Алия Темирова
Как показывает мировой опыт, создание прозрачных и эффективно работающих отношений между государством и общественным сектором – выгодно для обоих сторон. Государство финансово стимулирует приход в нужный сектор соцуслуг профессиональных неправительственных организаций (НПО). Выстраивание хорошо работающей обратной связи между органами власти и населением влечет за собой повышение качества услуг, предоставляемых государством. Специалисты утверждают, что это также способствует повышению гибкости и инновационности государственных программ и проектов, и внедрению новых форм и практик. Обобщая международный опыт в этой сфере, можно выделить два основных типа государственного финансирования НПО: Прямое финансирование – финансирование непосредственно организации из госбюджета центрального или местного уровня. Но средства не поступают непосредственно со счета Государственного казначейства на счет НПО – как правило, они проходят через различные государственные агентства (министерства, государственные и другие фонды и т.д.). Косвенная поддержка – представляется льгота, которая позволяет НПО использовать свои средства на достижение уставных целей, а не на оплату других финансовых обязательств. Такая помощь фигурирует в госбюджете не как расходная статья, а скорее как недополученный доход. Например, налоги, которые не поступят в бюджет, считаются косвенной поддержкой. Главный принцип, используемый для определения права НПО получать господдержку – это критерий "общественной пользы" от деятельности организации. Считается, что на выбор не влияет характер деятельности НПО. В зависимости от степени общественной полезности, право на прямую и косвенную государственную финансовую поддержку могут иметь как организации, оказывающие сервисные услуги, так и отстаивающие определенные интересы или идеи (адвокация). Однако, в целом именно оказание услуг гораздо чаще квалифицируется как "общественно-полезная деятельность", дающая НПО право на финансовую поддержку. В Казахстане зарегистрировано свыше 27000 неправительственных организаций, но только треть из них регулярно оказывают услуги населению в социальной сфере. Качественной работе препятствуют дилетантизм большинства НПО и проблемы законодательного регулирования их финансирования. Напомним, 54% НПО в нашей стране имеют универсальные уставы, позволяющие им работать в любой сфере. То есть, общество показывает, что не ожидает от них существенного участия в решении реальных проблем. В развитых западных странах наоборот поощряется отраслевая направленности их деятельности – по сути, это поощрение профессионализма. В Западной Европе претендовать на серьезное к себе отношение, а уж тем более получать финансирование, может только НПО, имеющее хороший послужной список и специализацию в одной или нескольких отраслях. Причем, специализация фиксируется в уставных документах, и подтверждается сертификатом или лицензией. Мировая практика показывает, что именно таким образом лучше всего стимулировать общественную инициативу на оказание профессиональных социальных услуг в важных сферах соцуслуг. Очевидно, что при таком раскладе в интересах самих НПО выбирать при регистрации основную сферу своей деятельности, а не "всем на свете". Напомним, Гражданский Альянс Казахстана разработал проект закона, который, в частности позволит, финансировать неправительственные организаций в форме грантов за счет государственного бюджета. Кроме того, предусмотрено поощрение их премиями. Также предполагается выделение бюджетных средств на финансирование социальных проектов и программ, разработанных самими НПО. Отметим, что раньше такой возможности при выполнении госзаказа у казахстанских НПО не было. Но для получения таких возможностей, общество вправе требовать от претендентов не просто благих намерений и деклараций, а профессиональных умений и навыков. |