NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 22:04 ast
20:04 msk

Открытое письмо уполномоченного по правам человека в РК министру образования и науки РК
"Наши исследования выявили, что 66,3% детей сталкиваются с насилием в школе, становятся свидетелями, жертвами либо виновниками насилия, при этом 23% опрошенных детей были жертвами физического насилия, 20% – вымогательства среди детей, 27% – телесного наказания со стороны учителей"
26.09.2014 / политика и общество

Министру образования и науки
Республики Казахстан
Саринжипову А.Б.

Уважаемый Аслан Бакенович!
Конституция Республики Казахстан гарантирует каждому, в том числе детям, права на жизнь, неприкосновенность достоинства, охрану здоровья и получение образования.
В Стратегии "Казахстан-2050" защита детства определена в качестве важнейшей составной части социальной политики на новом этапе развития нации.
Глава государства Н. Назарбаев в своем выступлении 19 сентября 2014 года на церемонии награждения победителей Национального конкурса "Мерейлі отбасы" назвал обеспечение прав детей и получение ими качественного образования важнейшими инвестициями в будущее.
Учитывая то, что именно образовательные учреждения являются важнейшим местом соприкосновения государства и ребенка, ключевую роль в реализации этой части социальной политики играет Министерство образования и науки.
На протяжении последних лет учреждением Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан (далее – Уполномоченный) проведен ряд комплексных исследований по вопросам проблем детства, в том числе насилия, уязвимости детей по отношению к рискованному поведению.
Результаты и выводы всех исследований направлялись в адрес Министерства образования и науки. В частности, в 2011 году направлены рекомендация по результатам исследования: "Насилие в отношении детей в государственных интернатных учреждениях: оценка положения" и отчеты по нему, в 2012 году – отчет об итогах исследования "Уязвимость детей по отношению к рискованному поведению, сексуальной эксплуатации и торговле людьми", в 2013 – отчет об итогах исследования "Оценка насилия в отношении детей в школах".
Данные вопросы неизменно затрагиваются в ежегодных отчетах о деятельности Уполномоченного, ежегодно направляемых в том числе в адрес возглавляемого Вами ведомства.
Вместе с тем, отсутствие должного внимания к нашим предыдущим рекомендациям и обращениям с изложением конкретных проблем в сфере защиты детей вынуждает национальное правозащитное учреждение обратиться к Вам с данным открытым письмом.
Ключевой проблемой, поднимаемой в вышеуказанных документах, является насилие в отношении детей.
Наши исследования выявили, что 66,3% детей сталкиваются с насилием в школе, становятся свидетелями, жертвами либо виновниками насилия, при этом 23% опрошенных детей были жертвами физического насилия, 20% – вымогательства среди детей, 27% – телесного наказания со стороны учителей.
Недопустимо терпимым является отношение преподавательского состава исследованных школ к телесным наказаниям (40% среди персонала интернатных учреждений поддерживают применение данных мер воздействия).
Факты насилия между детьми вне школы в известной степени можно рассматривать как "отложенное насилие", то есть агрессию, зародившуюся в школе и неизбежно вышедшую за ее стены, что указывает на недостаток работы по предотвращению конфликтов в указанных учреждениях.
Широкий резонанс вызвала трагедия, случившаяся на уроке истории 16 сентября 2014 года в школе-лицее №76 города Астаны, закончившаяся гибелью 13-летнего ученика восьмого класса от рук своего одноклассника.
Допуская возможность трагического стечения обстоятельств, произошедшее вызывает ряд вопросов относительно действий школьного психолога, педагогов и должностных лиц, допустивших обучение предположительно страдавшего психическим расстройством ребенка в общеобразовательной школе.
К сожалению, данный шокирующий случай отражает повсеместное распространение складывающейся тенденции, о чем свидетельствуют другие подобные факты.
Так, 4 сентября 2012 года 17-летний школьник Южно-Казахстанской области в ходе ссоры нанес несколько ножевых ранений своему ровеснику – студенту колледжа, впоследствии скончавшемуся. В аналогичном случае 10 сентября того же года в результате вооруженного нападения подростков на учащихся колледжей города Шымкента погиб один юноша, двое с огнестрельными ранениями были доставлены в больницу.
14 сентября 2012 года получил 12 лет тюремного заключения школьник Южного Казахстана, выстреливший из огнестрельного оружия в сверстника, в результате чего последний скончался.
27 августа 2013 года в Восточном Казахстане 8 школьников осуждено за убийство. Как было установлено судом, подростки по сговору выманили своего 18-летнего приятеля, задушили, а тело спрятали на окраине населенного пункта.
В марте 2014 года в Караганде учащиеся двух школ устроили массовую драку.
В конце августа 2014 года в интернете получила распространение видеозапись, на которой в школьном помещении трое подростков издеваются над другим лицом.
Распространение в социальных сетях видеозаписей драк и избиений казахстанских школьников становится обыденным явлением.
Широкий географический и временной охват таких фактов не позволяет говорить о их единичности, позволяя констатировать наличие системной проблемы и отсутствие эффективной деятельности по ее решению.
Тесную взаимосвязь с данной тематикой имеет проблема высокого уровня самоубийств среди подростков, по которым Казахстан занимает не последние позиции в соответствующих мировых рейтингах.
По нашим исследованиям, 27,4% детей когда-либо занимались самоповреждением и пытались совершить попытку самоубийства. Уровень рецидива попыток членовредительства составляет 75,3%.
Определенная часть самоубийств предотвратима. Согласно выводам международного эксперта в области суицидологии профессора М. Саркьяпоне, минимум 24,3% случаев завершенного суицида среди детей сопровождались суицидальными посланиями, которые не подверглись вдумчивому анализу со стороны уполномоченных органов, педагогов и психологов.
Невнимание к качественному и действенному обеспечению прав детей и защите их интересов, формализм, переходящий в халатность, негативно отражается и в других областях деятельности учреждений образования.
Так, отсутствие должного контроля над школьным питанием приводит к случаям массового отравления детей, последним примером которого стал инцидент, имевший место в сентябре 2014 года в Узункольской средней школе Костанайской области, где пострадали 53 человека.
Другим фактом стала смерть от туберкулезного менингита работницы детского сада в городе Актобе. Болезнь была выявлена только после смерти лица, при этом медосмотры ею проходились регулярно. В апреле 2014 года туберкулез был обнаружен у сотрудницы средней школы города Атырау.
Также заслуживает внимания ежегодно возникающая проблема нехватки школьных учебников. Исходя из сообщений средств массовой информации, в целых областях школы не смогли обеспечить себя необходимой литературой вследствие, как сообщается, недостатков информирования центральных государственных органов со стороны местных учреждений образования.
Аналогично, остро ощущается нехватка учителей.
Безусловно, в данной связи следует уделять большее внимание инициативам, разрабатываемым с использованием потенциала международных организаций, гражданского сектора, зарубежного опыта.
Следует привести пример пилотной программы "Профилактика и реагирование на насилие в школах в Восточно-Казахстанской области", успешно реализованной в 2013-2014 годах в указанном регионе в рамках сотрудничества Уполномоченного, ЮНИСЕФ, Министерства иностранных дел Норвегии и управления образования области.
Программа включала в себя обучение учеников 3-7 классов позитивным типам поведения, распознаванию школьного насилия, своевременному прекращению конфликтных ситуаций, уважительному отношению к своим сверстникам.
Без сомнения, данный и другие результаты нашей проектной, исследовательской и мониторинговой работы могли бы быть использованы в работе Министерства образования и науки и органов образования на местах.
Уважаемый Аслан Бакенович!
Обеспечение лучших условий для воспитания подрастающего поколения является фундаментом, гарантирующим продолжение развития и модернизации казахстанского общества и государства, что делает данный процесс стратегическим в контексте реализации задач, поставленных государством в долгосрочной перспективе.
Для этой цели Правительством РК проводится всесторонняя работа, выделяются необходимые финансовые и иные ресурсы в рамках различных программ, в частности Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Действующие структуры, в том числе консультативно-совещательные органы и специальные комиссии, должны, на наш взгляд, стать местом не столько обсуждения, сколько совместной выработки механизмов решения проблем в данной сфере.
Представляется, что решение затронутых в настоящем письме проблем возможно при усилении сотрудничества между всеми заинтересованными государственными органами и институтам гражданского общества при консолидирующей роли Министерства образования и науки.
Резюмируя вышеизложенное, прошу Вас обратить внимание на необходимость решения вопроса обеспечения прав детей в школе, прежде всего их права на неприкосновенность и защиту от насилия, и взять под личный контроль деятельность в данной сфере центральных и местных органов образования.

С уважением,
Уполномоченный
по правам человека
в Республике Казахстан А. Шакиров


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2014
На конференции в Сенате обсуждены вопросы профессионально-технического образования 30.09.2014
Дружба народов в "плавильном котле" 30.09.2014
В Астане состоялись казахстанско-российские межмидовские консультации 30.09.2014
Правильный путь один – свой 30.09.2014
Мудрое решение Президента 30.09.2014
Председатель Президиума НПП РК Тимур Кулибаев провел в Атырау рабочее совещание 30.09.2014
Молодежная безработица – под контролем 30.09.2014
Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 30.09.2014
Рабочий график Главы государства 29.09.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz