NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 18:58 ast
16:58 msk

В Мажилисе обсудили проблемы развития нефтегазовой отрасли
В.Школьник: По оперативным данным за 9 месяцев т.г. добыча нефти и конденсата составила 60 млн. тонн или 99,2% к аналогичному периоду прошлого года. Переработка нефти – около 11 млн. тонн или 101% к аналогичному периоду прошлого года. За 9 месяцев т.г. экспортировано 47,4 млн. тонн нефти и конденсата, что составляет 89% к аналогичному периоду прошлого года
08.10.2014 / политика и общество

Астана, 7 октября, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе под председательством Александра Милютина Комитет по вопросам экологии и природопользованию в рамках подготовки к парламентским слушаниям рассмотрел проблемы развития нефтегазовой отрасли в Республике Казахстан.
Как отметил Александр Милютин, в соответствии с Планом основных мероприятий Мажилиса на текущую сессию Комитет в апреле – мае 2015 года планирует провести Парламентские слушания на тему "Проблемы и перспективы развития нефтегазового сектора Казахстана".
Рассматриваемый вопрос является одним из этапов подготовки этих слушаний. Излишне говорить о важности сегодняшней темы и роли нефтегазовой отрасли в экономике нашей страны.
Добывающий сектор в целом и нефтегазовая отрасль, в частности, была и остается одной из ведущих отраслей экономики Казахстана. От того, насколько урегулированы вопросы в сфере недропользования, зависят инвестиционный климат в стране и вопросы благосостояния нашего народа.
Актуальность данного вопроса еще раз обозначил Глава нашего государства на прошедшем 11 форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России, где отметил, что "нефть и газ наш основной конек. И не надо нам этого бояться, что мы "сырьевые"… это сырье мы будем экспортировать, зарабатывать деньги. На эти деньги надо делать современную индустрию".
Вопросы надлежащего регулирования сферы недропользования находят отражение в ежегодных посланиях Президента нашей страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана.
Открывая IV сессию пятого созыва Парламента, Глава государства поставил перед депутатским корпусом задачу принять законопроект по вопросам недропользования, который находится на рассмотрении нашего Комитета, в приоритетном порядке.
Перед депутатами выступил и ответил на их вопросы министр энергетики Владимир Школьник (тезисы):
В своей деятельности Министерство стремится обеспечить безусловное исполнение индикативных показателей.
По оперативным данным за 9 месяцев т.г. добыча нефти и конденсата составила 60 млн. тонн или 99,2% к аналогичному периоду прошлого года. Переработка нефти – около 11 млн. тонн или 101% к аналогичному периоду прошлого года.
За 9 месяцев т.г. экспортировано 47,4 млн. тонн нефти и конденсата, что составляет 89% к аналогичному периоду прошлого года.
Добыча газа за 9 месяцев 2014 года достигла уровня 31,3 млрд.м3, что на 1,2% больше уровня 2013 года, при этом объем экспорта газа составил 5,3 млрд.м3. Транзит газа осуществлен в объеме 70,3 млрд.м3.
В 2014 году по прогнозным данным объем добычи нефти составит 81,8 млн. тонн, объем переработки нефти – 14,3 млн. тонн, объем добычи газа – 41 млрд. м3.
Между тем, реализация задач нефтегазовой отрасли базируется на выполнении ряда крупных проектов. В добыче – это Тенгиз, Карачаганак и Кашаган.
В прошлом году между Правительством страны и ТШО подписан Меморандум по проектам будущего расширения, который будет способствовать росту добычи нефти до 38 млн. тонн в год и развитию казахстанского сектора металлоконструкций. За 9 месяцев т.г. ТШО добыл 19,8 млн. тонн нефти.
По проекту Карачаганак за 9 месяцев т.г. добыто порядка 11 млн. тонн жидких углеводородов и более 13,3 млрд.м3 газа.
Что касается проекта Кашаган, то его Оператор, консорциум NorthCaspianOperatingCo (NCOC), в апреле т. г. подтвердил необходимость полной замены трубопроводов на месторождении. Полная замена трубопроводов с последующим возобновлением добычи ожидается во второй половине 2016 года.
С Проектом Будущего расширения месторождения Тенгиз и выхода месторождения Кашаган на стабильный уровень добычи к 2023 году, предполагается, что добыча нефти может достигнуть свыше 100 млн. тонн.
А реализация проекта "Евразия" с конца 30-х годов позволит Казахстану сохранить ведущие позиции в числе крупнейших нефтедобывающих стран мира.
Кроме того, продолжается работа по диверсификации и расширению мощностей нефтетранспортной системы Казахстана.
За 9 месяцев т.г. транспортировка составила: по Каспийскому трубопроводному консорциуму – 25,9 млн. тонн, по маршруту Атырау-Самара –10,7 млн.тонн; Атасу-Алашанькоу– 3,7 млн. тонн.
Касательно газотранспортной системы, за 9 месяцев объем международного транзита газа через территорию Республики Казахстан за 9 месяцев 2014 года составил 70,3 млрд. м3. За 2014 году ожидается порядка 100 млрд. м3 транзита газа.
Объем экспорта газа из Республики за январь-сентябрь 2014 года составил 5,3 млрд. м3. В 2014 году экспорт составит 7,3 млрд. м3.
Краткая информация по реализации инвестиционных проектов:
На Атырауском нефтеперерабатывающем заводе реализуется 2-ой этап реконструкции и модернизации АНПЗ, включающий 2 крупных проекта:
Проект "Строительство комплекса по производству ароматики" и Комплекс глубокой переработки.
По проектам модернизации Павлодарского НПЗ и реконструкции Шымкентского НПЗ ведутся строительно-монтажные работы.
Также для бесперебойного обеспечения потребности страны в светлых нефтепродуктах в будущем, Главой государства поддержано предложение Министерства по поэтапному увеличению перерабатывающих мощностей Шымкентского НПЗ, т.е. его расширению вместо строительства четвертого НПЗ.
Продолжилась реализация проекта "Строительство интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области", производственной мощностью 500 тыс.тонн/год полипропилена и 800 тыс.тонн/год полиэтилена.
Завершен первый этап реализации проекта "Бейнеу-Бозой-Шымкент" на участке "Бозой-Шымкент". Реализация данного проекта позволит обеспечить газом южные импортозависимые регионы и газифицировать более 500 населенных пунктов страны.
Продолжается работа по газификации страны. За последние 7 лет уровень газификации вырос с 42% до 55%. Уровень газификации населенных пунктов вырос с 15% до 25%. Данная работа будет продолжена. Так, в данный момент находится на стадии согласования Генеральная схема газификации страны, согласно которой уровень газификации населения к 2030 году достигнет 56%, а объемы потребляемого газа возрастут с 10,9 млрд. м3 в 2013 году до 18 млрд. м3 в 2030 году.
Министерством особое внимание уделяется вопросам развития местного содержания в отрасли. Для этого на постоянной основе ведется мониторинг исполнения контрактных обязательств недропользователями.
Об объемах закупок товаров, работ и услуг в нефтегазовой отрасли с 2010 по 2013 годы. Общий объем увеличился на 80%, а местное содержание – на 135%. Кроме того, сама доля местного содержания в общем объеме закупок также увеличилась по сравнению с 2010 годом с 45% до 57%.
Между тем, не всеми компаниями полностью выполняются контрактные обязательства по местному содержанию. Если в 2012 году процент исполнения составлял 75%, то в 2013 году он снизился до 69%. По итогам 2013 года нефтегазовые компании допустили неисполнение обязательств по местному содержанию на сумму 16,5 млрд.тенге, сумма штрафов составила 128 млн.тенге
Тем не менее, ситуация выправляется и на лицо снижение динамики закупок недропользователей с нарушениями Правил приобретения товаров, работ и услуг. Процент закупок, проведенных с нарушением в 2013 году, составили 3,4% от общего объема закупок, снизившись в 30 раз по сравнению в 2010 году.
О проблемных вопросах:
Существует проблема текущего механизма поставок сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок РК.
Газосетевым организациям разрешено осуществлять экспорт сжиженного нефтяного газа (кроме социального газа). Однако, фактически невозможно проконтролировать какой газ экспортируется – социальный или коммерческий.
Закон предусматривает возможность оптовой реализации сжиженного нефтяного газа между газосетевыми организациями, если приобретатель владеет автогазозаправочными станциями (АГЗС) или газонаполнительными пунктами (ГНП) В процессе перепродаж приобретенный газ не оформляется, как социальный и отправляется на экспорт.
Для решения проблемы Министерство предлагает:
– запретить вывоз сжиженного нефтяного газа за пределы страны, распределенного по Планам поставок на внутренний рынок.
– разработать типовой договор поставки на внутренний рынок, содержащий нормы об обязательстве газосетевых организации.
– усилить ведомственный контроль за деятельностью газосетевых организаций и ресурсодержателей сжиженного нефтяного газа;
– привлекать к ответственности ГСО и ресурсодержателей сжиженного нефтяного газа за нарушения требований действующего законодательства и предусмотрению их административной ответственности путем внесения изменений и дополнений в соответствующее законодательство.
О возможности переработки на НПЗ нефтесодержащих фракций.
В 2014 году из-за необходимости загрузки ПНХЗ из ресурсов нефтедобывающих организаций стран, а также осуществления встречных поставок нефти в Россию произошло снижение экспортных поставок нефти и, как следствие, снижение поступлений в бюджет страны.
В этой связи, в целях увеличения переработки потенциала переработки нефтяного сырья, частичного восстановления экспортного нефтяного потенциала РК, и, принимая во внимание имеющиеся возможности НПЗ РК, Министерство планирует перерабатывать на НПЗ РК, наряду с сырой нефтью и конденсатом различные компоненты нефтесодержащих фракций, которые пригодны для переработки и которые повысят производство светлых нефтепродуктов.
Для возможности переработки нефтесодержащих фракций необходимо внести изменения в Закон "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов".
В связи с этим прошу депутатский корпус рассмотреть и включить в инициируемый вами законопроект прилагаемые нами поправки.
Относительно продления срока предоставления льгот по толлинговым операциям.
Имеющийся ежегодно в Казахстане дефицит в светлых нефтепродуктах в размере 1,9-2 млн. тонн покрывается за счет импорта нефтепродуктов из РФ.
Как один из вариантов решения вопроса импортозависимости нефтепродуктов из РФ был толлинг, т.е. переработка нефти за пределами РК.
Для осуществления толлинговых операций в налоговое законодательство были внесены соответствующие изменения, позволяющие уравнять налоговую нагрузку на недропользователей и давальцев (переработка за пределами РК равнялась переработке в РК).
Однако, указанные поправки действуют только до конца 2014 года, и начиная с 2015 года толлинг не будет экономически привлекателен для недропользователей.
Вместе с тем, учитывая, что срок завершения модернизации НПЗ РК установлен до конца 2016 года, а до конца 2017 года будут производиться пуско-наладочные работы на НПЗ, с целью стабилизации работы всех установок заводов, прошу депутатов поддержать предложение Министерства о внесении поправок в соответствующее законодательство в части продления срока предоставленных налоговых льгот до конца 2017 года.
Касательно установки контрольных приборов учета на скважинах месторождений.
В соответствии с действующим законодательством РК, пуск в эксплуатацию новых скважин, не оборудованных техническими средствами индивидуального замера дебита и исследования скважин, не допускается.
На нефтегазовых месторождениях существуют участки с отдаленными нефтегазовыми скважинами не имеющих выкидные линии для подачи продукции скважин до пункта сбора, на которых следует рассмотреть возможность установки контрольных приборов учета в реальном времени до разрешения вопроса их объединения с общей системой сбора.
Для определения целесообразности установления контрольных приборов учета Министерство считает необходимым наличие технического заключения.
В этой связи прошу вас поддержать и одобрить предлагаемые нормы:
1. обязать недропользователей оснастить нефтегазовые скважины контрольными приборами учета на структурах и/или месторождениях, вводимых в разведку и/или разработку с 1 января 2017 года;
2. обязать недропользователей установить контрольные приборы учета на отдаленных нефтегазовых скважинах не имеющих выкидные линии для подачи продукции скважин до пункта сбора, до разрешения вопроса их объединения с общей системой сбора.
Уважаемые депутаты, таковы вкратце основные итоги деятельности Министерства энергетики за 9 месяцев текущего года и ряд проблем развития нефтегазовой отрасли.
Содоклад на заседании сделал депутат Мажилиса, руководитель рабочей группы по законодательным поправкам по вопросам недропользования Ахмет Мурадов (тезисы):
В процессе подготовки к сегодняшнему заседанию предпологалось, что мы будем определять темы на которых будет акцентировано внимание рабочей группы по Парламентским слушаниям, и в этой связи необходимо отметить, что мы получили довольно широкую информацию как из доклада Министра энергетики Владимира Сергеевича так и из ответов на вопросы депутатов.
Тем не менее хотел бы актуализировать темы, связанные с дальнейшим развитием нефтегазового комплекса Казахстана.
В поисках решения задач, поставленных Лидером нации Н.А.Назарбаевым в части полного обеспечения страны ГСМ собственного производства, мы так и не пришли к однозначному решению, за счет чего это будет сделано: хотя в докладе говорится о том, что мы будем испытывать дефицит ГСМ даже после модернизации и расширения всех заводов по дизтопливу с 2021 года по бензину с 2025 года.
Из презентации видно, что в 2016 году после модернизации все три НПЗ на пределе будут иметь суммарную мощность 18,5 мил. тн., с глубиной переработки до 90%, а расширение Шымкентского НПЗ добавит еще 3 млн.тн. – Это 21,5 млн.тн. переработки.
Такой объем переработки предполагает, что надо более критично отнестись к объемам добычи и экспорта.
Так, в 2012 году добыто 79.2 млн.тн. нефти по экспорту ушло 68.6 млн.тн., в 2013 году добыча 81.8 млн.тн. экспорт 72.1 млн.тн.
Такое соотношение добычи и экспорта явно не покрывает потребности наших НПЗ в сырье и встает резонный вопрос: как обеспечить НПЗ Казахстана для полной загрузки?
Дело в том, что, говоря об уровнях добычи углеводородного сырья, нам демонстрируют средние показатели по всем недропользователям, в то время как основные поставщики нефти на НПЗ – это нефтедобывающие предприятия Мангистау, Эмбы, Актобе, Кумколя, уровень добычи которых с каждым годом будет снижаться и это естественный процесс.
В то же время мы наблюдаем хорошую динамику в проектах ТШО, Карачаганак, надеемся на Кашаган, которые имеют право на экспорт всей продукции.
Соглашения по этим проектам подписывались в прошлом веке, когда цена барреля не доходила до 18 долларов США и позиция Казахстана была вполне логичной.
Но сегодня, когда баррель нефти стоит более 90 долларов США, когда добыча выросла на Тенгизе до 27 млн. тн. в год, а на Карачаганаке до 12 млн. тн. в год, когда за годы освоения извлечено более 400 мли.тн. углеводородного сырья, эти предприятия не имеют обязательств по поставкам нефти на внутренний рынок.
В этой связи считал бы возможным поставить вопрос о внесении предложения пересмотреть обязательства участников этих проектов по обеспечению нефтью перерабатывающие предприятия Казахстана.
Вместе с тем, кроме организационных мер с целью насыщения внутреннего рынка нефтью нам необходимо учитывать тот факт, что находясь в Таможенном Союзе и создавая ЕАЭС, мы взяли на себя обязательства по унификации, в том числе тарифов и пошлин.
В этой связи, видимо, придется пересмотреть размер экспортной таможенной пошлины в сторону увеличения, поскольку опыт наших партнеров по ТС показывает, что высокое таможенная пошлина на экспорт дает возможность недропользователям реализовать свою продукцию и на внутреннем рынке с той же доходностью.
Не ухудшая условия соглашений в переговорных процессах, необходимо добиться понимания инвесторами, что все "игроки" в нефтяном бизнесе должны быть в равных условиях, что иностранные, что казахстанские.
Следующий вопрос, на который необходимо заострить внимание – это стабилизация газообеспечения.
Ежегодно в зимний период южные регионы страны страдают от недостатка товарного газа. Строительство газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент снимает эту проблему только на несколько лет. При прогнозируемом росте потребления внутреннего рынка собственного товарного газа будет не достаточно.
Это связано с тем, что от 40 до 60% сырого газа месторождений Карачаганак и Тенгиз (по проекту и на Кашагане) закачиваются обратно в пласт, с целью поддержания пластового давления и увеличения нефтеотдачи месторождения. Но небольшой расчет показывает, что ежегодная закачка 3-4 млрд.куб.м.газа не возместит извлечение 7-8 млрд.куб.м. газа и тем более 30 млн.тонн нефти.
Такая технология утилизации сырого газа применятся компаниями, только с целью не нести большие затраты по переработке высокосернистого газа. Еще нет доказательств, что это дало рост нефтеотдачи. Наоборот наблюдаются прорывы газа в скважинах, соответственно их консервация и затраты на бурение дублеров.
Вместе с тем надо подумать, как добывать сырой газ с еще большей концентрацией сероводорода с этих месторождений после истощения жидких углеводородов. Практически нужен новый проект разработки и обустройства месторождения с полной реконструкцией заводов по подготовке газа (отделения серы).
В этих условиях себестоимость самостоятельно добытого и переработанного газа будет не конкурентной и не востребованной по сравнению с себестоимостью попутно добытого газа, которая складывается только из затрат по подготовке совместно с жидким углеводородом.
Учитывая поручение Президента РК в Послании народу Казахстана, необходимо провести масштабные исследования по экономической целесообразности закачки сырого газа в планируемых пропорциях или замены их на альтернативные источники, в том числе жидкие для поддержания пластового давления и достижения проектного уровня нефтеотдачи месторождений.
В своем докладе министр энергетики Владимир Школьник отметил какова перспектива старых месторождений, которые находятся на поздней стадии разработки, где происходит естественное снижение добычи.
Применяемые технологии добычи углеводородов не обеспечивает полноты извлечения нефти, элементарные расчеты показывают, что увеличение нефтеотдачи всего лищь на 1% дает прирост равный обнаружению нового крупного месторождения.
Научные изыскания и практический опыт с привлечением передовых технологий в рамках программы ФИИР дали бы возможность дать "вторую" жизнь месторождениям, вокруг которых проживает огромная часть населения на Западе Казахстана в Мангистауской, Атырауской, Актюбинской областях.
Решение таких сложных технологических задач возможно лишь при поддержке Правительства и в этой связи, думаю было бы целесообразным общими усилиями подготовить предложения по предоставлению налоговых льгот участникам проектов, занятых на разработке низкорентабельных, истощенных месторождений углеводородов.
Проблемы на рынке ГСМ в Казахстане из чисто экономических очень быстро переходят в социальные, и нет гарантии, что не будет попыток политизировать ситуацию.
Из года в год мы слышим одни и те же объяснения, и действия участников рынка ГСМ напоминает процесс по латанию дыр.
Проблема системная, в основе которой лежит нечеткая организация и неадекватное законодательное регулирование.
Именно поэтому и были инициированы дополнения и изменения в Закон РК "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" группой депутатов нашего Комитета.
Думаю, в преддверии Парламентских слушаний назрела необходимость объединить усилия Парламента и Правительства в разрешении проблем и добиться устойчивого обеспечения ГСМ населения и товаропроизводителей. Некоторые предложения мы уже передали руководству Министерства энергетики.
***
Подводя итоги обсуждения, Александр Милютин отметил, что озвученные на сегодняшнем заседании Комитета вопросы, касающиеся проблем развития нефтегазовой отрасли в Республике Казахстан, будут детально рассмотрены на парламентских слушаниях.
На них мы должны услышать выступления не только субъектов нефтедобычи, нефтепереработки, транспортировки углеводородного сырья и нефтепродуктов, но и представителей различных отраслей экономики, потребляющих горюче-смазочные материалы и газ. Очевидно, что и вопросы ценообразования на нефтепродукты будут особо дискутируемыми.
Мы должны будем заранее проработать проект рекомендаций по итогам слушаний, которые носили бы не декларативный, а конкретный и реальный для выполнения характер.
Не дожидаясь парламентских слушаний, часть вопросов, имеющих особую остроту и актуальность в плане обеспечения населения ГСМ и товарным газом, предлагаю рассмотреть раньше – в рамках инициированного группой депутатов Мажилиса законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов".
Мы ждем положительного заключения Правительства по ранее направленной редакции законопроекта и надеемся, что Владимир Сергеевич также возьмет этот вопрос под свой контроль.
Озвученные сегодня проблемы, связанные с необходимостью внесения изменений в закон "О газе и газоснабжении", мы готовы рассмотреть в рамках рабочей группы по этому законопроекту.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.10.2014
Сенаторы ратифицировали ряд международных документов 31.10.2014
Рассмотрены вопросы кадровой политики 31.10.2014
В Сенате прошла презентация законопроекта по изменениям республиканского бюджета на 2014–2016 годы 31.10.2014
Мажилис: дебаты о культуре 31.10.2014
Обращение Генеральной прокуратуры Республики Казахстан 31.10.2014
"Мы готовим востребованных специалистов, а не армию безработных" 31.10.2014
Вопросы взаимодействия Казахстана и ОИС обсудили на встрече в МИД РК 31.10.2014
В Пекине состоялись казахстанско-китайские межмидовские консультации 31.10.2014
Казахстану не нужны иностранные миссионеры 31.10.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz