Олег Сидоров
С обретением независимости перед Республикой Казахстан встала серьезная задача выстраивания новых отношений с такой крупной и во многом уникальной страной, как Китай. Руководство страны принимало в расчет геостратегическое положение Китайской Народной Республики, ее политический и экономический потенциал, необходимость решения пограничного вопроса и другие аспекты. Исходя из сложившихся условий, с самого начала внешняя политика Казахстана строилась на необходимости установления стабильных, добрососедских отношений с Китаем. В свою очередь, китайское руководство также проявило готовность к началу конструктивного диалога с Казахстаном по всем аспектам взаимоотношений. В январе 1992 года Казахстан и Китай приступили к конкретным дипломатическим действиям с целью создания правовой базы двусторонних отношений. Начался процесс поиска перспективных сфер сотрудничества. Стал более интенсивно развиваться и обмен делегациями. В октябре 1993 года, состоялся визит Президента РК Назарбаева в КНР. В ходе визита Нурсултаном Назарбаевым и Цзян Цзэминем был подписан первый официальный документ, определяющий принципы взаимоотношений двух государств – Совместная Декларация об основах дружественных взаимоотношений между РК и КНР. В целом, к настоящему времени между странами по всем направлениям развивается сотрудничество, которое демонстрирует хорошие темпы и показатели. Из года в год растут объемы экспортно-импортных операций. Успешно был закрыт самый главный и болезненный для межгосударственных отношений пограничный вопрос. Среди основных политических достижений двустороннего сотрудничества можно увидеть предоставление Казахстану со стороны Китая гарантий безопасности в связи с отказом от ядерного оружия (февраль 1995 года); полное урегулирование пограничного вопроса касающегося участка (1 700 километров) межгосударственной границы двух стран: 1994 год – соглашение по основному участку, 1997 год – окончательные договоренности, 2002 год – подписание межправительственного Протокола о демаркации линии казахстанско-китайской государственной границы, а также эталонных экземпляров топографических карт госграницы; подписание Соглашения о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек (12 сентября 2001 года), а также создание Комитета по сотрудничеству (2 июля 2004 года) и др. Казахстан и Китай активно взаимодействуют в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Китай поддерживает процесс созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Двусторонние контакты между РК и КНР в области безопасности также достаточно интенсивны. Казахстанско-китайские военные связи осуществляются на основе Соглашения о сотрудничестве между Министерством обороны РК и Министерством обороны КНР, Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы, ежегодно заключаемых Соглашениях об оказании Китаем безвозмездного военного содействия Казахстану, а также Соглашения о сотрудничестве между пограничными войсками Комитета национальной безопасности РК и Народно-освободительной Армии Китая. Ведущую роль в продвижении всего спектра двусторонних отношений на современном этапе играет торгово-экономическое сотрудничество. Более чем за 15-летний период экономического взаимодействия Казахстан и Китай прошли практически через все формы внешнеэкономических связей – от бартерной торговли до создания совместных предприятий, значительно приблизились к общемировым методам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Показательно, что Китай стал первой мировой торговой державой, с которой Казахстан завершил двусторонние переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). |