Астана, 18 ноября, Дом Мажилиса
На заседании Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию обсуждены итоги выполнения рекомендаций Комитета по вопросам проекта государственного общеобязательного стандарта начального образования в Казахстане. Открывая заседание, Председатель Комитета Гульнар Иксанова напомнила, что соответствующие рекомендации по рассматриваемой теме были подготовлены мажилисменами и направлены в адрес Министерства образования и науки РК. Говоря о проекте государственного общеобязательного стандарта начального образования в Казахстане, вице-министр образования и науки Есенгазы Имангалиев пояснил, что стандарт, как рамочный документ для организаций образовательного процесса в начальной школе, будет регулировать деятельность всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, родителей и представителей общественности. При этом, по словам Е.Имангалиева, новая, регулирующая функция стандартов обосновывается принципиально новым подходом к разработке отличительных особенностей. С учетом рекомендаций Комитета прописаны ценности на основе общенациональной идеи "Мәңгілік ел": "Казахстан – наш общий дом", "Казахстан – моя родина". Установлены результаты на выходе из школы в виде перечня навыков широкого спектра. Созданы предпосылки для формирования благоприятной безопасной среды обучения для новой философии школьной жизни. – Предусмотрено введение новых предметов. Естествознания с первого класса, информационно-коммуникационные технологии – с третьего класса. Обеспечивается многоуровневое усвоение второго и третьего языков в соответствии с общеевропейской системой оценки языковой компетенции, – отметил вице-министр. При этом согласно типовому учебному плану начального образования количество часов, выделенных на обучение родному языку, превышает количество часов, выделенных на изучение второго и третьего языков. В соответствии с рекомендациями Комитета также разделены интегрированные предметы "казахский язык и литература" и "русский язык и литература" на самостоятельные предметы. Относительно учебной нагрузки, вице-министр пояснил, что на сегодняшний день учебные нагрузки приведены в соответствие с требованиями действующих санитарных норм и составляют в первом классе 24 часа, во втором – 25 часов, в третьем – 27, в четвертом – 28, в пятом – 29. Говоря о начале обучения с 6 лет, Е.Имангалиев привел международные данные, согласно которым с этого возраста дети начинают обучение в школах в 60% странах всего мира. – Предлагаемая новая модель начальной школы, длительность обучения в которой продлена на 1 год, учитывает психолого-физиологические особенности переходных, кризисных периодов в развитии детей, – сказал вице-министр. При этом Е.Имангалиев выразил мнение, что пятилетнее начальное обучение, по сравнению с четырехлетним, позволяет давать нагрузку более умеренно, что отражается и на более высокой подготовке детей к основной школе. Отмечено также, что к 2016 году министерством, согласно разработанному плану, планируется ликвидировать все трехсменные и аварийные школы. В ходе заседания депутатами особое внимание уделено необходимости научной оценки предлагаемой модели начального образования, а также возможных рисков. Мажилисмены подняли вопросы аварийности школ, санитарно-гигиенической стороны процесса обучения. Депутаты обратили внимание и на необходимость обучения детей шестилетнего возраста в 1 классе по программе предшколы. Такие рекомендации были высказаны Комитетом ранее, однако они не были учтены министерством. Также актуальность вновь получила и необходимость снижения учебной нагрузки, подготовка учителей. Кроме того, депутаты указали и на необходимость более глубокой проработки воспитательных моментов. |