с государственной на казенную может дать тот самый стимул к предпринимательской инициативе, росту продажи билетов и др.
Сегодня даже центральный музей не может претендовать на звание ведущего. Он не стал локомотивом, движущим нашу музейную отрасль вперед, его работа с регионами как главного музейного центра практически сведена к нулю. За 10-15 лет проведено всего порядка 35 выставок, из которых 15 – за рубежом, 20 в стране, причем в большинстве своем – в Астане.
Региональные музеи также практически не проводят выездные экскурсии. При этом мировой опыт, в частности Эрмитажа, показывает огромное значение выездных выставок или открытия своих филиалов за границей. Филиалы Эрмитажа находятся в таких городах, как Амстердам, Выборг, Казань, рассматривается возможность открытия филиала в Казахстане.
Все крупные музеи должны выезжать на научно-исследовательские экспедиции. При музеях должна быть развита археологическая наука. Новый импульс этому направлению может дать создание единого образовательного пространства.
В Казахстане, к сожалению, нет реставрационных центров для музеев, в связи с чем, создание централизованного реставрационного центра, куда можно было бы приглашать высококвалифицированных международных специалистов, для нас остается актуальным.
Назрела острая необходимость в строительстве современных визит-центров для историко-культурных заповедников-музеев, как это практикуется в зарубежных музеях-заповедниках. Это позволило бы создать все условия для приема посетителей, включая иностранных туристов. К сожалению, даже объекты, вошедшие в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как заповедник-музей "Тамгалы" или заповедник-музей "Азрет Султан" не имеют такой возможности.
Сфера туризма, местные исполнительные органы должны четко взаимодействовать и реализовывать совместные проекты. В этой связи Концепция культурной политики выделяет в качестве важнейшего приоритета развитие туристских кластеров, призванных активизировать работу объектов культуры с целью привлечения туристических потоков.
Потенциал у наших музеев-заповедников огромный. Один только комплекс Тамгалы ежегодно посещает более 15 тыс. чел.
В современных условиях актуальным остается вопрос сохранения территориальной целостности охранных зон памятников истории и культуры. Это касается территории государственного историко-культурного заповедника-музея "Азрет Султан" в г.Туркестане. Несмотря на то, что мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави является памятником всемирного наследия, вошедшим в список ЮНЕСКО, посягательства на охранную зону данного памятника не прекращаются.
В целях исключения таких негативных факторов руководствам заповедников-музеев поручено разработать генеральные планы развития, с тем, чтобы любое строительство на их территорий осуществлялось на основе утвержденных генпланов.
Таким образом, все проблемы и трудности, возникшие в деятельности музеев, требуют к себе самого пристального внимания и всемерной поддержки со стороны Парламента и Правительства и местных исполнительных органов".
***
С содокладом на тему Правительственного часа выступила председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Гульнар Иксанова. Затем министр ответил на депутатские вопросы. После выступлений парламентариев вице-спикер Сергей Дьяченко заключительным словом завершил Правчас, по итогам которого приняты соответствующие рекомендации Правительству.
***
Открытию Правительственного часа в Мажилисе предшествовала развернутая Министерством выставка.

-----

ТЕАТРЫ-МУЗЕИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (ПРАВЧАС: СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА)

Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час, с содокладом на котором выступила председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Гульнар Иксанова (тезисы):
Культурная среда формирует личность, консолидирует общество, помогает сохранить национальную самобытность народа и способствует социально-экономическим преобразованиям.
По словам русского философа Николая Бердяева, "не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества".
Как и в любой другой отрасли, развитие культуры зависит от процессов финансирования, ресурсообеспечения, планирования, управления и т.д. И стоит сказать, что эта сфера, особенно на региональном уровне, одна из самых архаичных в организационно-экономическом плане: нормативно-правовые документы давно устарели, финансирование всегда осуществляется по остаточному принципу, системного мониторинга и анализа проблем не проводится, уровень доступности учреждений культуры в географическом разрезе неоднороден, социальных стандартов практически нет, закон о культуре – один из самых абстрактных законов. Он эклектичен и не регламентирует механизмов достижения целей.
По меткому выражению одного из деятелей культуры нынешняя культурная среда сложилась и развивается не благодаря, а вопреки действиям чиновников от культуры.

О театрах
В феврале текущего года проблемы казахстанских театров рассматривались на заседании Правительства, было принято протокольное решение с поручениями центральным и местным государственным органам. Вследствие этого в некоторых регионах последовали меры поддержки местных театров. Но, к сожалению, эти меры носят эпизодический характер и зависят исключительно от доброй воли акимов.
Объективно вопросы перспективного развития театрального искусства должны были бы найти отражение в проекте Концепции культурной политики.
К сожалению, в нем развитию театрального искусства посвящено чуть более одной страницы текста, где панацеей от имеющихся проблем является создание худсоветов при Министерстве культуры.
При этом, как сказал министр, художественные советы будут координировать репертуарную, гастрольную, кадровую политику, решать оперативные и острые вопросы, привлекать бизнес структуры, искать новые формы создания и продвижения достижений культуры по всей стране. На наш же взгляд, истинное предназначение советов – не координация и оперативная работа, а творческий поиск, формирование контентных направлений, постановка актуальных проблем перед обществом и властью.
Об основных проблемах казахстанских театров в своем докладе сказал министр. Хотелось бы добавить, что:
1) Проблемы ресурсообеспеченности наиболее остры в региональных театрах – сегодня в капитальном ремонте нуждаются здания 8-ми региональных театров. В областных театрах срок эксплуатации 80% сценического оборудования составляет более 30 лет.
2) Существует огромный разрыв между объемами финансирования театров на республиканском и областном уровне в пять-десять раз. Но и у республиканских театров на финансирование постановки одного спектакля выделяется в среднем в 10-15 меньше сумм, выделяемых на одну постановку российским театром. В регионах же бюджеты новых спектаклей (200-300 тыс. тенге) сопоставимы со стоимостью простейшей декорации. Самыми дешевыми постановками в 2013 году были детские пьесы -150-200 тыс. тенге. О какой зрелищности и посещаемости можно говорить в таком случае!
3) Большинство региональных театров не выезжают за пределы своей области годами. К примеру, Акмолинский областной театр имени Кусаинова, находящийся в Кокшетау, за 17 лет ни разу не побывал в Астане. А Павлодарский театр им. Чехова в течение 15 лет испытывает проблемы со средствами на гастроли.
4) Средняя заработная плата работников республиканских театров составляет чуть более 95 тыс. тенге. В областных – 49 тысяч тенге, молодые же актеры получают 30 тыс. тенге. Принципы, заложенные в Единой тарифной сетке, не включают стимулирующего компонента, не учитывают особенности творческого, интеллектуального труда. Молодые артисты из-за своей мизерной заработной платы не в состоянии участвовать в жилищных программах. Актеры из профильных вузов гг. Астана и Алматы, возвращаются обратно, предпочитая работать там в шоу-бизнесе или на частных мероприятиях. В театральной режиссуре нет новых имен. В 8-ми региональных театрах свободны вакансии главных режиссеров.
Хронически не решается и вопрос пенсионного возраста артистов балета. На сегодняшний день численность артистов балета составляет 350 человек, из них всего 36 человек в возрасте от 37 до 55 лет. Эти артисты должны выступать на сцене. А цена вопроса – мизерная!
5) Посещаемость театров зависит зачастую от рекламы и маркетинга. Современные требования к работе со зрителем требуют информатизации процессов продаж, например онлайн система продажи билетов.
В 2006 г. Министерством культуры была принята "норма бизнеса" по увеличению доли собственного дохода предприятий и учреждений республиканского значения. Эта норма с 2006 по 2012 гг. составляла 20% от суммы финансирования. Однако, около 70% учреждений не достигали и 5% и лишь 2 театра ГАТОБ им. Абая и драмтеатр им. Лермонтова выполняли норму.
6) На встречах депутатов с коллективами театров постоянно поднимается вопрос о представлении заслуженных артистов и работников театра к государственным наградам и званиям. В ряде областных театров более 20-ти лет люди творчества не получали звания. В актюбинском театре драмы им. Т. Ахтанова, который отмечает 50-летний юбилейный сезон, со времени его основания были выделены 2 госнаграды и присвоено 1 звание.
7) И самое главное – репертуарная политика театров.
Театры испытывают дефицит современной драматургии об истории нашей страны, судьбах современников.
Никто у нас всерьез не занимается постоянным мониторингом и осмыслением современной драматургии, исследованиями новых направлений в мировом театральном искусстве. Практически нет института литературных критиков.
Обеспечить становление и развитие востребованной драматургии можно было бы через целевой репертуарный госзаказ на создание отдельных драматических произведений по важнейшему для страны событийному ряду.
Результативность работы в целом отражает репертуар театра, репертуар оценивают зрители, отсюда и посещаемость театров.

О музеях
1) Существующая нормативная база в музейном деле безнадежно устарела. Необходима разработка системы инструкций и нормативов. К примеру – по единой системе учета и хранению музейных экспонатов. Проект такой инструкции был представлен музейному сообществу еще в 2010 году, но и поныне не утвержден. Действует же – инструкция 1984 года. Также в международной практике отнесение предметов к культурно-историческим ценностям производится только на основе решения экспертной фондо-закупочной комиссии музея. Сейчас вся работа по пополнению и хранению фондов музеев проводится стихийно, субъективно, деятельность комиссий не регламентирована. Это означает, что и финансирование музейных закупов произведений искусства, не отвечая зачастую потребностям фондовой и экспозиционной деятельности музеев, может проводиться непрозрачно.
2) В нормативных документах не отражен порядок приобретения предметов старины у населения, отсутствуют механизмы, обеспечивающие поступление материалов археологических раскопок в областные музеи. На сегоднящний день сложилась ситуация при которой авторы раскопок не подотчетны никому, экспонаты не сдаются десятилетиями, отсутствуют научные отчеты.
3) В январе 2013 года были введены Правила ведения бухгалтерского учета, по которым закупаемые предметы музейного значения ставятся на учет наравне с другими основными средствами – мебелью, компьютерами. Поскольку один и тот же предмет учитывается в двух системах, возникает возможность списания особого экспоната.
4) Особо остро стоит вопрос с размещением фондов. Фонды большинства музеев не имеют современных типовых зданий, зачастую расположены в неприспособленных помещениях, где не соблюдаются ни температурный, ни влажностные режимы. Нет единой нормативной базы по фондовой работе.
Значительное количество музейных раритетов всех музеев Казахстана нуждается в профессиональной реставрации. Существует критическая нехватка производственной базы и высококвалифицированных кадров в фондовой, реставрационной, экспозиционной и других областях музейной деятельности.
5) Музейных работников волнуют проблемы крайне низкой заработной платы (зарплата музейного смотрителя – 24 500 тенге, научного сотрудника – 33 тыс.тенге). Это основная причина большой текучести кадров.
В советский период стимулирование труда работников музеев достигалось путем отнесения музеев к различным группам по оплате труда. Все музеи относились к группам по оплате труда в зависимости от показателей количества посетителей в год, количества экспонатов основного фонда, и от специализации музея (Исторические и краеведческие музеи, Художественные музеи, Литературные, мемориальные музеи). А в наши времена Восточно-Казахстанский музей-заповедник, получив в 2005 г. статус музея-заповедника, до сих пор не отнесен по оплате труда к своей категории музеев.
6) Музеям республики необходим методический центр, который разрабатывал бы методику научно-исследовательской, просветительской, экспозиционной, работы и являлся бы координационым центром для музеев республики, проводил бы ежеквартально семинары, мастер-классы.
7) Как сказал министр, музеи страны активно пополняют свои фонды. Но во многих музеях мира (Лувре, Британском музее, Британской библиотеке, Музее Метрополитен, Эрмитаже и других музеях) находятся наши уникальные культурные ценности, такие как документы из канцелярии казахских ханов, памятники с руническими надписями, древние карты городов, сабля султана Кенесары, фотографии хана Букеевской орды, вещи Аблай хана. Необходима стратегическая линия по поэтапному приобретению и возврату в Казахстан этих экспонатов.
8) Отсутствие коммуникаций между казахстанскими музеями не позволяет осуществлять системную выставочную деятельность во всех регионах страны. Частные галереи изобразительного искусства не имеют связей с государственными выставочными организациями и зачастую не соответствуют стандартам профессиональных художественных галерей. Пока ни один казахстанских музеев не соответствует требованиям современной экспозиции.
9) Не развита работа музейного мАркетинга, в силу чего посещаемость казахстанских музеев находится на низком уровне. Если сравнивать число посетителей на 1 кв.м Центрального госмузея и музея музыкальных инструментов, в год на 1 кв. м Центрального музея приходится 7,4 чел., тогда как в Музее музыкальных инструментов – 40 чел. Значит, музей музыкальных инструментов сумел модернизировать свою деятельность. Для привлечения аудитории необходимо использовать современные информационные технологии, всевозможные гаджеты.
В перечне разрешенных платных услуг музеев нет таких услуг как – обработка материалов документального фонда, составление исторических справок, консультации для населения по проведению семейно-бытовых обрядов.
10) Нет правовых норм, регулирующих отношения музеев со спонсорами и благотворителями.
Одной из самых серьезных проблем отрасли является несовершенство и отсталость нормативно-правовой базы. Это типовые штаты госорганизаций культуры, утвержденные постановлением Правительства 17 июня 2013 года, которые носят лишь рекомендательный характер. Не утверждены минимальные нормативы сети орг-й культуры.
Необходимо также внести изменения в требования к квалификации специалистов с учетом профессиональных заслуг. работников. Здесь нужны интегрированные показатели.
Из всего вышесказанного понятно, что принципиальной позицией Правительства в области культуры должен стать государственный протекционизм. Требуется комплексная и всесторонняя модернизация всей системы культуры.
Государственная поддержка должна носить системный и стабильный характер, проявляться в достаточном и эффективном финансировании, пересмотре правовых и организационных условий, способствующих развитию учреждений культуры, в активной информационной политике, направленной на популяризацию объектов культурного наследия, улучшению качества услуг учреждений культуры.
Сейчас расходы Республиканского бюджета составляют всего 0,2% в ВВП, а планы, как следует из выступления министра – грандиозные.
И не совсем понятна позиция Правительства при формировании 3-х летнего бюджета, когда не поддерживаются те направления, которые и формируют точки роста всей отрасли – новые постановки театров, развитие театра Астана опера, музеефикация редчайших заповедников – Берель, Азрет Султан. Как уже в ближайшем будущем будет реализовываться амбициозная Концепция культурного развития, если игнорируются насущные проблемы? Конечно, хотелось бы говорить о духовном, но реалии таковы, что приходится говорить о земном".

-----

Актуальные вопросы деятельности театров и музеев
mki.gov.kz, 22 сентября

22 сентября 2014 года в Службе центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан состоялся брифинг с участием министра культуры и спорта РК А.Мухамедиулы по итогам правительственного часа в Мажилисе Парламента РК на тему "Актуальные вопросы деятельности театров и музеев".
Политический курс Республики Казахстан, основанный на достижений стратегической цели вхождения в число 30-ти самых развитых государств мира, ставит перед страной масштабные задачи по раскрытию созидательного потенциала культуры и искусства.
Одним из наиболее значимых проектов 2014 года стала реализация поручения Главы государства о разработке Концепции культурной политики Казахстана, главной задачей которой является формирование конкурентоспособной культурной ментальности и развитие современных культурных кластеров.
На данный момент проект прошел широкое обсуждение среди общественности Казахстана, проведены круглые столы по обсуждению проекта. Как отметил министр, в целях формирования единой политики в театральном искусстве и музейном деле в Концепции предусмотрено создание художественных советов.
Во время брифинга рассматривались вопросы формирования интегрированной системы базы данных национального музейного фонда, перехода музеев на электронный учет культурных ценностей, строительства в республиканских заповедниках-музеях современных визит-центров в целях создания международных центров культурного туризма.
Также министр на брифинге отметил важность модернизации материально-технической базы и создания новых постановок в театрах. Сценическое оснащение многих театров не менялось со дня открытия.
"Для усиления работы по укомплектованию учреждений квалифицированными кадрами будет проработан вопрос создания Центра по повышению квалификации и переподготовки работников культуры и искусства на базе Казахского научно-исследовательского института культуры", – заявил министр А.Мухамедиулы.

-----

В Казахстане впервые будет выставлено "Золото Трои" – А.Мухамедиулы
primeminister.kz, 22 сентября

Клад "Золото Трои", обнаруженный немецким предпринимателем и археологом-самоучкой Генрихом Шлиманом в конце позапрошлого века, планируется выставить в одном из музеев Казахстана, сообщил сегодня министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы на Правительственном часе в Мажилисе Парламента РК.
"Мы на 2015 год планируем выставку в Казахстане "Золота Шлимана" (другое название – "Золото Трои"). Это будет уникальное явление. Золото Шлимана находится в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, – сообщил А.Мухамедиулы
Он также сообщил, что вопрос об экспонировании в Казахстане "Золота Трои" обсуждается с участием приехавшей в Казахстан главы Пушкинского музея Ирины Антоновой.
"Золото Трои" – сенсационный клад, обнаруженный Генрихом Шлиманом во время раскопок в Трое 31 мая 1873 года. Находка датируется 2400-2300 гг. до н. э.
Сам клад находился в серебряном двуручном сосуде. Он состоял из более чем 10 000 предметов. Больше всего в нем было золотых бусин – около 1000, а также нагрудная пектораль, сделанная из этих бусин.
Также в кладе находились серьги, "дольчатые", выполненные в виде полукольца, массивные височные кольца, а также изящные серьги в форме корзиночки, к которой крепилась фигурка богини. Также в кладе находились браслеты, налобная золотая лента, две золотые диадемы и массивная золотая ладьеобразная чаша весом около 600 граммов, использовавшаяся, вероятно, в ритуальных жертвоприношениях.
В 1945 году профессор Вильгельм Унферцагт передал клад "Золото Трои", вместе с другими произведениями античного искусства, советской комендатуре. Клад был перевезен в СССР, где "трофеи" из Берлина хранились в режиме особой секретности, и только в 1993 году правительство России объявило, что сокровища Трои находятся в Москве.
16 апреля 1996 года "Золото Трои" было выставлено в Пушкинском музее Москвы.

------

В сфере культуры будут воссозданы художественные советы и управления по репертуарной политике – МКС РК
primeminister.kz, 22 сентября

При Министерстве культуры и спорта РК будет создано управление по репертуарной политике для координации деятельности в этой сфере, а также художественные советы по театральной деятельности и музейному делу, сообщил сегодня министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы на Правительственном часе в Мажилисе Парламента РК.
"В первую очередь необходимо, чтоб художественный совет по театральной деятельности и региональные его подразделения были действительно работающими органами. Для этого сейчас в структуре Министерства культуры и спорта организуется управление по делам репертуарной политики", – сказал А.Мухамедиулы.
Также министр уточнил, что художественные советы не будут дублировать функции местных исполнительных органов.
"Функции все, которые были, остаются за местными исполнительными органами, худсоветы в них не вторгаются. На совете мы хотим, в первую очередь, утверждать репертуарную политику; второе – кадровое обеспечение, не назначение, а рекомендации; и третье это гастрольная деятельность", – пояснил глава МКС.
По информации Министерства, в Казахстане сегодня функционируют 52 государственных театра, из них 9 республиканских и 43 региональных, а также более 10 негосударственных театров разных направлений.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2014
На конференции в Сенате обсуждены вопросы профессионально-технического образования 30.09.2014
Дружба народов в "плавильном котле" 30.09.2014
В Астане состоялись казахстанско-российские межмидовские консультации 30.09.2014
Правильный путь один – свой 30.09.2014
Мудрое решение Президента 30.09.2014
Председатель Президиума НПП РК Тимур Кулибаев провел в Атырау рабочее совещание 30.09.2014
Молодежная безработица – под контролем 30.09.2014
Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 30.09.2014
Рабочий график Главы государства 29.09.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz