NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 03:39 ast
01:39 msk

Об охране и защите прав интеллектуальной собственности в условиях вступления Казахстана в ВТО и ЕАЭС
Под председательством вице-спикера Палаты Сергея Дьяченко в Мажилисе состоялся Правительственный час, на котором с докладом выступил министр юстиции Берик Имашев
23.12.2014 / политика и общество

Астана, 22 декабря, Дом Мажилиса

Под председательством вице-спикера Палаты Сергея Дьяченко сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час, на котором с докладом об охране и защите прав интеллектуальной собственности в Казахстане в условиях вступления в ВТО и ЕАЭС выступил министр юстиции Берик Имашев.
В обсуждении темы Правительственного часа приняли участие член Коллегии – министр Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов, представители госорганов, Всемирной организации интеллектуальной собственности, Центра ВТО, Национальной палаты предпринимателей, организаций по коллективному управлению правами и Ассоциации патентных поверенных.
С учетом высказанных депутатами предложений на Правительственном часе принят итоговый документ – соответствующие Рекомендации.
Выступая перед парламентариями, министр юстиции Берик Имашев сказал (тезисы):
Президент Республики Казахстан – Лидер Нации Нурсултан Назарбаев в Послании "Стратегия "Казахстан – 2050": новый политический курс состоявшегося государства" поставил цель – к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира.
Одним из условий достижения этой цели является индустриально-инновационное развитие Казахстана, внедрение новых технологий и инноваций. Развитие данных направлений экономики напрямую связано с охраной и защитой прав интеллектуальной собственности, являющейся одним из показателей инвестиционной привлекательности страны.
Сфера интеллектуальной собственности затрагивает все аспекты жизнедеятельности. В любой отрасли экономики, здравоохранения, образования и науки, культуры и сельского хозяйства создаются и используются результаты интеллектуального труда. Это научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, технологические решения, произведения науки, литературы и искусства, товарные знаки, программные продукты и т.д. Все они являются объектами интеллектуальной собственности.
В этой связи вопросы охраны интеллектуальной собственности в соответствующей сфере являются обязанностью каждого соответствующего уполномоченного государственного органа.
В соответствии с Законом об органах юстиции, на Министерство юстиции возложена задача по формированию и реализации государственной политики в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. Данная задача реализуется посредством выработки предложений по совершенствованию законодательства, выдачи охранных документов на объекты интеллектуальной собственности, международного сотрудничества, координация взаимодействия уполномоченных органов и заинтересованных организаций, а также мониторинг их деятельности по соблюдению законодательства. К компетенции Министерства относится контроль за деятельностью патентных поверенных, коллективных организаций и организаций, осуществляющих экспертизу в сфере патентного дела и др.
В рамках проводимой административной реформы уточнена компетенция органов юстиции. С принятием новых Уголовного и Административного кодексов из компетенции органов юстиции исключены вопросы, относящиеся к деятельности правоохранительных органов, в части возбуждения и рассмотрения производств по нарушениям прав на изобретения, полезные модели, а также нарушение авторских и смежных прав, в связи с их переводом в категорию уголовных проступков. Соответственно, органами юстиции не будут осуществляться контрольные функции за использованием объектов авторского и смежного права, промышленной собственности.
В связи принятием Закона от 29 сентября т.г. по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления из компетенции Министерства исключена функция по содействию организации импорта и экспорта прав на использование произведений. Это связанно с тем, что автор, как обладатель исключительных прав, вправе самостоятельно осуществлять любые действия с произведениями.
За годы независимости Казахстаном были приняты основные нормативные правовые акты в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. Это законы об авторском и смежном праве, патентный закон, закон о товарных знаках и многие другие.
В Уголовном и Административном кодексах установлена ответственность за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности. Также предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде возмещения материального ущерба и морального вреда.
Четкая правовая урегулированность основ авторского права и права промышленной собственности позволила создать благоприятные условия для их функционирования.
Последующие шаги, принятые Правительством по упрощению регистрационных процедур и активной праворазъяснительной работы, позволили добиться положительного эффекта на практике. Дальнейшее упрощение процедуры регистрации объектов интеллектуальной собственности предусмотрено во внесенном в Парламент законопроекте "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам правового регулирования сферы интеллектуальной собственности", одобренном недавно в первом чтении Мажилисом.
За последние пять лет общий рост выданных охранных документов на объекты интеллектуальной собственности составил 61%. При этом, основную долю зарегистрированных объектов составляют товарные знаки (71%). Из них рост регистрации товарных знаков национальных заявителей составил 48%.
Здесь особо выделяется сохраняющаяся на протяжении последних пяти лет высокая активность иностранных заявителей. Регистрация иностранными заявителями товарных знаков составляет 52% от общего количества всех выданных охранных документов. Это еще раз подтверждает привлекательность казахстанского рынка для иностранных правообладателей.
Более того, Казахстан в Глобальном индексе конкурентоспособности по индикатору "Защита прав интеллектуальной собственности" с 2011 года улучшил свои показатели на 42 пункта (с 116 места до 74 места), обойдя такие страны как Испания, Бразилия, Россия и Грузия.
Следует отметить, что данный индикатор формируется за счет принимаемых мер по выявлению и пресечению контрафакта. Соответственно, с учетом проводимой административно-правовой реформы в новых интеграционных условиях улучшение этого индикатора будет напрямую зависеть от эффективных действий со стороны правоохранительных органов по борьбе с контрафактом.
Министерство юстиции, в компетенцию которого не входит раскрытие и расследование правонарушений в сфере авторских и смежных прав, готово оказывать содействие правоохранительным органам в совершенствовании законодательства с учетом правоприменительной практики.
Что касается сотрудничества с международными организациями в области интеллектуальных прав, то с 1993 года Казахстан является участником Всемирной организации интеллектуальной собственностью (ВОИС).
Членство в этой организации и ратификация 19 базовых международных договоров ВОИС позволило гармонизировать национальное законодательство в соответствие с принятыми обязательствами, в том числе в части охраны прав казахстанских авторов и правообладателей за рубежом.
Казахстан является участником Всемирной конвенции по авторскому праву, Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков, Сингапурского договора о законах по товарным знакам и другие.
Ратификация Мадридского договора позволяет нашим гражданам зарегистрировать свой товарный знак путем подачи одной заявки через национальное патентное ведомство на территории нескольких государств одновременно.
По вступлению РК в ВТО
В своем Послании от 17 января 2014 года "Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее" Глава государства отметил важность вступления во Всемирную торговую организацию в целях углубления интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему.
Участие в ВТО приведет к значительному упрощению взаимного доступа товаров на рынке стран-участниц ВТО.
Одним из главных требований вступления в ВТО является приведение национального законодательства государства-кандидата в соответствие с Соглашениями данной Организации.
В рамках ВТО базовым договором в сфере интеллектуальной собственности является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС).
Министерство юстиции в рамках своей компетенции совместно с Министерством национальной экономики и другими органами с 1996 года проводит работу по приведению законодательства в соответствие с Соглашением ТРИПС.
В результате проведенной работы авторское право было распространено на произведения в любой форме. Охрана компьютерных программ приравнена к охране литературных произведений. Введена ретроактивная охрана объектов авторского права, созданных до 1973 года. С учетом рекомендаций стран-членов ВТО Казахстан также ввел охрану прав авторов и исполнителей в сети интернет.
Одним из требований Соглашения ТРИПС является предоставление гражданам других стран-членов ВТО режима, не менее благоприятного, чем тот, который она предоставляет своим собственным гражданам. В этой связи приняты меры по приведению в соответствие требованиями Соглашения ТРИПС ВТО двухсторонних межправительственных соглашений с Грузией и Республикой Узбекистан, прекращено действие межправительственного Соглашения с Кыргызской Республики. Планируется подписание Протокола о внесении изменений в действующее Соглашение о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности с Азербайджанской Республикой. На сегодня переговоры по вопросам интеллектуальной собственности в рамках ВТО завершены и проблемные вопросы, возникавшие в ходе переговорного процесса, были сняты.
По интеграционным процессам в рамках ЕАЭС
Вопросы в сфере интеллектуальной собственности на сегодня являются также одним из важных направлений экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза, который начнет действовать с 1 января 2015 года.
В качестве основных задач экономической интеграции в сфере интеллектуальной собственности определены:
– обеспечение единой охраны объектов авторского права и права промышленной собственности на территории Таможенного союза;
– введение единого товарного знака, введение единого порядка управления правами на коллективной основе;
– установление сотрудничества уполномоченных органов и Евразийской экономической комиссии.
В реализацию Договора планируется в течение 2015 года подписать три международных договора:
Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименований мест происхождения товаров на территориях государств-членов Евразийского экономического союза. Направлен на увеличение подаваемых заявок на регистрацию товарных знаков.
Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Предусматривает межведомственное сотрудничество с целью выработки предложений по совершенствованию законодательства, обмен информацией по вопросам выявления и преследования нарушений в сфере интеллектуальной собственности.
Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе. Предусматривает установление единого порядка сбора, распределения и выплаты авторского вознаграждения. В проекте Соглашения прописываются порядок и сроки распределения собранного вознаграждения, которое должно осуществляться не реже 1 раза в год пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских и (или) смежных прав.
О том, что развитие интеллектуальной собственности прямо зависит от уровня развития других отраслей экономики и условий для научно-экономического потенциала страны свидетельствует статистика по регистрации заявок на товарные знаки в Казахстане, Беларусь и России.
В этой связи усилий одного Министерства юстиции по увеличению количества выдаваемых охранных документов недостаточно. Необходимо принятие заинтересованными государственными органами, национальными компаниями и научно-исследовательскими организациями мер по развитию собственного производства и наращиванию научно-технического потенциала, изобретательской активности, поддержке отечественных научных проектов и технологий.
Количество выдаваемых патентов (на изобретения) в соотношении к 1 млн. населения является показателем оценки уровня развития стран в рамках Организации экономического сотрудничества и Глобального индекса конкурентоспособности.
Поэтому увеличение количества выдаваемых охранных документов зависит не от регистрирующего органа в лице Министерства юстиции, а от уровня индустриально-инновационного развития Казахстана. Развитие промышленности и науки позволят Казахстану быть конкурентоспособным не только по отношении к странам Евразийского экономического союза, но и войти в 30-ку конкурентоспособных стран мира.
Вместе с тем Министерство юстиции принимает усилия по скорейшему решению этого вопроса. В рамках рабочей группы по рассмотрению проекта Закона по вопросам правового регулирования сферы интеллектуальной собственности Министерство совместно с депутатами выработали предложения по ускоренной регистрации объектов промышленной собственности в области зеленых технологий, энергосбережения и других инновационных проектов в рамках ЭКСПО-2017.
Другим вопросом, обсуждаемым на сегодня с партнерами и бизнес-сообществом в рамках Евразийского экономического союза, является параллельный или так называемый "серый" импорт. Данный вопрос активно обсуждается не только экспертами и бизнес-сообществом Казахстана, Беларусь и России, но и депутатами Парламента и Национальной палаты предпринимателей и патентными поверенными трех стран.
Параллельный импорт связан с институтом исчерпания прав на товарные знаки. Его суть заключается в том, что импорт оригинальных (неподдельных) товаров осуществляется из третьих стран в зависимости от согласия владельца (правообладателя) товарного знака.
Различают три принципа определения такого согласия – национальный, региональный и международный. Наличие либо отсутствие согласия владельца товарного знака, как условие для импорта товаров, проверяется в рамках национальной территории, определенного региона либо считается полученным без территориального ограничения.
Закон о товарных знаках РК и Гражданский кодекс РФ предусматривают национальный принцип исчерпания прав. Вместе с тем, на основании ратифицированного международного договора, имеющего приоритет перед национальными законами, в рамках Евразийского экономического союза действует региональный принцип исчерпания прав.
Иными словами признается, что не является нарушением исключительного права на товарный знак в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории любого из государств-членов Союза непосредственно правообладателем или другими лицами с согласия правообладателя.
В настоящее время представителями малого и среднего бизнеса предлагается региональный принцип заменить на международный принцип исчерпания прав, который не требует согласия владельца (правообладателя) товарного знака.
Обсуждение данного вопроса продолжается. Решением совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня т.г. №45 создана рабочая группа по выработке предложений в отношении дальнейшего применения принципа исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности. В ее состав вошли представители заинтересованных государственных органов, правообладателей и НПО.
Разрешение вопроса об изменении принципа исчерпания прав тесно связано с обеспечением добросовестной конкуренции и индустриально-инновационной политикой государств-членов Союза.
Международный опыт свидетельствует, что политика государств относительно параллельного импорта определяется факторами, касающимися, в основном торговли, конкуренции и экономики, нежели вопросами, относящимися к интеллектуальной собственности.
В рамках ВТО и ОЭСР не предусмотрены жесткие требования для государств-кандидатов в части наиболее предпочтительного принципа исчерпания прав. Каждое государство самостоятельно делает свой выбор в пользу одного из трех принципов при условии недопущения режима наибольшего благоприятствования и предоставлении национального режима.
В завершение своего выступления хотелось бы отметить, что только совместными усилиями мы сможем обеспечить адекватную защиту прав интеллектуальной собственности во всех сферах экономики как одного из важных компонентов индустриально-инновационного развития Казахстана.
***
С содокладом на тему Правительственного часа выступил председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев (см. www.parlam.kz). Затем министр ответил на депутатские вопросы.
После его ответов и выступлений парламентариев вице-спикер Палаты Сергей Дьяченко подытожил Правительственный час.

-------

ПРАВЧАС: СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА ("Об охране и защите прав интеллектуальной собственности в условиях вступления Казахстана в ВТО и ЕАЭС")
Астана, 22 декабря, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час (www.parlam.kz), на котором с содокладом выступил председатель Комитета Палаты по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев (тезисы):
"Министерство юстиции принимает меры и ведет целенаправленную работу по совершенствованию системы охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в Республике Казахстан в условиях вступления во Всемирную торговую организацию и Евразийский экономический союз.
В современном мире внутригосударственное правовое регулирование вопросов охраны и защиты прав интеллектуальной собственности во многом предопределяется положениями международных соглашений в этой сфере.
Традиционно спецификой объектов интеллектуальной собственности признавался их "территориальный" признак: они возникают в соответствии с законами определенного государства, их действие при отсутствии международных соглашений ограничивается только территорией этого государства.
Заключение международных соглашений создает условие для защиты прав интеллектуальной собственности казахстанских правообладателей за рубежом. В свою очередь, вступая в международные договоры, Республика Казахстан гарантирует на предусмотренных ими условиях охрану прав иностранным правообладателям.
Вместе с тем, учитывая глобализацию экономических отношений, возникают вопросы по укреплению казахстанской инновационной системы, поддержке перспективных научных исследований, а также по сохранению и защите научно-технического потенциала Республики. Поэтому повышается потребность в адекватной правовой защите объектов интеллектуальной собственности на мировом рынке.
Вступление Казахстана в ВТО
В настоящее время общемировой тенденцией является расширение роли государства в сфере интеллектуальной собственности. Данное обстоятельство отражается в ряде новых международных актов. Так, указание на государственную политику в сфере защите и охраны интеллектуальной собственности содержится в преамбуле к Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее – Соглашение ТРИПС), входящего в пакет соглашений о создании Всемирной торговой организации (далее – ВТО).
Соглашение ТРИПС основывается на подходе, который предусматривает активную роль государства в обеспечении надлежащей защите и охраны объектов интеллектуальной собственности.
Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию значительно упростит взаимный доступ товаров на рынки стран-участниц ВТО.
В условиях постоянного развития техники, роста числа нарушений прав интеллектуальной собственности, проблем в получении и использовании результатов интеллектуальной деятельности, заинтересованности авторов и инвесторов в справедливом вознаграждении за творческий труд и вложенные капиталы, усиливается роль государства в области интеллектуальной собственности.
В этом направлении была проведена поэтапно соответствующая работа. Так, за последнее десятилетие в национальное законодательство об интеллектуальной собственности несколько раз вносились поправки в целях соответствия международным актам.
Следует отметить, что новый Уголовный кодекс Республики Казахстан, вступающий в действие с 1 января 2015 г., ужесточил ответственность за общественно опасные деяния, совершенные в сфере интеллектуальной собственности. Часть четвертая статьи 198 нового УК ("Нарушение авторских и (или) смежных прав") предусматривает лишение свободы на срок до шести лет, вместо пяти лет в действующем УК.
Статья 199 нового УК ("Нарушение прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения или топологии интегральных микросхем") предусматривает максимальный срок наказания в виде лишения свободы до семи лет (действующий УК предусматривает до пяти лет).
В соответствии с новым Кодексом об административных правонарушениях органы юстиции в сфере интеллектуальной собственности рассматривают дела об административных правонарушениях и составляют протоколы по ним только по одной статье – незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или фирменного наименования (статья 158).
Действующий КоАП предусматривает за органами юстиции ведение административного производства по трем статьям – статья 128 (нарушение прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем),статья 129 (нарушение авторских и (или) смежных прав), статья 145(незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или фирменного наименования).
Статьи 128, 129 действующего КоАП теперь в новом Уголовном кодексе рассматриваются как уголовные правонарушения (ст.ст. 198,199). Это еще раз подтверждает то, что государство принимает соответствующие адекватные меры по охране и защите прав интеллектуальной собственности.
Полагаем, что данные изменения окажут положительное влияние на предупреждение правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.
На текущий момент законодательство Республики Казахстан об интеллектуальной собственности гармонизировано с основными международными правовыми актами, действующими в этой сфере.
Вместе с тем, полагаем необходимым решить следующие задачи при осуществлении государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности:
1) создание инфраструктуры для реализации авторских и смежных прав;
2) совершенствования систем коллективного управления авторскими и смежными правами;
3) обеспечение дальнейшего развития патентного ведомства, ведающего вопросами промышленной собственности и регистрации изобретений, товарных знаков и иных видов объектов интеллектуальной собственности;
4) расширение межправительственного сотрудничества;
5) расширение государственной поддержки изобретательской и иной творческой деятельности;
6) совершенствование работы патентных поверенных и иных лиц, содействующих эффективному осуществлению регистрации, охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности.
Казахстаном ратифицирован и Сингапурский договор о законах по товарным знакам. Документ направлен на гармонизацию национальных систем законодательства по товарным знакам, касающегося упрощения процедур регистрации товарных знаков. В этой связи, хотелось бы узнать: эффективно ли проводится работа в данном направлении?
Касательно этой же сферы в целях эффективного функционирования патентной системы и укрепления материально-технической базы патентного ведомства, не рассматриваете ли вопрос строительства Патентного дворца в Астане?
Считаем, необходимым предусмотреть возможность строительства в г. Астана Патентного дворца по принципу "одного окна", в целях создания максимальных благоприятных условий для решений вопросов промышленной собственности и регистрации изобретений, товарных знаков и иных видов объектов интеллектуальной собственности.
Развитие изобретательской и инновационной деятельности.
В Послании Главы государства народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050": Новый политический курс состоявшегося государства" поручено провести ревизию законодательства, регулирующего вопросы авторских прав и патентов. Правительству необходимо до конца 2014 года проанализировать все ранее выданные патенты и зарегистрированные авторские права на предмет их возможной коммерциализации.
Глава государства также поручил Правительству упростить процедуры регистрации изобретений и патентов и достичь уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития по этому показателю.
В настоящее время в Парламенте рассматривается проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правового регулирования сферы интеллектуальной собственности".
Данным законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Патентный закон, законы "Об авторском праве и смежных правах", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и "О селекционных достижениях".
Законопроектом преследуется следующие цели:
Первое – восполнение правовых пробелов и устранение противоречий.
Второе – исключение норм, создающих административные барьеры.
Третье – гармонизация законодательства Казахстана и стран Организации экономического сотрудничества.
Проведенный анализ деятельности организаций, управляющих имущественными правами, показывает необходимость пересмотра законодательных положений института коллективного управления имущественными правами.
Согласно статье 46 Закона Республики Казахстан "Об авторском праве и смежных правах" предусматриваются обязанности по сбору, распределению и выплате авторского вознаграждения за использование объектов авторского права и смежных прав.
Однако, в нарушение данной нормы организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, используют большую часть собранного вознаграждения на покрытие своих собственных расходов.
Поэтому в целях исключения злоупотреблений со стороны данных организаций предусматривается конкретизация вышеназванных обязанностей организаций в Законе Республики Казахстан "Об авторском праве и смежных правах".
Данные изменения должны обеспечить прозрачность и эффективность деятельности таких организаций, а также своевременную выплату причитающегося авторского вознаграждения.
Так, согласно действующему законодательству нашей страны владельцем товарного знака может быть юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (индивидуальный предприниматель, ИП). Основополагающие международные соглашения в сфере интеллектуальной собственности, такие как Парижская конвенция, Мадридское соглашение, Сингапурский договор о товарных знаках, участником которых является Республика Казахстан, предоставляют такое право всем физическим лицам, независимо является он индивидуальным предпринимателем или нет. В этой связи в национальное законодательство вводится предоставление такого права заявителям.
В целях приведения процедуры патентования полезной модели в соответствие с практикой патентования стран Организации экономического сотрудничества и развития, вносится изменение, предусматривающее расширениепонятия полезной модели. Теперь к полезной модели предлагается относить технические решения в любой области, относящиеся к продукту, способу, а также применению известного продукта или способа по новому назначению.
Это одно из существенных новелл данного законопроекта.
На основе опыта России и Беларуси к промышленному образцу предлагается отнести также художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее внешний вид изделия.
Кроме того,вносятся поправки, исключающие выдачу свидетельств на товарные знаки в бумажном виде. Отказ от бумажных свидетельств и замена их выпиской из Государственного реестра должно привести к сокращению срока выдачи охранных документов на данные объекты интеллектуальной собственности.
На основании изложенного, следует отметить, что депутатами Мажилиса, учитывая новеллы законопроекта и динамично меняющееся законодательство, внесен ряд предложений и замечаний, направленных на совершенствование отдельных норм законопроекта.
Борьба с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности.
Проблема контрафакта в современном мире стоит действительно остро. Она наносит ущерб экономике и национальной безопасности государства, престижу страны, подрывая, в том числе и инвестиционный климат, а также ущерб владельцам авторских прав на продукцию и товарные знаки, наконец, причиняет вред здоровью населению.
90 процентов случаев нарушений законодательства об интеллектуальной собственности приходится на распространение контрафактной продукции. Как известно, подделывается практически все, что является востребованным на рынке.
Органы юстиции совместно с правоохранительными органами проводят проверочные мероприятия по выявлению и уничтожению контрафактной продукции. По их результатам в 2013 году изъято более 335 тысяч экземпляров контрафактной продукции на общую сумму более 122 миллионов тенге.
В целом по Республике за девять месяцев т.г. совершено 317 административных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности. Из них за этот период по республике по статье 129 (Нарушение авторских и (или) смежных прав) зарегистрировано 263 правонарушения. Лидируют Карагандинская область (49 правонарушения), г. Астана (43), по статье 145 (Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или фирменного наименования) зарегистрировано 54 правонарушения: лидируют Южно-Казахстанская (13), Акмолинская области (7).
Если рассмотреть тенденцию совершения административных правонарушений по республике в этой сфере за период с 2012 года по настоящее время, то здесь наблюдается скачкообразность. Так, например, по статье 145 КоАП в 2012 году – 44 правонарушения; далее резкий скачок вверх в 2013 году– 116правонарушений, и за девять месяцев т.г. наблюдается спад – 54 правонарушения.
Снижение уровня правонарушений почему-то связывают с объявлением моратория со 2 апреля текущего года на проверки субъектов частного предпринимательства.
Кроме того, такая статистика свидетельствует о недостаточном качестве исполнения контрольных функций, а также необходимости совершенствования координации взаимодействия уполномоченных органов и заинтересованных организаций в области охраны и защиты интеллектуальной собственности.
В связи с этим, органам юстиции необходимо повысить эффективность борьбы с нарушениями путем соединения высокоэффективных технологий с высококвалифицированными кадрами, а также усиления праворазъяснительной деятельности.
Вопрос привлечения к уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав остается сложным.
Расследование по преступлениям в сфере авторских прав заключается в привлечении к ответственности за изготовление контрафактных экземпляров объектов авторского права и их сбыт.
Вместе с тем, большая часть нарушителей, как правило, избегают уголовной ответственности, поскольку осуществляют сбыт контрафактной продукции в небольшом количестве.
Так, следует отметить, что 2012 году по статье 184 УК РК из зарегистрированных 512 фактов совершенных нарушений привлечено к ответственности 146 лиц, в 2013 году из 858 фактов – 170 лиц, в 2014 году из 309 фактов – 88 лиц, то есть к ответственности привлекаются по третьей части фактов нарушений.
В новых редакциях Уголовного и Уголовно- процессуального кодексов предусмотрено проведение негласных следственных действий по данным правонарушениям. Полагаем, все эти новшества позволят обеспечить надлежащую доказательную базу и повысить эффективность принимаемых мер по защите интеллектуальной собственности.
Кроме того, новеллы рассматриваемого в Мажилисе законопроекта по вопросам правового регулирования сферы интеллектуальной собственности окажут существенное влияние на охрану и защиту прав на объекты интеллектуальной собственности.
Надо отметить, уважаемые коллеги, что Министерство юстиции как многопрофильный орган в рамках возложенных на него функций решает широкий спектр задач.
В свете реализации поручений Главы государства и основных задач по вхождению нашей страны в число 30-ти самых развитых стран мира, поставленных в Послании народу Казахстана от 17 января 2014 г. "Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее", всем нам предстоит сделать очень многое в этом направлении.
В заключение необходимо, на наш взгляд, положительно отметить огромную работу, проделанную Министерством юстиции."


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.12.2014
Указ Президента Республики Казахстан от 6 октября 2014 года №923 31.12.2014
В Астане от имени Президента-Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РК Н.А. Назарбаева стартовала акция-марафон "Честь победе" 31.12.2014
Приказ Министерства национальной экономики 31.12.2014
Состоялся визит Министра иностранных дел РК Е.Идрисова в Турцию 31.12.2014
Приказ министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 15 декабря 2014 года №326 31.12.2014
Информация о ходе выполнения Общенационального плана мероприятий 31.12.2014
Рабочий график Главы государства 30.12.2014
Указ Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года №971 30.12.2014
Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года №986 30.12.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz