26 ноября 2014 года, пресс-служба ДПК "Ак жол"
Управление ЕНПФ необходимо передать Правительству для инвестиций в реальный сектор экономики – об этом заявил Азат Перуашев сегодня на пленарном заседании Мажилиса. Озвученный им депутатский запрос в адрес Премьер-министра К.Масимова и главы Нацбанка К.Келимбетова поддержали более 30 депутатов из всех парламентских фракций и Ассамблеи народа Казахстана. Ниже приводится полный текст запроса.
Премьер-министру Республики Казахстан г-ну Масимову К.К. Председателю Нацбанка Республики Казахстан г-ну Келимбетову К.Н. Уважаемый Карим Кажимканович! Уважаемый Кайрат Нематович! В новом Послании народу Казахстана Глава государства дал поручения по направлению в экономику колоссальных средств из Национального фонда, в целях повышения структурной устойчивости экономики и предотвращения негативного воздействия на нашу страну мирового экономического кризиса. При этом Президент Н.Назарбаев особо подчеркнул долгосрочный характер таких инвестиций и их направленность на развитие реального сектора экономики. В этой связи крайне возрастает роль эффективного использования и других имеющихся финансовых ресурсов. Так, недавно группа депутатов Мажилиса Парламента направила депутатский запрос относительно сохранности средств ЕНПФ. Ответные аргументы Нацбанка свелись к оправданию размещения средств ЕНПФ на депозитах и в облигациях банках второго уровня, поскольку "так было всегда". Более того, поддерживающие эту точку зрения эксперты через СМИ начали уверять в правильности таких решений, ссылаясь на неизбежность рисков и то, что никто не может гарантировать сохранность накоплений будущих пенсионеров. В чем тогда был смысл создания ЕНПФ и ликвидации конкуренции частных пенсионных фондов, если с точки зрения надежности ничего не изменилось, зато многомиллиардные суммы теперь находятся в распоряжении единственного органа? К тому же, этот орган выступает и регулятором банковского сектора, и кредитором банков, что однозначно создает конфликт интересов. Считаем необходимым напомнить, что средства ЕНПФ не являются добровольными накоплениями, переданными банкам на хранение. Эти средства собираются в обязательном порядке со всех работающих граждан, а потому их природа иного характера. Кроме того, сумма накоплений ЕНПФ составляет более 20 млрд.долл, что сопоставимо с объемами всей банковской системы. Таким образом, это средства общенационального значения и масштаба; а потому они нуждаются в особом внимании и защите. И самое главное: в управлении этими средствами должна быть обеспечена полная прозрачность и подотчетность перед обществом. К сожалению, как показали события, Нацбанк оказался не в состоянии обеспечить ни соответствующей защиты, ни требуемой прозрачности в отношении средств ЕНПФ. Причем, ситуация с ЕНПФ заметно отличается от управления средствами Национального фонда, также находящегося в компетенции Нацбанка. Но в этом скорее заслуга Совета по управлению Национальным фондом, возглавляемого лично Главой государства. В случае же с ЕНПФ, и управление его средствами, и руководство Советом оказались сосредоточены в Нацбанке, что явно не пошло им на пользу. В результате, столь огромная масса средств не находит должного применения, а под влиянием девальвации и неэффективной инвестиционной политики, активы ЕНПФ подверглись серьезному обесцениванию. И это в то самое время, когда реальная экономика остро нуждается в длинных и недорогих деньгах, и именно в этом направлении работают средства наиболее успешных пенсионных фондов в мировой практике. В этой связи считаем более целесообразным направить средства ЕНПФ на реализацию программ по индустриализации и диверсификации экономики. Тем самым будут созданы условия для повышения доходности ЕНПФ и удешевления средств для реального сектора. А накопления, вложенные в современное и конкурентоспособное производство, будут максимально защищены от колебаний валют и девальвации. Привязка ЕНПФ к облигациям и депозитам банков второго уровня неспособна обеспечить подобный процесс напрямую, так как банки естественно заинтересованы в первую очередь в собственной быстрой прибыли. Очевидно, что и Нацбанк в данном случае выступает "узким местом" перетока средств ЕНПФ, поскольку не смог предложить других подходов. Кроме того, в результате проведенной в прошлом году реформы, изменилась и концепция развития пенсионной системы РК: отказавшись от чисто накопительной перспективы, она де-факто трансформировалась в смешанную, где важную роль играет солидарная часть в виде базовых выплат, по-прежнему финансируемых из бюджета. Тем самым, ответственность за ее исполнение остается на Правительстве, которое в нынешнем формате, отвечая и за исполнение пенсионных обязательств государства, и за диверсификацию экономики, вместе с тем, отделено от глобального инструмента, напрямую связанного с этими задачами. На основании вышеизложенного, просим Вас рассмотреть вопрос о передаче управления ЕНПФ в компетенцию Правительства, как органа, отвечающего за социально-экономическое развитие страны и подотчетного Парламенту РК, для проведения долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики через НУХ "Байтерек" и другие институты развития.
С уважением, депутаты Мажилиса Парламента РК |