Астана, 5 ноября, Дом Мажилиса
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Айкын Конуров: "Казахстан, находясь в двадцатке крупнейших нефтедобывающих стран мира, испытывает очередной топливный кризис, нашедший отражение в нехватке нефтепродуктов, их подорожании и, как не парадоксально, снижение качества. Поставки высокооктанового бензина из третьих стран являются временной ситуативной мерой, которая не снимает причин сложившегося кризиса, а лишь подчеркивает его глубину. В течение многих лет рынок нефтепродуктов функционирует в полуаварийном режиме. Государство безуспешно борется с периодически возникающим дефицитом за счет поиска новых поставщиков и новых схем импорта, вплоть до толлинга в Китае. В настоящее время уполномоченный орган все отчетливее формирует позицию о том, что в Казахстане слишком дешевый бензин, стоимость которого ниже, чем в соседних странах. Однако подобное сопоставление и курс на повышение стоимости нефтепродуктов считаем совершенно необоснованным, особенно с учетом снижающихся цен на нефть. Сравнивать ситуацию на казахстанском рынке нефтепродуктов с Кыргызстаном и другими импортирующими энергоресурсы странами неуместно по причине несопоставимой ресурсной базы. Так, в Кыргызстане добыча нефти за 2013 год составила 80 тысяч тонн, тогда как в Казахстане – 80 миллионов тонн. Собственное производство не покрывает и 5% потребностей кыргызского рынка, тогда как в нашей стране почти 85% нефти идет на экспорт. Сравнивание цен с Россией также представляется некорректным. В этой стране среднемесячная заработная плата на 22%, величина прожиточного минимума на 100% выше, чем в Казахстане. При этом стоимость бензина Аи-92 в России выше на 17%, а бензина марки Аи-95 – лишь на 5%. Таким образом, уже сейчас бензин является менее доступным для казахстанцев, исходя из их покупательской способности. А дальнейшее повышение цен и выравнивание их с российскими, еще сильнее увеличит этот разрыв. Полагаем, что истинная причина топливного кризиса заключается не в якобы низких ценах на бензин, а в системных сбоях в государственной нефтегазовой политике. Об этом свидетельствует и вынужденная необходимость в "пожарном" порядке заключать контракты на импорт нефтепродуктов. К сожалению, в республике отсутствует четкое видение долгосрочного развития отечественной отрасли нефтепереработки. Оно подменяется планами по модернизации действующих НПЗ, которые регулярно сдвигаются по срокам. Действующая программа развития нефтегазового сектора в части нефтепереработки также сводится к реконструкции трех заводов и не содержит видения эффективного функционирования рынка в целом. На сегодня принято решение отказаться от строительства четвертого НПЗ. Считаем это недальновидным, поскольку новый НПЗ необходим не только для увеличения производства, но и повышения уровня конкуренции. В настоящее время именно монополизация, непрозрачность, сдерживание производства и искусственное создание дефицита для формирования "рынка продавца" дестабилизируют рынок. В этой связи просим предоставить ответы на следующие вопросы: 1. По каким причинам принято решение отказаться от строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода, о котором говорилось в Послании Президента народу Казахстан 17 января 2014 года? 2. Какие существуют долгосрочные целевые ориентиры по стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке? 3. Какие меры предпринимаются для развития конкуренции на рынке производства и продажи нефтепродуктов? 4. В свете снижения цен на нефть существует ли план Правительства по созданию действенного механизма для снижения внутренних цен на горюче-смазочные материалы. Просим предоставить. 5. В связи с многочисленными обращениями автовладельцев на резкое снижение качества ГСМ в период его дефицита, просим предоставить информацию о результатах работы уполномоченных органов по защите прав наших граждан в данной сфере. 6. Определен ли круг лиц ответственных за создание топливного кризиса, и какое они понесли наказание. Фракция "Народные коммунисты" считает недопустимым перекладывание проблемы неэффективного управления нефтеперерабатывающей отраслью, приводящее к дефициту и росту цен в Казахстане, на граждан. Считаем необходимым вести политику не выравнивания цен, а развития производства, обеспечить выпуск доступного и качественного отечественного топлива. Ответ просим предоставить в письменном виде в установленные законом сроки". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Ж.Ахметбеков, Г.Баймаханова, Т.Кенжин, В.Косарев, Т.Омурзаков, Б.Сорокин. |