NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 07:56 ast
05:56 msk

Гражданское общество и дальнейшее развитие НПО
Марат Башимов: В Казахстане зарегистрировано свыше 27000 неправительственных организаций (НПО), но только треть из них регулярно оказывают услуги населению в социальной сфере
30.10.2014 / политика и общество

В Казахстане зарегистрировано свыше 27000 неправительственных организаций (НПО), но только треть из них регулярно оказывают услуги населению в социальной сфере.
В этой сфере накопился ряд нерешенных проблем, прежде всего, это дилетантизм большинства НПО и законодательное регулирование их финансирования. Назрела необходимость введения института общественной стандартизации деятельности НПО, грантовое финансирование.
Отечественные НПО, как и западные, - важная составная часть гражданского общества. Основная сфера их деятельности – социальная сфера, укрепление гражданского общества - работа с детьми и молодежью, здравоохранение, гендерное развитие, защита прав человека и т.д.
С развитием неправительственного сектора открываются большие перспективы в сфере социального предпринимательства и социального партнерства.
За годы независимости и государство, и международные доноры достаточно инвестировали в формирование и укрепление "третьего сектора" в Казахстане. Если на заре независимости очень осторожно относились к НПО, то благодаря усилиям главы государства отношение к НПО резко изменилось. Государственные органы стали не только признавать НПО, но стали активно с ними сотрудничать.
При этом наше законодательство предоставляет наиболее благоприятный климат в СНГ для развития общественных организаций в стране. В результате в нашем неправительственном секторе сейчас работает несколько десятков тысяч субъектов, оказывающих широкий спектр социальных услуг.
В этой сфере надо двигаться дальше и создавать условия для стимуляции рынка социальных услуг.
С этой целью, прежде всего, необходимо сформировать нормативную базу, которая позволила бы неправительственным организациям зарабатывать и накапливать средства от государственных инвестиций. Так давно работают в западных странах, выделяя государственные гранты на социальные проекты.
Государство в этом случае только выигрывает, получая надежного партнера, способного к тому же на сэкономленные средства самостоятельно укреплять свою материальную базу и повышать профессионализм работников.
Во-вторых, важно способствовать привлечению и негосударственных инвестиций в сферу социальных услуг. Для этого также необходимо предусмотреть законодательные механизмы, которые смогли бы создавать стимулы для бизнеса активно инвестировать и поддерживать социальные инициативы граждан. Здесь Правительству нужно тщательно изучить зарубежный опыт и подготовить необходимые предложения.
Надо развивать институты, способные аккумулировать средства государства и бизнеса, и на основе анализа рынка самостоятельно формировать социальные проекты, необходимые для развития регионов или отраслей. Так работают многие международные фонды, которые принесли немало пользы для защиты экологии и здравоохранения, развития энергетической сферы в Казахстане, особенно в первые годы независимости. При этом такие фонды существуют на пожертвования иностранных бизнесменов и дотации государств.
54 процента НПО в нашей стране имеют универсальные уставы, позволяющие им работать в любой сфере. Дело в том, что в РК при регистрации не требуется указывать определенное направление деятельности. Как считают специалисты, тем самым общество показывает, что не ставит перед НПО никаких особых целей и не ожидает от них существенного участия в решении реальных проблем.
За рубежом, наоборот, уделяется огромное внимание вопросам отраслевой направленности их деятельности. Так, например, в Германии, чтобы иметь возможность заниматься оказанием услуг в сфере здравоохранения, НПО обязано иметь специальный сертификат или лицензию. Чтобы претендовать на серьезное участие в жизни общества и, тем более, получать финансирование, НПО должно иметь специализацию в какой-либо одной или нескольких отраслях. И это должна быть отражено в уставных документах, и подтверждена лицензией или сертификатом.
При составлении рейтинга НПО "универсалы" выглядят неконкурентно, зато сертифицированные и профессиональные НПО признаны обществом, допущены к источникам финансирования и процессу принятия решений.
Западные эксперты считают, что именно таким образом нужно стимулировать общественную инициативу на оказание профессиональных социальных услуг в нужной области.
По ряду причин, социальные услуги у нас в целом ориентированы на различные виды пропагандистской работы. По данным экспертов, лишь менее 10 % казахстанских НПО занимаются реальным делом - то есть, оказывают услуги по решению конкретных проблем населения. Это, к примеру, работа с трудными подростками, содержание хосписов, реабилитационных центров.
Между тем, в развитых странах Запада картина совершенно иная. Например, в Великобритании, Франции, Германии большая часть НПО занята обеспечением работы больниц, вузов, широкого круга благотворительных учреждений.
Как объяснят специалисты, различие принципов работы казахстанских и зарубежных НПО объясняется, прежде всего, особенностями национального законодательства.
Так, в Западной Европе давно действует законодательство, которое позволяет НПО накапливать средства и укреплять свою материальную базу. Хотя и там НПО относятся к некоммерческим организациям. Кроме того, предусмотрены различные гибкие механизмы поощрения граждан и коммерческих структур, отчисляющих часть средств на поддержку НПО. Например, граждане имеют право отчислять 1% своих доходов на счет конкретного НПО, или есть нормы, дающие налоговые льготы для меценатов и благотворителей.
К сожалению, в законодательстве Казахстана таких механизмов не предусмотрено. В результате получается парадокс - занимаясь своей основной деятельностью, НПО в Казахстане не имеют возможностей повышать свой социальный статус, накапливать капитал и способствовать повышению квалификации сотрудников. Не стоит удивляться, что большинству НПО по силам лишь низкозатратные консультационные услуги.
Обязательным в сфере социального партнерства является решение вопроса об определении стандартов социальных услуг. Люди оказывают, например, услуги инвалидам. Какого качества должны быть эти услуги, как долго длиться. Сколько может стоить работа психолога и т. д.
У нас есть стандарты государственных услуг в этой сфере. Тогда важным будет определить стандарты и для услуг неправительственных организаций. Это позволить систематизировать рынок социальных услуг, сделать его более цивилизованным и привлекательным для бизнеса, который точно сможет рассчитать, сколько необходимо выделять средств на тот или иной социальные проект или программу.
К тому же такой подход позволит предотвратить различного рода махинации в сфере выделения средств на благотворительность и остановить недобросовестную конкуренцию. И некоррупционность
Более опытные и профессионально подготовленные НПО на законных основаниях будут претендовать на затратные и масштабные проекты, поскольку существующие стандарты не позволят непрофессионалам и авантюристам участвовать в конкурсах.
И четвертое, что является неизменным правилом рынка, важно повышать подотчетность и прозрачность деятельности неправительственных организаций для общества. Если общество вкладывает в "третий сектор" средства и формирует выгодные для него законы, оно вправе определять рамки ответственности участников этого сектора.
Данный принцип давно используется во многих зарубежных государствах, где четко определены рамки ответственности НПО перед обществом. Там невыгодно нарушать установленные для НПО правила. Поскольку эта сфера является наиболее прозрачной и контролируемой обществом.
Таким образом тщательно проанализировать имеющийся опыт в сфере развития социального партнерства и создания условий для развития третьего сектора и рынка социальных услуг, и организовать работу по совершенствованию законодательной, организационной и институциональной базы в этой сфере в Казахстане.
Резюмируя, можно сказать, что для дальнейшего развития института НПО в Казахстане и повышения его общественной полезности, необходимо принятие ряда мер.
1. Обеспечить прозрачность, подотчетность деятельности НПО для широкой общественности. Как на Западе.
2. Профессионализм работы НПО. При регистрации НПО в Уставах необходимо указывать главный вид деятельности. Наше законодательство очень либеральное, позволяющее НПО браться на многие несвойственные направления деятельности.
3. Назрела необходимость введения института общественной стандартизации деятельности НПО на основе профессионального подхода к работе в социальной сфере.
4. Необходимо внести изменения в действующее законодательство о внедрении нового формата финансирования НПО со стороны государства - гранты и премии из госбюджета. Важным снизить влияние государственных органов на процесс выделения средств НПО. Для этого предлагается учредить отдельную организацию, которая будет иметь право аккумулировать средства всех госорганов, и проводить самостоятельно конкурсы по грантам для НПО.
5. Шире использовать в работе общественных советов при госорганах предложения НПО. Некоторые НПО годами "сидят" при таких советах и ничего не делают. Надо менять на более действенных.
6. Новые изменения предлагаются что важно, не госорганами, а самими НПО, Гражданским альянсом. Инициатива идет снизу.
7. Проводить конкурсные отборы сразу начиная с января, а не летом
8. Провести налоговую амнистию для НПО, которые вовремя не сдали отчеты в налоговые органы, потому что многие еще в 90-х, начале 2000 еще хорошо не знали законодательство. К примеру, ветеранские организации.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.10.2014
Сенаторы ратифицировали ряд международных документов 31.10.2014
Рассмотрены вопросы кадровой политики 31.10.2014
В Сенате прошла презентация законопроекта по изменениям республиканского бюджета на 2014–2016 годы 31.10.2014
Мажилис: дебаты о культуре 31.10.2014
Обращение Генеральной прокуратуры Республики Казахстан 31.10.2014
"Мы готовим востребованных специалистов, а не армию безработных" 31.10.2014
Вопросы взаимодействия Казахстана и ОИС обсудили на встрече в МИД РК 31.10.2014
В Пекине состоялись казахстанско-китайские межмидовские консультации 31.10.2014
Казахстану не нужны иностранные миссионеры 31.10.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz