Олег Сидоров
Продолжается укрепление двусторонних связей Казахстана и Китая в военно-технической сфере. Многолетнее сотрудничество между двумя странами на сегодня не только сохранило отношения Астаны и Пекина, но и сблизило позиции двух стран по ряду вопросов. Последний визит главы оборонного ведомства Казахстана в Пекин является очередным доказательством развития отношений в данной сфере. Напомним, что с обретением независимости перед нашей страной встала серьезная задача выстраивания новых отношений с такой крупной и во многом уникальной страной, как Китай. Руководство Казахстана принимало в расчет геостратегическое положение Китайской Народной Республики, ее политический, экономический и военный потенциал, необходимость решения пограничного вопроса и другие аспекты. С самого начала внешняя политика Казахстана строилась на необходимости установления стабильных, добрососедских отношений с Китаем. В свою очередь, китайское руководство также проявило готовность к началу конструктивного диалога с Казахстаном по всем аспектам взаимоотношений. В январе 1992 года Казахстан и Китай приступили к конкретным дипломатическим действиям с целью создания правовой базы двусторонних отношений. Начался процесс поиска перспективных сфер сотрудничества. В октябре 1993 года, состоялся визит Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в КНР. В ходе визита Нурсултаном Назарбаевым и Цзян Цзэминем был подписан первый официальный документ, определяющий принципы взаимоотношений двух государств – Совместная Декларация об основах дружественных взаимоотношений между РК и КНР. В целом, к настоящему времени между странами по всем направлениям развивается сотрудничество, которое демонстрирует хорошие темпы и показатели. Из года в год растут объемы экспортно-импортных операций. Успешно был закрыт самый главный и болезненный для межгосударственных отношений пограничный вопрос. Углублению двустороннего сотрудничества способствовало понимание Астаной и Пекином региональных факторов нестабильности. Так, со стороны Казахстана есть понимание существующей для Китая проблемы этнического сепаратизма – тезис о запрещении любых его форм и деятельности сепаратистских организаций на территории государств Центральной Азии, а также признание принципа "одного Китая" включены в декларации о двусторонних отношениях. Со стороны Китая республике удается найти понимание в вопросах обеспечения региональной безопасности, а также по широкому спектру других региональных проблем, в том числе – в контексте военного присутствия в Центральной Азии внерегиональных игроков. Контакты между двумя странами в области безопасности также достаточно интенсивны. Казахстанско-китайские военные связи осуществляются на основе Соглашения о сотрудничестве между Министерством обороны РК и Министерством обороны КНР, Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы, ежегодно заключаемых Соглашениях об оказании Китаем безвозмездного военного содействия Казахстану, а также Соглашения о сотрудничестве между пограничными войсками Комитета национальной безопасности РК и Народно-освободительной Армии Китая. И сегодня Китай продолжает оставаться одним из приоритетных партнеров Казахстана в сфере обороны. Основные направления сотрудничества между вооруженными силами Казахстана и Китая сосредоточены в направлении обучения казахстанских военнослужащих в военных учебных заведениях Китая и в военно-технической сфере. Астана к тому же придает большое значение партнерству с Пекином в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Взаимодействие с ШОС рассматривается как одно из приоритетных направлений внешней политики. В этом плане проводимые на регулярном уровне совместные антитеррористические и военные учения, консультации и обмен информацией стран-членов Организации по актуальным вопросам региональной и международной политики свидетельствуют о наращивании потенциала и укреплении сотрудничества участников ШОС в направлении сохранения безопасности и стабильности в регионе. |