NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 14:39 ast
12:39 msk

Вопрос дефицита учебников должен быть снят с повестки дня раз и навсегда
Ставшая, к сожалению, уже хронической эта проблема требует принятия целой системы мер со стороны центральных и местных уровней власти. Со стороны депутатов в течение сентября-октября месяцев текущего года на имя Премьер-министра РК и министра образования было направлено 4 депутатских запроса
14.10.2014 / политика и общество

Астана, 22 сентября, Дом Мажилиса

Под председательством вице-спикера Палаты Дариги Назарбаевой сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час, на котором было заявлено, что вопрос дефицита учебников должен быть снят с повестки дня раз и навсегда.
В обсуждении темы Правительственного часа приняли участие министр финансов Бахыт Султанов, представители ряда госорганов, акиматов Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Северо-Казахстанской областей и г.Астаны, а также издательств и АО "Казпочта".
С учетом высказанных замечаний и предложений на Правительственном часе принят итоговый документ – соответствующие Рекомендации.
Заместитель Председателя Мажилиса Дарига Назарбаева отметила, что проведение сегодняшнего Правительственного часа вызвано многочисленными обращениями и жалобами родителей школьников, учителей относительно дефицита школьных учебников (тезисы):
Ставшая, к сожалению, уже хронической эта проблема требует принятия целой системы мер со стороны центральных и местных уровней власти. Со стороны депутатов в течение сентября-октября месяцев текущего года на имя Премьер-министра РК и министра образования было направлено 4 депутатских запроса.
Комитет по социально-культурному развитию весной проводил расширенное заседание по вопросам нормативно-правового обеспечения образовательного процесса. Среди нерешенных проблем отрасли называлась и проблема несвоевременности обеспечения школьников учебниками и учебно-методическими комплексами.
Как вы помните, 14 сентября текущего года в запросе депутата К.Бурханова прозвучало предложение к министру образования ответить на вопросы устно на пленарном заседании.
Но данная проблема оказалась достаточно серьезной, причин ее возникновения много, а комплекс мер по ее решению зависит от субъектов образовательного и логистического процесса нескольких сфер и уровней управления.
С целью выявления всех ошибок, их причин и выработки оптимального алгоритма действий было принято решение заслушать вопрос в формате Правительственного часа. Это позволило нам сегодня пригласить представителей нескольких центральных и ряда местных исполнительных органов, а также субъектов рынка.
Сегодня мы надеемся прийти к согласованному и с Правительством и акиматами решению хронической проблемы нехватки школьных учебников.
Выступая перед парламентариями, министр образования и науки Аслан Саринжипов сказал (тезисы):
Позвольте поблагодарить Вас за оказываемое внимание и обеспокоенность вопросами обеспеченности школ учебниками.
В сентябре этого года Министерством была создана рабочая группа для изучения ситуации по разработке, изданию и поставке учебников. Разрешите проинформировать о результатах работы и наших предложениях.
В соответствии с Госпрограммой развития образования и поправками в Закон "Об образовании" от 24.10.2011 года предусмотрено предоставление бесплатных учебников для всех учащихся, начиная с 2012 года
(ст. 47 Закона РК "Об образовании" от 24.10. 2011 года).
Справочно: До 2011 года системой бесплатного обеспечения учебниками были охвачены только дети из малообеспеченных семей, дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей (постановление Правительства от 19 февраля 2003 года №173).
Полное обеспечение к 2015 году (ГПРО на 2011-2020 годы) всех учащихся бесплатными учебниками и учебно-методическими крмплексами за счет государственных средств будет реализовываться через поэтапный ежегодный закуп учебной литературы в соответствии с 4-летним циклом переиздания учебников (Справочно: 2012г. – для 1, 7, 8 классов, 2013г. – 2, 9 классов, 2014г. – 3, 10 классов, 2015г. – 4.5,6,11 классов, 2016г. – 1 класса по 12-летке, 7,8 классов.
Переиздание учебников связано:
1) с обновлением содержания учебного материала по предметам в соответствии с развитием науки, техники и технологий, с политическими, экономическими и социальными изменениями в Казахстане и в мире;
2) со сменой парадигмы образования, внедрением новых педагогических технологий возникает необходимость внесения изменений и дополнений в методический аппарат учебников (формата заданий и упражнений; аппарата контроля);
3) с физическим износом учебных изданий).
Фонд учебной литературы в школьных библиотеках формируется в зависимости от количества учебных предметов и контингента учащихся по классам. Справочно: В соответствии ГОСО – норматив учебных изданий на 1-го ученика: для 1-4 классов – не менее 11 учебников, 5-9 классов – не менее 22,10-11 классов – не менее 18.
На сегодня 100% обеспечение учебниками отмечается в гг. Астана и Алматы, Жамбылской, Мангистауской, Атырауской, Западно-Казахстанской и Павлодарской областях.
В остальных регионах выявлен недостаток учебников.
За счет родительских средств обеспечены: в СКО – 10,8%, в Алматинской области – 10,1% детей, в ЮКО -6,5%, Костанайской области – 4,7%, в Акмолинской области – 3,9%, в Кызылординской области – 3,7%, в ВКО – 1,2%, в Карагандинской области – 0,9%, в Актюбинской области – 0,7%.
Всего по республике за счет родительских средств учебниками обеспечены 3,6% обучающихся.
Чаще всего недостаток учебников сказывается на старших классах. Школы обеспечивают учебниками в первую очередь младшее и среднее звено. В результате ежегодно ученики 10-11 классов вынуждены сами покупать учебники.
В целом обеспеченность бесплатными учебниками составляет по республике 96,4%.
Ответственность по обеспечению учебной литературой разделена на 4 уровня.
1. МОН РК утверждает Перечень учебников и учебно-методических комплексов, рекомендованных к использованию и доводит их до издательств и местных исполнительных органов (приказ Министра образования и науки РК от 28 апреля 2014 года №127).
2. Местные исполнительные органы формируют заказ на основании данных о потребностях, предоставляемых школами, заключают договоры с издательствами и поставщиками.
3. Издательства несут ответственность за качество и своевременное печатание учебников по заявке местных исполнительных органов.
4. Поставщики на конкурсной основе отвечают за доставку учебников в школы (июнь-сентябрь).
Справочно: Приблизительная чистая прибыль издательств составляет около 50 млн.долларов. Сумма определена на основе количества учебных изданий по нормативам по классам, количества учеников и расчета рентабельности тиража в 30 тыс. экз.
Нами проведен анализ всей системы от разработки до заявки и поставки учебников в школы по уровням ответственности.
Разрешите остановиться на нескольких ключевых проблемах.
Это разработка и экспертиза учебников.
Справочно: первый уровень экспертизы – внутри издательств, второй – научно-педагогическая – РНПЦ "Учебник", религиоведческая (МКиС) экспертизы, третий – Республиканская комиссия по рассмотрению результатов экспертизы учебников и УМК. Начиная с этого года, будет предусмотрена обязательная санитарно-эпидемиологическая экспертиза (МЗиСР)
К экспертизе одного учебного издания привлекаются три эксперта: ученый, методист и учитель-практик.
С целью улучшения качества экспертизы в этом году начато повышение квалификации авторов и экспертов с привлечением ведущих зарубежных специалистов
(ежегодно планируется обучать 50 авторов и 50 экспертов).
Справочно: В настоящее время сформирована база 825 авторов учебных изданий. Из них около половины – доктора и кандидаты наук – 400 (48%); старшие преподаватели и магистры – 133 (16%); методисты, учителя – 292 (35%).
Следует отметить, что с первого раза экспертизу проходит только 7% учебников, поступивших от издательств. 5% не рекомендуются к изданию сразу из-за несоответствия ГОСО. Остальные 88% направляются на доработку в связи с ошибками и неточностями, теоретизированным и сложным текстом, недостаточным наглядным и иллюстрационным материалом.
Справочно: В 2013 году на экспертизу было представлено 1 851 издание, из них рекомендовано 559 изданий (30,2%), не рекомендованы – 473 (25,5%), направлены на доработку – 819 (4,3%), из которых затем 669 (36,1%) рекомендованы к изданию и 150 (8%) – не рекомендованы.
Первой причиной низкого качества учебников, предоставляемых издательствами, является отсутствие системного подхода к формированию авторских коллективов, четких критериев и процедуры их выбора.
Вторая причина – это некачественная внутренняя экспертиза издательств. В Казахстане основной акцент сделан на государственную экспертизу, в то время как в международной практике основная экспертиза проходит внутри издательств. Зарубежные издательства дорожат своей репутацией, поэтому привлекают на постоянной основе высокооплачиваемых профессиональных экспертов.
В связи с этим нам необходимо:
– повысить ответственность издательств за качество учебников, подготавливаемых авторскими коллективами путем утверждения ясных процедур их отбора и оценки их работы;
– усилить требования к издательствам в части повышения качества внутренней экспертизы путем привлечения международных экспертов и повышения профессионализма отечественных экспертов.
Следующая ключевая проблема – это планирование и своевременный закуп учебников.
Во-первых, ежегодно отмечается недофинансирование местными исполнительными органами потребности в учебниках.
В целом по стране недофинансировано 3,6% от потребности в приобретении учебников и УМК
(фактически выделено на 686 млн.916 тыс. тг. меньше требуемого объема).
Справочно: В СКО объем выделенных средств на приобретение учебников составил 89,2% (недофинансировано 147 млн.тг), Алматинской – 89,9% (141 млн.тг.), ЮКО – 93,5% (204 млн. тг.), Акмолинской – 96,1% (21 млн.тг.), Костанайской – 95,3% (841 тыс. тг.), Кызылординской – 96,3% (51 млн.тг.), ВКО – 98,8% (20 млн.тг.), Карагандинской – 99% (98 млн.тг.), Актюбинской – 99,3% (1,3 млн. тг.).
Одна из причин этого заключается в несовершенной системе планирования, громоздкой процедуре заключения договора на закуп: школа выбирает издательство, но не может самостоятельно заказывать учебники, управление образования собирает данные, МИО заключают договор.
Еще один недостаток планирования связан с механизмом расчета количества учебников на следующий год, который выводится школой на основе численности учащихся в текущем учебном году.
При планировании количества учебников не учитываются изменение контингента учащихся, прирост населения, что объясняется слабым взаимодействием управлений образования с миграционными и демографическими службами.
Также серьезной проблемой является ограниченность местных бюджетов на покрытие физического износа учебников, пришедших в негодность либо подлежащих изъятию из библиотечных фондов.
Действующая система фондирования учебников перекрывает, в первую очередь, моральный износ (переиздание, устаревание информации и др.), однако физический износ в полной мере остается не перекрытым.
Доля "изношенных" учебников по приблизительным подсчетам составляет 21-24%. Расходы же на восполнение этих потерь никак не учитываются.
Справочно: В целом в стране не ведется статистика по учету физически изношенных учебников и УМК. Такие данные не собираются школами, управлениями образования и МОН РК.
Не существует регламентированных мер по обеспечению сохранности книжного фонда. Нет стимулирующих мер по их сохранности.
Во-вторых, неоднократно возникают системные сбои в своевременной доставке учебников из издательств в школы.
Справочно: Согласно ст. 6 ЗРК "Об образовании" в компетенции МИО входит организация приобретения и доставки учебников и УМК для государственных организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы среднего образования.
В результате анализа выявлены три причины, напрямую связаные с этим.
Первая причина – некачественное планирование местными исполнительными органами сроков поставки учебников.
Согласно Закону РК "О государственных закупках" приобретение услуг по поставке учебников до мест назначения осуществляется путем проведения конкурсных процедур.
В среднем данная процедура с момента объявления конкурса и до поставки учебников занимает до 50-ти дней. Таким образом, для своевременного обеспечения школ литературой закупки необходимо начинать не позднее 10 марта ежегодно. Однако фактически конкурсы начинаются позже, что приводит к задержке поставки учебников в школы.
На сегодня срывы подтверждены в 5 областях: Акмолинской, ВКО, Кызылординской, Костанайской и СКО. К виновным приняты меры дисциплинарного характера.
Вторая причина – несовершенство конкурсных процедур.
В настоящее время система государственных закупок требует заключения договора с поставщиком, указавшим наименьшую цену за услугу.
В результате демпинга цен многие поставщики стремятся оптимизировать собственные транспортные расходы, уменьшить количество используемых транспортных средств, что ведет к нарушению сроков поставки.
Кроме того, часто перевозчики фальсифицируют информацию о квалификационных требованиях, например, о наличии собственного транспорта. Поиск транспорта для аренды происходит только после победы в конкурсе, что также срывает сроки поставки.
Третья причина – несовершенство системы коммерческой дистрибьюции учебников.
Сегодня многие страны для повышения качества и сроков поставки учебной литературы разделяют процесс производства учебников и логистику.
Справочно: в Финляндии отдельная организация Sanoma Group Learning занимается издательством, отдельная организация Sanoma Pro – поставкой учебников и УМК.
В Австралии логистика и формирование заказа на учебники осуществляется через торговых представителей, агентов, каталогов и онлайн заказов. Заказ формируется самими учителями и работниками библиотек лично и после формирования заказа он доставляется посредством почтовых доставок.
В Казахстане коммерческая продажа учебников издательствами ведется через ограниченную сеть фирменных магазинов. В результате создается излишний ажиотаж и очереди в пунктах продаж учебников.
Для решения вышеперечисленных проблем в целях унификации процесса обеспечения организаций образования учебниками предлагается жесткий регламент всех процедур обеспечения учебниками и УМК. Работы будут проводится в круглогодичном режиме.
Предлагаем установить следующий цикл. До 1 января школы должны предоставлять сведения о потребностях в учебниках на следующий учебный год. При этом на основе формул должны быть учтены демографические районные и городские показатели, планируемое количество вновь зачисленных и собственно количество обучающихся.
В это же время школы, управления образования на регулярной основе обеспечивают проведение инвентаризации учебного фонда.
Следует регламентировать процесс сдачи использованных учебников в части сроков, оценки их состояния до и после использования.
В связи с этим:
– до 10 января МОНом будет утверждаться Перечень рекомендуемых учебников и УМК, который будет доводиться до издательств и МИО;
– до 1 февраля управления образования будут заключать договоры с издательствами;
– в начале марта будут начинаться конкурсные процедуры по доставке учебников в школы;
– в апреле согласно законодательству процедуры госзакупа доставки должны быть завершены;
– в мае будет начинаться доставка учебников;
– к августу учебники уже должны будут находиться у потребителей.
Одновременно будет налажена система контроля на каждом этапе процесса. При вице-министре образования и науки будет создана постоянно действующая комиссия. Территориальные департаменты по контролю МОН РК в июле-августе будут контролировать соблюдение регламента обеспечения учебниками с выездом непосредственно на места в школы.
Полагаем целесообразным наряду с повышением ответственности местных исполнительных органов за своевременную поставку учебников в школы рассмотреть возможность сокращения сроков и формата государственных закупок услуг по поставке учебников в школы, а также повышение квалифицикационных требований к потенциальным поставщикам.
Кроме того, мы планируем пересмотреть систему закупки учебной литературы для специальных коррекционных школ путем увеличения закупочной стоимости до рыночной цены и предусмотреть подготовку специалистов по разработке учебников для коррекционных школ.
Уважаемые депутаты! В современном образовательном процессе, строящемся на познавательной работе учащихся, учебник является главным источником знаний. Поэтому вопрос обеспечения школ качественными учебниками находится на постоянном контроле Министерства образования и науки.
Разрешите еще раз поблагодарить депутатский корпус за поддержку инициатив Министерства и внимание, уделяемое вопросам образования и науки. Все Ваши замечания и пожелания будут учтены в работе по обеспечению учебниками.
***
С содокладом на тему Правительственного часа выступила председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Гульнар Иксанова. Затем министр ответил на депутатские вопросы.
После его ответов и выступлений парламентариев вице-спикер Палаты Дарига Назарбаева подытожила Правительственный час.
***
Заседание Правительственного часа началось с видео подборки из сюжетов отечественных СМИ на тему дня.

-------

"О проблемах и решении вопросов обеспечения школьников учебниками и учебно-методическими комплексами" (содоклад Комитета Мажилиса на Правительственном часе)
Астана, 13 октября, Дом Мажилиса

Сегодня на Правительственном часе с содокладом выступила председатель Комитета Мажилиса социально-культурному развитию Гульнар Иксанова (тезисы):
Несвоевременное и неполное обеспечение школьников учебниками вызывает возмущение родителей и учителей на протяжении нескольких лет. В этом году, как видно из представленного видеоряда публикаций в СМИ, история вновь повторилась:
– По окончании учебного года, школьники еще не знают, какими учебниками будут пользоваться в следующем учебном году, родители же все лето пребывают в ожидании (списки в школах подаются не в конце учебного года, а вначале нового учебного года), ну а потом – в очередях.
– Существует дефицит не только учебников для фондов школ, но и учебников, распространяемых на коммерческой основе. Часть родителей вынуждена покупать дешевые и некачественные ксерокопии учебников. О каких санитарных требованиях можно говорить.
– Для тех родителей, которые вынуждены сами покупать учебники, из семейного бюджета в общей сложности тратится более 25 тысяч тенге, но и они вынуждены проводить время в очередях. Все это вызывает негативный общественный резонанс, а на разных уровнях госуправления начинают проводиться совещания, применяются административные меры к виновным. Организуются селекторы, объявляются дисциплинарные взыскания, подаются иски в суд.
Наконец, школьники обеспечиваются учебниками. Но проблемы вовсе не решаются, а воспроизводятся, ведь на следующий год все опять повторяется вновь.
Вопрос в следующем: не лучше было бы своевременно проанализировать сбои во всех звеньях процесса и принять комплексные организационно-экономические меры. Причем – все сделать вовремя и системно!
Как уже было сказано министром образования и науки, все учащиеся бесплатно обеспечиваются учебниками. Вся цепочка процесса разделена на следующие уровни ответственности: методология – это зона ответственности МОН, разработка и издание – за издательствами, определение школьного контингента, выделение средств из местного бюджета, доставка до школ – за местными исполнительными органами.
Как видно, ответственность разделена, но участники процесса действуют, как будто бы в разной системе координат. Нет единого регулятора, координатора, процессы не синхронизированы во времени, а комплексной бюджетной политики и вовсе нет. При закономерно возникающих сбоях у каждого субъекта есть основания ссылаться на объективные причины. МОН говорит о том, что лишь готовит и утверждает перечень учебников, полностью переложив ответственность на акиматы. Акиматы сетуют на то, что их подвели поставщики услуг и работ, а МОН вовремя не провел все необходимые процедуры. Налицо целая череда системных ошибок
Именно поэтому необходимо пересмотреть нормативно-правовую базу, уточнить и расширить компетенции уполномоченного и местных исполнительных органов, разработать нормативы.
В соответствии с п.2 ст.5 Закона "Об образовании" уполномоченный орган реализует единую государственную политику в области образования, осуществляет межотраслевую координацию. И этого достаточно для того, чтобы МОНу использовать в полную меру свой управленческий потенциал.
1. Требует решения вопрос о разработке единой методики прогнозирования потребности в учебниках, определении контингента. Управления образования в регионах закладывают плановое количество необходимых учебников исходя от фактического количества контингента, не принимая во внимание физический (21-24%) износ учебников и миграционную составляющую. Методики прогнозирования нет, вот они зачастую и не решаются закладывать определенный прирост, ссылаясь на проверки ревизионных комиссий.
2. Нет нормативных документов по формированию, сохранению и использованию библиотечных фондов организаций образования. Приказ Министерства образования и науки от 18 июля 2003 года утратил силу. Процесс ничем не регламентируется, значит, пущен на самотек!
3. Отсутствует полная нормативная база, определяющая порядок обеспечения учебниками – как перераспределять книги в среднесрочном периоде, как формировать запасы, как формировать дополнительный заказ (поэтапное приобретение учебников не предусмотрено). Учебники изнашиваются, а заменить их нечем. Между тем, например, в модельном законе МПА СНГ "Об учебниках" есть определения государственного минимума учебных издании.
Все это создает проблемы при планировании заказа.
Теперь по срокам.
Сначала МОН издает приказ по утверждению перечня учебников, разрешенных к использованию. В 2014 году приказ издан 28 апреля, 17 мая официально опубликован, а введен в действие по истечении десяти дней.
При таком подходе издательствам остается 2-3 месяца на разработку и издание учебников, что сказывается и на качестве, и на сроках доставки. На самом же деле, это процесс сложный и длительный, на который требуется 9-10 месяцев, и специалисты это хорошо понимают.
Формирование и утверждение бюджета на местах проходит в ноябре – декабре. В апреле – мае акиматам изыскивать средства намного сложнее. Отсюда и недофинансирование.
Сегодняшние предложения Министерства по сдвижке по срокам, конечно же, лучше действующего порядка по срокам, но и они не решат всех проблем. Предложение утверждать перечень в начале января, а заключить договоры с издательствами в феврале поставит МИО в тяжелое положение. К тому же местные бюджеты уже к этому времени сформированы, и МИО придется опять рассчитывать только на свою прозорливость.
В законе МПА СНГ "Об учебниках" ежегодно за десять месяцев до начала следующего финансового года определяется общий тираж учебников, подлежащих приобретению в следующем финансовом году.
Крайне необходимо, чтобы приказ выходил в начале учебного года (сентябрь – октябрь) до утверждения бюджета. И этот срок нужно нормативно закрепить. Этот срок важен еще тем, что порядок утверждения ГОСО может занимать до 2 месяцев в госорганах, экспертиза самих учебников также занимает длительный срок.
При заключении договоров доставки отсутствует типовой договор, что приводит к разным подходам по доставке учебников и разным затратам регионов. В некоторых регионах, таких как Павлодарская область, издательства доставляют учебники до областного центра, в Алматы – до помещения библиотек каждой школы, в ЮКО – до школы, что значительно облегчает проблему.
Бывает так, что доставка осуществляется сторонними организациями, выигрывающими тендер, зачастую не имеющими необходимого ресурсного обеспечения. В 2-х районах Костанайской области конкурс выиграло ИП "Байкенова Мадина", который, получив всю партию учебников в издательстве, их не привез. Нужно выработать единый подход, используя опыт указанных выше регионов, уменьшив число участников процесса, закрепив за издательствами доставку.
Принцип альтернативности учебников вносит определенную путаницу не только в сам учебный процесс, но и в процесс планирования бюджета. Стоимость учебников различна, подходы учителей и управлений образования к выбору того или иного учебника разные. А их количество по одному предмету и классу доходит иногда до 5 штук. А ведь при внешней оценке знаний составляются вопросы без учета альтернативности учебников, что создает проблемы для учащихся.
Показателен опыт Жамбылского управления образования, когда комиссионно анализируются разные учебники и выбирается один. Педагоги сами из практического опыта пришли к тому, что, по сути, нужен один учебник. И выделять бюджет надо на него. Остальные учебники могут быть дополнительной литературой.
Требует глубокого анализа сам финансовый процесс, стоимостные значения и обоснования для выделения денег из местных бюджетов. На одинаковую сумму обеспечивается разное количество учащихся и охват указывается почти 100%. Так, например, Павлодарская область за 477 млн.тг. охватила 13 326 учащихся, Карагандинская область на чуть меньшую сумму в 416 млн. тенге – в 5 раз больше учащихся – 68 837, а Костанайская область на сумму 335 млн. обеспечивает 99793 учеников. И это – при приблизительно одинаковой стоимости учебников.
Кстати, в стоимости учебников расходы на авторские гонорары и основное макетирование занимают от 6 до 10%. В среднем 3% от расходов (более 230 млн тенге) – доставка, остальное идет на тиражирование. Заказы издательствам включают помимо новых учебников, которые издаются в соответствии с циклом фондирования недостающие тиражи книг. Причем зачастую их заказывают исходя из возможностей бюджета, а не от реальных потребностей. В Мангистауской области были случаи подмены издательствами новых учебников старыми (2012 год – "Мектеп", "Арман – ПВ" – в 2012 и 2014 году).
Издательства, беря на себя расходы по изданию альтернативных учебников и не имея прогнозов по количеству заявок на тот или иной учебник, рискуют потерять деньги. И вероятно, в таком случае в себестоимость книг вынуждены включать свои реальные потери от не закупленных книг
Совершенно очевидно, что процесс планирования бюджета происходит стихийно в зависимости от финансовых возможностей. Нет правил и методик, нет возможности перераспределять учебники хотя бы в среднесрочной перспективе, значит, регионы обречены на дефицит в следующем году.
Можно было бы просчитать несколько моделей обеспечения учебниками:
– один подход – это централизованная закупка безальтернативных учебников и УМК на республиканском уровне, одновременно с услугами по доставке их до каждой школы.
– второй подход (смешанный) – это централизованный заказ государством содержания учебника. А вопросы тиражирования, оставить у МИО, вменив в обязанность издательств доставку тиражей до школ. И, конечно, нужна грамотная сдвижка по срокам!
Таким образом, весь процесс должен быть всесторонне отрегулирован на всех уровнях планирования, бюджетирования и производства на единых принципах. И вопрос этот нужно решать уже сейчас.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.10.2014
Сенаторы ратифицировали ряд международных документов 31.10.2014
Рассмотрены вопросы кадровой политики 31.10.2014
В Сенате прошла презентация законопроекта по изменениям республиканского бюджета на 2014–2016 годы 31.10.2014
Мажилис: дебаты о культуре 31.10.2014
Обращение Генеральной прокуратуры Республики Казахстан 31.10.2014
"Мы готовим востребованных специалистов, а не армию безработных" 31.10.2014
Вопросы взаимодействия Казахстана и ОИС обсудили на встрече в МИД РК 31.10.2014
В Пекине состоялись казахстанско-китайские межмидовские консультации 31.10.2014
Казахстану не нужны иностранные миссионеры 31.10.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz