5 ноября, 2014, Берлин
Как показали данные нового отчета Транспаренси Интернэшнл, крупнейшие мировые компании не раскрывают информацию о своих финансовых операциях вне страны регистрации. 90 из 124 исследованных компаний, не разглашают информации о тех налогах, которые они платят за рубежом. 54 компании из 124 оцененных, не публикуют информацию о доходах, полученных в других странах. В отчете "Прозрачность корпоративной отчетности" проанализированы данные по 124 публичным компаниям из списка Forbes, чья совокупная рыночная стоимость составляет более 14 триллионов долларов. Оценка производилась на основе открытых данных и по тем мерам, которые предпринимают компании для предотвращения коррупции, информации о дочерних компаниях и активах за рубежом, а также ключевой финансовой информации по зарубежных операциям. Индекс построен по десяти-бальной шкале от 0 до 10, где 0 - это низкий уровень прозрачности, 10 - высокий уровень прозрачности. Полученные компаниями баллы – это среднее арифметическое всех оценок, набранных по трем категориям: применяемые антикоррупционные политики, организационная прозрачность, раскрытие финансовой информации в странах, где компании работают. На основании данных критериев, по итогам оценки наилучшие баллы получили британские компании, самые низкие показатели у китайского крупного бизнеса. "Транснациональные компании, экономическая мощь которых сравнима с крупнейшими странами обязаны быть более прозрачными", отметил председатель правления Транспаренси Интернэшнл Хосе Угас. "С большим экономическим влиянием, приходит большая ответственность. Недобросовестное корпоративное поведение создает коррупцию, которая вызывает бедность и нестабильность. Не отвечая на запросы общества и граждан о большей прозрачности и подотчетности, компании рискуют навредить своим брендам и потерять клиентов" - добавил он. Полученные данные показывают, что крупнейшие мировые нефтяные, газовые и горнодобывающие компании не готовы следовать правилам подотчетности, вступающих в силу на всей территории Европейского Союза с июля 2015 года и обязывающие добывающие компании раскрывать информацию обо всех своих финансовых операциях, включая выплаченные налоги, как в разрезе стран где они работают, так и в разрезе осуществляемых проектов. Правила будут применяться к крупным компаниям, зарегистрированным в ЕС, и для компаний, котирующихся на европейских и американских биржах. Подобные законодательные нормы уже существуют в США в рамках раздела 1504 от 2010 года акта Додда-Франка, однако реализация предусмотренных актом положений о прозрачности и подотчетности была приостановлена в связи с поданным иском нефтяных лоббистов. Из 24 добывающих компаний ЕС и США, исследованных в настоящем отчете, 19 раскрывают информацию о налоговых платежах и полученных доходах в менее чем половине стран, где они работают. Только BHP Billiton, Statoil и индийские фирмы ONGC и Reliance раскрывают финансовую информацию практически по всем странам, где осуществляют свою деятельность. "Компании должны предоставлять больше информации о своих финансовых операциях. Прозрачность в этих опросах позволяет гражданам понимать, что делают иностранные компании в их странах. Важным, также, является мониторинг осуществляемых денежных операций между правительствами и крупными компаниями, которые могут быть подвержены коррупции", сказал Угас. 13 британских компаний, данные по которым представлены в отчете, неукоснительно следуют стандартам в части противодействия коррупции. Все они публично подтвердили обязательства следовать антикоррупционному законодательству и мерам по защите свидетелей коррупции, внедрили кодексы поведения или антикоррупционные стратегии обязательные для всех своих сотрудников. Лучшие показатели у четырех компаний (BHP Billiton, Eni, Statoil, Vodafone) из 124 - шесть баллов из десяти возможных. Эти компании имеют устоявшуюся практику сообщения о мерах по профилактике коррупции, раскрывают финансовые данные по своим дочерним компаниям. Необходимо также отметить, что только у трех компаний (Statoil, Telefónica и Vodafone) процент раскрываемости финансовой информации находится на уровне выше 50 процентов по отчетности в странах, где они осуществляют свою деятельность. В нижней части рейтинга находятся 11 компаний получивших два балла из десяти или меньше. Основное снижение оценок произошло из-за отсутствия практики раскрытия своей финансовой отчетности и отсутствия антикоррупционных политик. Аутсайдерами рейтинга стали все включенные китайские компании (в рейтинг включено 8 китайских компаний) с баллами меньше трех. • В шести из восьми китайских компаний, включенных в рейтинг, отсутствует политика противодействия коррупции. • Только в одной из восьми компаний, разработана политика, регулирующая практику подарков и условия для оказания гостеприимства, а также механизмы и инструменты по защите лиц сообщающих о коррупции. • Ни одна из китайских компаний прямо не запрещает выплаты на упрощение ведения бизнеса (взятки, выплачиваемые для получения какой-либо выгоды). • Ни одна китайская компания не раскрывает финансовую информацию по деятельности своих дочерних и аффилированных компаний в 59 зарубежных странах. По данным опроса 3000 руководителей, проведенного в 2011 году Transparency International компании из Китая в наибольшей степени склонны осуществлять подкуп в международных коммерческих сделках. Transparency International вновь призывает Китай присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе с взяточничеством, которая устанавливает стандарты по расследованию и судебному преследованию компаний, которые замечены в подкупе иностранных правительств. Сорок четыре компании в рейтинге – американские. Amazon, Berkshire Hathaway и Google показали самые плохие результаты. Зафиксировано только две американских компании, которые раскрыли финансовую информацию по своей деятельности за рубежом - ConocoPhilips в Канаде, Walmart в Чили. Отдельным сюрпризом для составителей рейтинга стали показатели компаний, чья деятельность, казалось бы, призвана повышать прозрачность в ведении бизнеса и обществе. Американские технологические гиганты Amazon, Apple, Google и IBM набрали менее трех баллов из десяти возможных. Amazon, Apple и Google единственные, из всех семи американских компаний в рейтинге, руководство которых публично не заявляет о поддержке борьбе с коррупцией. Тем не менее, все 44 американские компании предоставляют своим сотрудникам возможность сообщить о фактах коррупции. "Технологические компании производят продукты, которые делают наше общество более открытым и подотчетным и должны быть примером прозрачности для других компаний. И мы надеемся, что они оправдают эти ожидания подотчетности их деятельности", - отметил управляющий директор Transparency International Кобус де Свардт.
-----
Прозрачность корпоративной отчетности: оценка транснациональных компаний
Как показали данные доклада Transparency International "Прозрачность корпоративной отчетности: оценка транснациональных компаний" никто из бизнес-гигантов соответствует стандартам прозрачности и подотчетности по всем критериям, обозначенным в индексе. Совокупная рыночная стоимость самых крупных мировых компаний превышает 14 триллионов долларов США, что в десятки раз больше ВВП большинства стран. Эти компании оказывают огромное экономическое и политическое влияние на мировой расклад сил. Тем не менее, мы по-прежнему слишком мало знаем о них. Настоящий доклад Transparency International "Прозрачность корпоративной отчетности: оценка транснациональных компаний", ранжирует уровень прозрачности и подотчетности 124 крупнейших мировых бизнес-гигантов. В докладе дается оценка практике раскрытия информации компаниями в сфере противодействия коррупции, активов компаний и ключевой финансовой информации в странах, где они работают. "Прозрачность корпоративной отчетности: оценка транснациональных компаний" - это часть серии исследований на основе аналогичной методологии, целью которого является исследование практики по обеспечению прозрачности корпоративного мирового сектора. Индекс построен по десяти бальной шкале от 0 до 10, где 0 - это низкий уровень прозрачности, 10 - высокий уровень прозрачности. Полученные компаниями баллы – это среднее арифметическое всех оценок, набранных по трем категориям: применяемые антикоррупционные политики, организационная прозрачность, раскрытие финансовой информации в странах, где компании работают. Глобальные бизнес-компании имеют юридические и этические обязательства по честному ведению бизнеса. Это, безусловно, требует определенных обязательств, ресурсов, постоянно работающих систем по оценке рисков как юридических, политических и репутационных, так и рисков, связанных непосредственно с коррупцией. По данным из открытых источников, В Казахстане, официально представлены 55 транснациональных компаний из 124 исследованных в индексе корпоративной прозрачности. Только 13 из 55 компаний придерживаются стандартам прозрачности ведения бизнеса более чем на 50%. Остальные 42 компании набрали меньше 5 баллов, что вызывает серьезную озабоченность, поскольку по данным Транспаренси Казахстан, корпоративная коррупция имеет тенденцию к усилению. Транспаренси Казахстан призывает правительство РК обратить серьезное внимание на обеспечение прозрачности и подотчетности инвесторов, работающих в Казахстане.
НАСКОЛЬКО ПРОЗРАЧНЫ МИРОВЫЕ КОМПАНИИ, РАБОТАЮЩИЕ В КАЗАХСТАНЕ?
Название | Компания представитель/дистрибьютор/имеется аффилированность | Год прихода в Казахстан | ИНДЕКС КОРПОРАТИВНОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ | Eni | Agip | 2005 | 7,3 | Statoil | Статойл Норс Каспиэн АС | 2004 | 5,8 | ArcelorMittal | АО "АрселорМиттал Темиртау" | 1995 | 5,5 | BASF | BASF | 1992 | 5,5 | Siemens | Сименс ТОО | 1994 | 5,5 | Volkswagen group | ТОО "Mercur Auto Ltd" | 1996 | 5,3 | Rio Tinto | Нацкомпания "Тау-Кен Самрук" | 2010 | 5,4 | BG Group | Би Джи Групп Казахстан | 1992 | 5,3 | Bayer | Байер Каз | 1994 | 5,2 | GlaxoSmithKline | ГлаксоСмитКляйн | 1997 | 5,2 | BP | КБ Петролеум | 2007 | 5,1 | HSBC Holdings | HSBC Банк Казахстан | 1998 | 5 | Allianz | Allianz Kazakhstan | 1999 | 4,8 | Inditex | Zara | 2010 | 4,7 | Diageo | Казахстан Коммерция | 1997 | 4,6 | L'oreal | Ак Ерке | 2005 | 4,6 | Nestle | Нестле Казахстан | 1997 | 4,4 | Philip Morris | Филип Моррис Казахстан | 1993 | 4,4 | Coca Cola | Coca Cola | 1994 | 4,3 | Merck&co | МСД Восток Б.В. | 2008 | 4,2 | Rosneft | Роснефть Казахстан | 2001 | 4,2 | Exxonmobil | Kulan Oil | 1997 | 4,1 | Novo Nordiks | Ново Нордиск | 1993 | 3,9 | Total | Total E&P Kazakhstan | 1993 | 3,9 | JPMorgan Chase | JPMorgan Chase | 2008 | 3,8 | Novartis | Новартис ГЕМ | 2008 | 3,8 | Sanofi | Санофи | 1997 | 3,8 | Amgen | ВИВА ФАРМ | 1999 | 3,7 | PepsiCo | | 2010 | 3,7 | Helwet-Packard | Helwet-Packard | 1999 | 3,6 | Intel | Intel | 2004 | 3,6 | Procter&Gamble | Проктер энд Гэмбл Казахстан | 1994 | 3,6 | UNAITED PARCEL SERVICE | UPS Юнайтед Парсел Сервис (KAZ) | 1993 | 3,6 | 3М | 3М | 1995 | 3,5 | Chevron | Тенгизшевройл | 1993 | 3,5 | Gazprom | Гаспромнефть Казахстан | 2007 | 3,5 | Microsoft | Майкрософт Казахстан | 2003 | 3,5 | PFIZER | Пфайзер ЭйСиПи представительство | 2001 | 3,5 | Teva Pharmaceutical Industries | Тева Фармасьютикалс Индастриал | 1998 | 3,5 | American Express | Казкоммерцбанк | 2007 | 3,4 | Roche Holding | Хоффманн-Ля Рош Лтд | 1993 | 3,4 | General Electric | Дженерал Электрик Интернешнл | 2000 | 3,2 | Cisco Systems | Cisco Systems | 2002 | 3,1 | Schlumberger | Schlumberger | 1992 | 3,1 | Oracle | Oracle | 2008 | 3 | IBM | IBM | 2005 | 2,9 | Samsung Electronics | Самсунг Электроникс | 1995 | 2,9 | Toyota motor Corporation | Тойота Мотор Казахстан | 1999 | 2,8 | Citigroup | Ситибанк Казахстан | 1994 | 2,7 | PetroChina | Петрочайна Интернешнл | 1998 | 2,7 | Mitsubishi UF J Financial | Банк оф Токио-Мицубиси ЮФДжей | 2008 | 2,4 | Industrial and commercial bank of china | Торгово-промышленный Банк Китая в Алматы | 1993 | 2,2 | Sberbank | Сбербанк | 2007 | 1,5 | Honda Motor Co | Doshon.kz | 2012 | 1,3 | Bank of China | Банк Китая в Казахстане | 1993 | 1 |
Для дополнительной информации: Берлин (Германия) Крис Сандерс Тел: +49 30 34 38 20 666 [email protected]
Алматы (Казахстан) Наталья Малярчук ОФ "Транспаренси Казахстан" г. Алматы, ул. Мынбаева 38, (уг.ул. Ауэзова) Тел.: +7 (727) 3950609 С.т. +7 701 3655470
Отчет в оригинале TRAC 2014_EMBARGO.pdf |