NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 05:29 ast
03:29 msk

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 2014 года №1171
Об утверждении Генеральной схемы газификации Республики Казахстан на 2015–2030 годы
24.11.2014 / политика и общество

В соответствии с подпунктом 4) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 января 2012 года "О газе и газоснабжении" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Генеральную схему газификации Республики Казахстан на 2015–2030 годы.
2. Центральным и местным исполнительным органам принять меры, вытекающие из настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 4 ноября 2014 года №1171

Введение

Генеральная схема газификации Республики Казахстан (далее – Генеральная схема) является комплексным документом, предусматривающим стратегические направления приоритетности обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в газе.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 января 2012 года "О газе и газоснабжении" (далее – Закон) стратегические приоритеты газификации направлены на решение следующих основных задач:
1) формирование стратегических направлений развития перспективной газификации для обеспечения надежного газоснабжения внутренних потребностей Республики Казахстан;
2) определение схем размещения существующих и планируемых к строительству объектов систем газификации, являющихся основой для создания единой системы газоснабжения;
3) создание условий для увеличения доли потребления (товарного и сжиженного нефтяного) газа в структуре топливно-энергетического баланса Республики Казахстан.
Решения вышеперечисленных задач позволит обеспечить применимость развития газификации в долгосрочном периоде, принять эффективные управленческие решения в зависимости от темпов перехода экономики Республики Казахстан на инновационный путь развития.
Природный газ занимает особое место в структуре мировой энергетики и международном топливном балансе. Ускоренному развитию газовой промышленности в мире способствует наметившееся за последние 20 лет быстрое становление рынка сжиженного природного газа. Предполагается, что доля углеводородного газообразного топлива в мировом энергобалансе может достичь порядка тридцати процентов. Вследствие чего, мировые эксперты характеризуют предстоящий период в развитии энергетики как эпоху "метана".
Для Республики Казахстан также все более перспективным энергоносителем становится природный газ, разведанные и оценочные запасы составляют порядка 3,9 триллион м3 (далее – трлн. м3), с учетом открытых новых месторождений на Каспийском шельфе достигают 6-8 трлн. м3.
При этом особенностью разведанных запасов газа в Республике Казахстан является то, что практически на всех месторождениях добыча газа ведется попутно с добычей нефти и конденсата. Поэтому активное освоение этих месторождений и резкий рост объемов добычи нефти в последние годы диктуют необходимость утилизации увеличивающихся объемов добываемого попутного газа.
Предпринятые в последние годы мероприятия по развитию газовой отрасли позволили добиться относительной финансовой стабилизации газотранспортных организаций, увеличения объемов работ и технической реконструкции магистральных и местных газопроводных систем (далее – МГ), что отразилось на росте внутреннего потребления газа.
В настоящее время не в полной мере осуществляется переработка добываемого газа, отсутствует возможность перераспределения природного газа с мест его добычи в регионы его потребления.
Все вышесказанное обуславливает необходимость решения ряда задач, связанных с поиском новых путей утилизации добываемого попутного газа, введением новых мощностей по переработке и транспортировке газа, а также расширением внутреннего рынка сбыта.
Принятие Генеральной схемы, направлено на объединение технологически и территориально разобщенной совокупности отдельных звеньев газовой составляющей в нефтегазовом комплексе в единую отраслевую систему.
Разработка Генеральной схемы направлена на создание условий для обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в газе посредством не только широкомасштабного строительства новых газопроводов, но и поиска альтернативных и рациональных источников газоснабжения регионов Республики Казахстан.

1. Современное состояние газификации Республики Казахстан

Начальные суммарные ресурсы газа Республики Казахстан оцениваются по состоянию на 1 января 2010 года в 3,9 трлн. м, в том числе растворенного газа – 2,6 трлн. м3, свободного газа – 1,3 трлн. м3. Наиболее значительные ресурсы газа сосредоточены в недрах Прикаспийской нефтегазоносной провинции – 3,72 трлн. м3. Площадь нефтегазоносных районов Республики Казахстан занимает порядка шестидесяти двух процентов территории Казахстана. Около девяносто восьми процентов запасов газа географически размещены на территории областей западного региона Республики Казахстан, в частности Мангистауской, Атырауской, Западно-Казахстанской и Актюбинской.
По состоянию на 1 января 2010 года, по данным Комитета геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (далее – МИР РК), государственным балансом учтено 202 месторождения свободного и растворенного газа, различающихся по геологическому строению, стратиграфическому диапазону платформенного чехла и нефтегазоносности.

Рисунок 1-Запасы газа в Казахстане*



* Источник: по данным Комитета геологии и недропользовании МИР РК, 2010 г.
Специфика газовых ресурсов Казахстана такова, что большая часть является попутным газом, и, следовательно, добыча газа привязана к добыче жидких фракций углеводородов. Значительный объем добытого сырого газа закачивается обратно в пласт для поддержания пластового давления и первоочередной добычи жидких углеводородов.
Перспективные и прогнозные ресурсы газа Казахстана оцениваются в 6 – 8 трлн. м3 и связаны с шельфом Каспийского моря, где выявлено крупнейшее месторождение Кашаган. Тем самым Казахстан, обладая значительными запасами газовых ресурсов и находясь в центре регионального рынка трансграничных государств, обладает возможностью играть ключевую роль в транзите газа через систему магистральных газопроводов, возможностью расширения и полномасштабной газификации внутреннего рынка Республики Казахстан.

1. Тенденции и прогноз развития добычи газа

Современной тенденцией развития газовой отрасли Казахстана является динамичный рост объемов добычи газа, который сохранится и в долгосрочной перспективе. Положительным факторам развития газовой отрасли способствуют в большей степени планомерная реализация намеченных мероприятий в рамках инвестиционных программ недропользователей, предусматривающих ввод в эксплуатацию новых крупных месторождений от опытно-промышленной к промышленной разработке. Вследствие чего, добыча газа за период 2002 – 2012 годы возросла более чем в 2,5 раза.

График 1 – Динамика добычи газа (валовой выпуск)*


* Источник: по данным Министерства энергетики Республики Казахстан
Тенденция роста добычи прослеживается по всем нефтегазодобывающим регионам Республики Казахстан. Значительный удельный вес в общем объеме добычи газа приходится на месторождения Западно-Казахстанской области, доля которых составляет порядка сорока семи процентов, что обусловлено разработкой одного из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений Карачаганак. В Атырауской области, доля которой составляет порядка тридцати двух процентов республиканской добычи газа, наибольшие объемы добычи газа приходятся на месторождения Тенгиз и Королевское, в Мангистауской области (пять целых шесть десятых процентов от общереспубликанского объема добычи газа) – Северные Бузачи, в Кызылординской области (три целых восемь десятых процента от общереспубликанского объема добычи газа) – Южный Кумколь и Акшабулак.
Перспективное развитие газовой отрасли неразрывно будет связано с освоением месторождений казахстанского сектора Каспийского моря. По оценке Министерства энергетики Республики Казахстан (далее – МЭ РК), ожидаемые объемы добычи газа по Кашагану составят порядка 9 миллиардов м3 (далее – млрд. м3) газа в год. Из данного объема, согласно договору между Национальным оператором Республики Казахстан акционерным обществом "КазТрансГаз" (далее – Национальный оператор) и подрядными компаниями по Соглашению о разделе продукции по Северо-Каспийскому проекту, Национальный оператор будет приобретать ежегодно порядка 2,5 – 3 млрд. м3 кашаганского газа до окончания срока действия Соглашения о разделе продукции по Северному Каспию (далее – СРП СК), т.е. до 2042 года.
Планируемые ежегодные объемы поставок кашаганского газа будут способствовать консолидации значительных объемов газа для внутреннего рынка и на экспорт.
Согласно прогнозам МЭ РК, объемы добычи газа возрастут к 2020 году до 62 млрд. м3 газа в год с постепенным снижением к 2030 году до 59,7 млрд. м3, что будет обусловлено необходимостью обратной закачки газа. Поскольку специфика добычи жидких углеводородов предполагает применение технологии обратной закачки газа в пласты, то значительные объемы добываемого газа продолжают использоваться на эти цели. Вследствие чего, в перспективе ожидается снижение выработки товарного газа.

Таблица 1 – Прогнозный баланс газа Республики Казахстан, млн. м3 *
Показатели2015 г.2020 г.2025 г.2030 г.
1.Добыча газа44 194619956102259 784
2.Закачка газа12 47522 83824 76825 108
3.Технологии и собственные нужды в т.ч. сжигание газа5 6315 9275 5325 291
4.Всего – выработка сухого газа26 08733 23030 72229 385
5.Топливный газ на собственные нужды, в т.ч. на ГТУ3 8688 6438 4798 369
6.Товарный газ к распределению22 21924 58722 24321 016

*Источник: по данным МЭ РК "Баланс газа Республики Казахстан до 2030 года" от 21 апреля 2014 г.
Данные последствия могут отразиться на образовании дефицита газа для обеспечения внутреннего рынка в собственных ресурсах. Вместе с тем, потенциал добычи газа и производства товарного газа далеко не исчерпан и прогнозируемые объемы уменьшения не характерная тенденция, с вводом в эксплуатацию новых месторождений возможен рост объемов добычи газа.

2. Динамика и структура потребления товарного газа

Современное состояние газификации регионов Казахстана характеризуется следующими базовыми показателями. Газоснабжением охвачены девять областей Республики Казахстан и крупнейший мегаполис южного региона – город Алматы. Наиболее высокие уровни газоснабжения отмечены в областях западного региона: Мангистауская – 96,4%; Атырауская – 92,9%; Западно-Казахстанская – 86,7%; Актюбинская – 79,9%.
С реализацией планомерных мероприятий по строительству объектов газификации динамично растут объемы потребления товарного газа.

График 2 – Потребление товарного газа в 2009 – 2013 гг.


В структуре потребления газа наибольший удельный вес приходится на предприятия промышленности и топливно-энергетического комплекса (26% и 45% соответственно).

Таблица 2 – Потребление товарного газа по сегментам, 2013 г.*
Наименование2013 г., млрд. м3.Доля, в%
Потребление товарного газа – всего по РК10,9100
промышленные предприятия2,825,5
коммунально-бытовые предприятия0,76,8
теплоэнерговырабатывающие предприятия4,945,2
Население2,522,5

*Источник: по данным МЭ РК
Наряду с высоким уровнем газификации областей западного региона, процент охвата газоснабжением которых составляет более 90%, в остальных регионах Республики Казахстан уровень газификации значительно ниже.
С реализацией крупных инвестиционных проектов по строительству магистральных газопроводов "Бейнеу – Бозой – Шымкент", "Сарыбулак – Майкапшагай", "Казахстан – Китай", "Алматы – Талдыкорган" и перспективного "МГ "Запад – Север – Центр" на территориях, проходящих вдоль магистральных газопроводов, проводятся мероприятия по реконструкции, модернизации и строительству новых объектов газификации и газоснабжения. В частности, в Восточно-Казахстанской области начато развитие газоснабжения населенных пунктов Зайсанского района. В Южно-Казахстанской области реализуется проект "Модернизация газораспределительных сетей Южно-Казахстанской области и города Шымкента". В Жамбылской области с 2012 года реализуется проект "Модернизация газораспределительной сети города Тараз" и газификация населенных пунктов области. В Кызылординской области завершены проекты по газификации города Кызылорды, а также населенных пунктов, входящих в структуру городской администрации.
Для реализации широкомасштабных задач по развитию газификации и газоснабжения внутреннего рынка Республики Казахстан постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 июля 2012 года определен Национальный оператор, представляющий интересы на газовом рынке Республики Казахстан. Единственным акционером является акционерное общество "Национальная компания "КазМунайГаз" (далее – АО "НК "Казмунайгаз"). Национальный оператор управляет транспортировкой природного газа по магистральным газопроводам, занимается реализацией газа на внутреннем и внешнем рынках, а также проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, предназначенных для транспортировки, хранения и сбыта газа.

3. Цель и задачи Генеральной схемы

Цель – создание условий для устойчивого социально-экономического развития Республики Казахстан посредством поэтапного развития газотранспортной системы (далее – ГТС) и обеспечение потребности в газоснабжении за счет собственных ресурсов природного газа как экологически чистого топлива.
Задачи:
1) формирование стратегических направлений развития перспективной газификации;
2) определение схем размещения существующих и планируемых к строительству объектов систем газификации, являющихся основой для создания единой системы газоснабжения;
3) создание условий для увеличения доли потребления газа в структуре топливно-энергетического баланса Казахстана;
4) достижение максимально экономически оправданного уровня газификации Республики Казахстан;
5) упорядочение и достижение эффективного взаимодействия Национального оператора и местных исполнительных органов Республики Казахстан при реализации мероприятий по газификации и газоснабжению потребителей;
6) реализаци мер по технической реконструкции объектов ГТС для обеспечения технической и экологической безопасности при их эксплуатации, а так же новых газопроводов и отработка экспортных маршрутов по транспортировке газа на внешние рынки.

2. Экономически обоснованные стратегические направления развития газовой отрасли для обеспечения надежного газоснабжения потребителей Республики Казахстан

Генеральной схемой рассмотрены оптимистичный, реалистичный, пессимистичный сценарии развития газификации, основанные на перспективности развития ресурсной базы, прогнозного баланса газа, уровня спроса на газ на внутреннем рынке, степени развития ГТС и других параметров. Прогнозные сценарии развития газоснабжения и газопотребления регионов Республики Казахстан до 2030 года сформированы с учетом приоритетов и ограничении осуществления газификации.
Реализация газификации по оптимистичному сценарию развития представляется бесперспективной ввиду следующих прогнозных данных к 2030 году:
1) 25,5 млрд. м3 – объем потребления газа, предусматриваемый региональными схемами газификации Республики Казахстан;
2) 21 млрд. м3 – свободный объем газа к распределению, прогнозируемый МЭ РК;
3) 18,7 млрд. м3 – объем потребления газа предприятиями промышленности и энергетики, из которых на долю крупных предприятий промышленности и энергетики придется 13,3 млрд. м3, прогнозируемый МИР РК;
4) 1,5 триллиона тенге (далее – трлн. тенге) (в ценах 2012 г., без учета изменения курса тенге в 2014 г.) – объем инвестиционных ресурсов.
Таким образом, вложение значительных инвестиционных ресурсов будет неэффективным, так как создает избыточные мощности ГТС при прогнозируемых объемах падения добычи и производства товарного газа.
Пессимистичным сценарием газификации предусматривается профицит баланса газа. Однако данный сценарий не стимулирует развития газификации населения, развития химических производств и сектора газового хозяйства, а также смежных отраслей экономики.
1. Обоснование базового сценария развития газификации
Исходя из возможных сценариев развития газификации и текущих тенденций в газовой отрасли в целом, в качестве базового сценария принимается реалистичный сценарий развития газификации, что обусловлено следующими аспектами:
1) достижением бездефицитного баланса газа, что подразумевает оптимизацию прогнозируемых и заявленных объемов предприятиями промышленности и энергетики;
2) оптимизация прогнозных объемов потребления газа возможна путем корректировки сроков и/или объемов газификации;
3) недостающие объемы газа будут покрываться по основным промышленным потребителям посредством импорта газа по рыночным ценам;
4) завершением строительства транзитных магистральных газопроводов на юге Казахстана как "Туркменистан – Китай", "Бейнеу – Бозой – Шымкент";
5) осуществлением строительства газопроводов-отводов от транзитных магистральных газопроводов в Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областях;
6) завершением строительства МГ "Сарыбулак – Майкапшагай" в Восточно-Казахстанской области и началом газификации населенных пунктов Зайсанского района;
7) проведением реконструкции и модернизации газораспределительных сетей (далее – ГРС) в Южно-Казахстанской и Жамбылской областях;
8) продолжением реализации строительства ГРС в районах Актюбинской области;
9) разработкой ТЭО строительства и газификации новых объектов газификации и газоснабжения в областях Западного и Южного регионов;
10) проработкой новых альтернативных подходов газификации областей Северного и Восточного регионов.
Реалистичным сценарием развития газификации предусматривается реализация мероприятий по уже ранее газифицированным регионам и газификация новых потребителей по территориям, близко расположенным к крупным магистральным газопроводам. Сценарием предусматривается развитие МГ "Запад – Север – Центр" с газификацией города Астаны и населенных пунктов Акмолинской области.
Сценарием не предусматривается газификация Карагандинской и Северо-Казахстанской областей, Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области.
Реалистичный сценарий развития газификации обуславливается следующими аспектами:
1) строительством объектов газификации вдоль магистральных газопроводов, прокладкой от них газопроводов-отводов с учетом эффективности газификации новых территорий (рейтинговая оценка);
2) расширением ресурсной базы газа вследствие стабилизации уровня добычи газа и производства товарного газа;
3) устойчивой динамикой спроса на газ, обусловленной стабильным спросом со стороны топливно-энергетических и промышленных предприятий, а также платежеспособностью населения;
4) стабилизацией уровня цен на газ и сбалансированностью тарифов на транспортировку и хранение газа.
Сценарием предусматривается достижение бездефицитного баланса газа, что подразумевает оптимизацию прогнозируемых и заявленных объемов газа предприятиями промышленности и энергетики.

Таблица 3 – Прогнозный региональный баланс ресурсов и потребления газа при реалистичном сценарии развития газификации, млн. м3

п/п
Наименование202020252030
1.Товарный газ к распределению24 58722 24321 016
1.1Западный регион23 05321 57520 548
1.2Южный регион1 532667467
2.Потребление товарного газа16 28717 58918 085
2.1Западный регион8 1018 6098 506
2.2Южный регион6 4477 0717 573
2.3Северный регион1 7241 8891 986
2.4Восточный регион151920
3.Дефицит//Профицит8 3004 6542 931

В структуре потребления газа наибольшая доля будет приходиться на предприятия промышленности и энергетики. Сценарием предусмотрена оптимизация прогнозных объемов потребления газа путем корректировки сроков и объемов потребления крупными промышленными предприятиями.

Таблица 4 – Прогнозные показатели газификации при реалистичном сценарии

п/п
НаименованиеПотребление – всего,
млн.м3
Инвестиции – всего,
млн. тенге
202020252030202020252030
1Акмолинская область13716216919 337--
2Актюбинская область2 0862 1872 21760 62710 068-
3Алматинская область54280296297 75529 8898 511
4Атырауская область2 2602 4982 53540 86522 20318 534
5Восточно-Казахстанская область1520204 5742 203-
6г. Алматы1 2101 2691 33559 8837 381-
7г. Астана60172179246 67815 3446 768
8Жамбылская область2 6962 7942 89414 2526 966142
9Западно-Казахстанская область1 1211 1591 16533 4568 269-
10Костанайская область9871 0061 025-480-
11Кызылординская область69576383847 90013 880741
12Мангыстауская область2 6342 7662 5901 431--
13Южно-Казахстанская область1 3041 4441 54461 69111 7004 364
14Республики Казахстан16 28717 58918 085488 449128 38439 059

Прогнозируемый объем инвестиций при реализации реалистичного сценария развития газификации составит более 655,9 миллиардов тенге (в ценах 2012 года).
В структуре инвестиционных затрат наибольшая доля – более 45% будет приходиться на строительство внутрипоселковых и внутригородских распределительных газопроводов. Столь значительная доля затрат обуславливается густонаселенностью населенных пунктов отдельных районов Южно-Казахстанской, Алматинской, Кызылординской и Жамбылской областей.

Таблица 5 – Прогнозные объемы потребления при реалистичном сценарии
п/пНаименованиеНаселение, млн. мКоммунально-бытовое,
млн. м3
202020252030202020252030
1Акмолинская область92113118131515
2Актюбинская область394424434555961
3Алматинская область343508623487178
4Атырауская область181202222283135
5Восточно-Казахстанская область121616222
6г. Алматы421452497424550
7г. Астана287339362404751
8Жамбылская область274324360727986
9Западно-Казахстанская область244264266153162164
10Костанайская область164172180848892
11Кызылординская область155192237283238
12Мангыстауская область240266284414344
13Южно-Казахстанская область526608665105122133
14Республика Казахстан3 3333 8794 265711797848


Таблица 6 – Прогнозные объемы потребления при реалистичном сценарии
№п/пНаименованиеТопливно-энергетический
комплекс, млн. м3
Промышленность
млн. м3
202020252030202020252030
1Акмолинская область242627788
2Актюбинская область64966267298810421050
3Алматинская область517687100147174
4Атырауская область1 30315071 510748757767
5Восточно-Казахстанская область111---
6г. Алматы582582582165189205
7г. Астана274335379---
8Жамбылская область4824925201 8671 8991 928
9Западно-Казахстанская область287288288437445446
10Костанайская область277279281462467472
11Кызылординская область394401405117137158
12Мангыстауская область2 1712 2672 069182190193
13Южно-Казахстанская область397405417276309329
14Республика Казахстан6 8927 3217 2405 3495 5895 730

При реализации мероприятий газификации по реалистичному сценарию уровень охвата населения Республики Казахстан достигнет 56%, что позволит обеспечить газоснабжением порядка 1,6 тысяч населенных пунктов. Согласно проведенным расчетам, общая протяженность газопроводов составит порядка 28,3 тысяч километров (далее – тыс. км), из которых более 18 тыс. км будут приходиться на внутрипоселковые и внутригородские распределительные газопроводы.
Реалистичным сценарием газификации предусматривается достижение бездефицитного баланса газа, что подразумевает оптимизацию прогнозируемых и заявленных объемов газа предприятиям промышленности и энергетики следующих прогнозных данных:
1) 21 млрд. м3 – свободный объем газа к распределению, прогнозируемый МЭ РК;
2) 18 млрд. м3 – объем потребления газа, предусматриваемый реалистичным сценарием;
3) 13 млрд. м3 – объем потребления предприятиями промышленности и энергетики, из которых 10,4 млрд. м3 приходится на крупные предприятия промышленности и энергетики;
4) 656 млрд. тенге (в ценах 2012 года) – объем инвестиционных ресурсов, из которых 74% предполагается реализовать на первом этапе газификации.
Для реализации масштабных инвестиционных проектов необходимо предусмотреть планы поэтапного повышения оптовых цен на газ на внутреннем рынке до уровня, обеспечивающего достаточную финансовую базу воспроизводственного процесса газоснабжения, и не превышающим доли расходов населения на коммунально-бытовые платежи.
Одним из основополагающих факторов возможных сценарных условий развития газификации является обеспечение ресурсной базы, вследствие чего, одним из основных и перспективных направлений развития газовой отрасли является стимулирование расширенного воспроизводства сырьевых (газовых, газоконденсатных) запасов с увеличением доли государственных компаний.

2. Сравнительный анализ использования альтернативных источников газоснабжения

Оптимальное развитие систем топливо-энергоснабжения предусматривает максимальное использование наиболее прогрессивных и экологически чистых энергоресурсов. Таковыми являются сжиженный природный газ, природный газ и сжиженный углеводородный газ.
По сравнению с другими видами органического невозобновляемого топлива они являются наиболее экологически чистыми и удобными в использовании, поэтому на ближайшие годы останутся основой внутреннего спроса на топливно-энергетические ресурсы при всех вариантах развития с учетом необходимых объемов материально-технических ресурсов.
Сравнительный анализ цен на энергоносители в Республике Казахстан и действующих тарифов на природный газ показывает экономическую выгоду в сторону использования угля каменного. Однако это характерно для регионов, где традиционно в структуре потребления энергоресурсов наибольший удельный вес потребления приходится на каменный уголь, что обосновывается зависимой территориально-энергетической структурой потребления. Учитывая затраты времени, высокую трудоемкость по использованию каменного угля в коммунально-бытовом секторе и высокую нагрузку на экологию, то экономическим эффектом в данном случае выступает сокращение затрат на экологические мероприятия.

Таблица 7 – Сравнительный расчет перевода индивидуальных домов с традиционных видов топлива на газ*

п/п
ПоказателиЕд. изм.В среднем по Казахстану
1Цены на энергоносители*  
1.1Оплата за природный газ, транспортируемый по распределительным сетямтенге/мЗ10,5
1.2Сжиженный газтенге/кг131,2
1.3Уголь каменныйтенге/тонну6 594,0
1.4Дизтопливотенге/литр99,0
1.5Мазуттенге/тонну50 725,0
2Цены энергоносителей в переводе на условное топливо  
2.1Природный газтенге/кг у.т.9,0
2.2Сжиженный газтенге/кг у.т.59,4
2.3Уголь каменныйтенге/кг у.т.10,5
2.4Дизтопливотенге/кг у.т.68,3
2.5Мазуттенге/кг у.т.36,8
3Параметры жилого фонда*  
3.1Жилая площадьтыс. м201 589,6
3.2Количество жилых домовед.2 062 115,0
3.3в т.ч. индивидуальные дома в городских населенных пунктахед.591 657,0
3.4индивидуальные дома в сельских населенных пунктахед.1 103 017,0
3.5Средняя площадь индивидуальных домовм297,8
3.6Потребление условного топлива на отопление 1м2 полезной площади в расчете на годкг у.т. на 1 м269,1
4Сумма затрат по потреблению топлива (в ценах за единицу условного топлива на 1 кв. м. полезной площади):  
4.1Природный газтенге/месяц622,2
4.2Сжиженный газтенге/месяц4 107,2
4.3Уголь каменныйтенге/месяц728,3
4.4Дизтопливотенге/месяц4 720,4
4.5Мазуттенге/месяц2 543,1

*Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан

3. Использование сжиженного природного газа при газификации областей Северного региона

В целях создания рынка сетевого газа автономное энергоснабжение небольших промышленных предприятий и населенных пунктов с помощью сжиженного природного газа на территориях ранее негазифицированых является привлекательной сферой для инвестиций со сравнительно коротким сроком окупаемости капитальных вложений. Автономные объекты малой энергетики помогут ликвидировать проблему энергообеспечения отдаленных регионов.
В целом стоит отметить, что даже в случае строительства газопровода потребуется, во-первых, длительное время на строительные работы как самого газопровода (1-2 года), так и распределительных сетей в регионе (до 10 лет), во-вторых, создать спрос у потребителя, целью которого, по сути, и является строительство газопровода. Однако одномоментно создать такой спрос не представляется возможным по причине отсутствия инфраструктуры и готовности потребителя.
В связи с чем, газификация сжиженным природным газом может выглядеть в этом случае более целесообразной. Так для начала определяются крупные потребители сжиженного природного газа (промышленные предприятия, коммунально-бытовые объекты и т.д.), возле которых устанавливаются соответствующие хранилища и регазификаторы. Далее по мере развития спроса происходит укрупнение сетей и хранилищ сжиженного природного газа, строительство автогазозаправочных станций при крупных объектах и соответствующих объектов для населения (регазификаторы в жилых микрорайонах). И уже после всего этого, когда имеется спрос и соответствующая инфраструктура, принимается решение о подведении газопровода в регион, в результате чего газификация сетевым природным газом становится экономически привлекательной. При этом объекты сжиженного природного газа (хранилища и регазификаторы) за счет своей мобильности переводятся в другие регионы с целью проведения аналогичных мероприятий по газификации.
Сжиженный природный газ, не являясь конкурентом сетевому природному газу, позволит создать спрос и соответствующую инфраструктуру на начальном этапе, достаточные для экономически привлекательного проведения газопровода на последующем этапе.
Первостепенным возникает вопрос использования ресурсов для производства сжиженного природного газа. В Казахстане в целях газоснабжения северных и центральных регионов наиболее целесообразным видится применение импортного российского газа, поставляемого для нужд Костанайской области в рамках обменных операций. Соответственно дислокация завода по сжижению природного газа логично видится в этом регионе (Тобол).
Кроме того, возможны и другие варианты газификации регионов и, соответственно, использования ресурсов для производства сжиженного природного газа, например, в Мангистауской области – перевод судов акционерного общества "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот" на сжиженный природный газ, в Кызылординской и Восточно-Казахстанской областях.
Таким образом, возможна газификация нескольких населенных пунктов (или групп населенных пунктов) одного региона посредством сжиженного природного газа с небольшим потреблением и суммарной удаленностью от завода по сжижению природного газа до 300 километров (далее – км) с применением автогазовозов. Транспортировка сжиженного природного газа на расстояние 300 км и более потребует использования железнодорожного транспорта.

4. Использование сжиженного углеводородного газа

Проектные мощности по производству сжиженного углеводородного газа в целом по Республики Казахстан (с учетом ГПЗ, УПГ) составляют порядка 2 млн. тонн в год. Производство сжиженного углеводородного газа также сосредоточено на трех нефтеперерабатывающих заводах республики: Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ), Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (АНПЗ), "ПетроКазахстан Ойл Продактс" (ПКОП г. Шымкент).
Проектная мощность нефтеперерабатывающих заводов составляет порядка 18 млн. тонн нефти в год, что позволяет вырабатывать более 2,4 млн. тонн сжиженного углеводородного газа. Разный уровень технологической характеристики заводов и качества перерабатываемого сырья определяет и уровень выхода продуктов его переработки. Наиболее высокий процент выхода сжиженного углеводородного газа отмечен на ТОО "Тенгизшевройл". Среднегодовой объем производства сжиженного углеводородного газа в Казахстане составляет порядка 2 448 тыс. тонн, что покрывает внутренние потребности рынка в полном объеме.
Реализуемые региональные программы газификации населения в некоторой степени снизили объемы потребления сжиженного углеводородного газа за последние 5 лет. Тем не менее, с реализацией Генеральной схемы газификации до 2030 года, предусматривающей мероприятия по полномасштабной газификации населения, предполагается и поставка сжиженного углеводородного газа в регионы, отдаленные от магистральных газопроводов. Согласно прогнозным расчетам Генеральной схемы газификации Казахстана, перспективные потребности Республики Казахстан в сжиженном углеводородном газе (пропан-бутан) составят порядка 1654 тыс. тонн в год. Снижение объемов потребления сжиженного углеводородного газа в прогнозируемом периоде обосновывается увеличением уровня газификации Республики Казахстан до 56%. Вследствие чего, существующие объемы производства сжиженного углеводородного газа будут вполне достаточны для покрытия перспективных потребностей.
Тем не менее, в период 2011 – 2016 годы для всех нефтеперерабатывающих заводов (далее – НПЗ) Республики Казахстан запланированы проекты реконструкции и модернизации, направленные на увеличение глубины переработки нефти, переработку остаточных тяжелых нефтепродуктов в высококачественные моторные топлива, а также выпуск экспортной нефтехимической продукции, создающей сырьевую основу для дальнейшей переработки с получением конкурентоспособной нефтехимической продукции.

Таблица 8 – Прогнозные объемы потребления сжиженного углеводородного газа при реалистичном сценарии, в тоннах
Наименование202020252030
1Акмолинская область40 492,935 432,036 337,6
2Актюбинская область13 238,29 436,18 247,8
3Алматинская область120 309,9137 841,2170 211,9
4Атырауская область938 487,7936 375,7934 599,1
5Восточно-Казахстанская область102 777,895 341,296 964,0
6г. Алматы12 522,06 376,50,0
7г. Астана9 120,95 037,50,0
8Жамбылская область36 881,529 572,023 513,5
9Западно-Казахстанская область10 113,96 769,97 177,6
10Карагандинская область105 437,4100 860,3105 979,8
11Костанайская область30 058,525 641,724 427,6
12Кызылординская область32 217,123 865,016 563,2
13Мангыстауская область8 144,88 942,310 585,8
14Павлодарская область56 928,353 968,956 481,4
15Северо-Казахстанская область41 625,238 070,638 807,7
16Южно-Казахстанская область133 644,2121 469,0124 102,9
 Общий итог1 692 000,01 635 000,01 654 000,0


3. Основные мероприятия по реализации Генеральной схемы

Обеспечение стабильного развития экономики Казахстана и выполнение международных обязательств напрямую зависит от способности газовой отрасли реализовывать инвестиционные проекты по развитию газификации и газоснабжению внутреннего рынка.
Основными задачами для содействия инвестиционным процессам развития газификации и газоснабжения должны стать:
1) стимулирование расширенного воспроизводства сырьевых (газовых, газоконденсатных) запасов;
2) создание благоприятных условий и гарантий для реализации крупных инвестиционных проектов, способствующих значительному мультипликативному эффекту на долгосрочный период;
3) стимулирование эффективного развития газификации и газоснабжения в новых регионах с учетом внедрения инновационных технологий и оборудования.
Выявленные задачи соответствуют поставленным направлениям развития Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития и адаптивны к долгосрочной государственной политике в области энергетики (Концепции развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года №724).
Вследствие чего, предлагается предусмотреть меры и мероприятия реализации последовательной государственной политики в области цено- и тарифообразования, газо- и энергосбережения, что позволит обеспечить наиболее эффективное использование инвестиционных средств, рациональное и комплексное расходование невосполнимого ископаемого ресурса – природного газа.
Обеспечение стабильного развития экономики Республики Казахстан и выполнение международных обязательств напрямую зависит от способности газовой отрасли реализовывать инвестиционные проекты по развитию газификации внутреннего рынка.
В рамках рассмотрения возможности газификации регионов посредством сжиженного природного газа необходима гармонизация нормативных правовых актов Республики Казахстан в области технического регулирования и стандартов с соответствующими международными стандартами в сфере использования сжиженного природного газа и газомоторного топлива.
В рамках стимулирования и развития газификации регионов сжиженным природным газом необходимо предусмотреть меры стимулирования для транспортных средств, использующих газ в качестве моторного топлива.
При реализации программ развития газификации необходимо предусматривать мероприятия по внедрению современных интегрированных систем учета газа, что позволит обеспечить действенный мониторинг за потреблением газа на внутреннем рынке. Широкомасштабное внедрение приборов учета на внутреннем рынке повысит эффективность использования газа населением.

4. Перечень и техническая характеристика планируемых к строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов систем газоснабжения

При оценке объемов строительства газораспределительных систем учтены особенности современного состояния газификации регионов Республики Казахстан, в частности реализованные мероприятия по строительству и планируемые инвестиционные проекты по модернизации и реконструкции существующих газораспределительных систем, а также требования по обеспечению эффективности строительства сетей газораспределения при соответствующем росте объема потребления газа. Более точная потребность в строительстве газораспределительных сетей может быть определена с учетом особенностей и технического состояния существующей системы газификации. Сроки реализации строительства предусмотрены с учетом развития и реконструкции объектов систем газификации в разрезе регионов (освоением ресурсов и строительства магистральных газопроводов от них).
В базовом сценарии развития газификации наибольшая протяженность строительства газопроводов придется на области Южного региона, что составит порядка 14 тыс. км, из которых более 12 тыс. км будут приходиться на газораспределительные сети, что обусловлено высокой плотностью расселения населенных пунктов. Присоединение строящихся газопроводов и газификация новых потребителей требуют увеличения пропускной способности распределительных систем. Особенно актуально стоит вопрос реконструкции существующих систем газораспределения в крупных городах. В частности, модернизация газораспределительных систем города Тараза и Жамбылской области, модернизация газораспределительных систем города Шымкента и Южно-Казахстанской области.
В областях западного региона предполагается локальная реконструкция газораспределительных сетей в части газопроводов низкого давления, снабжающих газом жилые частные дома.
Развитие газификации регионов Республики Казахстан предполагает масштабное строительство новых мощностей, что обуславливает создание новой газовой инфраструктуры и диверсификации потоков газа.
При технических расчетах протяженности газопроводов приняты усредненные значения по основным показателям строительства внутрипоселковых (внутригородских) газопроводов:
1) средняя протяженность внутрипоселковых газопроводов на одного абонента (малоэтажного строения) – 30 метров;
2) средняя протяженность внутриквартальных газопроводов на один многоэтажный дом принимается из расчета 150 метров.
Согласно проведенным расчетам общая протяженность, планируемых к строительству магистральных и распределительных газопроводов составит порядка 67,6 тыс. км, из которых более 43 тыс. км будет приходиться на распределительные газопроводы, проходящие внутри территориальных населенных пунктов.

Таблица 9 – Оценка объемов, планируемых к строительству газораспределительных систем в региональном разрезе до 2030 года
НаименованиеВсего
– протяженность
газопроводов,
км
Газопровод
– отвод на АГРС,
км
Межпоселковые
газопроводы
высокого
давления,
км
Внутрипоселковые
и внутригородские
распределительные
газопроводы,
км
Западный регион    
2020 г.8 24756 5941 649
2025 г.2 16981 1591002
2030 г.744-13731
Итого11 161137 7653 383
Южный регион    
2020 г.10 3031381 1219 044
2025 г.2 967914032 473
2030 г.622448570
Итого13 892233157212 087
Восточный регион    
2020 г.272254216
2025 г.169-10267
2030 г.-- -
Итого4412156283
Северный регион    
2020 г.2 102163141773
2025 г.986-9977
2030 г.423--423
Итого3 511163233173
Республика Казахстан    
2020 г.20 9251618 08212 682
2025 г.6 2919916724 519
2030 г.17894611724
Итого29 0042649 81518 926

По объектам газоснабжения, в целом по Республике Казахстан до 2030 года, предполагается установка более 230 тысяч единиц (далее – тыс. единиц) газотехнического оборудования по следующим техническим параметрам:

Таблица 10 – Перечень и технические параметры планируемых к строительству объектов газоснабжения
Объекты//Параметры строительства
1.Автоматическая газораспределительная станция (АГРС) с производительностью (тыс. м4/час)
1.1.АГРС на 50 тыс.м3/час
1.2.АГРС на 30 тыс.м3/час
1.3.АГРС на 10 тыс.м3/час
1.4.АГРС на 3 тыс.м3/час
2.Газорегуляторные пункты (далее – ГРП), в т.ч. головные газорегуляторные пункты (далее – ГГРП) на производительность (тыс.м3/час)
2.1.ГРП на 10 тыс.м3/час
2.2.ГРП на 5 тыс.м3/час
2.3.ГРП на 1 тыс.м3/час
3.Индивидуальные шкафные пункты (далее – ШП) с производительностью 4-10 м3/час
4.Групповые шкафные регулирующие пункты (далее – ШРП) с производительностью до 300 м3/час

При технических расчетах объектов газоснабжения приняты усредненные значения по количеству шкафных регуляторных пунктов с производительностью 300 м3/час (принимается с учетом 1-го шкафного регуляторного пункта на 3 многоквартирных дома).
В целом по вновь газифицированным территориям Республики Казахстан предполагается внедрение оборудования с современными конструктивными решениями: оснащение газорегуляторного пункта средствами учета газа, телемеханизации диспетчерских пунктов и системами автоматизированного управления газораспределительной системы.
В региональной структуре строительства и установки объектов газоснабжения наибольшее количество газотехнического оборудования будет приходиться на области Южного региона – более 170 тыс. единиц.

Таблица 11 – Оценка объемов, планируемых к строительству объектов газификации в региональном разрезе до 2030 года
НаименованиеАГРС, шт.Головные
пункты
редуцирования
газа (далее – ПРГ),
шт.
Индивидуальные ШП,
шт.
Групповые ШРП,
шт.
Западный регион    
2020 г.213123 212171
2025 г.416215 662372
2030 г.-19510 985544
Итого648749 8591 087
Южный регион    
2020 г.24469126212345
2025 г.815734 176187
2030 г.234881515
Итого34660169 203547
Восточный регион    
2020 г.110-47
2025 г.-2-18
2030 г.----
Итого112-65
Северный регион    
2020 г.11279 152148
2025 г.-1290-
2030 г.----
Итого11289 442148
Республика Казахстан    
2020 г.28736158 576711
2025 г.1232250 128577
2030 г.222819 800559
Итого421286228 5041847


5. Необходимые финансовые ресурсы и их источники

Согласно проведенным укрупненным расчетам по определению объемов необходимых инвестиций, общий объем капитальных вложений в строительство объектов газификации по Республике Казахстан по базовому (реалистичному) сценарию составит порядка 656 млрд. тенге до 2030 года (в ценах 2012 г., без учета корректировки курса тенге в 2014 г.). Данные суммы рассчитаны оценочно и носят индикативный характер.
Согласно Закону финансирование реализации Генеральной схемы осуществляется за счет доходов Национального оператора, бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. При этом проведенные в рамках региональных схем газификации укрупненные расчеты по инвестициям необходимы для предварительной оценки и планирования, но не являются окончательными. Детальный план финансирования будет осуществлен непосредственно на стадии составления проектных документов в момент газификации.
Согласно проведенным укрупненным расчетам по определению возможных объемов финансирования из средств Национального оператора, общий объем капитальных вложений в строительство объектов газификации по Республике Казахстан составит порядка 161,6 млрд. тенге до 2030 года по базовому (реалистичному) сценарию.
Решение по финансированию из средств Национального оператора принимается в соответствии с корпоративными правилами рассмотрения инвестиционных проектов АО "КазТрансГаз". Оценка объемов финансирования газификации из средств Национального оператора рассчитана на базе цены оптовой реализации товарного газа с учетом маржи Национального оператора в размере 5% с 2016 года по 2021 год и 10% с 2022 года по 2030 год.
Укрупненная оценка объемов финансирования из средств Национального оператора представлена в прилагаемой таблице.

Таблица 12 – Оценка объемов финансирования из средств Национального оператора
НаименованиеЕд. изм.Всего202020252030
1.Пессимистичный сценариймлн. тенге81 308,632 386,329 928,718 993,6
2.Реалистичный сценариймлн. тенге161 598,836 544,185 995,439 059,3
3.Оптимистичный сценариймлн. тенге321218,144 827,2118 704,4157 686,5

Примечание: Объемы требуемых инвестиций рассчитаны укрупненно. Необходимо уточнение по результатам разработки проектно-сметной документации.
На основе проведенных расчетов рассмотрено несколько вариантов распределения финансирования проектов газификации, включенных в Генеральную схему за период 2015–2030 годы:
Базовым (реалистичным) сценарием, доля финансирования со стороны Национального оператора в общем объеме инвестиции для реализации Генеральной схемы составит 24,6% или 161,6 млрд. тенге до 2030 года. По этапам финансирования: 36,5 млрд. тенге до 2020 года, 86 млрд. тенге до 2025 года и 39,1 млрд. тенге до 2030 года.

Таблица 13 – Таблица распределения средств по финансированию проектов газификации по базовому (реалистичному) сценарию
НаименованиеЕд. изм.2016-2020 г.г.2021-2025 г.г.2026-2030 г.г.Итого
Объемы инвестиций для реализации Генеральной схемы газификациимлн. тенге488 448,6128 383,839 059,3655 891,7
Укрупненная оценка объемов финансирования Национальным оператором (АО "КазТрансГаз")млн. тенге36 544,185 995,439 059,3161 598,8
Доля Национального оператора (АО "КазТрансГаз") в объеме финансирования Генеральной схемы%7,5%67,0%100,0%24,6%
Объемы финансирования из республиканского бюджетамлн. тенге67 651,60,00,067 651,6
Доля объемов финансирования из республиканского бюджета в объеме финансирования Генеральной схемы%13,9%0,0%0,0%10,3%
Объемы финансирования за счет иных источников финансирования и частных инвесторовмлн. тенге384 252,942 388,40,0426 641,3
Доля объемов финансирования за счет иных источников инвестирования в объеме финансирования Генеральной схемы%78,7%33,0%0,0%65,0%

Примечание: Объемы требуемых инвестиций рассчитаны укрупненно. Необходимо уточнение по результатам разработки проектно-сметной документации.
В случае финансирования из республиканского бюджета в рамках текущих объемов финансирования объемы финансирования по базовому (реалистичному) сценарию за период с 2016 по 2019 годы составят 67,6 млрд. тенге или 13,9% в общем объеме инвестиций для реализации Генеральной схемы.
Государство будет принимать все более активное участие в реализации газовых проектов, представляющих важное социально-экономическое значение для регионов или отвечающих интересам энергетической безопасности Республики Казахстан.
Вместе с тем предполагается, что по мере реализации Программы и выявления целесообразности тех или иных проектов, объемы финансирования по отдельным проектам будут корректироваться. Также предполагается, что для проведения отдельных стратегических исследований или проработки отдельных проектов будут использованы привлекаемые целевые средства компаний спонсоров и привлечение заемных средств.
В Генеральную схему будут вноситься уточнения каждые 3 года.

6. Схема размещения существующих и планируемых к строительству объектов систем газоснабжения

Существующая схема газоснабжения городов и населенных пунктов технологически связана с магистральной газотранспортной системой, которая создавалась как часть общесоюзной газотранспортной системы, ориентированной на поставки природного газа из республик Средней Азии в Российскую Федерацию (далее – РФ), Украину и республики Закавказья. В связи с чем, газоснабжение производилось только в городах и населенных пунктах, примыкающих к магистральным газопроводам.
С учетом экономической целесообразности и рентабельности строительства объектов газоснабжения, предлагается к рассмотрению схема газификации регионов с учетом существующих и планируемых к строительству газопроводов и объектов газоснабжения (приложения 1 и 2).

1. Ожидаемые схемы поставок газа с учетом ввода в эксплуатацию новых магистральных газопроводов.
Населенные пункты Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Алматинской областей и города Алматы, расположенные вдоль магистральных газопроводов "Бейнеу – Бозой – Шымкент", "Казахстан – Китай" со строительством газопроводов-отводов.
Населенные пункты Восточно-Казахстанской области, расположенные вдоль магистрального газопровода "Сарыбулак – Майкапшагай". В случае достижения с РФ договоренности по строительству газопровода по маршруту Рубцовск – Усть-Каменогорск, предполагается включение в зону охвата газификацией населенных пунктов Бородулихинского, Шемонаихинского, Глубоководского, Уланского районов, городов Семей и Усть-Каменогорск.
Достижение с РФ договоренности о расширении поставок газа путем замещения по магистральному газопроводу "Карталы – Рудный – Костанай" с продлением строительства магистрального газопровода "Тобол – Кокшетау – Астана", с возможностью охвата населенных пунктов Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской областей и города Астаны с возможностью прокладки газопровода до города Караганды.

2. Схема поставок газа в области Северного региона
В 2013 году завершена разработка проектно-сметной документации на строительство магистрального газопровода "Запад – Север – Центр" по маршруту "Тобол – Кокшетау – Астана", с подключением к магистральному газопроводу "Карталы – Рудный – Костанай" в районе города Тобол Костанайской области. Реализация данного проекта строительства позволит в перспективе охватить газоснабжением Костанайскую, Северо-Казахстанскую, Акмолинскую области и город Астану. Положительным аспектом данного маршрута является возможность подключения к магистральному газопроводу "Бухара – Урал" на территории Республики Казахстан в районе компрессорной станции КС-14, с дальнейшим выходом на поставку природного газа с месторождения Карачаганак. Также одним из главных аспектов проекта строительства данного газопровода является обеспечение энергетической независимости северных областей и столицы Республики Казахстан от поставок газа извне, оперативное вмешательство в сезонные колебания газопотребления (приложение 3).
Реализация принятых проектных решений будет осуществляться в один или без выделения пусковых комплексов, то есть в расчетный срок выполнения строительно-монтажных работ должно быть выполнено строительство линейной части газопровода, а также всех сооружений, включая компрессорные станции, ремонтно-эксплуатационные управления, автоматизированные газораспределительные станции, линейно-производственные управления, центральные производственные управления и другое.
Реализация первого этапа предусматривает планомерное увеличение транспортировки и потребления газа с выходом на полную проектную мощность 1,5 млрд. м3 в год в 2025 году. Максимальная пропускная способность газопровода при условии реализации всех проектных решений будет составлять около 1,8 млрд. м3 в год при условии транспортировки данного объема до города Астаны с конечным давлением 2,6 МПа. При дальнейшем увеличении газопотребления рассмотрена реализация этапа с перспективой транспортировки газа в объеме до 2,3 млрд. м в год.
Далекое перспективное строительство предполагает строительство двух ниток магистрального газопровода по маршруту "Тобол – Кокшетау – Астана", производительностью 5,4 млрд. м3 в год, с отводами на Караганду и Петропавловск.

Таблица 14 – Основные технико-технологические показатели МГ "Тобол – Кокшетау – Астана"
Наименование показателейЕд. изм.Корректировка
технико-
экономического
обоснования
(далее – ТЭО)
ТЭО
1Проектное давлениеМПа5,47,4
2Пропускная способностьмлрд.м3/год1,55,4
3Общая протяженность основной трассы магистрального газопровода   
3.1- основная трасса магистрального газопроводакм829,8818,6
4Диаметр труб:   
4.1- основная трасса магистрального газопроводамм7201020
5Толщина стенки труб:   
5.1- основная трасса
мм

8

12
6Общий вес труб линейной частитыс. тонн123,39364
7Площадка газоизмерительной станцииед.12
8Автоматизированные газораспределительные станцииед.45
9Количество компрессорных станцииед.21
10Количество газоперекачивающих станций на одной компрессорной станцииед.36
10.1- рабочийед.24
10.2- резервныйед.12
11Условная единичная мощность газоперекачивающего аппаратаМВт4,928
12Топливный газ на собственные нуждымлрд. м3/год0,0150,06

Вместе с тем значительный объем инвестиций в строительство МГ "Запад – Север – Центр", а также непроработанность вопросов свободных ресурсов газа в долгосрочной перспективе обозначают реализацию проекта неопределенной.
В целях расширения охвата газоснабжением Костанайской области и удовлетворения растущих объемов потребления газа рассматривается возможность расширения газопровода-отвода от магистрального газопровода "Бухара – Урал" к городу Троицк Челябинской области РФ, с дальнейшей возможностью строительства магистрального газопровода через Северо-Казахстанскую, Акмолинскую области до города Астаны. По оценке открытого акционерного общества "Газпром" (далее – ОАО "Газпром") укрупненный объем капитальных вложений составит порядка 1,5 млрд. рублей.

3. Схема поставок газа в Восточном регионе
Магистральный газопровод "Сарыбулак – Майкапшагай – Зимунай". На территории Восточно-Казахстанской области реализован проект строительства магистрального газопровода "Сарыбулак – Майкапшагай – Зимунай" в направлении Китайской Народной Республики, обшей протяженностью 92,5 км. Реализация проекта позволит газифицировать населенные пункты Зайсанского и Тарбагатайского районов области.
Магистральный газопровод "Барнаул – Рубцовск – Усть-Каменогорск". Региональной схемой газификации Республики Казахстан рассматривается вариант газификации Восточно-Казахстанской области с возможностью строительства газопровода-отвода от газотранспортной системы РФ. Анализ вариантов строительства магистральных газопроводов из РФ в Восточный регион Казахстана определил оптимальный маршрут строительства газопровода-отвода от города Рубцовск РФ до города Усть-Каменогорск через Бородулихинский, Шемонаихинский, Глубоководский, Уланские районы и отводом в город Семей. По оценке ОАО "Газпром" укрупненный объем капитальных вложений в строительство газопровода-отвода со стороны Алтайского края по маршруту "город Барнаул-город Рубцовск" составит порядка 10 млрд. рублей. Расчетный объем потребления товарного газа городов Усть-Каменогорск, Семей и районов области к 2030 году составит порядка 1,8 млрд. м3 в год, с газификацией 118 населенных пунктов и достижением охвата газоснабжением более 64%.
Вместе с тем, для определения эффективности реализации маршрута поставок газа необходима проработка технико-экономического обоснования строительства газопровода, что позволит определить риски реализации проекта. В частности, определение закупочной цены газа (социальный, экономический аспект), формирование тарифов для конечных потребителей (социальный аспект), методы закупки газа (встречная поставка или свободный закуп российского газа).
Предполагается, что газификация населенных пунктов районов Восточно-Казахстанской области с источником подачи природного газа от газотранспортной системы РФ является технически оправданной, создаст не только благоприятные социально-экономические условия, но и значительно улучшит экологическую ситуацию в регионе.

7. Сроки реализации схемы на перспективу

Реализация Генеральной схемы будет осуществлена поэтапно с перспективой до 2030 года.
Реализация Генеральной схемы по базовому сценарию развития Предполагает достижение следующих прогнозных результатов:
1) достижение бездефицитного баланса газа, что подразумевает оптимизацию прогнозируемых и заявленных объемов газа предприятиями промышленности и энергетики;
2) уровень потребления газа на внутреннем рынке к 2030 году достигнет 18 млрд. м3;
3) уровень охвата газификацией населения Республики Казахстан достигнет 56%, что позволит обеспечить газоснабжением более 1,6 тыс. населенных пунктов;
4) Общая протяженность строительства новых газопроводов составит порядка 29 тыс. км;
5) прогнозируемый объем инвестиций составит порядка 655,9 млрд. тенге (в ценах 2012 года);
6) условный экономический эффект от реализации газификации по вновь газифицируемым территориям составит к 2030 году порядка 910 млрд. тенге.
Кроме этого важным аспектом в реализации Программы развития газовой отрасли является обеспечение снижения вредного воздействия на окружающую среду.

Примечание: расшифровка аббревиатур:
MГ – магистральный газопровод
СНГ – сжиженный нефтяной газ
СПГ – сжиженный природный газ
СУГ – сжиженный углеводородный газ
ПГ – природный газ
АГРС – автоматизированные газораспределительные станции
ГРП – газорегуляторные пункты
ГГРП – головные газорегуляторные пункты
ГРС – газораспределительные сети
ГТУ – газотурбинная установка
ПРГ – пункт редуцирования газа
ШП – шкафные пункты
ШРП – шкафные регулирующие пункты
СМР – строительно-монтажные работы
РЭУ – ремонтно-эксплуатационное управление
ЛПУ – линейно производственные управления
ЦПУ – центральные производственные управления
ЛЧ – линейная часть
ГИС – газоизмерительная станция
КС – компрессорная станция
ГПА – газоперекачивающая станция
МЭ РК – Министерство энергетики Республики Казахстан
МФ РК – Министерство финансов Республики Казахстан
МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан
ВКО – Восточно-Казахстанская область
ЮКО – Южно-Казахстанская область
ЗКО – Западно-Казахстанская область
АО – акционерное общество
КМТФ – акционерное общество "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот"
РФ – Российская Федерация
ТЭО – технико-экономическое обоснование

Приложение 1
к Генеральной схеме газификации
Республики Казахстан
на 2015-2030 годы

Схема поставок газа по существующим и планируемым к строительству объектам систем газоснабжения


Приложение 2
к Генеральной схеме газификации
Республики Казахстан
на 2015-2030 годы

Схема размещения газа по существующим и планируемым к строительству объектам систем газоснабжения


Приложение 3
к Генеральной схеме газификации
Республики Казахстан
на 2015-2030 годы

Схема поставок газа в области Северного региона


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Указ Президента Республики Казахстан от 18 ноября 2014 года №960 28.11.2014
Отклики зарубежной общественности в связи с ежегодным Посланием Президента народу Казахстана "Нурлы жол – Путь в будущее" 28.11.2014
К. Масимов выступил с приветствием в адрес участников 25-й сессии Конференции по Энергетической хартии 28.11.2014
Кабибулла Джакупов объявил о завершении работы МПА ЕврАзЭС 28.11.2014
Первый заместитель Премьер-Министра РК Б. Сагинтаев провел селекторное совещание по вопросам реализации поручений Главы государства 28.11.2014
Сегодня прошло заседание коллегии оборонного ведомства 28.11.2014
О заседании Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью 28.11.2014
Послание народу Казахстана "Нурлы Жол – путь в будущее" обсудили на коллегии министерства сельского хозяйства 28.11.2014
В Берлине состоялась презентация биографической книги о Президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве 28.11.2014
В Казахстане предстоящий понедельник будет выходным в связи с празднованием Дня первого президента 28.11.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
73. КОСАНОВ Жумаш
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz