Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Концепции культурной политики Республики Казахстан".
Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов
О Концепции культурной политики Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию культурной политики Республики Казахстан (далее – Концепция). 2. Правительству Республики Казахстан: 1) утвердить План мероприятий по реализации Концепции; 2) принять иные меры, вытекающие из настоящего Указа. 3. Центральным государственным и местным исполнительным органам: 1) руководствоваться в своей деятельности Концепцией и принять необходимые меры по ее реализации; 2) обеспечить согласованность принимаемых документов системы государственного планирования с Концепцией. 4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан. 5. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.
Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев
УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Республики Казахстан от 2014 года №
КОНЦЕПЦИЯ культурной политики Республики Казахстан
"Традиции и культура – это генетический код нации" Н.А. Назарбаев
1. Введение Долгосрочная Концепция культурной политики Республики Казахстан (далее – Концепция) разработана в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года "Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее". Стратегической доминантой новой культурной политики является выдвинутая Главой государства национальная идея "Мәңгілік Ел", призванная консолидировать казахстанский народ с его богатым культурным наследием и творческим потенциалом на успешное достижение цели вхождения Республики Казахстан в число 30-ти развитых стран мира. Сегодня развитие культуры и культурного потенциала входит в число важнейших приоритетов развития многих народов и государств мира. Одним из важнейших критериев успеха выступают уровень развития культуры, наличие эффективно работающей инфраструктуры культурных институтов и механизмов, обеспечивающих сохранение и обогащение национального и мирового культурного наследия, создание, трансляцию и потребление качественных культурных ценностей, плодотворный культурный обмен и духовно-творческую самореализацию личности. Культурная политика успешного государства направлена на обеспечение устойчивого развития общества на основе формирования созидательных ценностных ориентиров и является качественным измерением развития всех важных аспектов жизнедеятельности общества и государства. Достижения в сфере культуры не измеряются только работой ведомств, учреждений культуры, количественными показателями статистики и наличием известных имен. Культура сегодня – это мощный инструмент духовно-эстетического развития личности, формирования национального единства и интеграции страны в мировое сообщество. Современный подход к пониманию роли культуры обуславливает необходимость формирования новой социокультурной среды, в которой происходит изменение отношения общества к творческой активности как одному из аспектов успеха личности, бизнеса и государства в целом. В таких условиях на передний план выходят креативность и конкурентоспособность. Сфера культуры становится одним из ресурсов экономики, привлекательной инвестиционной сферой для бизнес-инициатив, что позволяет вывести отдельные виды искусства и организации культуры на экономически прибыльный (рентабельный) уровень: киноиндустрия, анимация, цирковое искусство, музейная, концертная и театральная деятельность и др.
2. Общее видение развития сферы культуры в Республике Казахстан
2.1. Анализ текущей ситуации Исторически сложившаяся и получившая интенсивное развитие за годы независимости инфраструктура отрасли служит базовой платформой для дальнейшего развития казахстанской культуры. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике на 1 января 2014 года в стране действует 62 театра, 4 185 библиотек, 45 концертных организаций, 3 164 учреждений клубного типа, 125 организаций, осуществляющих кинопоказ и производство кинофильмов, 224 музея, 112 парков развлечений и отдыха, 5 зоопарков и 5 цирков. Из них, в частной собственности находится 40 библиотек, 198 клубов, 9 театров, 11 концертных организаций, 81 организация, осуществляющая кинопрокат, 47 парков развлечений и отдыха и 1 музей. В стране открыты уникальные по своей архитектуре Центральный концертный зал "Казахстан", самый масштабный в Центральной Азии театр оперы и балета "Астана-Опера", Национальный музей Республики Казахстан, призванный стать крупнейшим в стране местом свода знаковых ценностей культурного наследия. Инфраструктура отрасли позволяет обслуживать в среднем более 90,5 миллионов человек в год. Соотношение доли государственного и частного сектора составляет соответственно: 94,9% и 5,1%. Практически все существующие направления, жанры и стили получили свое развитие в классической, народной и массовой культуре. Казахстанское музыкальное, изобразительное, кино- и театральное искусство достойно представлено на различных международных фестивалях искусств, выставках, форумах, биеннале и конкурсах. Лучшие мастера искусств имеют возможность стажироваться на самых престижных площадках мирового искусства. На театральных площадках страны ежегодно ставится более 10 тысяч спектаклей, 300 из них – это новые постановки отечественных и зарубежных хореографов, балетмейстеров, режиссеров, произведения творческих конкурсов "Тәуелсіздік толғауы". Активно развивается отечественная киноиндустрия. На киностудии АО "Казахфильм" обеспечена полная современная технологическая цепочка кинопроизводства, позволяющая снимать фильмы разных жанров и форматов. По поручению Главы государства ведется работа по расширению фонда Казахской национальной электронной библиотеки – КазНЭБ, призванного стать основным интеллектуальным ресурсом нации. Объем электронного каталога составляет 18 000 библиографических записей. Ежегодно по запросам дистанционных пользователей принимается и отрабатывается в среднем 1 500 заказов на изготовление е-копий книг. В рамках популяризации казахстанской культуры за рубежом мероприятиями в формате Дней культуры за последние несколько лет охвачены практически все страны СНГ, ведущие государства Европы и Азии, Ближнего Востока. В ходе реализации Государственной программы "Мәдени мұра" был осуществлен комплекс мероприятий, результатом которых стали открытие новых памятников истории и культуры, консервация, реставрация и реконструкция значимых историко-культурных объектов, создание базы для целостной системы изучения культурного наследия страны. Проведена масштабная инвентаризация отечественных памятников истории и культуры, утверждены государственные списки памятников истории и культуры республиканского (218 памятников) и местного (11 277) значения. В рамках уникальных проектов "Қазақтың дәстүрлі мың күйі", "Қазақтың дәстүрлі мың әні" и "Батырлар жыры" систематизированы лучшие образцы народного творчества. По линии международного сотрудничества Казахстан ратифицировал основные конвенции в сфере культуры: Конвенцию 1972 года об охране всемирного культурного и природного наследия, Конвенцию 2003 года об охране нематериального культурного наследия (НКН), Конвенцию 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В Список всемирного наследия ЮНЕСКО включены памятники культуры – мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи и петроглифы археологического ландшафта Тамгалы, а также объект природного наследия "Сарыарка – степи и озера Северного Казахстана". Восемь казахстанских объектов Семиреченского отрезка Шелкового пути: Талгар, Каялык, Карамерген, Актобе "Степнинское", Орнек, Кулан, Костобе, археологический комплекс "Акыртас" вошли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в составе серийной транснациональной номинации "Шелковый путь: сеть маршрутов Чанань-Тянь-Шанского коридора". В целом, потенциал отрасли достаточно высокий, о чем свидетельствует стабильная динамика роста потребления культурных услуг. Только за последние десять лет на 35% повысился показатель посещаемости театров, на 18% выросло число постоянных читателей библиотек, в 5 раз увеличилось количество зрителей кинотеатров. Однако при интенсивном росте показателей отрасли в целом, по- прежнему низким остаются социальный статус и престиж работников сферы культуры и искусства. Среднемесячная заработная плата работников отрасли составляет 61-72% от аналогичного показателя по всем областям деятельности в республике. Фонд заработной платы по указанному виду деятельности составляет 1,3% от общего фонда заработной платы по стране. Динамика создания новых рабочих мест в сфере культуры свидетельствует об отставании отрасли от среднереспубликанского показателя занятости. На основе анализа текущей ситуации можно выделить следующие проблемы отрасли: 1) отсутствие эффективной координации в принимаемых решениях органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также сохраняющаяся диспропорция в развитии сети организаций культуры, особенно на селе; 2) существует несоответствие между необходимостью развития сети учреждений культуры и возможностями бюджета по их содержанию; 3) отсутствует системный подход к развитию творческого потенциала молодежи и детей; 4) не получают должного развития и поддержки современные направления искусства и его новые течения; 5) недостаток современных произведений искусства, воплощающих национальные духовные ценности и ориентиры в ярких художественных образах; 6) отсутствие научного подхода и взаимосвязи теории и практики искусства: рассредоточены и не согласованы между собой художественное образование, искусствознание, музейное дело, археология, реставрация, туризм, кино, театр; 7) музеи и музеи-заповедники не достаточно используют потенциал развития научно-исследовательской деятельности; 8) не развиты институты меценатства, спонсорства и волонтерства, слабо используется потенциал государственно-частного партнерства в сфере культуры; 9) нет стратегии развития культуры досуга и культурного сервиса. Действующая нормативно-правовая база в сфере культуры не в полной мере соответствует требованиям современных инновационных и интеграционных процессов, не учитывает потребности регионов, моногородов и отдаленных сел. Действующая система творческого образования в стране, имея высокие показатели в подготовке кадров по музыкальному, балетному, исполнительскому, изобразительному искусству, не охватывает весь спектр потребностей в специалистах в области кино, анимации, живописи, скульптуры, графики, дизайна, декоративно-прикладного искусства, музейного, реставрационного, библиотечного дела. Художественное образование требует системного преобразования подготовки творческих специальностей на всех уровнях обучения. Кадровый дефицит тормозит появление и развитие нового "креативного" класса – активной и массовой социальной группы, доля которой, например, в США уже превышает 30% населения. Отдельного внимания требует развитие науки во всех сферах искусства, музееведения и культурологии. Сегодня практически нет скоординированной политики проведения научных исследований в области музейного дела, истории, археологии, этнографии, реставрации, искусствоведения и культурологии. Научные и практические результаты, артефакты, историко-культурные объекты не получают должной интерпретации и не интегрированы в современные процессы наследования ценностей и формирования культурной идентичности. Отсутствует должное внимание к развитию молодежной культуры, а также системы поддержки детского и юношеского творчества и художественно-эстетического образования. Данная ситуация обусловила массовую ориентированность общества, особенно молодежи, на инокультурные ценности и идеалы, что отрицательно влияет на формирование устойчивой шкалы ценностей и культурного иммунитета. Отсутствует стратегия производства различных видов детской культурной продукции (в том числе анимационной), призванной воспитывать эстетический вкус, нравственность, прививать интерес и уважение к отечественной культуре. Не в полной мере реализован потенциал интегрирования в мировой культурный процесс на условиях партнерства и конкуренции многих отраслей культуры и искусства Казахстана. Укреплению статуса казахстанской культуры в мире может и должна способствовать реализация узнаваемых имиджевых проектов – международных конкурсов и фестивалей, развития туристических транснациональных маршрутов и кластеров. Слабое развитие креативных индустрий и информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры и искусства, при наличии больших возможностей, не позволяет сформировать инновационный подход к развитию отрасли и обеспечить широкий доступ к продуктам и услугам культуры.
Модели культурной политики Существуют разные пути и подходы в области культурной политики, и каждое развитое государство руководствуется собственной уникальной стратегией, обусловленной существующим историко-культурным опытом, объективными политическими и экономическими преимуществами. Модели культурной политики ориентированы на следующие основные приоритеты: защита существующих культурных ценностей, поддержка и продвижение культурного творчества, развитие культурной жизни (среды). Управление (планирование), финансирование и законодательное обеспечение являются основными аспектами культурной политики современных развитых и развивающихся стран. Модели управления: 1) харизматическая политика – усилия государства нацелены на выстраивание прочной системы ценностей, поддержку имиджевых проектов, творческих организаций, коллективов и личностей, имеющих общенациональное и мировое значение; 2) политика доступности – основные усилия государства направлены на продвижение элитарной культуры и искусства, формирование вкусов и высоких эстетических ценностей среди широких слоев населения; 3) политика культурного самовыражения – размываются классическая культурная иерархия и эстетические категории, главенствующую роль играет любая попытка культурной самоидентификации и самовыражения (этническая, социальная, профессиональная и др.). Основу любой модели управления в сфере культуры определяет принцип высокого участия государства в создании единого культурного пространства страны. Вместе с тем, в мировой практике не сформировано четких и универсальных стандартов развития сферы культуры и критериев ее успешности. Каждая страна определяет набор задач и инструментов культурной политики с учетом собственных особенностей и возможностей и видения стратегических перспектив. Существует ряд общемировых тенденций, характеризующих современный вектор культурной политики развитых стран, важнейшими из которых являются: 1) содействие творчеству и генерация творческой свободы; 2) обеспечение сохранности культурного наследия, защиты национальной культуры и языка; 3) создание равных возможностей участия в культурной жизни всех слоев населения; 4) создание условий для творческой реализации молодежи, в особенности детей; 5) интеграция культурного и социо-экономического развития общества и др. Для Казахстана важен синтез положительных элементов лучших мировых практик представленных моделей управления. Поддержка баланса интересов государства, общества и личности в динамично развивающихся процессах сферы культуры является наиболее оптимальным принципом культурной политики стабильного и успешного государства.
Модели финансирования США: государственная поддержка культуры имеет мощную идеологическую основу и позиционируется как "государство-вдохновитель". Финансирование обеспечивают гранты, фонды и спонсоры. Миссия культуры включает продвижение американской системы ценностей и образа жизни в глобальных масштабах, формирование особого имиджа США как защитника демократии, прав и свобод человека во всем мире. Россия: действует Государственная программа "Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы", основная цель которой – духовно-нравственное развитие личности и государства, укрепление единого культурного пространства страны и духовного единства многонационального народа. Основной источник финансирования – федеральный бюджет. Прямое финансирование в России обеспечивает в среднем до 80% доходов массовых организаций культуры. Налоговые льготы для частных пожертвований, спонсоров и меценатов выражаются в уменьшении налогооблагаемой базы по прибыли на величину пожертвований на развитие культуры и искусства. Налогооблагаемая прибыль в этих случаях уменьшается для предприятий до 5%, а для банков – до 3%. Культурная политика России основана на национальном понимании культуры и ее социальной роли. Китай: выделяется два направления культурной политики – традиционное, которое финансируется и контролируется государством: идеология, социальные культурные услуги, творчество, научные исследования, охрана культурного наследия, а также индустрия культуры, производящая продукты культуры в условиях свободной конкуренции. Государственное финансирование сочетается с негосударственными формами инвестиций: поощрение инвестирования, расширение финансовых фондов в сфере культуры, государственное кредитование прорывных и высокотехнологичных проектов и др. Правительство через основание фонда развития культуры и коммерческие предприятия в сфере культуры создало эффективный механизм формирования сферы культурной индустрии. Великобритания и Канада: государство берет на себя основное финансовое бремя по поддержке национальной культуры, не участвуя при этом в его распределении – принцип "вытянутой руки". Эту функцию осуществляют независимые административные органы, которые, в свою очередь, передают финансовые средства специальным комитетам и группам экспертов. Корпоративное спонсорство выступает важным механизмом финансирования культуры, паритетным с государственными усилиями. Германия: бюджетное финансирование осуществляется главным образом региональными и местными властями, признается доминирующее значение экономической свободы. Политика в сфере культуры наряду с государственным включает частное и общественное финансирование с развитыми механизмами системы грантовой поддержки. Франция: финансирование культуры осуществляется центральными, региональными и местными органами власти и в небольшой степени частным сектором. Центральные органы берут на себя обязательства по реализации проектов национального уровня. Действуют советы по делам культуры. Швеция, Норвегия, Дания основываются на существовании сильной администрации в сфере культуры на центральном уровне, которая играет роль координатора в деятельности всех участников культурной политики, в частности, в региональных и местных сообществах. Австрия: государственное субсидирование культурных организаций в Австрии составляет от 75% до 100%. В Австрии, как и во Франции, государственное финансирование осуществляется на трех основных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Южная Корея, Малайзия, Сингапур: восточноазиатский вариант культурной политики заключается в возрождении социально привлекательной роли культуры посредством формирования социальной ответственности, социальной сплоченности, возрождения городов, охраны окружающей среды. Большое значение уделяется институтам культуры, творческим индустриям, поддержке экономически-ориентированных проектов с целью увеличения объема туризма. Анализ мирового опыта показал, что заинтересованность государства и грамотно выстроенная политика в сфере культуры способствуют социальной стабильности, формированию и преемственности системы ценностей, патриотизма и национальной идентичности, стимулируют инновационное развитие отрасли и устойчивый экономический рост. С учетом лучших мировых практик для Казахстана особенно актуально выстроить действенные правовые механизмы поддержки спонсорства и меценатства в области культуры по примеру таких стран как США, Великобритания, Германия, Южная Корея и Сингапур. Современный мировой опыт показывает высокую успешность гибких кластерных структур. Точечная концентрация на прорывных направлениях позволит задать ориентиры для развития отрасли культуры в целом. Также важно сохранять государственное финансирование социально значимых проектов и некоммерческих отраслей – особенно классического и академического искусства по примеру России, Китая, Франции, Австрии и др. Оптимальным является опыт Франции, где центральные органы берут на себя обязательства по реализации проектов национального уровня и действуют советы по делам культуры.
2.2. Обоснование необходимости долгосрочной Концепции культурной политики Республики Казахстан Динамика и характер изменений, которые произошли за последние десятилетия в нашей стране и мире, требуют пересмотра подходов и методов поддержки и развития культурной сферы. Эпоха глобализации способствовала трансформации многих институтов, включая культуру, как важнейший фактор ускорения социальной, экономической и политической модернизации, обеспечивающий движение к постиндустриальному обществу через партнерство и диалог. Культурная политика является одной из наиболее эффективных средств формирования национального единства. Она осуществляется путем государственной поддержки процессов культурной жизни в обществе и воспитания граждан средствами культуры. Важнейшим условием формирования новой модели культурной политики является единение интересов общества и государства. Современная казахстанская культура нуждается не только в защите от вызовов и угроз глобализации, но и создании собственной культурной ниши в мировом культурном пространстве.
2.3 Культурный код нации Современная казахстанская культура имеет все предпосылки для активного участия в глобальном культурном диалоге со своей сложившейся историко-культурной основой генетического кода нации. Основными составляющими культурного кода нации являются наследие, традиции, обычаи, язык, семья, хозяйственные системы (жизненный уклад), праздники. Жизнеспособная культура проходит свой естественный путь развития и трансформации, сохраняя свой стрежень. Идентичность может дать сбой в случае, когда ценности своей культуры окажутся малопривлекательными и ее может заместить другая, способная увести от истоков духовных и нравственных ценностей исконной культуры. Одним из важных векторов культурного развития современного Казахстана являются сохранение, исследование и трансляция культурного наследия. Культурное наследие – это неисчерпаемый потенциал консолидации и успешного развития нашего общества и государства. Государственная культурная политика должна быть направлена на духовное, культурное, национальное объединение общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей творческой, ответственной личности. Мировой опыт показывает, что технология трансляции и интеграция культурного наследия нации лежат в основе формирования современных культурных кластеров: от научных изысканий до культурного туризма. Катализатором развития кластеров являются креативные индустрии, позволяющие сделать культурное наследие неотъемлемой частью повседневности, живой и постоянно развивающейся традиции, актуальной для нового поколения. Язык является основным элементом культуры и непременным условием формирования нации и ее единства. Сохранение и развитие казахского языка составляют важнейшую задачу культурной политики нашего государства. Интеграция казахстанской культуры в мировое сообщество обеспечивается государственной языковой политикой, которая предусматривает триединство языков: казахский, русский, английский. Обычаи и традиции как устойчивая система поведения человека в разных сферах жизнедеятельности, передающаяся из поколения в поколение, сохраняют неповторимую самобытность и выражают душу народа. Их своеобразие связано со спецификой природной среды и хозяйственного уклада. Следует сохранять и продвигать элементы материальной и нематериальной культуры казахского народа. Благодаря институту семьи обеспечивается преемственность поколений. Важнейшей задачей культурной политики является культивирование в общественном сознании понимания ценности семьи как залога благополучия жизни человека и общества. Национальные праздники аккумулируют богатство и разнообразие традиций, ритуалов, обычаев, зрелищ, обрядов, игр, торжеств и т.д. Празднования общенародных, государственных праздников являются консолидирующим фактором общественного сознания, направляя его в позитивное русло, формируя чувства гордости и патриотизма. Огромную роль играют формирование национальных образов, культивирование традиций праздничных мероприятий, способных сплотить народ. Поддержка традиционных ценностей, формирование и развитие нравственных ориентиров, определяющих национальную идентичность, осуществляются через развитие языка, сохранение культурно-исторических ценностей, традиций, национальных праздников, традиционных промыслов и ремесел.
3. Общие подходы и основные принципы культурной политики Республики Казахстан
3.1. Цель и задачи Цели: развитие единого культурного пространства страны, формирование конкурентоспособной культурной ментальности и высокой духовности казахстанцев, современных культурных кластеров, влияющих на успешное развитие экономики и формирование позитивного международного имиджа страны. Задачи: 1) формирование духовно-нравственных ориентиров граждан, нового казахстанского патриотизма и устойчивой системы ценностей; 2) развитие всеказахстанского культурного пространства на основе сохранения национального многообразия и гармоничного развития культуры народа Казахстана; 3) интеграция отечественной культуры в мировое культурное пространство, широкое продвижение историко-культурного наследия Казахстана в стране и за рубежом, формирование собственных национальных брендов; 4) создание условий для интенсивного развития конкурентоспособной культурной среды и современных культурных кластеров; 5) дальнейшее сохранение и популяризация историко-культурного наследия в новой Государственной программе "Мәңгілік Ел"; 6) создание ярких художественных образов, воплощающих лучшие образцы современности, примечательные исторические события и артефакты, культурное наследие и традиции, тиражируемые посредством всех видов, жанров и направлений искусства – кино, анимации, литературы, живописи и др.; 7) широкое использование историко-культурного ландшафта страны для развития внутреннего и въездного культурного туризма.
3.2. Общие подходы Реализация Концепции культурной политики Республики Казахстан будет осуществляться на основе системы подходов и принципов, обусловленных глобальными векторами долгосрочного развития, согласно Стратегии "Казахстан-2050" и "Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти развитых государств мира". В основе государственной политики в сфере развития культуры лежат следующие подходы: 1) системность и комплексность развития всех направлений культуры во взаимосвязи; 2) историческая преемственность и непрерывность поступательного развития культуры; 3) обоснованность и приоритетность; 4) инклюзивность и социальная направленность; 5) инновационность и креативность. Человеческий капитал, творческий ресурс, системная государственная поддержка и бизнес-инициативы должны стать прочным фундаментом интенсивного развития конкурентоспособной культурной среды, которая в свою очередь является главным показателем успеха государства и общества в экономике, социальной и культурной жизни.
3.3. Основные принципы Реализация Концепции культурной политики Республики Казахстан будет основываться на следующих принципах: 1) приоритетность национального культурного наследия, определяющего самобытность и национальную идентичность отечественной культуры в глобальном мире; 2) признание культуры как фактора роста и мощного ресурса социального развития; 3) уважение культурного многообразия страны, поддержка и развитие культур и традиций полиэтничного Казахстана; 4) свобода творческой личности и форм культурного самовыражения; 5) единство культурной среды на базе новых институциональных объединений, современных культурных кластеров и передовых технологий. Данные принципы являются ядром формирования новой культурной конкурентоспособной ментальности, в основе которой – выстроенная система ценностей, творческая активность, способность создавать востребованный продукт культуры. Отечественная культура должна выйти на качественно новый уровень и стать широко узнаваемой в мире. Создание условий для формирования конкурентоспособной культурной среды предполагает сочетание следующих механизмов: 1) совершенствование системы управления в сфере культуры; 2) единое образовательное пространство сферы искусства; 3) развитие науки, реализация международных исследовательских программ; 4) широкое применение информационных и инновационных технологий в сфере культуры; 5) развитие современных культурных кластеров. Совершенствование системы управления в сфере культуры предполагает использование практики привлечения частных инвестиций, меценатства и др.. Изменение институционального поля культуры, повышение эффективности менеджмента организаций будут способствовать глубокой модернизации отрасли. С целью привлечения культурного сообщества и координации управленческих вопросов в сфере культуры предлагается создание Национального совета по литературе и искусству при Президенте Республики Казахстан и художественных советов по отраслям при уполномоченном органе в сфере культуры Республики Казахстан. Национальный совет по литературе и искусству при Президенте Республики Казахстан станет главным консультативно-совещательным органом в вопросах реализации культурной политики, в состав которого войдут депутаты и члены Правительства Республики Казахстан, выдающиеся творческие личности, руководители творческих союзов и организаций культуры, эксперты, общественные деятели и представители бизнес-сообщества. Рабочим органом Национального совета по литературе и искусству при Президенте Республики Казахстан станет уполномоченный орган в сфере культуры Республики Казахстан. Будут созданы художественные советы по театральной, музыкальной и концертной деятельности, цирковому искусству, киноиндустрии, музейному делу и археологии, изобразительному искусству, архитектуре и дизайну, литературе и книгоизданию при уполномоченном органе в сфере культуры Республики Казахстан. Художественные советы в тесном взаимодействии с творческими союзами будут обеспечивать координацию деятельности институциональных объединений в форме отраслевых кластеров с целью создания конкурентоспособного отечественного продукта высокохудожественных произведений и предметов культуры и искусства. Вопросы культурного развития регионов должны решаться на уровне местных исполнительных органов с учетом рекомендаций Национального совета по литературе и искусству при Президенте Республики Казахстан. Основная цель новой координирующей структуры управления – это эффективная реализация культурной политики с консолидированной платформой, направленной на формирование репертуара, гастрольной деятельности, решение вопросов кадровой политики. Необходимы активизация существующих и учреждение новых общественных Союзов, ассоциаций, фондов, неправительственных организаций и т.п. в сфере культуры и искусства. Субъектами реализации культурной политики наряду с государственными структурами призваны стать социальные и бизнес-институты, творческие сообщества, наделенные определенными полномочиями, реальными мотивациями и защищенные законодательными гарантиями. Развитие государственно-частного партнерства предполагает гармоничное сочетание государственного финансирования с негосударственными формами инвестиций. В качестве возможных механизмов сотрудничества в сфере культуры могут рассматриваться концессиональные модели и схемы, когда государство предоставляет частному бизнесу право пользования объектом при условии сохранения основного профиля его деятельности. Это могут быть галерея, историческое здание или историко-культурный памятник, находящиеся в государственной собственности. Необходимо развивать долговременное сотрудничество национальных компаний с организациями культуры в целях поддержки и развития социально-культурной сферы. Вопросы совершенствования механизмов стимулирования меценатства и спонсорства в сфере культуры планируется рассмотреть в рамках разрабатываемого Закона Республики Казахстан "О благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности".
Единое образовательное пространство сферы искусства. Современная образовательная парадигма должна быть ориентирована, прежде всего, на развитие личности-созидателя и творца высоких духовно-нравственных и эстетических ценностей. Необходимо сформировать новую модель образования в сфере культуры, основанную на принципах непрерывности, преемственности, творческой и профессиональной компетентности, дуального обучения. С учетом мировой практики, которая успешно реализуется во Франции, Китае, Южной Корее, России и других странах, ведущие специализированные учебные заведения в сфере культуры и искусства должны находиться в ведении профильного ведомства. Данный механизм позволит обеспечить подготовку творческих работников и ориентировать государственную культурно-образовательную политику на потребности рынка труда в сфере культуры и искусства. Широкое применение информационных и инновационных технологий в сфере культуры является важным фактором развития новых форм культурных коммуникаций и объединения культурного пространства всей страны. Феноменом современного мира является е-культура, обеспечивающая широкий доступ к продукту культуры. В рамках масштабной социальной модернизации страны Глава государства поставил задачу по развитию инновационных форм доступа к интеллектуальной информации и значительному расширению фонда Казахской национальной электронной библиотеки. Все книги, выпущенные по программе социально значимых изданий, должны быть включены в данную систему. До 2020 года необходимо обеспечить 100% оцифровку библиотечных фондов страны. До 2025 года планируется создать сеть виртуальных музеев и перевести в электронный формат все музейные фонды, записи концертов, значимые элементы материального и нематериально историко-культурного наследия. Доступ к информации может быть обеспечен путем создания нового виртуального портала "E-culture.kz", который позволит сфокусировать культурную жизнь страны на одном популярном ресурсе. Это самый доступный формат для продвижения культуры и искусства Казахстана в мировое пространство и возможности сделать широко узнаваемыми их.
Развитие современных культурных кластеров. Конкурентоспособность культурной среды обеспечивается в первую очередь посредством кластерных структур. Культурный кластер – это творческий сектор экономики, обеспечивающий взаимодействие между творчеством, образованием и наукой, экономикой и бизнесом, создающий конкурентоспособный продукт. Кластерный подход – это прежде всего новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом. Культурный кластер обеспечивает экономический, корпоративный, художественный, имиджевый и технологический эффект. Стратегические задачи развития отрасли определяют два направления формирования культурных кластеров: творческие и культурно-туристские.
3.4. Интеграция в международное культурное пространство Казахстанская культура должна стать активным участником глобального культурного диалога, что является одним из ключевых показателей сформированности конкурентоспособной культурной среды. Укрепление и расширение культурно-гуманитарного сотрудничества с международными организациями культуры, разработка совместных творческих и исследовательских программ, проектов по развитию различных отраслей культуры и науки и искусства с ведущими зарубежными культурными, исследовательскими и экспертными и образовательными институциями выступает основным условием диалога. Потенциальной базой научно-исследовательской работы могут стать музейный кластер страны и реализация программы по сохранению историко-культурного наследия "Мәңгілік Ел" по аналогии с Государственной программой "Мәдени мұра". Реализация данного проекта обеспечит духовную преемственность и самоидентификацию поколений. Основной акцент данного направления делается на дальнейшую охрану и популяризацию материального и нематериального наследия с привлечением авторитетных зарубежных экспертов, научно-исследовательских институтов и консалтинговых организаций. Широкое применение лучших мировых практик и стандартов охраны, консервации, реставрации и реконструкции историко-культурного наследия позволит поднять искусствоведение и музееведение, историческую, археологическую, этнографическую науки на качественно новый уровень. Поддержка сообществ, передающих народные знания и умения, образы и язык, обычаи и нравы семейной и обрядово-праздничной жизни, будет способствовать сохранению нематериального культурного наследия Казахстана. Необходимо сформировать, систематизировать и регулярно обновлять национальный реестр нематериального культурного наследия, провести инвентаризацию его элементов во всех регионах Казахстана и широко продвигать элементы нематериального культурного наследия в список ЮНЕСКО. Сотрудничество с ведущими зарубежными организациями, такими как ЮНЕСКО, ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест), ТЮРКСОЙ (Международная организация тюркской культуры), ИСЕСКО (Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры) и др. позволит реализовать комплекс задач по охране и восстановлению историко-культурного наследия страны, развивать все направления отечественного искусства и активно популяризировать его за пределами государства. Стратегически важным является расширение международно-правовой базы в сферах многостороннего культурно-гуманитарного сотрудничества и присоединения к наиболее важным, отвечающим интересам страны договорам, конвенциям и соглашениям. Присоединение Казахстана к Конвенции ЮНЕСКО "Об охране и поощрении форм культурного самовыражения" будет способствовать созданию условий для свободного взаимодействия, сближению культур, продвижению политики межкультурного диалога, как на национальном, так и международном уровнях. В итоге, Казахстан может стать одним из центров развития мировой культуры и искусства, исторической науки, археологии и искусствоведения, ведущей международной школой повышения профессионального мастерства и творческого роста. В частности, будет прорабатываться возможность открытия в Астане штаб-квартиры новой международной организации в области культуры – Евразийского совета по культурному развитию "Silk Road".
4. Современные культурные кластеры
4.1. Творческие кластеры Творческие кластеры будут способствовать развитию отдельных сфер культуры и искусства, повышению уровня интерактивности культурных продуктов, формированию благоприятной креативной среды, укреплению конкурентных преимуществ творческих объединений и организаций культуры в целом. Тип творческих кластеров зависит от концепции, природы возникновения и преобладающих составляющих элементов этих объединений. Существует два основных подхода к формированию кластерных структур: однородный, основанный на принципе объединения одного сектора отрасли вне формальных административно-территориальных границ, а также многопрофильные, локализованные в пределах определенной территории (города, района, области). С учетом специфики поставленных задач по формированию единого культурного пространства страны применительно к современному Казахстану целесообразно использовать оба подхода. Творческие кластеры, представленные однородными секторами отрасли, включают в себя: музейное дело; литературу, книгоиздание и библиотечное дело; изобразительное искусство, дизайн и архитектуру; театральное, хореографическое, музыкальное, исполнительское и цирковое искусство; киноиндустрию, анимацию и национальное телевидение.
Музеи как опорные центры развития науки и исследовательской деятельности В современном мире музей – это центр науки, образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций. В рамках реформирования музейного дела до 2020 года планируются расширение функции музеев до культурно-образовательных и имиджевых центров и создание условий для развития научно-исследовательской деятельности, взаимодействия с исторической наукой, археологией, реставрацией, искусствоведением, этнографией (по примеру Смитсоновского института США, объединяющего девятнадцать музеев и галерей, Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Лувра в Париже и др.). В связи с этим будут рассмотрены вопросы укрепления материально-технической базы фондохранилищ. Создание художественного совета по музейному делу будет содействовать координации работы музеев страны, укреплению музейной сети, формированию системы популяризации и широкой презентации основных музейных фондов, их экспонирования в стране и за рубежом, широкой межмузейной интеграции. Музеи Казахстана должны стать опорными центрами взаимодействия и сотрудничества научных учреждений, архивов, библиотек в целях широкой популяризации и интерпретации историко-культурного наследия в современном формате. Все музейные фонды должны быть широко доступны, переведены в электронный формат и представлены в виртуальном пространстве. На системном уровне должны быть пересмотрены подходы к формированию художественных фондов ведущих музеев Казахстана, ориентированных на экспонирование артефактов, имеющих мировую ценность. Зарубежный опыт показывает, что ядром формирования музейного пространства являются шедевры мирового уровня, такие как "Джоконда" в Лувре, "Сикстинская Мадонна" в Дрезденской галерее, "Туринская плащаница" в Турине и т.д., что делает музеи имиджевыми центрами притяжения массового туристического потока. Важным шагом на этом пути станет популяризация в музее уникального артефакта, легендарной исторической реликвии международного масштаба. Учитывая, что основной объем туристических потоков ориентирован на посещение объектов культуры, сакральных мест и историко-культурных ландшафтов, заданный приоритет будет иметь эффективную отдачу.
Музеи-заповедники Необходимо пересмотреть и концепцию работы музеев-заповедников Отрарского государственного археологического заповедника-музея, Национального историко-культурного заповедника-музея "Ордабасы", государственных историко-культурных заповедников-музеев "Памятники древнего Тараза", "Азрет-Султан", "Иссык", "Берель"; историко-культурных и природных заповедников-музеев "Тамгалы", "Улытау"; литературно-мемориального заповедника музея Абая "Жидебай-Борили". Эти уникальные объекты должны стать мировыми центрами культурного туризма. Их развитие будет осуществляться на основе утвержденных генеральных планов и четко скоординировано с реализацией Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года. Единая стратегия развития региональных музеев и музеев-заповедников обеспечит научный и творческий обмен с ведущими музеями мира и международными организациями. До 2030 года Казахстан должен стать одним из международных центров развития исторической науки, археологии и искусствоведения.
Литература, книгоиздание и библиотечное дело Литература была и остается одной из ведущих сфер культуры, формирующей духовно-ценностную ориентацию общества. Для полноценной реализации государственной культурной политики необходимо акцентировать внимание на дальнейшем развитии казахской литературы, являющейся ярким отражением состояния духовности современного общества и его ценностных ориентиров. В данном направлении ведущую роль должен сыграть художественный совет по литературе, книгоизданию и библиотечному делу, который обозначит основные концепты развития литературы в стране, объединит лучшие творческие ресурсы, обеспечит широкий поиск и вовлечение молодых талантов. Издание социально значимой литературы, направленной на формирование культурной ментальности казахстанцев, патриотизма, ценностных установок и ориентиров для молодежи, является приоритетом государственной культурной политики. Политика в области издательской деятельности будет ориентирована на литературу, воплощающую лучшие образцы современности, историческое наследие, события и образы выдающихся личностей истории и культуры, героев нашего времени во всех жанрах и направлениях, включая детскую литературу, классику, антологию мировой, национальной поэзии и прозы. Библиотеки Казахстана должны стать многофункциональными информационными и досуговыми центрами, обеспечивающими в современном удобном формате широкий доступ к накопленному общественному знанию. Ключевой задачей современной библиотеки является формирование информационной культуры общества, устойчивого интереса к чтению, языкам, отечественной истории и культуре.
Изобразительное искусство, дизайн и архитектура Рассматривая изобразительное, декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектуру как творческие кластеры, следует учитывать, что особенность их продуктов закрепляется в массовом сознании как визуальный образ народа, времени и страны. Данная специфика является одной из основных форм в создании и продвижении национальных культурных брендов. Архитектура и дизайн, являясь социально значимыми видами искусства, формируют культурно-исторический ландшафт страны и эстетику среды обитания человека, а также организуют социокультурное пространство. Деятельность художественного совета по изобразительному искусству, архитектуре и дизайну будет направлена на координацию работы по продвижению арт-кластеров, созданию благоприятных условий для творческих арт-индустрий, поддержку новых направлений современного искусства и народного творчества.
Театральное, музыкальное, хореографическое, исполнительское и цирковое искусство Стратегически оптимальным шагом станет вовлечение культурных учреждений, включая областные театры, концертные и цирковые организации, в орбиту республиканской культурной политики при их активном участии в художественных советах и развитии соответствующих отраслевых культурных кластеров. Театральное искусство Казахстана развивается, сохраняя самобытность в условиях интеграции театральных традиций всего Казахстана. С целью обеспечения равного доступа к театральному искусству жителей городов и сельского населения, а также продвижения лучших казахстанских постановок на международном театральном пространстве, необходим системный подход к организации гастрольной и фестивальной деятельности. Необходимо создавать благоприятные условия и возможности для профессионального роста, в том числе на всемирно признанных сценах, и создания сценических площадок мирового уровня в нашей стране. Институциональные структуры данных объединений требуют централизованного решения системных вопросов в области координации репертуарной политики, гастрольной деятельности, повышения сценического мастерства, подбора и подготовки кадров. Данный подход позволит консолидировать имеющиеся ресурсы и добиться максимальной рационализации их деятельности, нивелирования региональных диспропорций в развитии, унификации подходов социальной поддержки кадров. К 2030 году наша страна должна стать ведущей международной школой повышения профессионального мастерства и творческого роста. Для сохранения и развития богатого наследия музыкальной культуры Казахстана нужны действенные меры по поддержке композиторов и исполнителей традиционной и классической музыки, талантливых народных исполнителей. Сохранение видов и жанров казахской традиционной музыкальной культуры является приоритетной задачей в рамках реализации международной Конвенции об охране нематериального культурного наследия. Хореографическое искусство, включающее в себе жанры как классического, так и народного танца, занимает важное место в эстетике пластического выражения самобытности, отвечающей современным тенденциям танцевального искусства. Деятельность Национальной академии хореографии и создание новых коллективов, таких как "Астана-балет", даст новые возможности для развития отечественной хореографии.
Развитие киноиндустрии как важнейшего кластера современного культурного пространства Один из самых эффективных способов актуализировать и интегрировать нашу историю и культуру в мировое пространство лежит в области развития искусства кино и киноиндустрии, привлечения к сотрудничеству ведущих кинокомпаний и телеканалов мира Их опыт свидетельствует о четкой специализации производства: Голливуд, Мосфильм – выпускают только художественные фильмы; ВВС, National Geographic, Discovery – снимают качественные документальные и научно-популярные фильмы; студии Дисней и Союзмультфильм – специализируются на выпуске анимационной продукции. Необходимо дифференцировать подходы к отечественному кинопроизводству и рассмотреть возможность создания после 2020 года отдельной государственной кинофабрики по созданию документальных и анимационных фильмов "Kazakh Аnimation". Национальный кинематограф должен быть ориентирован на популяризацию лучших образцов современности, уникального историко-культурного наследия страны, исторических событий и выдающихся личностей. Особое внимание необходимо уделить вопросам формирования патриотизма и толерантности. В активе отечественных кинокомпаний должны быть масштабные художественные и документальные проекты, создающие яркие художественные образы, презентующие отечественную историю, культуру и искусство в мировом пространстве. Следует организовать производство сериалов и фильмов по истории казахского ханства, истории казахской государственности, об отдельных личностях из истории казахского народа. Яркие и современные художественные формы передачи исторических событий и выдающихся деятелей позволят органично включить историю Казахстана в мировой контекст. Особенно важным является развитие анимации. Основными продуктами кинофабрики "Kazakh Аnimation" должны стать мультфильмы, призванные культивировать позитивную систему ценностей, и полнометражные мультипликационные фильмы, которые должны стать брендами и "якорными" проектами индустрии развлечений. По примеру Дисней Ленда необходимо создавать яркую имиджевую продукцию: от анимационных художественных образов до игрушек, сувениров, печатной продукции и др. Национальное телевидение как ведущая форма культурной коммуникации. Телевидение также должно быть ориентировано на широкую трансляцию базовых духовных ценностей общества. Учитывая масштабное воздействие на формирование мировоззрения и культурной ментальности, национальное телевидение нуждается в общей культурной концепции. Каналы "Білім және Мәдениет", "Балапан" имеют огромный потенциал передачи в новом современном формате всего массива культурного богатства, многообразия форм и направлений мирового искусства, лучших национальных традиций и духовных ориентиров. Необходимо использовать научные достижения и открытия, сведения об уникальных памятниках археологии, истории и культуры в транслируемом контенте. К примеру, Золотой человек и сакские артефакты могут стать всемирно узнаваемым брендом, способным привлечь огромное внимание мировой общественности.
4.2. Культурно-туристские кластеры Развитие культурно-туристских кластеров рассматривается как часть общей стратегии формирования культурной среды регионов, стимулирующей новые инфраструктурные проекты на селе, поддерживающие творческую активность молодежи, детей и местных культурных сообществ, возрождение традиционных промыслов и ремесел. Являясь реальными инвестициями в развитие человеческих ресурсов региона, культурно-туристские кластеры стимулируют предпринимательскую активность, укрепляют творческий сектор экономики, нивелируют диспропорции в доступе к культурным ценностям и способствуют продуктивному культурному обмену по линии город-село. Местные исполнительные органы играют решающую роль в обеспечении условий формирования благоприятного климата для реализации инвестиционных проектов, учитывающих реальный потенциал территорий и особенности развития отдельных районов, определяющих уникальную структуру региональных кластеров. Высокий потенциал культурно-туристских кластеров заключается в формировании международного имиджа историко-культурных территорий и сопутствующей инфраструктуры, нацеленной на достижение положительного социального и экономического эффекта. Это позволит формировать узнаваемые бренды территорий, историко-культурный имидж регионов. Культурный досуг, сохраняя и совершенствуя сервисную функцию, меняет свое содержание. Создание центров развлечения мирового уровня, экологических этно-парков, культурных заповедников по различным направлениям культуры и искусства является базой для формирования полного культурного ландшафта страны. Концепцией развития туристской отрасли до 2020 года определены пять туристических кластеров: Астана, Алматы, Восточный Казахстан, Южный Казахстан и Западный Казахстан, в базисе которых значительное место занимают объекты культуры, что определяет важность взаимодействия туристской и культурной отраслей.
Кластер "Астана – сердце Евразии" Главной целью стратегии развития Астаны являются обеспечение высокого уровня жизни горожан и создание гармоничного общества с высокими показателями культурных и творческих достижений. Одним из ключевых аспектов высокой конкурентоспособности Астаны выступает современная высокотехнологичная культурная инфраструктура столицы, где сконцентрированы объекты культуры республиканского уровня, включающие: 7 театров, 8 музеев, 27 библиотек, 7 кинотеатров, 8 концертных организаций, цирк, 9 парков культуры и отдыха, галерею и др. Благодаря проведению съездов лидеров мировых и традиционных религий, инициативе международного десятилетия сближения культур 2013-2022, членству Республики Казахстан в ОБСЕ, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации исламского сотрудничества (ОИС), организации Астанинского экономического форума, столица становится узнаваемым международным брендом. Возможности нового театра оперы и балета "Астана Опера" и современных творческих коллективов, таких как "Astana Ballet", Национального музея истории Казахстана и др. позволяют Астане стать площадкой для проведения крупных международных конкурсов классического и современного искусства по примеру общеизвестного международного музыкального конкурса им. П. Чайковского в Москве, кинофестивалей в Каннах, Венеции, Берлине, Международного фестиваля балета Dance Open, Венского бала, музыкального фестиваля Ван Клиберна и т.д. До 2020 года будет проработан вопрос проведения ряда масштабных имиджевых проектов, включающих создание государственного театра мюзикла "Astana Musical", проведение всемирного театрального фестиваля "Astana World Theatre Festival", 24-й Всемирного театрального конгресса (ITI-UNESCO) и др. При условии наличия заинтересованных частных инвесторов в пригороде столицы возможно рассмотреть вопрос о реализации проектов "Этнодеревня и улица ремесленников", а Щучинско-Боровская курортная зона может быть дополнена амфитеатром для проведения имиджевых концертных мероприятий республиканского и международного уровней. Перспективным направлением является активное развитие историко-культурных объектов, включенных в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО: курганы Тасмолинской культуры, могильники Бегазы-Дандыбаевской культуры и др, а также объекты, включенные в серийную транснациональную номинацию "Шелковый путь". Огромные возможности для продвижения культурного имиджа Астаны на международную арену открывает выставка EXPO-2017. Астана и ее окрестности станут центром презентации нашей самобытной кочевой культуры и шедевров национального и мирового музыкального, танцевального, театрального искусства в исполнении отечественных мастеров. Построенные в рамках выставки павильоны и комплексы обогатят культурную инфраструктуру столицы.
Кластер "Алматы свободная культурная зона Казахстана" Развитие Алматы как творческого города формирует оптимальную среду для творческой самореализации. Культурная инфраструктура г. Алматы с его богатой историей и сложившейся традицией представлена 13 театрами, 15 музеями, 24 кинотеатрами, 12 концертными организациями, 31 библиотекой, 10 учреждениями клубного типа, зоопарком, цирком, 6 парками культуры и отдыха и др. объектами, большинство из которых республиканского значения. В городе ежегодно проходят уже зарекомендовавшие себя крупные городские праздники и фестивали "Apple fest", "Парад оркестров", "Арт-площадка", "Алматы жүрегімде", "Аrtbat fest", "Международный карнавал кукол" и многие другие. Происходит формирование новых независимых культурных институций – дизайн-мастерские "Шебер", возникают и успешно реализуются новые независимые инициативы – музыкальный фестиваль "Weekender", молодежный театральный фестиваль "Откровение", литературный фестиваль "Полифония", фестиваль еды "Праздник вкуса" и др. Особый интерес представляют уникальный археологический ландшафт Тамгалы с петроглифами, горная цепь Жетысуского Алатау с петроглифами Ешкиольмес, включенными в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Республике Казахстан, а также Иссыкские курганы и объекты, включенные в серийную транснациональную номинацию "Шелковый путь" (Боралдайские сакские курганы, древние городища Талгар, Каялык, Карамерген). По примеру фестивалей искусств в Стоунхендже сакральное пространство древнего святилища под открытым небом Тамгалы Тас может стать местом проведения международных фестивалей (фестиваль современной этнической музыки The Spirit of Tengri) и форумов по культуре и искусству. Знаковые мероприятия такого формата позволят привлечь мировое научное сообщество к историко-культурным объектам Алматы.
Кластер "Восточный Казахстан – жемчужина Алтая" Регион включает северные и восточные части Восточно-Казахстанской области. В составе кластера: 13 музеев, 322 библиотеки, 2 театра, 5 концертных организаций, 6 кинотеатров, 307 учреждений клубного типа, 3 парка культуры и отдыха, зоопарк. Имеются уникальные историко-культурные объекты и памятники архитектуры в городах Усть-Каменогорск и Семей, а также государственный историко-культурный заповедник-музей "Берель", где проводится традиционный международный фестиваль тюркоязычных народов "Алтай – золотая колыбель тюркских народов". Природный ландшафт Алтая имеет большие перспективы для развития этнотуризма. В регионе находится множество курганов, обнаружены царские захоронения III-II вв. Реализация ряда культурных проектов до 2020 года в Восточном Казахстане укрепит инфраструктуру отрасли и откроет новые перспективы развития сферы культуры региона. В Усть-Каменогорске будет продолжена традиция проведения уже сформировавшегося международного музейного фестиваля в формате "MUSEUMстан". В Семее, на родине великого поэта Абая, будут проводится международные симпозиумы абаеведов и молодых литераторов. Проведение масштабного этнокультурного фестиваля в Катон-Карагае "Долина меда" будет направлено на возрождение народных промыслов и ремесел, поддержку творческих коллективов и отдельных исполнителей, музыкантов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, способных внести реальный вклад в развитие самобытной культуры региона.
Кластер "Южный Казахстан – возрождение Великого Шелкового пути" Кластер включает 28 музеев, 8 театров, 431 библиотеку, 268 учреждений клубного типа, 5 кинотеатров, 39 парков культуры и отдыха, 2 цирка, зоопарк, одну концертную организацию. В число историко-культурных объектов входят: памятники древнего Туркестана и Государственного историко-культурного заповедника-музея "Азрет-Султан", археологические объекты средневекового городища Отрар и отрарского оазиса (включенные в предварительный список ЮНЕСКО), археологический комплекс Сауран, дворцовый комплекс Акыртас, каратауский государственный природный заповедник с палеолитическими участками и геоморфологией, петроглифы Арпа-Узень, включенные в предварительный список ЮНЕСКО, мемориальный комплекс Коркыт Ата и др. Все данные объекты имеют огромный потенциал и могут позиционироваться на трансграничном уровне. Мемориальный комплекс "Азрет-Султан" и его жемчужина мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи имеют перспективу стать духовным центром паломничества мусульман всего мира. В перспективе будет рассмотрен вопрос проведения в Шымкенте, близ города Отрар, Международного научного форума по исследованию культуры и искусства Казахстана, посвященного наследию аль-Фараби.
Кластер "Западный Казахстан – Каспийские ворота" Культурная инфраструктура кластера представлена 4 театрами, 6 музеями, 405 библиотеками, 278 учреждениями клубного типа, 3 концертными организациями, 9 кинотеатрами, 7 парками развлечений и отдыха. Здесь расположены следующие историко-культурные объекты: подземные мечети Бекет-Ата, Шопан-Ата и Караман-Ата, мавзолей Омара и Тура; некрополи полуострова Мангышлак; гора Шеркала, комплекс памятников "Бокеевская Орда" и др. Уникальный регион может стать местом проведения популярных культурных мероприятий. До 2020 года будет рассмотрен вопрос проведения серии имиджевых мероприятий: фестиваля фольклора, посвященного отечественным героям Исатаю и Махамбету, Дня гостеприимства "Кґрісу", Международного конкурса композиторов и исполнителей народной музыки имени Дины Нурпеисовой и др. Новый импульс может получить международное празднование Дня Каспия. Фестиваль современной песни в Актау "Тысячелетия вокруг Каспия" может позиционироваться как евразийский песенный конкурс народов прикаспийских стран. В качестве самобытного культурного бренда региона могут стать этнокультурные мероприятия в формате "День адайской лошади". Атырау, родина султана Бейбарыса, станет местом проведения исторических реконструкций знаковых военных сражений казахов. Развитие объектов культуры и досуга, новых широко узнаваемых сценических площадок, возможность проведения имиджевых мероприятий (сезоны казахстанской культуры за рубежом, празднование "Наурыз" в новом формате, международных фестивалей и конкурсов), тиражирование имиждевой продукции в сфере кино, анимации, живописи, дизайне, развитие ремесленничества и народно-прикладного искусства, – все это станет важной составляющей развития современных творческих и культурно-туристских кластеров, реализации значимых социальных проектов, стимулирующих творческую активность, поддерживающих молодые таланты и развитие творческих индустрий. К 2030 году Казахстан должен стать одним из международных центров культуры и досуга с развитой инфраструктурой и эффективными кластерами мирового уровня.
5. Период реализации и ожидаемые результаты, целевые индикаторы Реализация заданных принципов и подходов культурной политики предполагает следующие этапы: 1 этап 2015 – 2019 годы; 2 этап 2020 – 2030 годы. Первый этап предусматривает конкретные шаги по адаптации существующих и созданию новых правовых мер, а также институциональных механизмов развития отрасли, основных кластеров, большинство из которых должно быть реализовано в 2015 – 2016 году. В целях четкого мониторинга процесса модернизации в сфере культуры и определения ее места в несырьевой экономике, будет продолжено проведение серии социологических исследований, направленных на оценку динамики отрасли в рамках международных рейтингов ОЭСР и IMD. На основе широкого применения механизмов государственно-частного партнерства к 2020 году отдельные виды искусства и организаций культуры будут выведены на экономически прибыльный (рентабельный) уровень. В числе основных институциональных преобразований – создание Национального совета по литературе и искусству при Президенте Республики Казахстан и художественных советов по отраслям. На первом этапе: 1) будет подготовлена соответствующая правовая база; 2) создан Национальный совет по литературе и искусству при Президенте Республики Казахстан; 3) в 2015 – 2016 учебном году состоится первый выпуск профессиональных актеров по специальности "Артист мюзикла"; 4) создано единое образовательное пространство в сфере искусства; 5) активное развитие получают наука и исследовательская деятельность; музеи страны выступают опорными центрами развития исторической науки, археологии и искусствоведения; 6) созданы отраслевые художественные советы; 7) усилена интеграция в проекты ведущих международных организаций (ЮНЕСКО, ТЮРКСОЙ, ИСЕСКО и др.); 8) в рамках развития партнерства с бизнесом будут: разработан отраслевой комплексный бизнес-план создания развлекательных центров досуга мирового уровня и формирования национальных культурных брендов; разработана дорожная карта патроната и продвижения талантливой сельской молодежи; разработан стартап проект по развитию транснациональных маршрутов культурного туризма; 9) реализован отраслевой план действий по завершению комплексной оцифровки всего библиотечного фонда страны до 2020 года; 10) отработаны четкие механизмы формирования единой репертуарной, кадровой политики и организации гастрольной деятельности; 11) реализована серия масштабных республиканских и международных имиджевых мероприятий; 12) обеспечен регулярный мониторинг потребности в менеджерах для сферы культуры села и моногородов; 13) обеспечена комплексная подготовка и реализация культурной программы ЭКСПО-2017. Ключевые индикаторы первого этапа: 1) к 2020 году будет достигнута 100% оцифровка национального библиотечного книжного фонда; 2) число посещений библиотек увеличится в 2 раза; 3) число посещений музеев увеличится в 3 раза; 4) число посещений театров увеличится в 2 раза; 5) удовлетворенность населения качеством услуг в сфере культуры составит не менее 70%. Второй этап нацелен на дальнейшее институциональное и инфраструктурное преобразование отрасли, укрепление потенциала творческих ресурсов, выполнение работ в области кластерного развития отрасли и создания зон креативных индустрий. Заложенные на первом этапе основы формирования национальных брендов получают массовое продвижение и широкое тиражирование в масштабах страны и за рубежом. К 2030 году Казахстан станет: 1) одним из центров развития мировой культуры и искусства; 2) одним из мировых центров развлечений и досуга с развитой инфраструктурой; 3) одним из международных центров развития исторической науки, археологии и искусствоведения; 4) ведущей международной школой повышения профессионального мастерства и творческого роста; 5) крупнейшим региональным центром ведущих международных организаций; 6) будет прорабатываться возможность открытия в Астане Евразийского совета министров по культурному развитию "Silk Road". Продолжится работа по следующим направлениям: 7) поддержка новых направлений современного искусства, взаимодействие с молодежными субкультурами; 8) реализация комплексного плана производства социально-ориентированного, духовно-нравственного и патриотически направленного продукта культуры во всех сферах, включая кино, анимацию, изобразительное, театральное, музыкальное искусство, литературу и др.; 9) создание брендовой продукции культуры с экспортным потенциалом; 10) расширение туристической логистики историко-культурного ландшафта страны, транснациональных маршрутов, обслуживающих внутренние и въездные туристические потоки; 11) полная реставрация и реконструкция знаковых культурных комплексов страны, как важнейших "якорных" проектов развития культурного туризма и др. Ключевые индикаторы второго этапа: 1) на уровне 100% будет обеспечиваться оцифровка новых поступлений национального библиотечного книжного фонда; 2) число посещений библиотек увеличится практически на 20%; 3) число посещений музеев увеличится в 2 раза; 4) число посещений театров увеличится в 3 раза; 5) удовлетворенность населения качеством услуг в сфере культуры составит не менее 70-75%. Новый масштаб действий и системные меры по созданию единого культурного пространства страны обеспечат духовную преемственность и самоидентификацию поколений на основе общей национальной идеи, значительно расширив границы и формат культурного поля: творческий капитал, культурные кластеры и бизнес, конкурентоспособная ментальность. В результате будут преодолены территориальные диспропорции распределения услуг учреждений культуры, а сектор креативных индустрий позволит культуре расширить свои экономические возможности. В целом, единое культурное пространство страны обеспечит устойчивое развитие всех направлений искусства в реальном секторе экономики: к 2030 году сектор культуры стремится к среднему показателю развитых стран мира в объеме ВВП, в объеме занятого в культуре населения, в экспортном потенциале культурной продукции. Казахстан входит в 30 конкурентоспособных стран с высоким уровнем развития культуры и искусств.
6. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции культурной политики Республики Казахстан В период первого этапа Концепции предполагается реализация нижеперечисленных задач: 1) интеграция отечественной культуры в мировое культурное пространство, широкое продвижение историко-культурного наследия Казахстана в стране и за рубежом, формирование собственных национальных брендов; 2) создание условий для интенсивного развития конкурентоспособной культурной среды и современных культурных кластеров; 3) дальнейшее сохранение и популяризация историко-культурного наследия; 4) создание ярких художественных образов, воплощающих лучшие образцы современности, примечательные исторические события и артефакты, культурное наследие и традиции, тиражируемые посредством всех видов, жанров и направлений искусства – кино, анимации, литературы, живописи и др.; 5) широкое использование историко-культурного ландшафта страны для развития внутреннего и въездного культурного туризма – предполагается посредством внесения поправок в следующие нормативные правовые акты: Закон Республики Казахстан от 2 июля 1992 года "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия"; Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года "О культуре"; Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании". В целом, цели и задачи Концепции будут реализованы посредством следующих нормативных правовых актов: 1) Закон Республики Казахстан "О культуре"; 2) Закон Республики Казахстан "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия". 3) Закон Республики Казахстан "О туристской деятельности в Республике Казахстан"; 4) Концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года и Общенациональный план социальной модернизации Казахстана на период до 2016 года; 5) Концепция по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира и план мероприятий по ее реализации; 6) Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года; 7) Концепция государственной молодежной политики до 2020 года; 8) Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия Казахстана; 9) Государственная программа "Информационный Казахстан 2020"; 10) стратегические планы государственных органов. На стадии разработки находятся законы Республики Казахстан "О минимальных социальных стандартах и гарантиях", где будут предусмотрены стандарты и гарантии доступности услуг культуры, а также "О благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности", где будут отражены механизмы стимулирования меценатства и привлечения частного сектора в сферу культуры и искусства. |