Азат Садвакасов
Мы живем во взаимосвязанном мире, где страны не могут существовать поодиночке. Происходящие природные катаклизмы, военные конфликты ослабляют не только экономику отдельно взятой страны, но делают уязвимым весь регион. Тенденция в мире такова, что страны с более развитой экономикой берут ответственность за развитие слабых государств, содействуя улучшению их благосостояния и процветания. Развитые страны создают отдельные правительственные структуры по оказанию финансовой регулируемой помощи другим странам.
Международный опыт Современное понятие международной помощи развивающимся странам сформировалось после окончания Второй мировой войны в 1945 году, когда со стороны США с 1947 по 1949 была оказана значительная финансовая и техническая помощь Европе. Этот проект еще широко известен как "План Маршалла", оказавший реальную помощь Европейским странам в восстановлении инфраструктуры, укреплении экономики и стабильности в регионе. Успех Плана Маршалла позволил внедрить международную программу помощи развитию другим странам. В те времена программа фокусировалась на двух основных целях: создание дополнительных рынков посредством уменьшения бедности и увеличение производства в развивающихся странах. Так, постепенно международная помощь развитию встала на одну линию с внешней политикой государства и в 1961 году появилось на свет Агентство по международному развитию США (USAID). Американское агентство объединило несколько действующих на тот момент организаций, выделявших финансовую поддержку иностранным государствам. Таким образом, вся деятельность по оказанию финансовой помощи иностранным государствам была кардинально реформирована. Новому Агентству удалось объединить разношерстные организации вместе и полностью взять ответственность за управление по оказанию помощи зарубежным странам, способствуя их социально-экономическому благополучию. На сегодняшний день США является мировым лидером по предоставлению помощи международному развитию, ежегодно выделяя до 1% федерального бюджета. USAID работает в более чем 100 странах по всему миру, с теми же целями, обозначенными президентом Кеннеди еще 50 лет назад: защищать интересы внешней политики США, расширять границы демократии и свободных рынков для США, протягивая руку помощи людям, чтобы они жили в свободных развитых странах. Еще одна крупнейшая страна-донор – Великобритания. Несмотря на то, что Департамент по международному развитию Великобритании (Department for International Development, DFID) был сформировано только в 1997 году, британские программы содействия международному развитию уходят в колониальное прошлое страны. Эксперты и историки выделяют несколько этапов становления Британской политики в этой сфере. Первый этап начинается с 1929, второй – с 1961 и третий – это современный этап, начавшийся в 1997 году, характеризуется деятельностью системы, признанной одной из наиболее эффективных моделей содействия международному развитию в мире. К факторам успешной стратегии Великобритании обычно относят: интеграцию всех направлений содействия развитию в рамках одной стратегии и одного специализированного ведомства, объединение усилий в рамках многосторонних программ и последовательности действий всех участников содействия развитию, тщательное планирование целей и результатов в долгосрочной перспективе, а также приверженность принципам прозрачности и эффективности. Можно отдельно сказать о Шведском Агентстве международного сотрудничества в области развития – Sida (далее СИДА), которое находится в ведении Министерства иностранных дел. Главная задача СИДА - способствовать преодолению бедности и улучшению условий жизни людей. Как и другие аналогичные правительственные организации по международному развитию, СИДА осуществляет свою деятельность самостоятельно в рамках, определенных парламентом и правительством Швеции. СИДА действует по всему миру и имеет региональные отделения в 50 странах. Среди сотрудников СИДА, работающих за рубежом, есть как посланцы Швеции, так и местные сотрудники. Они обладают глубоким знанием ситуации на местах и отвечают за контакты в партнерских странах. Австралийское агентство по международному развитию (далее AusAID) тоже отвечает за руководство международной программой помощи Австралии и является государственным предприятием. Целью программы помощи является содействие развивающимся странам в сокращении бедности и обеспечении устойчивого развития в соответствии с национальными интересами Австралии. AusAID, будучи независимым агентством, все же является частью Министерства иностранных дел и внешней торговли Швеции и имеет представительства в 25 австралийских дипломатических миссиях за рубежом. Еще одним ярким примером организации, которая оказывает финансовую помощь другим государствам, при этом развивая свои интересы, является российское Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству – коротко Россотрудничество. Это агентство реализует проекты, целью которых является укрепление международных связей, тесное сотрудничество в гуманитарной сфере и формирование позитивного имиджа России за рубежом. Те, кто помнит, во времена Советского Союза существовали многочисленные общества дружбы, которые в итоге были объединены в Союз советских обществ дружбы (ССОД). В 1994 году на базе ССОД была создана новая структура – Российский Центр международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации (Росзарубежцентр), который получил статус государственного органа при Правительстве Российской Федерации, а в 2002 году был передан под курирование Министерства иностранных дел РФ. В 2008 году структура была переименована в Россотрудничество, и существует в том же виде сейчас. Россия оказывает гуманитарную помощь другим странам исходя из принципов равноправного партнерства, прозрачности, адресности предоставляемой помощи, участвует в международных программах, предоставляет торговые преференции и гранты. Основной приоритетный регион оказываемой помощи развитию для России – страны СНГ, с которыми есть точки соприкосновения в истории, культуре, науке, существуют давние экономические и транспортные связи. Кроме того, Россия оказывает помощь развитию странам Африки южнее Сахары, странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Привилегия процветания несет в себе долю ответственности На сегодняшний день посредством специальных организаций помощь международному развитию оказывают более 50 стран. Из истории становления агентств по международному развитию, очевидно, что само наличие таких структур является признаком страны-лидера, как минимум в масштабах своего региона. Лидер обязан брать ответственность и помогать менее успешным странам с помощью специально созданного для этой цели агентства. Видна также тенденция к тому, что данное агентство должно быть единым и собирать под своей эгидой все инструменты, используемые государством для оказания помощи другим странам – будь то гранты, участие в международных проектах, льготные займы и так далее. Только так страна сможет укрепить свой позитивный имидж донора на мировой арене. Казахстан, несомненно, является лидером в центральноазиатском регионе – у нас успешно развивающаяся экономика, быстрорастущие дипломатические связи, за плечами председательство в ОБСЕ и Организации Исламского сотрудничества, проведение Азиатских Олимпийских Игр, впереди проведение выставки ЭКСПО-2017. Наша страна постоянно оказывает помощь нуждающимся странам, но по объективным причинам до недавнего времени ее объемы были весьма ограниченными по масштабам, формам и географии. В общей сложности Казахстаном за прошедшие годы в качестве гуманитарной помощи и официальной помощи развитию выделено около 100 миллионов долларов США. Сюда входят добровольные взносы в международные организации, участие в проектах помощи развитию под эгидой ООН, образовательная программа для студентов Исламской Республики Афганистан и много другое. Именно сейчас Казахстан, осознавая свою растущую роль в международных и региональных отношениях, а также динамичное улучшение экономики, рассматривает возможность создания единой структуры официальной помощи международному развитию. Подобная организация призвана систематизировать работу по оказанию помощи развитию другим странам, более эффективно содействовать решению глобальных и региональных проблем, а также усилить авторитет Казахстана на международной арене. В современном мире благополучие страны тесно взаимосвязано с социально-экономическим развитием окружающих ее стран, ситуацией в регионе и мире в целом. Оказывая официальную помощь развития другим странам, Казахстан прежде всего будет защищать собственные национальные интересы путем стабилизации социально-экономической и политической ситуации в странах-партнерах, снижении уровня незаконной миграции и международного терроризма, увеличению положительного влияния республики среди стран-реципиентов и мирового сообщества, продвижения казахстанской культуры и традиций за рубежом. |