NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 11:03 ast
09:03 msk

Родовой Казахстан
Поиски черной кошки в темной комнате
02.12.2014 / политика и общество

Азамат Ибраев

Социолог Гульмира Илеуова и ОФ "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" при поддержке Фонда Фридриха Эберта предложили обществу новый взгляд на явление казахстанского трайбализма. Насколько социум зависит от деления на Жузы и рода, какое влияние оказывает разделение на повседневную жизнь и главное – формирование властной вертикали – на эти и другие вопросы попытались ответить специалисты "Стратегии", а также приглашенные фондом эксперты.
Один из экспертов в кулуарах состоявшегося в Алматы "круглого стола" отметил: "трайбализм – это не позитивное и не негативное явление, это просто явление". Собственно, мероприятие послужило доказательством данного изречения, так как собравшиеся были не готовы присвоить казахскому трайбализму какой-то определенный статус, а некоторые и вовсе отрицали глобальное социальное значение подобных отношений. Доклад "Стратегии", озаглавленный "Самоорганизация современных казахов по родовому признаку: руластық или рушылдық?", и давший старт к обсуждению, также был составлен в нейтральном, исследовательском духе. Кроме того, социологи предложили ввести в профессиональный экспертный обиход понятия, новые для русского языка, но давно уже существующие в языке казахском. Так, презентовавшая доклад глава фонда Гульмира Илеуова, считает нужным в специальных обсуждениях именовать род словом ру, и ввести еще несколько терминов. По мнению социолога, именно так в русском языке появилось понятие "оралман". "В Казахстане тема рушылдық (приверженность родовым отношениям, трайбализм) относится к разряду особо чувствительных. "Әңгіме болып кетеді" или "это получит огласку" – основной аргумент, который приводился лидерами родовых общин при отказе от интервью в ходе настоящего исследования. Если при неформальном разговоре любой казах с удовольствием расскажет про свой ру, его историю, взаимоотношения между одноплеменниками, сородичами (руластық) и выдаст серию стереотипов про другие рода, то в формализованной обстановке демонстрация родовой принадлежности будет считаться дурным тоном". Данная цитата из доклада показывает, считают социологи, что если руластык относится к культурно-бытовым, политически нейтральным явлениям, помогающим, помимо прочего, облегчить знакомство с историей всего народа, то рушылдык в некоторых случаях может привести к коррупции.
Доклад "Стратегии" основан на исследовательской работе в Алматы и нескольких областях Казахстана, в том числе, Мангистауской области, которая была выбрана из-за соображений компактности проживания ру Адай. Рассказывая об особенностях тематики, Гульмира Илеуова отметила, прежде всего, фактическое отсутствие всеобъемлющих работ в этой сфере. По информации социолога, общереспубликанского опроса и классификации ру, а также изучения степени проникновения руластык и рушылдык в повседневное существование и их влияния на исполнительную и законодательную власть, как на центральную, так и на местную, никогда не производилось. Тем не менее, в Казахстане существуют отдельные исследования, одно из которых, проведенное 10 лет назад, выявило, что лишь около 4% опрошенных казахов смогли (или захотели) назвать свой ру. С другой стороны, вне формальных опросов респонденты были более откровенны и демонстрировали лучший уровень осведомленности. Кроме того, у социологов создалось впечатление, что в реальности для населения принадлежность к тому или иному ру сводится к изданию шежере (родословных), проведению тоев и других семейно-родственных собраний, а также к возведению памятников. Экономическая функция ру, говорится в докладе, практически отсутствует, аспект взаимоподдержки и взаимопомощи либо ослаблен, либо вовсе не присутствует. Временами, отмечают эксперты, исследование напоминает поиски черной кошки в темной комнате, про которую все знают, что она есть, но отследить и поймать ее невозможно. Неопределенность такого предмета, как трайбализм, подтверждается цитатой из доклада, приведенной на "круглом столе" Гульмирой Илеуовой. "Один из экспертов сказал: мы, те, кто родились в советское время, должны умереть, потому что мы этим (трайбализмом) еще не наигрались, потому что раньше отношения такого рода были под запретом. Люди в возрасте, интеллигенция должны насытиться, а вот когда на смену придет молодежь, которая выросла в условиях независимого Казахстана, и для которой выбор родовой идентичности будет обыденным явлением, они будут выбирать общеказахскую, общеказахстанскую идентичность и для них вопросы рода уже не будут такими важными".
В ходе сбора данных эксперты выяснили, что в ряде регионов в рамках ру проводились не только праздничные или ритуальные мероприятия, но также осуществлялся сбор средств, в основном предназначенных на реализацию культурных и/или семейных задач, реже – решение вопросов, связанных с торговой или даже криминальной деятельностью. Однако при всей массовости сопричастности казахов к исследованному явлению, в докладе, в частности, утверждается: "Не должно сложиться впечатления, что все казахи на сегодняшний день вовлечены в деятельность родовых общин. Чаще всего, тесные отношения поддерживаются на уровне небольшой группы людей, которые кроме принадлежности к одному ру также объединены общими интересами, часто поколенческой и социокультурной близостью. Как бы лидеры общин не старались, но мобилизовать рядовых членов на совместную деятельность очень трудно, не говоря уже о том, чтобы находиться с ними в постоянном взаимодействии. При всем консолидирующем потенциале родового начала, в обществе дифференцирующих факторов оказывается больше – это разный уровень жизни людей и разный интерес к участию в работе общин". Не выясненным остается и самый деликатный момент – степень задействованности "аппарата ру" на электоральные процессы, а также на выбор и назначение тех или иных государственных служащих. И хотя на уровне слухов и домыслов влияние родовой коррупции считается едва ли не общепризнанным, доказательств подобному способу отбора в госорганы выявлено не было. Возможным экспертами называется влияние трайбализма на местные процессы строительства институтов власти, а также вероятным признается взрыв родовых "симпатий" в том случае, если в Казахстане будет изменено законодательство и население в регионах компактного проживания представителей того или иного ру получит право выбора акимов. Что касается якобы засилья в центральной власти представителей определенных родов, формирования "личных гвардий" из родственников/соплеменников вокруг высших госдеятелей, то в ходе исследования подобные факты не нашли подтверждения. Не находят они неопровержимых доказательств и в прошлом. "Уже сейчас могу отметить, что большинство современных мифов об аппаратном трайбализме являются порождением позднесоветской эпохи. Это даже не миф, а некий набор понятий, которые появились достаточно поздно", – подчеркнул в ходе исследования политолог Данияр Ашимбаев.
Силами, значительно подтачивающими родовой институт, социологи признали повальную урбанизацию и отсутствие упоминаний о ру на телевидении, к которому более всего прислушивается молодежь. Более того, согласно опросам, аксакалы и родовые лидеры (самоназвание "президенты", төраға) не афишируют свое положение в Астане, так как чрезмерная популярность в качестве неформального главы может повредить их положению. Тем не менее, фактор ру – в позитивном (в качестве моральной и материальной поддержки), и в негативном (коррупционном и криминальном) аспектах может значительно обостриться в случае ослабления институтов центрального управления или ухудшения социальных условий. В докладе указывается, что "в целом, роль государства является определяющей с точки зрения развития родовых сообществ в качестве мобилизующего социального института. Если государство слабое и не выполняет свои основные функции, то родовые связи начинают активно функционировать в различных сферах жизни (как, например, в соседнем Кыргызстане получила существенное развитие функция социальной поддержки сородичей). Как показало исследование, в Казахстане пока не сформировалась определенная политика в отношении этого явления. Проще говоря, власть не знает, как относиться к рушылдық: как фактору социальной жизни, который нужно просто учитывать, или бороться с любыми его проявлениями, чтобы предотвратить политические риски. Понятно одно: в условиях диктата государства невозможно закрывать глаза на самоорганизацию на альтернативных началах. Рано или поздно придется определяться по данному явлению, и уже не посредством самопрезентаций отдельных представителей элит, а на более осмысленном уровне".
Большинство присутствующих экспертов сошлись на том, что в будущем необходимо как можно более тщательно и кропотливо исследовать вопрос условий существования ру.
"Нужно посмотреть с точки зрения социально-политической, что собой представляет эта организация. На мой взгляд, это компенсаторная функция, поиск альтернативной справедливости. Нормальная функция общества, так как любое государство несправедливо, то искать альтернативные пути нормально", – отметил политолог Дастан Кадыржанов. Также он считает, что "у нашего руластык и рушылдык утеряны основные функции. Утеряна функция источника морально-этической оценки, и функция взаимопомощи тоже не существует". Директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Султан Акимбеков, в частности, рассказал о сильнейшем, чаще негативном, влиянии, которое оказали аналогичные структуры на политическую жизнь ближайших государств, например, Афганистана. "Сейчас этот фактор (в Казахстане – ред.) играет на уровне традиций, потому что у нас патроно-клиентская система, а в нее может входить кто угодно (не только казахи, и не только представители "своего" ру – ред.). Этот фактор присутствует на теневом уровне, но он не политический. Но в случае какого-то социального потрясения, либо "киргизского сценария", эта форма объединения может проявиться. Теоретически может, но до тех пор, пока есть сильная централизованная вертикаль государства, в этом нет никакой необходимости", – указал Султан Акимбеков. Он также считает, что городская культура в значительной степени поглотила трайбализм, и на сегодня небольшие, сельские его проявления теряются при переходе к высшим звеньям патроно-клиентской системы, где работают не родовые интересы, но интересы собственного окружения. Также в ходе обсуждения прозвучали призывы провести общеказахстанскую перепись ру, с целью выявить состав и отношение к этому явлению. Кроме того, эксперты предостерегли от попыток насильственно изжить деление на рода, но не рекомендовали чрезмерную популяризацию данной тематики. В заключение нужно отметить, что доклад "Стратегии" и Фонда Эберта содержит десятки интервью с представителями структуры ру, интереснейшие исторические и современные детали, и работа над исследованием трайбализма в Казахстане продолжается.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.12.2014
Указ Президента Республики Казахстан от 6 октября 2014 года №923 31.12.2014
В Астане от имени Президента-Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РК Н.А. Назарбаева стартовала акция-марафон "Честь победе" 31.12.2014
Приказ Министерства национальной экономики 31.12.2014
Состоялся визит Министра иностранных дел РК Е.Идрисова в Турцию 31.12.2014
Приказ министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 15 декабря 2014 года №326 31.12.2014
Информация о ходе выполнения Общенационального плана мероприятий 31.12.2014
Рабочий график Главы государства 30.12.2014
Указ Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года №971 30.12.2014
Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года №986 30.12.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz