NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 20:37 ast
18:37 msk

Современное мещанство: социальный конформизм или адаптация к жизненной среде?
Несмотря на не самый высокий уровень доходов, население достаточно высоко оценивает свое материальное положение
14.10.2014 / политика и общество

Арслан Жармухамбетов, координатор проектов ЦСПИ "Стратегия"

"Мещанство подразумевало спокойное следование большинству, для ведения средней умеренной жизни, оно пытается осесть посредине между крайностями, в умеренной и здоровой зоне, без яростных бурь и гроз".
Герман Гессе

Перед тем как написать статью, я долго не мог подобрать подходящее название. Рассматривая все возможные варианты, я неожиданно вспомнил беседу студенческих лет, когда мой товарищ, профсоюзный активист, критиковал студентов за их пассивность в общественной жизни. Именно тогда он употребил термин "мещанин" – редкоупотребляемое слово с нестандартным генезисом.
Социально-психологический тип мещанства возник в Новое Время и связан с формированием класса мелких буржуа. В их сознании сформулировалась установка обогащения "методичным, каждодневным трудом, благодаря трудолюбию, следованию намеченному плану, солидности, добровольной бережливости, терпению и упорству, осторожности" (1). Дальнейшее развитие капиталистических отношений, с одной стороны, приводит к образованию класса предпринимателей-горожан, а с другой – к возникновению социально-культурных установок мещанства: "недоверчивости, понимания счастья как состояния насыщения, застоя, прозаичности, ориентации на среднее, стремления к видимости добродетели, которая измеряется исключительно полезностью" (2). Следовательно, первоначально мещанство рассматривалось как класс мелких буржуа, а затем оно трансформировалось идейное мировоззрение соответствующей прослойки общества. Современный подход к трактовке феномена "мещанства" учитывает разные смысловые оттенки понятия (3).
В связи с этим возникает вопрос: кто же такой мещанин нашего времени? Обратимся к историческому примеру. Возникновение мещанства непосредственно связано с процессами урбанизации. Следовательно, параллельно с завершением урбанизации складывается мещанский класс. Итак, бывшая масса сельских жителей переселяется в город. В городской среде перед ними наиболее остро стоит вопрос выживания. Часть из них опускается "на дно жизни", образуя люмпен-пролетариат. Другая часть прилагает все усилия, чтобы вырваться из бедности. Это активные, мотивированные люди, постепенно адаптирующиеся к городской среде. Их доходы приближаются к достатку среднестатистического горожанина. Постепенно трансформируются их социальные установки. Они стараются быть так же, как все и не выделяться из общей массы.
Для наглядной иллюстрации социально-психологического портрета современного мещанина, обратимся к данным проекта "Евразийский монитор" за 2007, 2009, 2011-12, 2014 гг. Нам было интересно проследить динамику следующих показателей социального самочувствия: удовлетворенность жизнью, самооценка материального положения, оценка материального положения в стране.
Принято считать, что население живет "в своем закрытом мире". В таких условиях каждый индивид предоставлен сам себе, т.е. его жизнь протекает в обывательском, инертном течении, без существенных перемен. Зафиксированные исследованием высокие показатели жизненной удовлетворенности (суммарные показатели по вариантам ответа "вполне" и "скорее удовлетворен" не опускаются ниже 70%) являются подтверждением потребительско-приспособленческого отношения населения к жизни (см. диаграмму 1). Т.е. люди довольствуются тем, что у них есть, не желая изменять жизненный уклад. И даже вмешательство внешних факторов (мировой экономический кризис 2009 г.) существенно не повлияло на общие оценки.

Диаграмма 1. – В ЦЕЛОМ, ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ИЛИ НЕ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЖИЗНЬЮ, КОТОРУЮ ВЫ ВЕДЕТЕ?



При этом нельзя утверждать, что в стране возник настоящий средний класс, способный удовлетворять широкий круг материальных потребностей. Выяснилось, что основной контингент населения представлен бедным и "околосредним" классом с доходами (4) менее 1 ПМ (19 996 KZT) и от 1 до 2 ПМ. Несмотря на не самый высокий уровень доходов, население достаточно высоко оценивает свое материальное положение. Динамический ряд сравнительных данных показывает преобладание таких оценок материального положения семьи, как "среднее" и "хорошее". Можно предположить, что доминирование посредственных усредненных оценок связано с мещанскими поведенческими установками: средне, значит как у всех, не хуже и не лучше других. В подтверждение приведем данные 2009 года: кризис 2009 г. наиболее сильно отразился на благосостоянии "зажиточных" слоев (экономическое положение семьи "очень хорошее" или "хорошие", см. диаграмму 2). В то время как соотношение долей семей среднего материального достатка не претерпело существенных изменений.

Диаграмма 2. – КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МАТЕРИАЛЬНОЕ (ЭКОНОМИЧЕСКОЕ) ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ?


Еще более консервативным выглядит отношение населения к государственной политике. Мещанин живет по принципу: чем меньше я вмешиваюсь в дела государства, тем лучше для меня.
В 2012 г. респондентам было предложено ответить на вопрос: "необходимы ли какие-либо изменения в жизни страны?" Более половины ответивших – 54% – указали, что в целом довольны ситуацией, но при этом отдельные сферы требуют изменений. Очевидно, что приверженцы подобных традиционно-охранительских взглядов олицетворяют современное мещанство. Кто же составляет социальную базу мещан?
Социально-профессиональная дифференциация показала, что мещанская прослойка представлена домохозяйками, работниками сферы услуг, самозанятыми и работниками бюджетной сферы, см. таблицу 1.

Таблица 1. – НЕОБХОДИМЫ ЛИ КАКИЕ-ЛИБО ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ СТРАНЫ? (в разрезе социально-профессиональных групп,%)
 Работник
Бюджетной
сферы
Работник
торговли
и сферы услуг
СамозанятыйДомохозяйка
В целом я доволен ситуацией, но отдельные сферы требуют изменений
60,5

61,4

60,5

62


Диаграмма 3. – КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАШЕЙ СТРАНЫ?


Не менее интересная картина складывается в отношении оценок населением материального положения страны. С одной стороны, двойственность мещанского мышления проявляется в том, что мы должны жить не хуже того, как живет государство (между показателями 2-ой и 3-ой диаграмм очевидна корреляционная связь). С другой стороны, мещанство создает и владеет экономическими активами, иногда платит налоги. И в лице государства оно видит гаранта сохранности своего имущества. Таким образом, между мещанством и государством заключен негласный общественный договор: размеренная мирная жизнь и неучастие в общественно-политической жизни в обмен на гарантии защиты собственности от внешних посягательств. В итоге мещанин оценивает экономический потенциал государства сквозь призму собственных меркантильных интересов.
Какие же выводы можно сделать на основании проведенного исследования? Идет процесс формирования нового общественного пласта – мещанства. Мещанство следует рассматривать также и как социо-культурный феномен, в основе которого лежат три взаимосвязанных явления: повышение роли городов в жизни общества, укоренившийся бытовой традиционализм, адаптация к жизненным трудностям. Первое и второе являются причинами мещанства, а третье – следствием.
Таким образом, следуя стандартным ценностным ориентирам – индивидуализму, страсти быстрой наживы, вульгарному материализму, социальной инертности, псевдокультурным ценностям, мещанство формирует большинство, которое мы можем рассматривать как основу современного общества: "Потребительская психология, разобщая людей на основе эгоистического благополучия, в то же время оказывает определенное объединяющее воздействие на общество в целом. Она превращает массу потребителей в стандартизированную, конформистски настроенную "одинокую толпу", в "молчаливое большинство" (5).

---------

Примечания:
Социальный конформизм – Некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам.
(1) http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8667/МЕЩАНСТВО
(2) См. так же
(3) http://www.slovochel.ru/meshanstvo.htm
(4) Имеются ввиду доход на 1 члена семьи, по результатам исследования 2014 г.
(5) Б.В. Колодкин "Мещанство и общество потребления: социально-философский анализ", http://sevntu.com.ua/jspui/bitstream/123456789/5309/1/126_10.pdf


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.10.2014
Сенаторы ратифицировали ряд международных документов 31.10.2014
Рассмотрены вопросы кадровой политики 31.10.2014
В Сенате прошла презентация законопроекта по изменениям республиканского бюджета на 2014–2016 годы 31.10.2014
Мажилис: дебаты о культуре 31.10.2014
Обращение Генеральной прокуратуры Республики Казахстан 31.10.2014
"Мы готовим востребованных специалистов, а не армию безработных" 31.10.2014
Вопросы взаимодействия Казахстана и ОИС обсудили на встрече в МИД РК 31.10.2014
В Пекине состоялись казахстанско-китайские межмидовские консультации 31.10.2014
Казахстану не нужны иностранные миссионеры 31.10.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz