Пресс-служба Министерства национальной экономики РК, 12 ноября
Вице-министр национальной экономики РК Мадина Абылкасымова приняла участие в круглом столе "о тенденциях миграционных процессов (социальные аспекты)" Комитета по социально-культурному развития Мажилиса Парламента РК. С 1991 года по 1 октября 2014 года на историческую родину вернулись и получили статус оралмана 258 786 семей или 952 104 этнических казахов, что составляет 5,5% от общей численности населения. Постепенно снижается динамика эмиграционных процессов в стране. Согласно статистическим данным, в 2013 году по сравнению с 2008 годом количество эмигрировавших граждан сократилось почти вдвое (с 45,3 тыс.чел. до 24,3 тыс.чел в год). Вмсесте с тем, отметила Мадина Абылкасымова, "наблюдается рост численности привлекаемой иностранной рабочей силы, если в 2013 году ее количество составляло 23,1 тыс. чел., то уже по состоянию на 1 октября текущего года оно достигло 30 тыс. чел. (0,3% от ЭАН)". Вице-министр сообщила, что "основными странами исхода трудовых мигрантов на 1 октября 2014 года являются Китай – 23,1%, Турция – 10,4%, Украина – 8,1%, Узбекистан – 5,6%, Индия – 5,3%". Более 50% от общего количество иностранной рабочей силы привлекается в строительную отрасль и горнодобывающую промышленность (в основном нефтегазодобыча). Наибольшее количество иностранных работников привлекается в Атыраускую область – 8 318 чел. (26,0%), города Астана – 8 460 чел. (26,4%) и Алматы – 5 067 чел. (15,9%), далее следуют Мангистауская область – 2 744 чел. (8,6%) и Южно-Казахстанская область – 1 215 чел. (3,8%). Наблюдается стабилизация миграционных потоков населения внутри страны. В последние пять лет среднегодовая численность внутренней миграции зафиксирована в пределах 190 тыс. человек. В 2013 году положительное сальдо было выявлено лишь в четырех регионах республики – г. Астана (16464 чел.), г. Алматы (15754 чел.), г. Павлодар (299 чел.), г. Актау (96 чел.). Наибольшее отрицательное сальдо миграции в сельской местности отмечается в Южно-Казахстанской (-4923 чел.), Жамбылской (-4294 чел.), Северо-Казахстанской (-2122 чел.) и Восточно-Казахстанской (-2108 чел.) областях. Внутренняя миграция в Казахстане характеризуется интенсивным переселением экономически активного населения из сел и экологически неблагополучных регионов в регионы с более благоприятной экономической ситуацией, увеличивая тем самым нагрузку на инфраструктуру, способствуя социальной напряженности в принимающих регионах. "Основными факторами, влияющими на миграцию населения в тот или иной регион, является занятость населения, более диверсифицированная экономика региона и доходы населения",- сообщила Мадина Абылкасымова. "На сегодня показатели среднедушевых номинальных доходов в Атырауской, Мангыстауской областях и городах Астана и Алматы являются самыми высокими по республике. В регионах с наибольшим оттоком населения (ЮКО и Жамбылская обл.), показатель номинальных денежных доходов является самым низким",- добавила вице-министр. "В настоящее время на рынке труда наблюдается чистый отток квалифицированной рабочей силы из Казахстана, и чистый приток неквалифицированной рабочей силы, не имеющей профессионального образования", – сказала вице-министр национальной экономики РК Мадина Абылкасымова на заседании Комитета по социально-культурному развития Мажилиса Парламента РК. На этом фоне растут издержки государства по подготовке замены выезжающих специалистов и по профессиональному обучению и переподготовке въезжающей неквалифицированной рабочей силы. Она отметила, что за последние 4 года, число эмигрантов с высшим образованием превысило число иммигрантов с высшим образованием на 65%. Максимальный чистый отток трудоспособных мигрантов наблюдается по техническим, экономическим и педагогическим специальностям. Наряду с этим, отсутствуют эффективные механизмы привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов для приоритетных отраслей экономики. Сложность действующего правового механизма и длительность процедур оформления разрешений на привлечение ИРС приводят к тому, что выделяемая квота используется не в полной мере. Указанные тренды ухудшают качество человеческого капитала в стране и требуют незамедлительного решения. "Все государства мира регулируют процесс квалифицированной миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики наиболее востребованную рабочую силу", – подчеркнула Мадина Абылкасымова. Борьба за высококвалифицированные кадры и умы является приоритетом миграционной политики практически всех развитых и развивающихся стран. Согласно прогнозу Института экономических исследований, в Казахстане с учетом естественного уровня безработицы 5%, дополнительная потребность в кадрах к 2030 году составит 354,2 тыс. человек. В связи с чем, в перспективе необходима разработка стимулирующей селективной миграционной политики по привлечению квалифицированных и высококвалифицированных кадров (которые требуют высоких вложений). Кроме этого, для усиления "импорта знаний", необходимо разработать специальные Программы стимулирования создания международных исследовательских коллективов, целенаправленного расширения приема иностранных студентов, поощрения их трудоустройства в Казахстане. В настоящее время уже сделаны первые шаги по упрощению механизмов въезда и пребывания иностранных граждан, в том числе, инвесторов, внесены изменения в законодательство по вопросам инвестиций, предусматривающие предоставление юридическим лицам, реализующим инвестиционные приоритетные проекты, гарантии стабильности и особых условий для привлечения иностранной рабочей силы. Проводится активная работа по поэтапной отмене визового режима для граждан стран – членов ОЭСР. По итогам проведенной работы, максимально упрощены условия въезда и пребывания для граждан 10-ти экономически развитых и политически стабильных государств, направивших значительные объемы инвестиций в экономику Казахстана. В дальнейшем совершенствование механизмов привлечения высококвалифицированной рабочей силы в экономику будет продолжено. "В сфере внутренней миграции сегодня сохраняется проблема регионального дисбаланса трудовых ресурсов", – сообщила Мадина Абылкасымова. Вице-министр отметила, что "большая часть мигрантов, обладая низкой квалификацией, стремится к самостоятельной занятости или трудоустройству в секторе услуг крупных городов и агломераций, где больше возможностей для занятости. В северных регионах эти сектора растут значительно медленнее". "Наблюдается кадровый структурный дисбаланс: в северных областях чаще всего наблюдается потребность в квалифицированных кадрах в промышленности, а мигранты, прибывающие в эти регионы, как правило, не обладают необходимыми навыками", – добавила она. Низкая внутренняя мобильность определяется низким уровнем урбанизации в Казахстане по сравнению со странами с аналогичным уровнем ВВП на душу населения. При этом процесс урбанизации во всех странах оказывает позитивное воздействие на экономику. Так, согласно мировому опыту, в среднем увеличение численности городских жителей страны на 10%, дает дополнительный прирост экономики на 6,4%. Вместе с тем, неэффективная система регулирования внутренней миграции приводит к возникновению очагов социальной напряженности. В ближайшем будущем Казахстану также как и странам, активно решающим вопросы урбанизации предстоит провести работу по формированию в регионах ареалов и точек "концентрированного экономического пространства" с постепенным достижением в них приемлемой "экономической плотности населения". С учетом этого, на сегодня региональная политика, направленная на стимулирование концентрации экономических и трудовых ресурсов в экономически перспективных районах и благоприятных для жизнедеятельности природно-климатических зонах рассматривается в привязке к Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны. В качестве точек роста будут выступать наиболее динамично развивающиеся города и регионы. Точками роста в настоящее время определены: в масштабах страны – города "первого уровня" (агломерации с центрами в городах Астане, Алматы, Шымкенте и Актобе), города "второго уровня" (областные центры, города Семей и Туркестан); в масштабах региона – города "третьего уровня" (перспективные малые и моногорода), районные центры, опорные СНП, приграничные территории. Предполагается, что территории, расположенные между центрами экономического роста и обеспечивающие транспортную связь, получат дополнительные импульсы роста благодаря увеличению грузопотоков, распространению инноваций, развитию инфраструктуры. В результате они превратятся в оси (коридоры) развития, определяющие вместе с "полюсами роста" пространственный каркас экономического роста всего региона или страны. В целом для экономической интеграции регионов, мобильности трудовых ресурсов внутри страны, занятости и доходов населения в предстоящие годы будут усилены меры государственной поддержки по ряду направлений. Это, прежде всего, реализация озвученных в Послании Главы государства "Нурлы жол – Путь в будущее" инициатив, которые предусматривают: – развитие инфраструктурного и индустриального комплекса страны; – развитие энергетической инфраструктуры; – модернизация инфраструктуры ЖКХ и сетей водо- и теплоснабжения; – укрепление жилищной инфраструктуры и строительство жилья. В завершение своего выступления, Мадина Абылкасымова отметила, что "реализация вышеуказанных инициатив, а также мер по совершенствованию миграционного законодательства (миграционной политики), позволит противостоять долгосрочным вызовам для социально экономического развития страны и будет содействовать процессу успешного вхождения Казахстана в 30-ку развитых стран мира".
---
В Казахстане произойдет снижение прироста экономически активного населения – министр Т.Дуйсенова АСТАНА. КАЗИНФОРМ, 12 ноября
С 2014 по 2021 год в Казахстане произойдет значительное снижение прироста экономически активного населения. Об этом сообщила министр здравоохранения и социального развития РК Тамара Дуйсенова на "круглом столе" на тему "О тенденциях миграционных процессов (социальные аспекты)" в Мажилисе Парламента РК. "До 2013 года ежегодно, с учетом того, что у нас был высокий рост рождаемости, плюс было большее количество трудоспособного населения, мы получали чистый прирост экономически активного населения на уровне 100 тысяч человек. Теперь, начиная с 2014 года, у нас будет идти падение, и чистый прирост экономически активного населения к 2021 году будет составлять 19 тысяч", – сказала Т.Дуйсенова. По ее словам, такое снижение прироста трудоспособного населения связано с "ямой" в рождаемости с 1993 по 2003 годы. К 2030 году приток новых работников на рынок подойдет к новому пику, за счет лиц, рожденных после 2003 года, который превысит 100 тысяч человек в год. В связи с предстоящей нехваткой трудовых ресурсов, министерством разработаны новые подходы к миграционной политике в части расселения оралманов, переселения населения с юга страны на север, а также привлечения иностранной рабочей силы. |